Введение 4
Глава 1 Переговоры, как средство мирного урегулирования конфликтов в системе международного права 10
1.1 Мирное урегулирование конфликтов, как основа международного права 10
1.1.1 Развитие принципа мирного урегулирования конфликтов 10
1.1.2 Способы мирного урегулирования международных конфликтов 13
1.1.3 Принципы мирного урегулирования конфликтов, как основа современных международных отношений 16
1.1.4 Основные документы, регулирующие методы мирного урегулирования конфликтов на современном этапе 20
1.2 Переговоры в системе мирного урегулирования конфликтов и ограничения их применения. 26
1.2.1 Развитие переговорного процесса как одного из методов мирного урегулирования конфликтов 26
1.2.2 Характеристики международных переговоров, как средства мирного урегулирования конфликтов 29
1.2.3 Основные площадки для ведения международных переговоров 35
1.2.4 Ограничения и недостатки переговоров, как способа урегулирования конфликта 42
Глава 2 Условия эффективности переговоров в вооруженных и невооруженных международных конфликтах 46
2.1 Применение переговоров на разных стадиях урегулирования международных вооруженных конфликтов 46
2.1.1 Метод анализа аварийных ситуаций, как средство анализа международных вооруженных конфликтов 48
2.1.2 Влияние переговоров на урегулирование межгосударственных вооруженных конфликтов 50
2.2 Действие переговоров, как средства урегулирования конфликтов, в невооруженных международных конфликтах 64
2.2.1 Факторы, влияющие на выбор переговоров, в качестве средства урегулирования невооруженных конфликтов 64
2.2.2 Урегулирование невооруженных конфликтов по вопросам территории и морских границ 67
Заключение 77
Список источников и использованной литературы 81
Приложение 1 Вооруженные конфликты (1990-2016) 88
Приложение 2 Невооруженные конфликты современного периода (территория и морские границы)
С развитием и распространением международного права акцент в дискуссиях о разрешении конфликтов сместился в сторону мирного урегулирования конфликтов; именно этот принцип лег в основу устава ООН в 1945 г. Подобная трансформация произошла в послевоенный период: кровавые ужасы двух мировых войн во многом изменили представление глав государств о методах ведения войны. В свою очередь, одним из основных методов мирного урегулирования конфликтов являются переговоры, т.к. именно переговоры применимы на любой стадии конфликта, а также являются инструментом почти для каждого метода урегулирования конфликта.
В данной работе переговоры исследуются с точки зрения международного права; самым общим определением является определение, данное в Оксфордском словаре публичного права: «переговоры - обсуждения на разных уровнях властных структур с целью достижения понимания или согласия по какой-либо проблеме» .
В рамках международного права понятие конфликт часто синонимично с понятием столкновения интересов, спора, противоречия, кризиса , что зачастую усложняет однозначность определения термина «международный конфликт». В российской историографии данная проблема частично связана с трудностями перевода, так как основная масса основополагающих работ по международному праву написана на иностранных языках. Однако с подобной проблемой сталкиваются также и в других странах, потому что первоначальный язык международного права – французский, именно с него производились переводы на другие языки, а толкование терминов избиралось переводчиками по своему усмотрению.
Понятие конфликт будет рассматриваться синонимично понятию спора: «несогласие по поводу трактовки закона или прецедента; конфликт правовых взглядов или интересов между двумя сторонами» .
Площадками для проведения межгосударственных переговоров для разрешения межгосударственных конфликтов являются: дипломатические представительства, международные форумы, международные организации – мир в условиях глобализации изобилует возможностями для проведения переговоров, установления интегративных отношений и выстраивания сотрудничества.
Тем не менее, при всех преимуществах переговоров и распространения, как метода ведения международных отношений, переговоры не всегда являются средством, способным привести к окончательному урегулированию конфликта. В международной практике существует множество конфликтов, которые не могут быть урегулированы десятилетиями, например: нагорно-карабахский конфликт, арабо-израильский конфликт, конфликт между Северной и Южной Кореей и т.д. Переговоры по подобным проблемам проводятся регулярно, однако, на данный момент, ни одно решение не удовлетворяет полностью ни одну из сторон, т.е. переговоры затягиваются и не способствуют установлению эффективного диалога, нацеленного на разрешение проблемы, а не отстаивания собственных позиций, между сторонами конфликта. Таким образом, несмотря на то, что переговоры остаются одним из основных средств урегулирования конфликтов, их результат часто не может гарантировать окончательное его урегулирование.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что современная система международных отношений построена на системе международных переговоров, играющих огромную роль в выстраивании коммуникации, однако объективная реальность показывает, что многие достигнутые договоренности в некоторых видах споров имеют краткосрочный характер. Непродолжительная стабильность в межгосударственных отношениях ведет к их неустойчивости, что, в свою очередь, создает очаги напряженности в мире.
