СВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА XXI ВЕКА
|
Введение 3
Глава I. История феномена светская женщина в России 6
1.1. Понятие «светская женщина»: историко-культурные данные 9
1.2. Современное представление о светской женщине (it-girl, светская львица) 17
1.3. «Дамский журнал» князя П. И. Шаликова и Tatler: характеристика материала 27
Глава II. Светская женщина в «Дамском журнале» и журнале Tatler 37
2.1. Лексико-семантическое поле как метод исследования 37
2.2. ЛСГ «Мода» 40
2.3. ЛСГ «Наименования женщины» 47
2.4. ЛСГ «Досуг» 62
2.5. ЛСГ «Окружение» 67
2.6. ЛСГ «Характеристики светской женщины» 71
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение. Словник лексем к разным ЛСГ 85
Глава I. История феномена светская женщина в России 6
1.1. Понятие «светская женщина»: историко-культурные данные 9
1.2. Современное представление о светской женщине (it-girl, светская львица) 17
1.3. «Дамский журнал» князя П. И. Шаликова и Tatler: характеристика материала 27
Глава II. Светская женщина в «Дамском журнале» и журнале Tatler 37
2.1. Лексико-семантическое поле как метод исследования 37
2.2. ЛСГ «Мода» 40
2.3. ЛСГ «Наименования женщины» 47
2.4. ЛСГ «Досуг» 62
2.5. ЛСГ «Окружение» 67
2.6. ЛСГ «Характеристики светской женщины» 71
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение. Словник лексем к разным ЛСГ 85
Сочетания «высший свет», «светское общество» традиционно ассоциируются с дореволюционной Россией, аристократией XIX века. Между тем в новейшей истории России, после распада СССР, эти понятия вновь становятся актуальными, но приобретают несколько иное содержание, связываются с иными образами и персонажами.
Однако в любую эпоху воплощением основных характеристик светского общества, символом и представителем иерархически высокого социального круга становится светская женщина.
Современная светская женщина – образ, совмещающий различные, подчас противоречивые черты. Тем не менее, сложно отрицать, что одна из важнейших ее характеристик – постоянное упоминание в СМИ, в первую очередь, специализированных женских глянцевых журналах. Именно такая пресса в наибольшей степени соответствует интересам сегодняшней светской женщины, что, безусловно, отражается в отборе лексики и особенностях ее употребления.
Очевидно, что говорить о современной светской женщине крайне сложно без сопоставления ее с более четко очерченным образом прошлого; поэтому за «отправную точку» в работе принят образ светской женщины XIX века, что позволило сквозь лексику и фразеологию журнала XXI века рассмотреть образ современной светской женщины в сопоставительном аспекте.
Объект исследования – выпуски «Дамского журнала, издаваемого князем Шаликовым» за 1825 год (далее – «Дамский журнал») и журнала Tatler за 2015 год. Предмет исследования – лексика и фразеология журналов, имеющая отношение к миру светской женщины.
Таким образом, актуальность исследования, выполненного в русле антрополингвистического направления, обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, необходимостью собственно лингвистического исследования стилистически маркированных текстов – специализированных женских журналов; во-вторых, необходимостью осмысления и описания лингвистическими методами новой для российского общества социальной реалии – современной светской женщины.
В качестве основного метода исследования выбран полевой метод, позволяющий наглядно представить трансформацию рассматриваемого образа, отразившуюся в лексике, отбираемой авторами журналов различных эпох. Также использован метод контекстного анализа отобранных в поле сочетаний. Метод сплошной выборки был применен в ходе сбора материала, метод лексико-семантического анализа – при формировании состава исследуемого лексико-семантического поля (ЛСП). Методом сопоставления анализировалась лексика и фразеология ЛСП «светская женщина» двух журналов разных эпох.
Цель работы: по данным лексики и фразеологии глянцевого журнала определить состав лексико-семантического поля «Светская женщина» как выражение основных характеристик светской женщины XXI века.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
• определить ядерные дефиниции понятия «светская женщина» для дореволюционной и современной России;
• дать историческую справку о появлении в России специализированных изданий для женщин;
• по ряду признаков охарактеризовать журналы, адресованные женщине социально высокого статуса, как свидетельства ее мира (жизни, мировоззрения, духовных предпочтений и др.);
• выявить и в сопоставительном аспекте описать лексику и фразеологию, составляющие ЛСП «Светская женщина» в изданиях обеих эпох.
