Введение 3
Глава 1. Трудовой коллектив: понятия, особенности, характеристики. Социологический взгляд 6
§1.1 Социологические подходы к изучению трудового коллектива 6
§1.2 Роль трудового коллектива в организациях 10
§1.3 Ценности сотрудников в дистанционном трудовом коллективе: характеристика и методы анализа 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Трудовой процесс в условиях современности: особенности дистанционной работы 28
§2.1 Преимущества и сложности дистанционной работы 28
§2.2 Трудовой коллектив в условиях дистанционной занятости 32
§2.3 Особенности формирования социальных сетей в дистанционном коллективе 41
Выводы по главе 2 49
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимоотношений в дистанционном трудовом коллективе онлайн-школы Умскул 51
§3.1 Онлайн-школа Умскул: описание и основные характеристики .... 51
§3.2 Программа социологического исследования 55
§3.3 Анализ результатов эмпирического исследования 61
Выводы по главе 3 80
Заключение 83
Литература и источники 87
Приложение 1. Опрос эмпирического исследования 92
Приложение 2. Количественные данные по результатам исследования 96
В современном обществе постиндустриального типа все большее место в жизни людей занимают информационные технологии. В настоящее время они являются частью любой сферы общественной жизни. Многие привычные процессы переходят в цифровой формат, что говорит о необходимости адаптации общества к информационным технологиям. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 ускорила процесс перехода в дистанционный формат и поставила проблему адаптации различных общественных групп к удаленному формату. Особенно остро это отразилось на организациях и рабочем коллективе. Эффективность трудового коллектива в большой степени зависит от уровня сплоченности сотрудников, от их включенности в корпоративную культуру, разделения общих ценностей и преследования конкретной цели. В условиях вынужденного удаленного формата оказалось сложным устройство трудового коллектива и поддержание сильных социальных связей между работниками. Социальные сети между сотрудниками ослабевают из-за отсутствия ежедневной коммуникации, как было в формате офисной работы. Перед руководителями встает задача поддержания взаимоотношений между участниками рабочего процесса, а также качественная адаптация новых сотрудников к сформированному коллективу. Данная проблема актуальна в настоящее время, так как формат удаленной работы стремительно развивается с каждым годом, по прогнозам специалистов к 2028 году 73% компаний по всему миру будут иметь в штате удаленных сотрудников. Это подтверждает необходимость рассмотрения особенностей формирования и поддержания связей внутри трудового коллектива в условиях дистанционной работы.
Данная тема в социологии является достаточной новой из-за своей специфики, однако связана с фундаментальными разработками ученых, занимающихся изучением трудового коллектива, социальных связей и цифрового общества. В настоящее время активно публикуются статьи по данной тематике, прогнозируется дальнейший уход организаций в дистанционный формат.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей трудового процесса в дистанционном коллективе...
Ежегодно все большее число организаций переходят в дистанционный формат, что имеет определенные преимущества и недостатки для сотрудников. С точки зрения социальной организации деятельности главной проблемой становится поддержание эффективной трудовой деятельности при удаленной работе коллектива. Сотрудники не имеют возможности оперативно решать возникающие проблемы, поддерживать неформальное общение и присутствовать на общих собраниях. В настоящее время проводятся различные масштабные исследования, подтверждающие актуальной данной проблемы. Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются руководители, необходимо найти способы, которые могут помочь увеличить уровень сплоченности коллектива. Данная проблема является новой и требует особого подхода к решению. Чтобы дистанционная организация эффективно функционировала, необходимо поддерживать высокий уровень сплоченности трудового коллектива.
В результате проведенной теоретической и эмпирической работы были достигнуты определенные результаты в изучении темы «Трудовой коллектив в условиях дистанционной работы: особенности трудового процесса и роль социальных сетей (на примере онлайн-школы «Умскул»).
