Миграционные процессы в России как фактор социальных конфликтов
|
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1.Теоретические предпосылки анализа миграционных процессов в России.
1.1. Основные характеристики миграционных процессов……………………..6
1.2. Политика Российской Федерации в области миграции…………………..18
Глава 2.Влияние миграции на социальные конфликты.
2.1. Конфликтогенность миграционных процессов
2.2. Возможности регулирования миграционных процессов…………………49
Заключение
Список используемой литературы
Глава 1.Теоретические предпосылки анализа миграционных процессов в России.
1.1. Основные характеристики миграционных процессов……………………..6
1.2. Политика Российской Федерации в области миграции…………………..18
Глава 2.Влияние миграции на социальные конфликты.
2.1. Конфликтогенность миграционных процессов
2.2. Возможности регулирования миграционных процессов…………………49
Заключение
Список используемой литературы
В последние десятилетия отмечается активизация миграционных потоков. Это, в первую очередь, результат глобализации и связанных с ней процессов: развитие транснациональных корпораций, культурная интеграция, централизация власти. Российская Федерация не является исключением и в полном объеме сталкивается со всеми вытекающими последствиями миграции.
С увеличением роста миграции встал вопрос об ее роли в жизнедеятельности страны. В последнее время она оказывает масштабное влияние на экономику, культуру, социальную жизнь и в глобальном плане на будущее страны. Как любой процесс, миграция сопровождается положительными и отрицательными последствиями. Основные проблемы связаны с конфликтами, безопасностью, взаимоотношением мигрантов и принимающего общества.
В Российской Федерации существует еще одна важная проблема, связанная с миграцией. В результате распада Советского союза появилось большое количество мигрантов в РСФСР, которые до этого были гражданами великой державы. В соответствии с этим, правительство новоиспеченных стран должно было по факту, без теоретических знаний и научных методов, решать эту проблему. Но сложность заключалась в том, что никто не знал, как проводить миграционную политику в такой ситуации, а мировой опыт не имел аналогов управления миграционными процессами в подобных случаях. Таким образом, небольшой опыт в управлении миграцией и незнание теоретических положений в этой области привели ко многим ошибкам и ложным выводам, которых можно было бы избежать, имея теоретические и экспериментальные исследования.
Целью магистерской диссертации является анализ миграционных процессов в России с точки зрения их влияния на социальные конфликты.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать основные характеристики миграционных процессов;
2. проанализировать политику Российской Федерации в области миграции;
3.выявить конфликтогенность миграционных процессов;
4. определить возможности регулирования миграционных процессов.
Основные подходы к изучению миграции заложены в трудах известных деятелей философии и социологии: К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса и других. Большое внимание в теориях зарубежных ученых уделяется проблемам неравенства, которое характерно для мигрантов. Причем неравенство может проявляться не только в экономическом положении, но и в степени власти, образования, профессионализма.
В отечественной литературе рассматриваются общие теоретические подходы в изучении сущности миграции. Здесь можно назвать С. К. Бондыреву, М. И Переведенцева, Т. Н. Юдину. Отдельно хотелось бы выделить Л. Л. Рыбаковского, который определил трехстадийный подход к изучению миграции.
Исследования школы Т. И. Заславской определили социально-психологические факторы человека, которые лежат в основе миграции.
С развитием миграционных процессов появилось направление миграциология, которое изучает миграцию в комплексном подходе. Крупными специалистами в этой области являются В. Д. Самойлов, В. А. Ионцев.
Большой вклад в изучение конфликтов, связанных с миграционными процессами, внесли А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов.
Необходимо сказать, что огромное количество материалов по теме миграции публикуются в российской и зарубежной печати, а также находятся в широком доступе в сети Интернет.
Рассматривая в целом степень разработанности проблемы миграции, можно сказать, что не существует единого теоретического подхода к изучению миграционных процессов, не смотря на большое количество изданий в этой области. В основном в публикациях отображается реальное положение миграционных потоков, и даются теоретические рекомендации по их регулированию, которые и остаются на стадии книжной разработанности.
Объектом изучения являются миграционные процессы в России, предметом – миграционные процессы как причина возникновения социальных конфликтов в России.
