Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста

Работа №141588

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста 10
1.1 Профессиональное самоопределение личности: сущность и
основные подходы к его изучению в психологической науке.... 10
1.2 Психологическая характеристика и специфика
подросткового возраста 20
1.3 Структурные и содержательные особенности профессионального самоопределения на разных этапах подросткового возраста 25
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения на разных этапах
подросткового возраста 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Результаты исследования особенностей профессионального
самоопределения на разных этапах подросткового возраста 36
2.3 Рекомендации по оптимизации профессионального
самоопределения на разных этапах подросткового возраста 46
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение А Список участников эмпирического исследования 59
Приложение Б Результаты эмпирического исследования 61


Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном мире, отражаются на жизни каждого человека, активизируя его стремление к свободе и готовность к выбору. Сегодня, успешность и эффективность человека во многом определяется его умениями и способностями справляться с огромным потоком информации, самостоятельно добывать необходимые знания, быстро реагировать на возникающие запросы и факторы, эффективно коммуницировать с различными людьми и обладать навыками командной работы, понимать себя и свои потребности, сознательно строить свою карьеру и жизнь.
Очевидно, что меняющиеся реалии в особой степени отражаются на подрастающем поколении. Готовность к выбору и самостоятельности особо остро проявляется в подростковом возрасте, который характеризуется перестройкой и самоопределением личности в ценностно-смысловом, профессиональном направлении. Именно, подростковый возраст определяет успешность или не успешность социальной интеграции личности, которая зависит от формирования важных личностных качеств подростка, повышающих его адаптационный потенциал и способствующих его самоопределению.
Качество жизни взрослого человека, во многом определяется качеством и продуктивностью его профессиональной деятельности. Если человек занимается любимым делом, то он имеет истинные мотивы к саморазвитию, он удовлетворен и эмоционально наполнен, в целом, самореализован. Речь идет о профессиональном самоопределении личности. Актуализируется этот процесс в подростковом возрасте, выражаясь в разных аспектах жизни подростка:
- в доверительных, эмоциально-благополучных взаимоотношениях с родителями, которые способствуют формированию
самостоятельности подростка;
- в продуктивности формирования идентичности, принятия подростком себя;
- сформированности интересов к определенной области, профессиональному направлению и соответствующих способностей.
Чем в большей степени всем этим обладает подросток, тем выше качество его жизни и больше вероятности в успешной самореализации.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения современных подростков довольно остро проявляется в обществе и требует детального изучения.
В науке проблема профессионального самоопределения личности не нова и рассматривается относительно разных возрастных групп, в различных ракурсах. Серьезный вклад в развитие этого направления внесли А.Е. Голомшток [9], Л.А. Йовайши [2], Е.А. Климов [3], Н.С. Пряжников [4], С.Н. Чистякова [5], которые раскрыли ее с позиций профессиональной ориентации и профессионального консультирования. При раскрытии данной проблемы они опирались на основные положения деятельностного подхода, разработанного ведущими учеными Л.С. Выготским [6],
С.Л. Рубинштейном [7] и А.Н. Леонтьевым [8]. Позже проблема
профессионального самоопределения изучалась с уклоном в русло личностного аспекта. Ученые пытались обосновать влияние различных индивидуально-личностных характеристик на профессиональное самоопределение человека. Изучению проблемы в данном русле посвящены труды зарубежных авторов Э. Берна [9], Э. Гинзберга [10], Дж. Голланда [11], А. Маслоу [12], Д. Сьюпер [13]. В современной науке, значительно расширились представления о взаимосвязи личностных характеристик и проблемы профессионального выбора. Сегодня все чаще говорят о том, что человек должен осваивать разные профессии, подстраиваясь под быстроменяющиеся требования общества.
Исследования, посвященные разным аспектам подросткового возраста, актуализировались в психологической науке к середине ХХ столетия.
Большое число зарубежных авторов отмечают уникальность данного возраста в жизни человека и выделяют его яркие характеристики (Ш. Бюлер, З. Фрейд, С. Холл, Э. Штерн, Э. Эриксон) [14]. Отечественные ученые, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин [15], [16], [17], в русле периодизации психического развития человека, особое внимание уделяли ведущему виду деятельности, психическим новообразованиям и характеристикам кризиса подросткового возраста.
Необходимо отметить, что в современной психологической науке нет однозначного подхода к периодизации психического развития. Ученые отмечают проявление тенденции к инфантилизации современного общества, которая меняет установленные в науке возрастные границы. Так, следуя представлениям советских психологов, подростковый период (отрочества) начинается в возрасте 11 лет и продолжается до 14 лет. Однако, в современных исследованиях, все чаще можно заметить, что эти границы значительно сдвинулись. Сегодня можно говорить о том, что подростковый возраст у многих продолжается до 19-20 лет. Подростковый возраст значим для самоопределения человека, поскольку именно в этот возрастной период происходит самоидентификация личности, формируются установки, цели.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема профессионального самоопределения в современной образовательной среде относится к числу актуальных.
Особенности выбора профессии в подростковом возрасте тесно связаны не только с осознанием собственных сильных сторон и пониманием их применения в различных профессиональных областях, но и с вызовом, который ставит перед ними этот возраст, с пониманием и принятием потребностей, с интеграцией в рынок труда в перспективе будущего.
В психологии проблема профессионального самоопределения представлена в контексте психологических типов личности, соответствующих рабочей среде; через анализ ситуационных, социологических факторов, влияющих на выбор профессии; и анализ профессионального самоопределения через Я-концепцию развития в течение всей жизни.
Большинство авторов рассматривают самоопределение как осознание человеком своих возможностей, способностей, потребностей, желаний, интересов, своих относительно устойчивых характерологических качеств, их соотнесенность с требованиями социальной ситуации, на основе которой ставятся цели.
То есть самоопределение можно понимать, как способность привести свой образ жизни в соответствие с образом мира как целостной и системно¬смысловой реальности, представляющей мир данного человека, в котором он живет и действует.
Основные траектории развития подросткового возраста, в том числе связанные с половым созреванием, рискованным поведением, академическими достижениями, здоровьем и развитием личности, отражают сложную взаимосвязь биологии, личного влияния и окружающей среды. Подростки, как правило, проводят меньше времени с родителями и другими родственниками и стремятся к большей автономии, в то же время все больше погружаясь в расширение партнерских сетей, в том числе романтических, но обычно они делают это, сохраняя крепкие эмоциональные связи со своими семьями.
Для многих подростков выбор профессии является важным, так и трудным / болезненным одновременно. Профессиональная ориентация имеет специфику согласно гендерному критерию. У девочек и мальчиков развиваются представления о себе и своем будущем, которые соответствуют социальной организации отношений между мужчинами и женщинами.
Подростки подходят к проблеме выбора профессии в слишком идеалистической манере, находясь под влиянием множества внешних факторов. Мнение значимых других имеет большое значение для подростков из коллективистских культурных установок. В то время как в индивидуалистических культурах подростки, как правило, сосредотачивается на профессиях, которые предлагают более высокий доход и удовлетворяют их личные интересы.
В связи с тем, что процесс принятия решений начинается довольно рано, решения ребенка моделируются семейными влияниями. В отличие от отца, мать активнее вовлекается в работу, когда речь заходит о карьерных планах, инициируя конкретные действия, а также оказывая психосоциальную поддержку. Любящие, терпимые, стимулирующие и ориентированные на результат родители принимают более активное участие в профессиональном развитии детей. Трудности, связанные с внутренним или внешним давлением, которое испытывает подросток усиливают чувство беспомощности, что в свою очередь может вызвать стресс, проявляющийся через: усталость, возбуждение, депрессивное настроение, соматические изменения.
В ходе эмпирического исследования были изучены основные критерии профессионального самоопределения подростков:
профессиональная идентичность, гендерные особенности профессиональных типов в подростковом возрасте.
...


