Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы
психоэмоционального состояния личности в посттравматический период 8
1.1 Развитие представлений о психической травме
в психологической науке 8
1.2 Этапы и механизмы переживания психической травмы 15
1.3 Факторы, влияющие на переживание психической травмы... 25
1.4 Психологический портрет травмированной личности 28
Глава 2 Эмпирическое исследование психоэмоционального состояния личности в посттравматический период 38
2.1 Задачи, методы и организация исследования 38
2.2 Результаты исследования и их анализ 42
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Результаты по методике «Миссисипская шкала для диагностики ПТСР» 60
Приложение Б Результаты теста смысложизненных ориентаций
Д.А. Леонтьева 62
Приложение В Результаты по методике «Шкала общей
самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека 64
Приложение Г Результаты теста индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной 66
Несмотря на уровень своего развития, опыт поколений и вновь приобретенные знания, и навыки, современное общество в корне не свободно от серьезных потрясений и влияния этих потрясений на жизнь человека.
В условиях нынешней напряженной политической и социально-экономической ситуации, терроризма, развития природных и техногенных катастроф, роста смертности и преступлений против личности люди часто сталкиваются с острыми и/или хроническими травмирующими ситуациями, которые могут привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).
По данным некоторых авторов, 61% мужчин и 49% женщин пережили как минимум одну травмирующую ситуацию, а многие (25-48%) пережили два и более травматических опыта. Исследователи, изучающие влияние стрессовых ситуаций на человека, прогнозируют рост травмоспецифических психических расстройств, в ближайшие годы [48, с. 421-452], что подтверждает важность внимания к стрессу и способам адаптации к нему.
«Травматические ситуации включают необычные и аномальные события, которые могут вызвать сильный психологический стресс, сопровождающийся чувством страха, ужаса и беспомощности. В таких случаях стрессор выступает как так называемое травматическое событие или экстремальная кризисная ситуация с мощными негативными последствиями и угрожающими жизни ситуациями для себя и/или близких людей. Такие травматические события характеризуются следующим: внезапность,
отсутствие подобного опыта, проблемы контроля, переживания горя и потери, постоянные изменения, столкновение со смертью, моральная неопределенность, чувство вины и уровень опустошения. Воздействие на психику человека включает несколько характеристик: возникновение осознанно, то есть человек понимает причину своего состояния, помнит травматическое событие, видит возможные последствия травмы для себя и близких, травматическое событие вызвано внешними обстоятельствами, травматическая ситуация нарушает привычный образ жизни человека, травматическое событие вызывает ужас, беспомощность и бессилие» [5, с. 233-241].
Воздействие травматического события на личность значительно нарушает чувство безопасности человека, что приводит к серьезной дисрегуляции, которая затрагивает все уровни функционирования: физический, личностный, межличностный и социальный.
Многочисленные исследования показали, что воздействие травмирующих ситуаций приводит к специфическим психологическим изменениям в дальнейшем.
Степень разработанности проблемы. Эта тема была исследована в публикациях С.В. Литвинцева, В.Г. Василевского, О.М. Харитонова, Г.О Растовцева, Т.Б. Дмитриева, Г.А. Фастовцева, Е.М. Епачинцева, А.Б. Довгополюк, Е.В. Снедкова, Г.М. Тимченко и других. Они показали, что ПТСР разнообразны и часто достаточно длительны, имеют серьезные последствия и посреди постоянного стресса и серьезных проблем так легко впасть в отчаяние, поддаться высокой тревоге, полностью потерять покой и будущее.
Цель исследования: выявить особенности психоэмоционального
состояния личности в посттравматический период.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние личности
в посттравматический период.
Предмет исследования: влияние психологической травмы
на психоэмоциональное состояние личности.
Гипотеза исследования: люди, пережившие тяжелый травматический опыт, в дальнейшем имеют более низкую самоэффективность, отсутствие осознанных жизненных целей, меньшую способность к социализации и умению налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Задачи исследования:
- анализ основных подходов к решению проблемы изучения психоэмоционального состояния личности в посттравматический период;
- выбор инструментария и формирование выборки;
- организация и проведение исследования при помощи комплекса соответствующих методик и обобщение полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы зарубежных (Г. Селье, З. Фрейд, Дж. Эверилл, W. Harris) и отечественных (Ю.Л. Александровский, Ф.Е. Василюк, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, М.Н. Русалов) авторов, изучавших влияние посттравматического опыта на личность.
