Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое сопровождение профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

Работа №141586

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения
старшеклассников 8
1.1 Проблема профессионального самоопределения в
работах отечественных и зарубежных психологов 8
1.2 Современные подходы к проблеме психологического
сопровождения 17
1.3 Особенности психологического сопровождения
профессионального самоопределения старшеклассников.. 21
Глава 2 Эмпирическое исследование психологического сопровождения профессионального сопровождения
старшеклассников 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Выявление уровня профессионального
самоопределения учащихся 9-х классов 37
2.3 Разработка и апробация программы психологического
сопровождения профессионального самоопределения 49
2.4 Анализ полученных результатов 54
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение А Результаты диагностики профессиональных установок подростков (учащихся 9-х классов) по методике И.М. Кондакова 75


Актуальность. Вопросы выбора профессии являются одними из наиболее актуальных в жизни любого человека. Работа дает возможность не только обеспечить себе достойный материальный уровень жизни, но и реализовать свои способности, цели, устремления. На работу тратится много времени, сил, она занимает немалую часть жизни большинства людей. Поэтому так важно, чтобы профессия была выбрана верно. Этот вопрос является не только индивидуально-значимым, но и имеет большое значение для общества в целом. Существует потребность общества в подготовке специалистов по определенным профессиям, а также в качественном выполнении этими специалистами своих обязанностей.
Большое значение имеет выбор профессии старшеклассниками, так как именно в этом возрасте деятельность по профессиональному самоопределению является наиболее естественной, что определяется как возрастными особенностями, так и в целом социальной ситуацией, в которой находятся выпускники школы. Родители и общество в целом ждут от молодого поколения профессионального выбора, сами школьники в большинстве своем заинтересованы в том, чтобы сделать этот выбор. И, тем не менее, профессиональное самоопределение старшеклассников по- прежнему в силу разных причин носит преимущественно стихийный, не достаточно осознанный характер. Данное противоречие обуславливает актуальность данного исследования.
Проблема профессионального самоопределения отражена в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей, различные аспекты готовности к профессиональному выбору изучали Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, А.Е. Голомшток, Л.И. Божович, Н.В. Самоукина, Г.В. Резапкина, Е. Кеммемер и другие. На современном этапе исследование данной проблемы продолжают И.В. Кузнецова, О.А. Рудакова, Я.А. Корнеева, А.С. Юрьева, Е.Ю. Пряжникова и другие. Работы данных и других авторов послужили теоретической базой данного исследования.
Проведенный анализ научных публикаций по теме исследования показал, что в данной теме можно выделить ряд аспектов, в которых есть потребность в дальнейших исследованиях. Одним из наиболее актуальных представляется ситуация профессионального выбора, в которой находятся современные учащиеся 9-х классов. Исследования достаточно подробно отражают ту разницу, которая существует между профессиональным самоопределением учащимися 9-х и 11-х классов, но степень исследования профессионального самоопределения в отношении современных девятиклассников представляется недостаточной: отсутствует ясность в том, как преодолеть кризис, вызванный большой разницей между серьезностью ожидаемого от них выбора и степенью их готовности к этому выбору.
Девятиклассники находятся в кризисной ситуации, связанной с тем, что именно в этот год они сталкиваются с большим количество новых задач, таких как выбор и сдача экзаменов и принятие решения о дальнейшем учебном и профессиональном пути, а имеющихся навыков по решению подобных ситуацией у них еще недостаточно. Психологическая помощь в самоопределении на данном этапе представляется очень актуальной и востребованной.
Цель исследования: изучение влияния психологического
сопровождения на профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: психологическое сопровождение
профессионального самоопределения учащихся 9-х классов.