Объектом данной исследовательской работы являются международные отношения.
Предметом - международные переговоры в урегулировании межгосударственных конфликтов.
Таким образом, целью данной ВКР является: определить, при каких условиях, в каких конфликтах переговоры наиболее эффективны (как инструмент) в установлении диалога между конфликтующими сторонами и урегулировании конфликта.
Для достижения данной цели было поставлено несколько задач, а именно:
проанализировать механизмы применения мирного урегулирования конфликтов при разрешении международных споров и определить степень их применяемости в международной практике;
выявить преимущества и недостатки переговоров перед другими средствами мирного урегулирования конфликтов;
определить виды конфликтов, в которых применение переговоров ограничено;
установить, какие факторы мешают и наоборот способствуют достижению договоренностей при урегулировании вооруженных невооруженных конфликтов.
Научная разработанность данной темы в российском научном сообществе крайне мала. Российские исследователи, в основном, исследуют техники ведения переговоров, манипуляций и их распознавания, методы эффективной коммуникации и т.д. Другой областью в рамках которой рассматриваются переговоры, является дипломатическая сфера, переговоры в которой играют ключевую роль . Также часто исследуется понятие конфликта в международном праве на основе кейсовых исследований, где рассматриваются разные виды урегулирования конфликтов . Однако, работ, посвященных роли переговоров в урегулировании межгосударственных конфликтов, а также условиям эффективности переговоров при определенном типе конфликта обнаружено не было.
В зарубежной литературе примеров исследования альтернативных способов урегулирования конфликтов, в том числе переговоров – больше. Например, работа Анн Петерс об урегулировании межгосударственных конфликтов в призме кооперации и сотрудничества , где автор уделяет большое значение переговорам. Зарубежные источники изобилуют также исследованиями о внедрении медиации в урегулировании межгосударственных конфликтов . Ричард Джексон из университета Отаго в одной из статей в «Журнале исследования мира » исследовал условия эффективности переговоров в межгосударственных конфликтах в период с 1945-1995 гг., используя методы статистического анализа, что позволило выявить некоторые закономерности в применении переговоров в урегулировании межгосударственных конфликтов . Статья Ричарда Джексона наиболее близка по теме данной магистерской диссертации, однако, в этой статье исследуются конфликты лишь до 1995 года, не затрагивая современный этап.
В данной работе будут исследоваться переговоры в двух группах международных конфликтов: вооруженных и невооруженных, в которых участвуют в качестве сторон, как минимум два признанных государства.
В работу намеренно не включен анализ гражданских войн в связи со спецификой конфликторазрешения в них, а также войны с террористами, так как согласно официальной позиции многих государств «переговоры с террористами не ведутся». Питер Ньюман объясняет это следующим образом: «государства боятся вести переговоры с террористами, не желая легитимизировать и признавать террористические организации, как актора международных отношений» .
Таким образом, в работе будут анализироваться переговоры в вооруженных с 1990 – 2016 гг. и невооруженных конфликтах современного периода, т.к. подобных исследований нет. Нижней границей хронологического периода, охватываемого в нашем исследовании ВКР, можно обозначить 1990 год, т.к. именно во 1990 год стал отправной точкой смены миропорядка, сменившего биполярный, который продолжает формироваться до сих пор. Верхней хронологической границей исследования был выбран 2016 год, что обусловлено стремлением расширить временные рамки исследования и довести и включить в него как можно более современного материала.
Результаты исследования могут быть применены в подборе более эффективного метода урегулирования конфликтов, как вооруженных, так и невооруженных, а также в дальнейших исследованиях, посвященных мирному урегулированию конфликтов посредством переговоров
В исследовательской работе были использованы следующие методы:
Контент-анализ для анализа речей и заявлений сторон переговорного процесса и оценки их влияния на ход переговоров и конфликта;
Ивент-анализ для нахождения закономерностей и связей в действиях конфликтующих сторон в крупных конфликтах.
Метод системных сравнений, нацеленный на проведение системных сравнений на основе большого количества кейсов для попытки установления эмпирически-обоснованных обобщений. Подобный количественный метод был окончательно разработан и адаптирован для политических наук Дэниелом Друкманом.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, 4 параграфов, 5 таблиц, 2 приложений и списка литературы.
