Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО БРЕНДА
МОЛОДЕЖЬЮ 10
1.1. Основные подходы к исследованию национального брендинга 10
1.2 Основные подходы к исследованию массового политического
сознания и ценностей 22
1.3 Особенности массового политического сознания молодежи .... 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ БРЕНДА РОССИИ .. 44
2.1. Особенности ценностно-эмоционального восприятия России 44
2.2. Особенности визуального восприятия бренда России 61
Заключение 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Актуальность темы исследования. Современное научное сообщество уделяет много внимания проблемам брендинга. Однако, работ, изучающих проблематику комплексно, гораздо меньше. Актуальность исследования для научного сообщества заключается в нескольких положениях. Во-первых, исследование не только выявляет ценности молодого поколения, но и делает шаг к тому, чтобы сопоставить ценности молодежи с ценностями, транслируемыми брендом России. Во-вторых, исследование проводит сравнительный анализ ценностей, транслируемых в бренде России, их восприятия молодежью и их соответствия запросам молодого поколения.
Молодежь является стратегически важным кластером населения для государственной власти. По итогам Всероссийской Переписи населения 2020 года в России молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет 20,9% населения или 26 780 409 чел . Восприятие бренда страны молодежью влияет на функционирование политической системы в целом. В первую очередь это влияет на восприятие собственной страны, ее политики и политических решений. Кроме того, это связано с проблемами политического доверия и политического абсентеизма. Как справедливо отмечает А.Н. Киркин, «являясь отражением господствующих в обществе политических отношений и формируясь под влиянием конкретной социальной и политической практики, массовые представления населения о российском государстве, оказывают ключевое воздействие на политическое поведение граждан нашей страны». Бренд государства является частью имиджевой политики государства. Она заключается в создании положительного имиджа государства на двух уровнях: внутри самого государства и на международной арене. Бренд также позволяет нам создать определенное отношение рецепиента к объекту, то есть позволяет направлять и корректировать общественное мнение. Это важно на уровне внутренней политики. От отношения молодежи к государству зависит их мотивация оставаться в стране, развивать научный и рабочий потенциал, а кроме того это позволяет качественно отличить, например, внутренний туризм перед туризмом за рубеж. Это также повышает привлекательность государства для инвесторов.
Степень научной разработанности проблемы. Среди исследований по проблемам брендинга особой популярностью пользуются исследования по восприятию бренда страны за рубежом...
В исследовании была проведена работа, направленная на изучение национального бренда. В работе рассмотрены основные подходы к изучению национального бренда, его особенности и функции. Проанализировав литературу, был сделан вывод, что исследование проблематики брендинга является актуальным. На сегодняшний день в научном сообществе уже сформирована теоретико-методологическая база, раскрывающая сущностные характеристики понятий «бренд», «политический бренд», «имидж». Однако, есть существенные пробелы. Так, до сих пор научное сообщество не может сформулировать единое определение политического бренда. Систематизировав фундаментальные труды по брендингу и современные теоретические и прикладные исследования, можно вывести комплексное определение брендинга.
Брендинг гоб з ц - процесс пвокзы ет конструирования вле иую к устойчивой работу эмоциональной с идул связиющ тор че к х между х ес м населением мт оже и государством цетомв через тпзнарию оперирование йм пфны совокупностью десй твяи сложных, с траны многообразныхп лжених я характеристик йд пбренда.и д нч в При зреяниэтомсмлотре качества б бренда цнтра е должны ираюсохбытье с траны ярко в г ря узнаваемы, рат четко оч дьропределены трудом в символические таикмформыке рыт и ьчиа смыслыувы образ . Это определение представляется наиболее комплексным, поскольку учитывает психологию и эмоциональную привязку к бренду. Кроме того, показывает ряд сложных характеристик, например, таких как информирование населения о ценностях, доносимых брендом, визуальные характеристики, имидж политиков, основной вектор национальной политики и экономические показатели. Национальный бренд как объект исследования представляет собой образ страны, который включает в себя и транслирует ценности и смыслы, разделяемые целевой аудиторией, то есть непосредственно гражданами страны. С этой точки зрения особенно важно рассматривать ценностно-символическое измерение бренда. Для определения ценностный измерений бренда России были проанлизированы и выявлены основные ценности молодежи. Для этого использовался анализ литературы и прикладных исслдеований. Кроме того, основные социально-политические ценности были выявлены в ходе опроса через анализ отношения молодых людей к политике и политическому бренду.
В исследовании используются политико-психологический и социологический подходы к изучению бренда в тероретической части. Совмещение данных подходов позволяет выявить объеткивные и субъективные характеристики бренда России. Кроме того, это дает возможность наиболее глубоко рассмотреть политико-психологиескую сторону вопроса, непосредственно связанную с восприятием бренда России студенческой молодежью.