Анализ фундаментальных и актуальных теоретических работ помог выделить основные понятия и определения и концептуализировать их. В результате работы над теоретической частью было выяснено, что на данный момент не существует общепринятого понятия трудового коллектива, однако основными характерными признаками являются - добровольность объединения, работа ради общей цели, тесное взаимодействие в процессе работы. В настоящее время роль трудового коллектива возрастает в связи с необходимостью сокращения издержек производства и для увеличения прибыли компании. Социальные факторы, влияющие на производственную деятельность, в настоящий момент особенно актуальны для работы организаций, руководители заинтересованы в сплочении участников трудового процесса, так как слаженная работ коллектива улучшает качество действия компании. Для точного анализа сетей взаимосвязей в трудовом коллективе полезно обращаться к методике ценностно-целевой рефлексии, которая позволяет выявить проблемы в соотнесении ценностей работников между собой и с руководителем.
С начала 2010-х годов заметна тенденция постепенного перехода компаний в удаленный формат, некоторые организации переводят на дистанционную работу часть сотрудников, некоторые полностью остаются в онлайне. Пандемия COVID-19 ускорила данный процесс и привела к вынужденной необходимости ускоренной адаптации к такому формату работы. Как руководители организаций, так и работники осознали преимущества дистанционной работы: отсутствие привязанности к
конкретному месту, гибкий график, отсутствие дресс-кода. Однако данный процесс отрицательно повлиял на работу трудового коллектива в компаниях. Формирование новых социальных связей усложняется, а старые связи становятся слабее. Коллеги меньше знают друг о друге, снижается уровень доверия в коллективе и заинтересованность сотрудников в работе. Это приводит к парению эффективности работы трудового коллектива, что отрицательно сказывается на организации и ведет к ухудшению ее позиций на рынке.
Так, в результате анализа литературы удалось выявить роль трудового коллектива в организациях и сложности, возникшие с переходом на дистанционный формат работы, связанные с ослаблением социальных связей в рабочем коллективе.
Для подтверждения теоретической информации было проведено эмпирическое исследование на тему «Взаимоотношения между работниками дистанционного трудового коллектива онлайн-школы «Умскул»». Данная организация функционирует в удаленном формате, в ней есть разные департаменты, которые также должны иметь каналы коммуникации...
1. Bohns V.K. A Face to Face Request Is 34 Times More Successful Than an Email / V.K. Bohns URL: https://hbr.org/2017/04/a-face-to-face-request-is-34- times-more- successful-than-an-email
2. Connolly B., Digital trust: Social Media Strategies to Increase Trust and Engage Customers. London: Bloomsbury Publishing, 2020. 256 p.
3. Hofstede G. Culture's Consequence. International Diffences in Work- Related Values. Beverly Hills, London: SAGE Publications, 1980. 475 p.
4. Lowy, J. Overcoming Remote Work Challenges / J. Lowy. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/overcoming-remote-work-challenges/
5. Ouchi W. С. Theory Z: how American business can meet the Japanese challenge. USA: Addi- son-Wesley Publishing Company, 1981. 283 p.
6. The IWG Global Workplace Servey. URL:
https://assets.regus.com/pdfs/iwg-workplace-survey/iwg-workplace-survey- 2019.pdf
7. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е., Экономика и социология труда: учебник для вузов / М.: ЮНИТИ, 2000. 407 с.
8. Андреева Г. М., Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2011. 376 с.
9. Белоусова М. Е., Кадровый потенциал предприятия как характеристика его трудового коллектива // Аллея науки. 2018. №10, С. 2-13.
10. Беляева М. Г., Особенности трудовых отношений в условиях дистанционной занятости // Управление персоналом. 2008. №99. С. 9-15.
11. Бобинкин С. А., Акатова Н. С., Психологические особенности отношений в трудовом коллективе // Социальная политика и социология. 2014. №4-2. С. 118-131.
12. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. -2е издание: дополненное и переработанное. М.: Книжный мир, 2006. 860 с.
13. Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе // Вестник СПБГУ. Социология. 2020. Т. 13, вып. 2. С. 129-143.
14. Веселова А. М., Егорычева Е. А., Шкунова А. А., Диагностика межличностных и межгрупповых отношений сотрудников организации ООО «Кристалл» на основе социметрического подхода // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №6. С. 59-64.
15. Гвоздиков Д. С., Онлайн-сети и развитие сетевых взаимодействий // Вестник СПБГУ. 2015. Сер. 12. №. 2, С. 100-107...52