Целью данной магистерской диссертации было определить, при каких условиях, в каких конфликтах переговоры наиболее эффективны (как инструмент) в установлении диалога между конфликтующими сторонами и урегулировании конфликта. Цель была достигнута посредством применения метода сравнения, метода изучения кейсов и метода анализа аварийных ситуаций. Последний из перечисленных методов применяется в политических науках сравнительно недавно, но именно этот метод способствовал наиболее полному анализу вооруженных конфликтов в период с 1990-2016 гг. а также анализа существующей законодательной базы по средствам мирного урегулирования конфликтов и переговоров.
По итогам исследования были сделаны следующие выводы.
Методы мирного урегулирования конфликтов широко используются в современных международных отношениях. Это связано с распространением и кодификацией международного права, чьи нормы распространяются не только посредством заключения межгосударственных соглашений, договоров и осуществления дипломатического контакта, но и интеграции через международные организации. Именно международные организации играют важную роль в распространении переговоров, как средства мирного урегулирования конфликтов, создавая площадки для взаимодействия с четко регламентированными правилами ведения коммуникации. По итогам исследования, мы пришли к выводу, что наибольший вклад в распространения переговоров, как самостоятельного средства разрешения споров вносит деятельность таких организаций, как ООН, ВТО, Совет Европы. В уставах данных организаций закреплены переговоры, как первичный этап на пути урегулирования любого спора перед передачей дела в судебные органы.
Преимуществами переговоров, в свою очередь были выявлены их гибкость применения, эффективность в урегулировании экономических конфликтов, которые не затрагивают государствообразующих ресурсов, а также простота организации в сравнении с другими методами урегулирования конфликтов.
Однако, существенным недостатком переговоров является то, что не существует конкретных критериев, в какой момент ресурс переговоров можно считать исчерпанным и переходить к следующему методу. К тому же, переговоры, как показывает анализ конфликтов, не эффективны в долгосрочных вооруженных конфликтах, особенно, в случаях, когда в конфликтах есть этническая составляющая. Другим ограничивающим фактором применения переговоров, в особенности в вооруженных конфликтах, является то, что электорат, как правило, хочет видеть власть сильной и бескомпромиссной в своих позициях, что ставит представителей власти в положение, где они должны выбирать эффективное решение в долгосрочной перспективе или расположение электората в данный момент, особенно в преддверии выборов. В невооруженных же конфликтах, с точки зрения электората, судебное разбирательство, во многих случаях, будет предпочтительнее в силу конечности принятого решения, т.к. достигнутые путем переговоров договоренности не всегда имеют долгосрочный характер.
По исследованным параметрам вооруженных конфликтов (количество жертв, длительность конфликта, количество сторон, инициатор переговорного процесса, место проведения переговоров и т.д.) было выявлено, что наиболее короткие конфликты с количеством жертв менее 500 человек скорее будет успешно урегулированы посредством переговоров. Конфликты, основанные на более измеримых параметрах конфликта (такие как ресурсы, территория, деньги), скорее будут успешно разрешены мирным путем, чем, скажем, конфликты, основанные на вопросах веры, идеологии, принципов.
В случае конфликтов, где превалирует этническая составляющая, мы пришли к выводу, что сторонам сложнее пойти на компромисс ввиду ценностного фактора, который заставляет стороны придерживаться позиций, а не стремиться к нахождению решения проблемы. Государства, близкие по ценностям, являющиеся членами одних и тех же международных организаций и имеющие тесные экономические связи, скорее всего, будут урегулировать конфликты мирным путем. Анализ вооруженных конфликтов показал, что очаги большинства конфликтов находятся в Азии и Африке, в то время, как невооруженные конфликты по поводу территории и границ, скорее всего, происходят в европейском регионе.
В данной работе были исследованы классические вооруженные и невооруженные конфликты с целью определить условия эффективности переговоров. Однако, в последние десятилетия тип конфликтов существенно изменился в сторону ассиметричных конфликтов и этнических войн внутри государств, как на этапе становления государственности, так и в некогда стабильных государствах. Меры, принимаемые международным сообществом, сторонами конфликта неэффективны. Продолжением данного исследования будет анализ применения мирных средств урегулирования конфликтов в качестве инструмента урегулирования конфликтов в рамках этнических конфликтов, гражданских войн и борьбы с терроризмом.
Переговоры уже широко используются в качестве урегулирования разнообразных международных конфликтов. Для того чтобы эффективность их применения увеличилась, необходимо развивать не только международное право и уставы международных организаций, но и культуру сотрудничества, где стороны конфликта будут, прежде всего, нацелены на решение проблемы, а не на отстаивание собственных позиций. Таким образом, взаимодействие государств и международные отношения в целом обретут более мирный характер.