Необходимо отметить, что содержательное пространство глянцевого журнала неоднократно попадало в фокус научных исследований, в том числе и с использованием полевого метода, однако чаще всего рассматривалось лишь одно ЛСП – «Мода».
В настоящей же работе предлагается поле «Светская женщина», имеющее более четырех лексико-семантических групп различного тематического свойства, которые рассматриваются в сопоставительном аспекте. Это обстоятельство составляет известную новизну предпринятого исследования.
Теоретической базой исследования явились работы по кругу вопросов об историко-культурных условиях формирования женского журнала в России и его современном состоянии (В. В. Смеюха, В. В. Гут и др.); по проблеме системных отношений в лексике (Ф. П. Филин, В. И. Кодухов и др.); по лексической семантике (Ю. Д. Апресян, Д. Н. Шмелев и др.).
Структура работы включает введение, две главы, заключение и приложение.
Результаты исследования могут быть полезны как авторам, так и редакторам специализированных изданий для женщин.
Однако в любую эпоху воплощением основных характеристик светского общества, символом и представителем иерархически высокого социального круга становится светская женщина.
Современная светская женщина – образ, совмещающий различные, подчас противоречивые черты. Тем не менее, сложно отрицать, что одна из важнейших ее характеристик – постоянное упоминание в СМИ, в первую очередь, специализированных женских глянцевых журналах. Именно такая пресса в наибольшей степени соответствует интересам сегодняшней светской женщины, что, безусловно, отражается в отборе лексики и особенностях ее употребления.
Очевидно, что говорить о современной светской женщине крайне сложно без сопоставления ее с более четко очерченным образом прошлого; поэтому за «отправную точку» в работе принят образ светской женщины XIX века, что позволило сквозь лексику и фразеологию журнала XXI века рассмотреть образ современной светской женщины в сопоставительном аспекте.
Объект исследования – выпуски «Дамского журнала, издаваемого князем Шаликовым» за 1825 год (далее – «Дамский журнал») и журнала Tatler за 2015 год. Предмет исследования – лексика и фразеология журналов, имеющая отношение к миру светской женщины.
Таким образом, актуальность исследования, выполненного в русле антрополингвистического направления, обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, необходимостью собственно лингвистического исследования стилистически маркированных текстов – специализированных женских журналов; во-вторых, необходимостью осмысления и описания лингвистическими методами новой для российского общества социальной реалии – современной светской женщины.
В качестве основного метода исследования выбран полевой метод, позволяющий наглядно представить трансформацию рассматриваемого образа, отразившуюся в лексике, отбираемой авторами журналов различных эпох. Также использован метод контекстного анализа отобранных в поле сочетаний. Метод сплошной выборки был применен в ходе сбора материала, метод лексико-семантического анализа – при формировании состава исследуемого лексико-семантического поля (ЛСП). Методом сопоставления анализировалась лексика и фразеология ЛСП «светская женщина» двух журналов разных эпох.
Цель работы: по данным лексики и фразеологии глянцевого журнала определить состав лексико-семантического поля «Светская женщина» как выражение основных характеристик светской женщины XXI века.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
• определить ядерные дефиниции понятия «светская женщина» для дореволюционной и современной России;
• дать историческую справку о появлении в России специализированных изданий для женщин;
• по ряду признаков охарактеризовать журналы, адресованные женщине социально высокого статуса, как свидетельства ее мира (жизни, мировоззрения, духовных предпочтений и др.);
• выявить и в сопоставительном аспекте описать лексику и фразеологию, составляющие ЛСП «Светская женщина» в изданиях обеих эпох.
Необходимо отметить, что содержательное пространство глянцевого журнала неоднократно попадало в фокус научных исследований, в том числе и с использованием полевого метода, однако чаще всего рассматривалось лишь одно ЛСП – «Мода».
В настоящей же работе предлагается поле «Светская женщина», имеющее более четырех лексико-семантических групп различного тематического свойства, которые рассматриваются в сопоставительном аспекте. Это обстоятельство составляет известную новизну предпринятого исследования.