Структура работы включает две главы, четыре параграфа, введение и заключение. В первой главе первого параграфа рассматриваются теоретические характеристики миграции, ее функции и виды. Второй параграф посвящен российской миграционной политике, ее особенностям. В третьей главе в первом параграфе раскрывается конфликтный характер миграционных процессов, анализируется конфликты между мигрантами и принимающим обществом и мигрантами и властью. И, наконец, во втором параграфе второй главы высказываются предположения о том, каким образом можно регулировать миграционные процессы, какую политику следует проводить в этой области и насколько она будет эффективной.
С увеличением роста миграции встал вопрос об ее роли в жизнедеятельности страны. В последнее время она оказывает масштабное влияние на экономику, культуру, социальную жизнь и в глобальном плане на будущее страны. Как любой процесс, миграция сопровождается положительными и отрицательными последствиями. Основные проблемы связаны с конфликтами, безопасностью, взаимоотношением мигрантов и принимающего общества.
В Российской Федерации существует еще одна важная проблема, связанная с миграцией. В результате распада Советского союза появилось большое количество мигрантов в РСФСР, которые до этого были гражданами великой державы. В соответствии с этим, правительство новоиспеченных стран должно было по факту, без теоретических знаний и научных методов, решать эту проблему. Но сложность заключалась в том, что никто не знал, как проводить миграционную политику в такой ситуации, а мировой опыт не имел аналогов управления миграционными процессами в подобных случаях. Таким образом, небольшой опыт в управлении миграцией и незнание теоретических положений в этой области привели ко многим ошибкам и ложным выводам, которых можно было бы избежать, имея теоретические и экспериментальные исследования.
Целью магистерской диссертации является анализ миграционных процессов в России с точки зрения их влияния на социальные конфликты.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать основные характеристики миграционных процессов;
2. проанализировать политику Российской Федерации в области миграции;
3.выявить конфликтогенность миграционных процессов;
4. определить возможности регулирования миграционных процессов.
Основные подходы к изучению миграции заложены в трудах известных деятелей философии и социологии: К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса и других. Большое внимание в теориях зарубежных ученых уделяется проблемам неравенства, которое характерно для мигрантов. Причем неравенство может проявляться не только в экономическом положении, но и в степени власти, образования, профессионализма.
В отечественной литературе рассматриваются общие теоретические подходы в изучении сущности миграции. Здесь можно назвать С. К. Бондыреву, М. И Переведенцева, Т. Н. Юдину. Отдельно хотелось бы выделить Л. Л. Рыбаковского, который определил трехстадийный подход к изучению миграции.
Исследования школы Т. И. Заславской определили социально-психологические факторы человека, которые лежат в основе миграции.
С развитием миграционных процессов появилось направление миграциология, которое изучает миграцию в комплексном подходе. Крупными специалистами в этой области являются В. Д. Самойлов, В. А. Ионцев.
Большой вклад в изучение конфликтов, связанных с миграционными процессами, внесли А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов.
Необходимо сказать, что огромное количество материалов по теме миграции публикуются в российской и зарубежной печати, а также находятся в широком доступе в сети Интернет.
Рассматривая в целом степень разработанности проблемы миграции, можно сказать, что не существует единого теоретического подхода к изучению миграционных процессов, не смотря на большое количество изданий в этой области. В основном в публикациях отображается реальное положение миграционных потоков, и даются теоретические рекомендации по их регулированию, которые и остаются на стадии книжной разработанности.
Объектом изучения являются миграционные процессы в России, предметом – миграционные процессы как причина возникновения социальных конфликтов в России.
Структура работы включает две главы, четыре параграфа, введение и заключение. В первой главе первого параграфа рассматриваются теоретические характеристики миграции, ее функции и виды. Второй параграф посвящен российской миграционной политике, ее особенностям. В третьей главе в первом параграфе раскрывается конфликтный характер миграционных процессов, анализируется конфликты между мигрантами и принимающим обществом и мигрантами и властью. И, наконец, во втором параграфе второй главы высказываются предположения о том, каким образом можно регулировать миграционные процессы, какую политику следует проводить в этой области и насколько она будет эффективной.
Как показывает проведенное исследование, миграционные процессы в России играют большую роль в жизнедеятельности страны. Основной целью миграции является улучшение качества жизни, повышение экономического уровня, поэтому доминирующим потоком в страну являются трудовые мигранты из стран периферии. Функции миграции направлены на улучшение качества жизни как самих мигрантов, так и принимающих жителей. Основная часть мигрантов в местах вселения обеспечивает себе более высокий уровень жизни, чем в местах исхода.