Практическая часть рассматривает национальный бренд с позиций визуального анализа и психо-лингвистического подхода. Визуальный анализ представляется крайне важным в исследовании для достижения цели, потому что визуальное восприятие - первичный вид восприятия, составляющий важную часть жизни. Кроме того, именно визуальный образ - то, что видят потребители в первую очередь. При этом из всех характеристик бренда, рассмотренных в исследовании, наиболее важными являются только несколько. Во-первых, визуальный образ бренда должен быть простым и понятным для целевой аудитории. Логотип бренда должен отражать простые и понятные образы, связанные с Россией. Во- вторых, визуал должен быть ярким и запоминающимся. Однако, цветовая гамма должна содержать в себе преимущественно красные и белые цвета, а также синий. Эти цвета вызывают наиболее сильные ассоциации с Россией. Вероятно, это связано с цветовой гаммой официальной символики России или с традиционной росписью.
Таким образом, необходимо разрабатывать бренд с точки зрения визуальной целостностности. Композиция воспринимаемая как целостный объект является более простой для восприятия, что делает бренд более сильным.
Кроме того, важно учитывать ценности и ассоциации, разделяемые молодыми людьми. Наиболее сильными ассоциациями с Россией у молодежи являются историческая память, культурное наследство, российский менталитет общности и духовности. Также значительная часть аудитории ассоциирует Россию с природными богатствами.
Крайне важно особенно внимательно относиться к политическому аспекту бренда России и транслируемых политиками ценностям. Резульаты пилотажного исследования показывают, что у российских политиков достаточно низкий рейтинг среди опрошенной молодежи, что может негативно влиять на восприятие бренда и страны в целом. Это может быть связано с источниками, из которых молодые люди получают информацию о политиках, однако важно проводить продуманную кампанию в отношении молодых людей. Г осударству важно показать, что оно заботится о молодежи, является для них защитником и помощником. Невозможно построить сильный бренд, воспринимаемый положительно, не корректируя восприятие политической жизни страны.
Таким образом, мы видим, что сильными сторонами бренда страны являются исторический и культурный аспекты, в то время как политическая сторона проблематики требует дальнейшей проработки и корректировки. Исследование позволяет сделать выводы по восприятию бренда России. Исследование восприятия бренда молодежью - необходимый этап при разработке сильного и эффективного бренда, поскольку бренд может работать эффективно только в том случае, когда воспринимается аудиторией положительно.
1. Аакер Д. «Создание сильных брендов.» // М, 2003. С.24
2. Аакер Д. Создание сильных брендов // пер. с англ.: Старов С. А. 2-е изд. - Москва:
Изд. дом Гребенникова. - 2008. - 439 с.
3. Анхольт С. Создание бренда страны // Бренд-менеджмент. 2007. № 1. С.
51.
4. Б. Ванэкен.Бренд-помощь : простое рук., которое поможет решить проблемы брендинга // Брэд Ванэкен ; [пер. с англ. И. Малкова под ред. В. Домнина]. - СПб.
[и др.] : Питер, 2005 (ГП Техн. кн.). - 336 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; примечания С. С.
Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-е изд. Москва: Искусство. - 1986. -
175 с.
6. Беспалов С.В. Механизмы формирования позитивного образа России в странах постсоветского пространства // С.В. Беспалов, А.В. Власов, П.В. Голубцов, А.А.
Казанцев, А.В. Караваев, В.Н.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры // пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. Москва. Республика: Культурная революция. 2006. с. 45.
8. В. Харт. Создание успешного бренда: как управлять мотивацией потребителя // М: Энас - 2005
9. Василевич А.П. Цвет и название цвета в русском языке. - М.: КомКнига, 2005.
10. Вихров А. Н. Бренд в системе современного маркетинга: концептуальные основы и политическая практика: специальность 23.00.02 "Политические институты, процессы и технологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук // Вихров Александр Николаевич. Москва. 2005. с. 179.
11. Вихров, А. Н. Бренд в системе современного маркетинга: концептуальные основы и политическая практика: специальность 23.00.02 "Политические институты, процессы и технологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Вихров Александр Николаевич. Москва. - 2005.
- 279 с.
12. Г. Л. Тульчинский. Наррация в символической политике: уровни и диахрония. 2016
13. Гаджиев Д.В. Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Молодой ученый, 2017, №12, с. 258-261.
14. Геллнер Э. Нации и национализм. // Геллнер Э. М.: Прогресс, 1991. С. 35
15. Гуз Ю. В. Экспериментальное исследование базовых концептов цвета (на материале русского, английского, немецкого и китайского языков): дис. ... канд.
филол. наук // Алтайская гос. академия образования. - Бийск, 2010...129