Теоретической базой исследования явились работы по кругу вопросов об историко-культурных условиях формирования женского журнала в России и его современном состоянии (В. В. Смеюха, В. В. Гут и др.); по проблеме системных отношений в лексике (Ф. П. Филин, В. И. Кодухов и др.); по лексической семантике (Ю. Д. Апресян, Д. Н. Шмелев и др.).
Структура работы включает введение, две главы, заключение и приложение.
Результаты исследования могут быть полезны как авторам, так и редакторам специализированных изданий для женщин.
Исследование социально значимого феномена лингвистическими методами имеет свои ощутимые результаты. Язык конкретной эпохи есть ее свидетельство и объективный показатель. В этом отношении метод ЛСП может быть признан универсальным в установлении самых типичных, самых ярких характеристик – в нашем случае – феномена светская женщина.
С помощью метода контекстного анализа сочетания «светская женщина» в художественной литературе и публицистике XIX и XXI веков, а также анализа данных историко-культурологических источников в работе, прежде всего, был выявлен ядерный перечень признаков (дефиниций), определяющих понятие «светская женщина» в русской культуре в рассматриваемые эпохи. Эти признаки послужили основой для выделения ЛСП «Светская женщина» и составляющих его лексико-семантических групп. В работе описаны пять лексико-семантических групп, составляющих поле «Светское женщина» в журналах, адресованных женщинам высокого социального круга, – «Дамский журнал» (XIX век) и Tatler (XXI век).
По итогам анализа лексики и фразеологии, составляющих подгруппы, можно сделать следующие выводы.
Неизменно важную роль в жизни светской женщины играет мода: в обоих изданиях данная группа насчитывает наибольшее число элементов. Важно, что в современном издании существенно расширяется понятие «мода, модный»: оно может относиться практически к любой части предметного мира, окружающего светскую женщину.
Анализ группы «Наименования женщины» показывает, что наиболее значимыми для светской женщины прошлого становятся номинации по титулу, а для современной – по роду занятий. Номинации по титулу актуализируют ядерную для понятия сему – ‘принадлежность к привилегированному общественному классу’ и является показателем статуса внутри иерархически выстроенного светского общества XIX века. В журнале XXI века статус реализуется через номинации по роду занятий, характеризующей женщину с точки зрения профессиональной успешности; четкого показателя принадлежности к привилегированному классу обнаружить не удалось.
Наибольшее количество пересечений было обнаружено в группе «Досуг», однако в данной группе XIX века преобладают единицы, описывающие увлечения и мероприятия культурного характера, а в XXI веке фокус интересов смещается на моду и отдых, получение удовольствия и заботу о внешнем виде.
«Окружение» ярче всего показывает важность медийности для современной светской женщины и активное участие в культурной жизни общества светской женщины XIX века.
Наконец, группа «Характеристики светской женщины», выделенная только для «Дамского журнала» свидетельствует, что в настоящее время затруднительно говорить о сформировавшемся цельном и непротиворечивом образе современной светской женщины, в отличие от эпохи высшего света в классическом его понимании.
В целом можно заключить, что светская женщина XIX века – это достаточно устойчивый образ, значимое социальное явление и связывается оно в значительной степени с культурой, с образцами поведения и речи. Женщина высшего света XXI века перенимает внешние показатели светского образа жизни (о чем свидетельствует лексика всех групп, но в первую очередь, групп «Досуг» и «Мода») и для нее они становятся первостепенными. В результате восприятие светскости начинает основываться на внешних эффектах, гламурности, которая становится синонимом новой светскости. Об этом говорят такие лексемы и фразеологизмы, как шопоголик, икона стиля (группа «Наименования женщины»), косметолог, стилист, диетолог («Окружение»). Таким образом, периферия лексико-семантического поля «Светская женщина» XIX века становится ядром аналогичного поля XXI века.
Утрачивается ассоциация светскости с утонченной воспитанностью и наиболее ярким языковым свидетельством этого становятся единицы со сниженной стилистической окраской, входящие в ЛСП XXI века: пьянка, тусовка («Досуг»), девчонка, красотка («Наименования женщины») и другие. Состав и плотность ЛСП для двух эпох позволяют сделать вывод о том, что Tatler характеризует светскую женщину с самых разных сторон, описывает значительно большее число аспектов жизни светской женщины, чем «Дамский журнал». И хотя нельзя не учитывать развитие журналистики в каждый из рассматриваемых исторических периодов, безусловно, влияющее на отбор лексики и функционирование ее в контекстах, данный факт может выступать одним из свидетельств того, что образ светской женщины XXI века все еще формируется.
