Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА XXI ВЕКА

Работа №141657

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. История феномена светская женщина в России 6
1.1. Понятие «светская женщина»: историко-культурные данные 9
1.2. Современное представление о светской женщине (it-girl, светская львица) 17
1.3. «Дамский журнал» князя П. И. Шаликова и Tatler: характеристика материала 27
Глава II. Светская женщина в «Дамском журнале» и журнале Tatler 37
2.1. Лексико-семантическое поле как метод исследования 37
2.2. ЛСГ «Мода» 40
2.3. ЛСГ «Наименования женщины» 47
2.4. ЛСГ «Досуг» 62
2.5. ЛСГ «Окружение» 67
2.6. ЛСГ «Характеристики светской женщины» 71
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение. Словник лексем к разным ЛСГ 85


Сочетания «высший свет», «светское общество» традиционно ассоциируются с дореволюционной Россией, аристократией XIX века. Между тем в новейшей истории России, после распада СССР, эти понятия вновь становятся актуальными, но приобретают несколько иное содержание, связываются с иными образами и персонажами.
Однако в любую эпоху воплощением основных характеристик светского общества, символом и представителем иерархически высокого социального круга становится светская женщина.
Современная светская женщина – образ, совмещающий различные, подчас противоречивые черты. Тем не менее, сложно отрицать, что одна из важнейших ее характеристик – постоянное упоминание в СМИ, в первую очередь, специализированных женских глянцевых журналах. Именно такая пресса в наибольшей степени соответствует интересам сегодняшней светской женщины, что, безусловно, отражается в отборе лексики и особенностях ее употребления.
Очевидно, что говорить о современной светской женщине крайне сложно без сопоставления ее с более четко очерченным образом прошлого; поэтому за «отправную точку» в работе принят образ светской женщины XIX века, что позволило сквозь лексику и фразеологию журнала XXI века рассмотреть образ современной светской женщины в сопоставительном аспекте.
Объект исследования – выпуски «Дамского журнала, издаваемого князем Шаликовым» за 1825 год (далее – «Дамский журнал») и журнала Tatler за 2015 год. Предмет исследования – лексика и фразеология журналов, имеющая отношение к миру светской женщины.
Таким образом, актуальность исследования, выполненного в русле антрополингвистического направления, обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, необходимостью собственно лингвистического исследования стилистически маркированных текстов – специализированных женских журналов; во-вторых, необходимостью осмысления и описания лингвистическими методами новой для российского общества социальной реалии – современной светской женщины.
В качестве основного метода исследования выбран полевой метод, позволяющий наглядно представить трансформацию рассматриваемого образа, отразившуюся в лексике, отбираемой авторами журналов различных эпох. Также использован метод контекстного анализа отобранных в поле сочетаний. Метод сплошной выборки был применен в ходе сбора материала, метод лексико-семантического анализа – при формировании состава исследуемого лексико-семантического поля (ЛСП). Методом сопоставления анализировалась лексика и фразеология ЛСП «светская женщина» двух журналов разных эпох.
Цель работы: по данным лексики и фразеологии глянцевого журнала определить состав лексико-семантического поля «Светская женщина» как выражение основных характеристик светской женщины XXI века.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
• определить ядерные дефиниции понятия «светская женщина» для дореволюционной и современной России;
• дать историческую справку о появлении в России специализированных изданий для женщин;
• по ряду признаков охарактеризовать журналы, адресованные женщине социально высокого статуса, как свидетельства ее мира (жизни, мировоззрения, духовных предпочтений и др.);
• выявить и в сопоставительном аспекте описать лексику и фразеологию, составляющие ЛСП «Светская женщина» в изданиях обеих эпох.
Необходимо отметить, что содержательное пространство глянцевого журнала неоднократно попадало в фокус научных исследований, в том числе и с использованием полевого метода, однако чаще всего рассматривалось лишь одно ЛСП – «Мода».
В настоящей же работе предлагается поле «Светская женщина», имеющее более четырех лексико-семантических групп различного тематического свойства, которые рассматриваются в сопоставительном аспекте. Это обстоятельство составляет известную новизну предпринятого исследования.