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций// [Сайт Организации Объединенных Наций]/ URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
2. Дело о применении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), апрель 2011//[Сайт международного суда ООН]/ URL:http://www.refworld.org.ru/publisher,ICJ,CASELAW,,538733bb4,0.html
3. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога), Париж, 27 агуста 1928//[Электронный ресурс]/ URL: http://arhiv.inpravo.ru/data/base260/text260v717i488.htm
4. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция), статья 10, параграф 1//[Сайт Организации объединенных Наций]/ URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mines_convention.shtml
5. Конвенция Организации Объединенных Наций о праве несудоходных видов использования международных водотоков//Сайт Организации Объединенных Наций]/ URL: http://legal.un.org/avl/pdf/ha/clnuiw/clnuiw_r.pdf
6. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров//[Сайт Организации Объединенных Наций]/ URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/manila_declaration.shtml
7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации//[Сайт Организации Объединенных наций]/ URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml
8. Резолюция от 29 ноября 1947 года, № a/res/181 (ii), Будущее правительство Палестины//[База нормативных документов Викитека]/URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Резолюция_Генеральной_Ассамблеи_ООН_№_A/RES/181_(II) (Дата обращения: декабрь 2016)
9. Устав Организации Объединенных Наций//[Сайт Организации Объединенных Наций]/ URL:http://www.icj-cij.org/homepage/ru/unchart.php#chapt1
10. Case Concerning Military and Paramilitary Activities in And Against Nicaragua, 1984. Материалы дела Международного Суда ООН. 1984
11. International Convention Relating to Intervention on the High Seas in Cases of Oil Pollution Casualties, 1969//[Сайт Организации Объединенных наций]/ URL:http://www.imo.org/en/About/conventions/listofconventions/pages/international-convention-relating-to-intervention-on-the-high-seas-in-cases-of-oil-pollution-casualties.aspx
12. The Geneva Conventions of August 1949//Издательство международного Красного Креста, текст документа
13. Устав ВТО//[Сайт комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО]/URL: http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3667&doc_id=3192
Делопроизводственная документация
1. О генеральной Ассамблее ООН//[Сайт Организации Объединенных Наций]/URL: http://www.un.org/ru/ga/about/index.shtml
2. Функции и полномочия Генеральной Ассамблеи ООН//[Сайт Организации Объединенных Наций]/URL: http://www.un.org/ru/ga/about/background.shtml Правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН//[Сайт Организации Объединенных Наций]/URL: https://www.un.org/ru/ga/about/garules/1.shtml#Summoningga
3. General Assembly Adopts, without Vote, ‘Landmark’ Decision on Advancing Efforts to Reform, Increase Membership of Security Council//[Сайт Организации Объединенных Наций]/URL:https://www.un.org/press/en/2015/ga11679.doc.htm
Статистические и массовые источники
1. Cost of National Security?//[Сайт проекта National Priorities]/URL: http://nationalpriorities.org/cost-of/
2. International Disputes//[Сайт indexmundi.com]/URL:http://www.indexmundi.com/factbook/fields/disputes-international
3. Members and Observers [Официальный сайт ВТО]//https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm
4. Members and Observers of the WTO/[Официальный сайт ВТО] //https://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/org6_map_e.htm
5. The Economist Intelligence Unit's Democracy Index//[Сайт The Economist]/URL:https://infographics.economist.com/2017/DemocracyIndex/ Current Status of Disputes/[Официальный сайт ВТО]// https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_current_status_e.htm
Литература
1. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. Том 1, события 1918-1945 годов.//Москва, 2009, стр 62.
2. Валерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века, М.:Логос, 2003
3. Василенко И.А. Искусство международных переговоров. уч. Пособие. 4-е издание М.Международные отношения. 2014. 416с.
4. Европейское международное право / отв. ред. Ю. М. Колосов. – М. : Междунар. отношения, 2005
5. Ирак и Кувейт – ИКМООН (справочная информация о миссии)//[Сайт Организации Объединенных Наций]/http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/unikom/unikombackground.htm (Дата обращения: январь 2017)
6. Клод Селлих, Джейн Субшах С. Переговоры в международном бизнесе. Добрая книга. 2004. 270 с.
7. Майкл Л. Спэнгл, Мира Уоррен Айзенхарт. Переговоры. Решение проблем в разном контексте. Negotiation: Communication for Diverse Settings Гуманитарный центр, 2009 г. 592 стр.