В связи с большим влиянием миграции на процессы, происходящие в стране, необходимо проводить эффективную государственную миграционную политику, которая будет направлять это влияние в нужное русло.
Политика в области регулирования миграционных процессов в Российской Федерации развивается постепенно и еще не утвердилась окончательно. Это связано с историческими событиями: распад СССР и начавшимися в связи с этим проблемами в области миграции. По факту получалось, что регулирование миграционных процессов складывалось в результате внешней политики, по ходу возникновения чрезвычайных миграционных ситуаций.
Долгое время в стране отсутствовал общий документ, который бы контролировал миграционную политику. В 2003 году была принята попытка создания такого документа – Концепции регулирования миграционных процессов. Однако план документа был рассчитан на два года, и после завершения срока действия не было попыток его продолжения.
Только спустя долгое время была осуществлена вторая попытка создания единого документа, контролирующего миграционные процессы в стране – Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., принятой 13 июня 2012 г. Для создания этого документа была осуществлена большая теоретическая подготовка. В Концепции отражены цели, задачи и направления деятельности политики в области миграции, которая включает в себя три этапа реализации.
Первый этап уже прошел, и прослеживаются как положительные, так и отрицательные результаты. Положительные – ужесточение ряда законов для въезда в страну, и в связи с этим уменьшение количества нарушений, совершенных мигрантами на почве нелегального пребывания в стране. Отрицательные – рост преступлений с участием мигрантов, увеличение нелегальных иммигрантов, различие в качественном составе иммигрантов в Россию по сравнению с уезжающими из страны российскими гражданами. Регулирование таких процессов должно проходить в правовых рамках.
Существенными конфликтами, связанными с миграционными процессами, являются конфликт мигрантов и принимающего общества и конфликт мигрантов и власти.
В каждом конфликте присутствуют его субъективные и объективные причины. В конфликте между мигрантами и принимающим обществом объективными причинами можно назвать конкуренцию и неравенство, но степень конфликтогенности этих факторов будет зависеть от индивидуального восприятия конкретного индивида. Субъективные факторы обуславливаются личностным пониманием происходящих процессов.
Взаимоотношение между властью и мигрантами складывается на основе законодательства. Государство выступает гарантом безопасности для страны и ее жителей, поэтому законы хотя и принимаются объективно, но не всегда в лучшую сторону для приезжих граждан из других государств. Такое положение вещей может обострить отношение власти и мигрантов.
Основными конфликтогенными факторами во взаимоотношении между властью и мигрантами выступают нелегальная миграция и связанные с ней проблемы, преступность среди мигрантов, несовершенство законодательства в области миграционных процессов, СМИ, которые не всегда освещают объективную действительность. Взаимодействие власти и мигрантов складывается на основе российского законодательства, поэтому объективные и справедливые законы в области миграции позволяют сгладить многие острые углы в данном конфликте.
Что касается регулирования миграционных процессов, то оно должно осуществляться на государственном уровне. Так как миграция воздействует на все сферы жизнедеятельности, то и политика миграции должна проводиться на всех уровнях: политическом, социально-экономическом и культурном.
Главным критерием политико-правового регулирования миграционными процессами выступает гражданство. В зависимости от статуса мигранта, государство может контролировать его дальнейшую судьбу. Также, проводя антидискриминационную политику в области миграционных отношений, правительство сможет сгладить многие проблемы, которые могут возникать на почте дискриминации, и, тем самым, осуществлять регулирование миграционного развития в стране.
На социально-экономическом уровне государство может регулировать миграционные процессы с помощью усовершенствования сферы занятости мигрантов, повышения их образования, создания специальных программ для повышения доступности жилья и улучшения здравоохранения.
Государственная политика, проводимая в культурной сфере, также может способствовать развитию миграционных процессов. Поддерживая традиции и культуру мигрантов, правительство таким образом улучшает степень взаимодействия мигрантов и коренного населения, а также развивает политику мультикультуролизма, которая стала неотъемлемой частью современного мира.
В связи с большим влиянием миграции на процессы, происходящие в стране, необходимо проводить эффективную государственную миграционную политику, которая будет направлять это влияние в нужное русло.