1. Берн Э. Структуры и динамика организаций и групп. М. : Попури, 2006. 328 с.
2. Беседина И., Федотова Н. Технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях. Саратов, 2004. 372 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Владос, 2018. 289 с.
4. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. М. : Знание, 1985. 64 с.
5. Вдовина С. А. Психолого-педагогическое содействие в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников // Концепт. 2014. № 6. С. 679-681.
6. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 185 с.
7. Гинзбург М. Р. Некоторые возможности и методы формирования учителем мотивационной сферы подростков // Изучение особенностей психического развития и воспитания учащихся. М. : Психологический институт РАО, 1987. С. 145-150.
8. Гинзбург М. Р., Копеел Л. В. Некоторые аспекты личностного самоопределения учащихся старших классов // Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М. : Психологический институт РАО, 1990. С. 104-114.
9. Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М. : Просвещение, 1979. 235 с.
10. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Ижевск : Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
11. Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. СПб. : Питер, 2010. 155 с.
12. Журавлева И. В. Специфика подросткового возраста и особенности ее изучения // Здоровье подростков и окружающая среда: изменения за 20 лет: [монография] / И. В. Журавлева, Л. Ю. Иванова, Г. А. Ивахненко [и др.]; отв. ред. И. В. Журавлева; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. С. 10-23. URL:https://www.fnisc.ru/publ.html?id=10034 (дата обращения: 25.03.2023).
13. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Учеб. пособие. М. : Изд-во «МОДЭК». 2016. 256 с.
14. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М., 2004. 246 с.
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 508 с.
...
49 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