8. Манойло А.В. Разрешение и урегулирование международных конфликтов//Мир и политика, М. Октябрь, 2013, стр. 139
9. Международно-правовой статус Арктики//[Информационное агентство Итар-Тасс]/URL:http://tass.ru/info/895685 (Дата обращения: апрель 2017)
10. О.И. Андреева, А.Д. Карпенко, С.В. Сатикова. Интегративные переговоры. Роза мира. СПб. 2007. 108с
11. Ричард Шелл. Удачные переговоры. М. Манн, Иванов и Фербер. 2012. 288 с.
12. Статус Каспийского моря//[Информационное агентство Ria-новости]/URL https://ria.ru/spravka/20140426/1004969274.html (Дата обращения: апрель 2017)
13. Статут Лиги Наций//[Электронный ресурс]/URL:http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/Legnatust.htm
14. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов:Учебное пособие. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 176 с.
15. Тангаева А.В. Разрешение споров в ВТО//[Сайт Экономического форума РФ]/URL:http://regconf.hse.ru/uploads/15cbbf06a93347b6faf71cfe001bdfc6cca6d098.pdf
16. Тюкавкин Н.М. Порядок и условия вхождения стран в ВТО. Самара, 2012.
17. Фишер Р., Юри Р. Путь к согласию или переговоры без поражения//М.АСБ, 2001
18. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций, АСТ, 2014
19. Barnidge R. The international law of negotiation as a means of dispute settlement// Fordham International Law Journal. March, 2013. p. 548
20. Bercovitch J, Allison H. Influence of mediator Characteristics and Behavior on the Success of Mediation in International Relations// International Journal of Conflict Management, 1993
21. Bhutan-ChinaRelations//[Ресурс globalsecurity.org]/URL:http://www.globalsecurity.org/military/world/bhutan/forrel-prc.htm
22. Craver Ch. Effective Legal Negotiation and Settlement. LexisNexis, 2008, 385 C.
23. Cuba et les Etats-Unis rétablissent leurs relations diplomatiques//[Электронная версия журнала Le Monde]/URL:
24. Dixon W., Senese P. Democracy, Disputes, and Negotiated Settlements//Journal of Conflict Resolution, № 4, август 2002, стр. 554
25. Druckman J. Cambridge Handbook of Experimental Political Science, Cmabridge University Press, 2002
26. Gasser H.P. International Humanitarian Law: an Introduction, in: Humanity for All: the International Red Cross and Red Crescent Movement, H. Haug (ed.), Paul Haupt Publishers, Berne, 1993, p. 510- 511
27. Global Peace Index 2016 // [Сайт: http://visionofhumanity.org/]/URL:http://visionofhumanity.org/indexes/global-peace-index/ (Дата обращения: декабрь 2017)
28. http://www.lemonde.fr/ameriques/article/2015/07/01/accord-entre-les-etats-unis-et-cuba-pour-la-reouverture-d-ambassades_4665368_3222.html
29. Jackson R. Successful Negotiation in International Violent Conflict//Journal of Peace Research, vol.37 № 3, 2000, с 323-343
30. Moorthy N. Obama increases U.S. Troops to remain in Afghanistan past 2016//[Новостной сайт: politifact.com]/http://www.politifact.com/truth-o-meter/promises/obameter/promise/1096/end-war-afghanistan-2014/
31. Neumann P. Negotiating with Terrorists//[Журнал Foreign Policy]/URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2007-01-01/negotiating-terrorists
32. Peters A. International Dispute Settlement: a Network of Cooperational Duties//European Journal of International Law, 2003, p. 6
33. Plantey A. International Negotiation in the Twenty-First Century//Routledge-Cavendish,2007
34. Russett J. Oneal D. Triangulating peace: Democracy, interdependence, and international organizations//[Сайт журнала: Foreign Affaires]/URL:https://www.foreignaffairs.com/reviews/capsule-review/2001-05-01/triangulating-peace-democracy-interdependence-and-international
35. Svensson I., Onken M. Global Trends of Peace Negotiations and Conflict Mediation
36. Timor-Leste drops espionage claims against Australia in maritime border dispute/[Электронная версия журнала The Guardian]/URL:https://www.theguardian.com/world/2017/jan/24/timor-leste-drops-espionage-claims-against-australia-in-maritime-border-dispute
37. Wellens K. Negotiations in the Case Law of the International Court of Justice: a Functional Analysis. Routledge. 2016, p. 119
38. Wendel Ph. State Responsibility For Interferences With The Freedom Of Navigation In Public International Law, Oxford University Press, 283 C.