Теоретической базой исследования явились работы по кругу вопросов об историко-культурных условиях формирования женского журнала в России и его современном состоянии (В. В. Смеюха, В. В. Гут и др.); по проблеме системных отношений в лексике (Ф. П. Филин, В. И. Кодухов и др.); по лексической семантике (Ю. Д. Апресян, Д. Н. Шмелев и др.).
Структура работы включает введение, две главы, заключение и приложение.
Результаты исследования могут быть полезны как авторам, так и редакторам специализированных изданий для женщин.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование социально значимого феномена лингвистическими методами имеет свои ощутимые результаты. Язык конкретной эпохи есть ее свидетельство и объективный показатель. В этом отношении метод ЛСП может быть признан универсальным в установлении самых типичных, самых ярких характеристик – в нашем случае – феномена светская женщина.
С помощью метода контекстного анализа сочетания «светская женщина» в художественной литературе и публицистике XIX и XXI веков, а также анализа данных историко-культурологических источников в работе, прежде всего, был выявлен ядерный перечень признаков (дефиниций), определяющих понятие «светская женщина» в русской культуре в рассматриваемые эпохи. Эти признаки послужили основой для выделения ЛСП «Светская женщина» и составляющих его лексико-семантических групп. В работе описаны пять лексико-семантических групп, составляющих поле «Светское женщина» в журналах, адресованных женщинам высокого социального круга, – «Дамский журнал» (XIX век) и Tatler (XXI век).
По итогам анализа лексики и фразеологии, составляющих подгруппы, можно сделать следующие выводы.
Неизменно важную роль в жизни светской женщины играет мода: в обоих изданиях данная группа насчитывает наибольшее число элементов. Важно, что в современном издании существенно расширяется понятие «мода, модный»: оно может относиться практически к любой части предметного мира, окружающего светскую женщину.
Анализ группы «Наименования женщины» показывает, что наиболее значимыми для светской женщины прошлого становятся номинации по титулу, а для современной – по роду занятий. Номинации по титулу актуализируют ядерную для понятия сему – ‘принадлежность к привилегированному общественному классу’ и является показателем статуса внутри иерархически выстроенного светского общества XIX века. В журнале XXI века статус реализуется через номинации по роду занятий, характеризующей женщину с точки зрения профессиональной успешности; четкого показателя принадлежности к привилегированному классу обнаружить не удалось.
Наибольшее количество пересечений было обнаружено в группе «Досуг», однако в данной группе XIX века преобладают единицы, описывающие увлечения и мероприятия культурного характера, а в XXI веке фокус интересов смещается на моду и отдых, получение удовольствия и заботу о внешнем виде.
«Окружение» ярче всего показывает важность медийности для современной светской женщины и активное участие в культурной жизни общества светской женщины XIX века.
Наконец, группа «Характеристики светской женщины», выделенная только для «Дамского журнала» свидетельствует, что в настоящее время затруднительно говорить о сформировавшемся цельном и непротиворечивом образе современной светской женщины, в отличие от эпохи высшего света в классическом его понимании.
В целом можно заключить, что светская женщина XIX века – это достаточно устойчивый образ, значимое социальное явление и связывается оно в значительной степени с культурой, с образцами поведения и речи. Женщина высшего света XXI века перенимает внешние показатели светского образа жизни (о чем свидетельствует лексика всех групп, но в первую очередь, групп «Досуг» и «Мода») и для нее они становятся первостепенными. В результате восприятие светскости начинает основываться на внешних эффектах, гламурности, которая становится синонимом новой светскости. Об этом говорят такие лексемы и фразеологизмы, как шопоголик, икона стиля (группа «Наименования женщины»), косметолог, стилист, диетолог («Окружение»). Таким образом, периферия лексико-семантического поля «Светская женщина» XIX века становится ядром аналогичного поля XXI века.