Гипотеза исследования: психологическое сопровождение
профессионального самоопределения благоприятно влияет на уровень готовности учащихся 9-х классов к выбору профессии и способствует изменению мотивов выбора профессии и психологических установок относительно их выбора.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования,
- провести эмпирическое исследование, направленное на диагностику уровня профессионального самоопределения учащихся 9-х классов,
- разработать и апробировать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 9-х классов,
- проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: работы по исследованию сущности профессионального самоопределения
(Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Н.В. Самоукина, Э.Ф. Зеер), идеи С.Л. Рубинштейна относительно определения личности через модальности «хочу», «могу», «я сам», дополненные Е.А. Климовым, исследования, отражающие специфику психологического сопровождения
профессионального самоопределения в современной школе (И.В. Кузнецова).
Методы и методики исследования:
- теоретические методы исследования;
- эмпирические методы;
- психодиагностические методики (тест-опросник «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гришпун), диагностика профессиональных установок подростков (И.М. Кондаков), опросник для выявления готовности к выбору профессии (В.Б. Успенский), методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова в модификации А.А. Азбель);
- математико-статистические методы обработки полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении имеющихся исследований данными о профессиональном самоопределении учащихся 9-х классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования влияния психологического сопровождения на профессиональное самоопределение учащихся девятых классов, приведенные во второй главе, могут быть использованы психологами и педагогами при проведении работы по профессиональному самоопределению.
Новизна исследования заключается в расширении представлений об особенностях психологического сопровождения профессионального самоопределения подростков в условиях групповой и индивидуальной работы психолога в современной массовой школе и подборе актуальных форм и методов работы.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Средняя общеобразовательная школа № 86». Выборка исследования: 54 человека из двух 9-х классов МАОУ «СОШ №86». Возраст учащихся 15-16 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы основного текста, заключение, список
используемой литературы (55 источников), приложения. Общее количество страниц выпускной квалификационной работы составляет 74, количество таблиц - 9, рисунков - 10.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что профессиональное самоопределение - это сознательный, самостоятельный, целенаправленный процесс выявления и реализации способностей личности в сфере профессиональной деятельности. Социальная ситуация развития личности старшеклассника актуализирует потребность в профессиональном самоопределении для того, чтобы выбрать дальнейший учебный и профессиональный путь. Результатом активности в этом направлении выступает готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению и начало формирования необходимых для выбранной профессии профессионально важных качеств. Поскольку девятиклассникам часто не хватает знаний и навыков для профессионального самоопределения в качестве поддержки на данном этапе может выступать психологическое сопровождение.
Для изучения влияния психологического сопровождения на профессиональное самоопределение старшеклассников была проведена научно-исследовательская работа, которая включала первичную диагностику, апробацию программы психологического сопровождения профессионального самоопределения в экспериментальной группе и повторное тестирование. Базу исследования составили учащиеся 9-х классов СОШ №86 г. Краснодара в количестве 54 человек (24 девушки, 30 юношей). Возраст учащихся 15-16 лет.
По итогам первичной диагностики уровня готовности к профессиональному выбору была выявлена необходимость работы со старшеклассниками по профессиональному самоопределению, так как только 26% учащихся имели высокую готовность к выбору профессии. Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп показали высокий уровень нерешительности и зависимости в профессиональном выборе, средний уровень рационализма при выборе профессии, средний и низкий уровень оптимизма и самооценки профессионального выбора. Ведущим мотивом выбора профессии в обеих группах был материальный. В каждой группе были учащиеся, у которых на момент первичного тестирования было невозможно определить профессиональную направленность личности и профессиональные интересы.
Выявленные в ходе диагностического исследования особенности профессионального самоопределения учащихся обусловили необходимость разработки программы психологического сопровождения профессионального самоопределения. Апробация программы психологического сопровождения профессионального самоопределения «Мой выбор - мое будущее» проходила в период январь-март 2023 года с учащимися экспериментальной группы. Школьники с большой заинтересованностью отнеслись к участию в занятиях. Занятия вызвали большой интерес у учащихся. По мере освоения материала школьники смогли перейти к более сложным задачам, ознакомиться с понятием личного профессионального плана, поработать над его построением.