С помощью метода контекстного анализа сочетания «светская женщина» в художественной литературе и публицистике XIX и XXI веков, а также анализа данных историко-культурологических источников в работе, прежде всего, был выявлен ядерный перечень признаков (дефиниций), определяющих понятие «светская женщина» в русской культуре в рассматриваемые эпохи. Эти признаки послужили основой для выделения ЛСП «Светская женщина» и составляющих его лексико-семантических групп. В работе описаны пять лексико-семантических групп, составляющих поле «Светское женщина» в журналах, адресованных женщинам высокого социального круга, – «Дамский журнал» (XIX век) и Tatler (XXI век).
По итогам анализа лексики и фразеологии, составляющих подгруппы, можно сделать следующие выводы.
Неизменно важную роль в жизни светской женщины играет мода: в обоих изданиях данная группа насчитывает наибольшее число элементов. Важно, что в современном издании существенно расширяется понятие «мода, модный»: оно может относиться практически к любой части предметного мира, окружающего светскую женщину.
Анализ группы «Наименования женщины» показывает, что наиболее значимыми для светской женщины прошлого становятся номинации по титулу, а для современной – по роду занятий. Номинации по титулу актуализируют ядерную для понятия сему – ‘принадлежность к привилегированному общественному классу’ и является показателем статуса внутри иерархически выстроенного светского общества XIX века. В журнале XXI века статус реализуется через номинации по роду занятий, характеризующей женщину с точки зрения профессиональной успешности; четкого показателя принадлежности к привилегированному классу обнаружить не удалось.
Наибольшее количество пересечений было обнаружено в группе «Досуг», однако в данной группе XIX века преобладают единицы, описывающие увлечения и мероприятия культурного характера, а в XXI веке фокус интересов смещается на моду и отдых, получение удовольствия и заботу о внешнем виде.
«Окружение» ярче всего показывает важность медийности для современной светской женщины и активное участие в культурной жизни общества светской женщины XIX века.
Наконец, группа «Характеристики светской женщины», выделенная только для «Дамского журнала» свидетельствует, что в настоящее время затруднительно говорить о сформировавшемся цельном и непротиворечивом образе современной светской женщины, в отличие от эпохи высшего света в классическом его понимании.
В целом можно заключить, что светская женщина XIX века – это достаточно устойчивый образ, значимое социальное явление и связывается оно в значительной степени с культурой, с образцами поведения и речи. Женщина высшего света XXI века перенимает внешние показатели светского образа жизни (о чем свидетельствует лексика всех групп, но в первую очередь, групп «Досуг» и «Мода») и для нее они становятся первостепенными. В результате восприятие светскости начинает основываться на внешних эффектах, гламурности, которая становится синонимом новой светскости. Об этом говорят такие лексемы и фразеологизмы, как шопоголик, икона стиля (группа «Наименования женщины»), косметолог, стилист, диетолог («Окружение»). Таким образом, периферия лексико-семантического поля «Светская женщина» XIX века становится ядром аналогичного поля XXI века.
Утрачивается ассоциация светскости с утонченной воспитанностью и наиболее ярким языковым свидетельством этого становятся единицы со сниженной стилистической окраской, входящие в ЛСП XXI века: пьянка, тусовка («Досуг»), девчонка, красотка («Наименования женщины») и другие. Состав и плотность ЛСП для двух эпох позволяют сделать вывод о том, что Tatler характеризует светскую женщину с самых разных сторон, описывает значительно большее число аспектов жизни светской женщины, чем «Дамский журнал». И хотя нельзя не учитывать развитие журналистики в каждый из рассматриваемых исторических периодов, безусловно, влияющее на отбор лексики и функционирование ее в контекстах, данный факт может выступать одним из свидетельств того, что образ светской женщины XXI века все еще формируется.
Подобные работы
- СВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА XXI ВЕКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Гендерно-аксиологическая специфика гламурно-глянцевых текстов
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021