Утрачивается ассоциация светскости с утонченной воспитанностью и наиболее ярким языковым свидетельством этого становятся единицы со сниженной стилистической окраской, входящие в ЛСП XXI века: пьянка, тусовка («Досуг»), девчонка, красотка («Наименования женщины») и другие. Состав и плотность ЛСП для двух эпох позволяют сделать вывод о том, что Tatler характеризует светскую женщину с самых разных сторон, описывает значительно большее число аспектов жизни светской женщины, чем «Дамский журнал». И хотя нельзя не учитывать развитие журналистики в каждый из рассматриваемых исторических периодов, безусловно, влияющее на отбор лексики и функционирование ее в контекстах, данный факт может выступать одним из свидетельств того, что образ светской женщины XXI века все еще формируется.



1. Абрамов Н. Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 1999
2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. М., 2001
3. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. I. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1995
4. Белов А. А. Лексико-семантическое поле «Зной» в поэтических текстах Ф. И. Тютчева. Дисс. … канд. филол. наук. Череповец, 2008
5. Белоусов А. Ф. «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге…» // Отечественные записки. 2004. № 3
6. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1998
7. Бовуар С. де. Второй пол. М.; СПб., 1997
8. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2000
9. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 2001
10. Горелов Н. И., Седов К. В. Основы психолингвистики. М., 2001
11. Горлова Г. Н. Жанр светская беседа как форма организации общения в контексте национальной культуры // Гуманитарные исследования. 2010. № 1 (33)
12. Гут В. В. Особенности восприятия читателями глянцевых журналов // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9
13. Даль В. И. Словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 2003. Т. I, IV
14. Дементьев В. В. Теория речевых жанров и актуальные процессы в современной речи // Вопросы языкознания. 2015. № 6
15. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М., 2010
16. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1980
17. Земляной Н. С. Онтология и этика светскости (О жизни света и светской жизни в Европе и России) // Этическая мысль. М., 2003. Вып. 4
18. Каминская Т. Л., Шмелёва Т. В. Гламур и кризис // Вестник Новгородского государственного университет им. Ярослава Мудрого. 2009. № 52
19. Клейн И. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. М., 2005
20. Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. М. 1983
21. Ключевский В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М., 2009
22. Кодухов В. И. Лексико-грамматические группы слов: Лекция. Л., 1955
23. Кожевников А. Ю. Словарь синонимов современного русского языка: речевые эквиваленты: практ. справ. М,. 2009
24. Конева А. В. Современная тусовка Петербурга: миф и реальность // Жизненный мир поликультурного Петербурга. СПб., 2003
25. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2007
26. Куренкова Т. Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике // Вестник СибГАУ. 2006. № 4
27. Левонтина И. Б. Гламурная феня // Константы и переменные русской языковой картины мира. М., 2012
28. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 2002
29. Лысова О. Ю. Метафоричность русских фразеологических единиц // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XII Международной научно-практической конференции: В 4-х т. Тольятти, 2015. Т. IV
30. Михельсон М. И. Ходячие и меткие слова. М., 1994
31. Мицюк Н. А. Типы российских дворянок начала XX в. по отношению к собственной фертильности и материнству // Женщина в российском обществе. 2014. № 2
32. Новиков В. И. Словарь модных слов. М., 2005
33. Палий Е. Н. Русский дворянский салон XIX века // Вестник ТГУ. 2009. № 1
34. Палий Е. Н. Салон как феномен культуры России ХIХ века. Традиции и современность. М., 2008
35. Пивоварова Ю. И. Роль женщины в литературном салоне (на материале русской культуры начала XIX века) // Ярославский педагогический вестник. 2015. №2
36. Помпаева Г. В. Понятие «поля» в современных лингвистических исследованиях // Гегэрлт. 2005. № 1–2
37. Рогинская О. Возвращение дендизма // Критическая масса. 2004. №2
38. Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма // Критическая масса. 2004. №1
39. Рубцов И. Н. Семантические поля как способ реализации языковых картин мира // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 60
40. Рудяков А. Н. Опыт целостного описания лексико-семантической группы слов // Исследования по семантике. Уфа, 1983
41. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. Антология. Т. I. М., 2001
42. Сезонов Т. В. Концептуализация медиаобраза it-girl в российском медиапространстве глянцевых журналов. Дисс. … канд. фил. наук. М., 2015
43. Словарь Академии Российской 1789–1794: В 6-ти т. М., 2005. Т. V.
44. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1988. Т. IV
45. Смеюха В. В. Женские литературные журналы в первой половине ХIX в // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №3
46. Смеюха В. В. Особенности развития глянцевых женских журналов. Вестник Воронежского государственного университета. Серия. Филология. Журналистика. 2010. № 1.
47. Смеюха В. В. Отечественные женские журналы: историко-типологический аспект. Ростов-на-Дону, 2011
48. Смеюха В. В. Трансформация функциональных особенностей женских журналов в историческом контексте // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. №1
49. Сокольская Л. В. Первые женские журналы для российских читательниц (конец XVIII первая половина XIX века) // Библиосфера. 2006. № 2
50. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985
51. Сукаленко Т. Н. Семантические границы термина «гламур» // Язык. Текст. Дискурс. 2012. № 10
52. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1996. Т. IV
53. Тригуб Л. Г. Процесс заимствования в сфере моды и одежды как фактор межкультурной коммуникации // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Т. XXIV (LXIII). 2011. № 2. Ч. 1
54. Фенина В. В. Речевые жанры small talk и светская беседа в англо-американской и русской культурах. Дисс. … канд. филол. наук. Саратов, 2005
55. Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов // Очерки по теории языкознания. Избранные труды: к 100-летию со дня рождения. М., 2008
56. Филин Ф. П. О терминах родства и родственных отношений в древнерусском литературном языке // Язык и мышление. Т. XI. М.; Л. 1948
57. Ху С. Особенности выражения концепта «успешная женщина» в русских глянцевых журналах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. № 2. 2011. С. 83.
58. Шестернева Л. Г. «Модные» слова нашей эпохи, или новые иноязычные заимствования в СМИ // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2-2.
59. Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 2006
60. Щур. Г. С. Теория поля в лингвистике. М., 1974
61. Ярхо В. Для милых дам. Из истории женских журналов в России. Литература. 2006. №5
Электронные ресурсы
1. Аманова М. Феномен It-Girl или все девушки хотят делать ЭТО. Your Vision. URL: http://yvision.kz/post/356646
2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.; СПб., 1997. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/39458/
3. Гудкова В. Оксана Пономарёва: он не поверил, что я мужчина // Полит.ру. 2006. 16 марта. URL: http://www.polit.ru/article/2006/03/16/omint/
4. За кулисами: редакция журнала Tatler // Buro 24/7. URL: https://www.buro247.ru/fashion/expert/za-kulisami-redaktciya-zhurnala-tatler.html
5. Как журналу отметить 300-летие и остаться интересным // Mediabitch. Независимый журнал о PR. URL: http://mediabitch.ru/kak-zhurnalu-otmetit-300-letie-i-ostats/
6. Пархоменко Е. А. Женщина-дворянка в эпоху петровских реформ. Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки / Электронный сборник статей по материалам ХII студенческой международной заочной научно-практической конференции. М., 2014. № 5 (12). URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf
7. Петров А. Начало и конец светской жизни // Частный корреспондент. 2012. 24 марта. URL: http://www.chaskor.ru/article/nachalo_i_konets_svetskoj_zhizni_27369
8. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3-х томах. М., 2006. URL: http://slovonline.ru/slovar_efremova/b-13/id-46175/moda.html
9. Тришин В.Н. Большой русский словарь-справочник синонимов. URL: http://trishin.da.ru/
10. Gee А. Russia's successful new It girls // The Times. 2008. 19 октября. URL: http://www.thetimes.co.uk/tto/life/article1749848.ece
Источники
Tatler. 2015. № 1 (77)–12 (88). (Т.)
Дамский журнал, издаваемый князем Шаликовым. 1825.Ч. 9–12 (ДЖ.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