После завершения занятий по профессиональному самоопределению было проведено повторное тестирование в контрольной и экспериментальной группах. Анализ результатов диагностики повторной диагностик показал, показал, что в экспериментальной группе существенно вырос уровень готовности к выбору профессии, снизился уровень нерешительности и зависимости в профессиональном выборе и повысился уровень оптимизма и самооценки относительно профессионального выбора, а также выросла значимость деловых мотивов. В экспериментальной группе не выявлено учащихся, у которых невозможно определить профессиональные интересы и профессиональную направленность и существенно выросло число выборов в сферах человек-человек и человек техника. В контрольной группе, по- прежнему, есть учащиеся с неготовностью к профессиональному выбору и невыраженными профессиональными интересами и направленностью личности.
Следовательно, гипотезу исследования о благоприятном влиянии психологического сопровождения профессионального самоопределения на уровень готовности учащихся 9-х классов к выбору профессии и способствовании изменению мотивов выбора профессии и психологических установок относительно их выбора можно считать доказанной.
Данные, полученные в результате исследования, позволяют говорить о том, что работа по профессиональному самоопределению должна проводиться в школах с 9 класса регулярно и систематично, чтобы учащиеся расширяли свои знания о профессиях, о собственных способностях и возможностях профессиональной реализации. В психологическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников важно учитывать ту ситуацию, в которой им предстоит делать свой выбор, способствуя развитию у старшеклассников качеств, помогающим им адаптироваться к современному рынку труда. Также работу по профессиональному самоопределению необходимо проводить с учетом выявленных у учащихся 9-х классов мотивов выбора профессии, профессиональных установок и общей готовности к профессиональному выбору.


1. Андриенко О. А. Особенности профессионального
самоопределения обучающихся старших классов средних
общеобразовательных школ // Перспективы науки и образования. 2018. №2 (32). С. 125-128.
2. Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения
старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия
Саратовского. университета. 2016. №1. С.70-77. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/riski-professionalnogo-samoopredeleniya- starsheklassnikov-psihologo-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения:
25.12.2022) .
3. Бадашкеев М. В. Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников // Гуманитарная парадигма. № 3 (6).
2018. С. 42-47.
4. Бардакова Н.М. Профессиональное самоопределение школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59. С. 64¬67.
5. Богданова Г. В. Аспекты профессионального самоопределения
личности // Молодой ученый. 2013. № 10 (57). С. 497-499. URL:
https://moluch.ru/archive/57/7791/(дата обращения: 14.12.2022).
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии. 2011. 352 с.
7. Бозоров А. А. Закономерности развития профессиональной
самореализации личности // Наука и образование сегодня. 2019. №3 (38). С. 107-109. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/zakonomernosti-razvitiya-
professionalnoy-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 19.12.2022).
8. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. Волгоград: Издательство ВолГМУ. 2010. 264 с. URL: http://www.medpsy.ru/library/library066.php(дата обращения: 12.12.2022).
9. Босов М. С. Особенности процесса профессионального самоопределения молодых людей в подростковом и юношеском возрасте // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве.
2019. Т. 2. № 8. С. 328-331.
10. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 407-408. URL: https://moluch.ru/archive/293/66406/(дата обращения: 21.12.2022).
11. Головей Л. А., Александрова Н. А., Данилова М. В., Манукян
B. Р., Рыкман Л.В. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности
в периоды юности и ранней взрослости // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2013. №2. С. 33-39. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/krizisy-professionalnogo-razvitiya-i-resursy- lichnosti-v-periody-yunosti-i-ranney-vzroslosti(дата обращения: 19.12.2022).
12. Голубева Е. А. Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 546-549. URL: https://moluch.ru/archive/313/71315/(дата обращения:
24.12.2022) .
13. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. М.: Просвещение, 2014. 95 с.
14. Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «Хочу», «Могу» и «Надо» // ИТС. 2018. №1 (90).
C. 134-150.
15. Евстигнеева Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения учащихся средней школы // Вестник магистратуры. 2014. №1 (28). С. 39-42.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie- professionalnogo-samoopredeleniya-uchaschihsya-sredney-shkoly (дата
обращения: 27.12.2022).
...
55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