Политика в области регулирования миграционных процессов в Российской Федерации развивается постепенно и еще не утвердилась окончательно. Это связано с историческими событиями: распад СССР и начавшимися в связи с этим проблемами в области миграции. По факту получалось, что регулирование миграционных процессов складывалось в результате внешней политики, по ходу возникновения чрезвычайных миграционных ситуаций.
Долгое время в стране отсутствовал общий документ, который бы контролировал миграционную политику. В 2003 году была принята попытка создания такого документа – Концепции регулирования миграционных процессов. Однако план документа был рассчитан на два года, и после завершения срока действия не было попыток его продолжения.
Только спустя долгое время была осуществлена вторая попытка создания единого документа, контролирующего миграционные процессы в стране – Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., принятой 13 июня 2012 г. Для создания этого документа была осуществлена большая теоретическая подготовка. В Концепции отражены цели, задачи и направления деятельности политики в области миграции, которая включает в себя три этапа реализации.
Первый этап уже прошел, и прослеживаются как положительные, так и отрицательные результаты. Положительные – ужесточение ряда законов для въезда в страну, и в связи с этим уменьшение количества нарушений, совершенных мигрантами на почве нелегального пребывания в стране. Отрицательные – рост преступлений с участием мигрантов, увеличение нелегальных иммигрантов, различие в качественном составе иммигрантов в Россию по сравнению с уезжающими из страны российскими гражданами. Регулирование таких процессов должно проходить в правовых рамках.
Существенными конфликтами, связанными с миграционными процессами, являются конфликт мигрантов и принимающего общества и конфликт мигрантов и власти.
В каждом конфликте присутствуют его субъективные и объективные причины. В конфликте между мигрантами и принимающим обществом объективными причинами можно назвать конкуренцию и неравенство, но степень конфликтогенности этих факторов будет зависеть от индивидуального восприятия конкретного индивида. Субъективные факторы обуславливаются личностным пониманием происходящих процессов.
Взаимоотношение между властью и мигрантами складывается на основе законодательства. Государство выступает гарантом безопасности для страны и ее жителей, поэтому законы хотя и принимаются объективно, но не всегда в лучшую сторону для приезжих граждан из других государств. Такое положение вещей может обострить отношение власти и мигрантов.
Основными конфликтогенными факторами во взаимоотношении между властью и мигрантами выступают нелегальная миграция и связанные с ней проблемы, преступность среди мигрантов, несовершенство законодательства в области миграционных процессов, СМИ, которые не всегда освещают объективную действительность. Взаимодействие власти и мигрантов складывается на основе российского законодательства, поэтому объективные и справедливые законы в области миграции позволяют сгладить многие острые углы в данном конфликте.
Что касается регулирования миграционных процессов, то оно должно осуществляться на государственном уровне. Так как миграция воздействует на все сферы жизнедеятельности, то и политика миграции должна проводиться на всех уровнях: политическом, социально-экономическом и культурном.
Главным критерием политико-правового регулирования миграционными процессами выступает гражданство. В зависимости от статуса мигранта, государство может контролировать его дальнейшую судьбу. Также, проводя антидискриминационную политику в области миграционных отношений, правительство сможет сгладить многие проблемы, которые могут возникать на почте дискриминации, и, тем самым, осуществлять регулирование миграционного развития в стране.
На социально-экономическом уровне государство может регулировать миграционные процессы с помощью усовершенствования сферы занятости мигрантов, повышения их образования, создания специальных программ для повышения доступности жилья и улучшения здравоохранения.
Государственная политика, проводимая в культурной сфере, также может способствовать развитию миграционных процессов. Поддерживая традиции и культуру мигрантов, правительство таким образом улучшает степень взаимодействия мигрантов и коренного населения, а также развивает политику мультикультуролизма, которая стала неотъемлемой частью современного мира.
Подобные работы
- Миграционные процессы в России как фактор социальных конфликтов
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Миграционные процессы в приграничных регионах России
(на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Миграционные процессы в современных мегаполисах (на примере Пекина и Москвы)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий по совершенствованию миграционной политики в целях обеспечения экономической безопасности России и оценить их экономическую эффективность
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Миграционные процессы в приграничном агропромышленном регионе России в годы реформ: тенденции, механизмы и проблемы регулирования
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРИГРАНИЧНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ РОССИИ В ГОДЫ РЕФОРМ: ТЕНДЕНЦИИ, МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ (опыт социологического анализа в Алтайском крае в 1990 - 2002 гг.)
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