Для проверки сформулированной гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические методы: теоретический, клинико-психологический метод, психодиагностический метод;
- среди опросных методов в психодиагностическом комплексе представлены: миссисипская шкала для диагностики ПТСР; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека; тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной.
- метод математической обработки: пакет программ «Statistica» v. 12.0, критерий корреляции r-Спирмена, интерпретационный метод.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она рассматривает особенности психоэмоционального состояния личности в посттравматический период.
Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для развития теории посттравматического стрессового расстройства и психологии травмы в целом.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для разработки программ помощи людям, страдающим от посттравматического стрессового расстройства.
Характеристика выборки исследования: электронный ресурс сети Интернет, социальная сеть Вконтакте, группы: психологическая помощь, психологические исследования. В исследовании приняли участие 73 респондента (43 мужчины и 30 женщин), которые обращались к психологу/психотерапевту один или более раз. Возраст респондентов составлял от 35 до 45 лет в соответствии с принципами имеющихся случаев.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в количестве 50 источников, и 4 приложения. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 1 рисунком. Основное содержание работы изложено на 59 страницах.
Психологическая травма - повреждение психики человека, вызванное одним или несколькими событиями, которые вызывают значительный стресс, превышающий способность человека справляться с эмоциями или интегрировать их, что в конечном итоге приводит к тяжелым, долгосрочным негативным последствиям.
Переживание травмы проходит четыре стадии: стадия «отрицания и шока», стадия «агрессии и вины», стадия «депрессии» и стадия «исцеления». В литературе выделяют две группы механизмов психологической защиты, используемых в травматических ситуациях: конструктивные защитные механизмы и неконструктивные защитные механизмы, характеризующиеся активностью бессознательных процессов.
Тяжесть психологических последствий травматического события и их продолжительность зависят от трех факторов: объективной интенсивности травматической ситуации, субъективной оценки ее тяжести и предрасположенности человека к развитию посттравматического стресса и других негативных психологических последствий.
Травмированный человек обычно понимается не просто как сформированный пережитым травматическим стрессом, а как воспринимающий патологические изменения как позитивные, находящий в них определенную психологическую пользу, а иногда даже гордящийся ими. У травмированных людей могут бессознательно развиваться следующие коммуникативные характеристики: тенденция критиковать, а не соглашаться, скрывать информацию от другого человека и так далее. Семейные отношения и модели общения травмированных людей развиваются особым образом, что хорошо иллюстрирует «треугольник искупления».
После анализа специальной литературы по проблеме исследования психоэмоционального состояния личности в посттравматический период было организовано эмпирическое исследование. Исследование проводилось в несколько этапов. Все этапы эмпирического исследования проводились в соответствии с принципами анонимности и добровольности.
В исследовании приняли участие 73 респондента (43 мужчины и 30 женщин), которые обращались к психологу/психотерапевту один или более раз. Возраст респондентов составлял от 35 до 45 лет в соответствии с принципами имеющихся случаев. Виды психотравм, подходящие под категорию объективно «значимых» психотравм или события-утраты участниками исследования следующие: развод (в том числе после измены); смерть близкого человека (в том числе постановка смертельного диагноза); перинатальная утрата; утрата здоровья (инвалидность, удаление важного органа).
В ходе исследования были использованы следующие методики: миссисипская шкала для диагностики ПТСР; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека; тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной.
По результатам проведенного эмпирического исследования в данной работе было выявлено, что высокая связь влияния психологической травмы с проблемами со здоровьем и социальными проблемами выявлена у 43 (59%) респондентов, Средняя связь влияния психологической травмы с проблемами со здоровьем и социальными проблемами выявлена у 20 (27%) респондентов, низкая связь была выявлена у 10 (17%) респондентов.
Влияние перенесенной травмы на человека сильно выражено у 43 (59%) респондентов; слабо выраженное влияние перенесенной травмы на человека выявлено у 30 (41%) респондентов.
По показателям «Цели в жизни» (21,42), «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (21,78), «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» (16,73), Локус «контроля-жизнь, или управляемость жизни» (21,68) отмечены низкие баллы. Показатель «Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни)» (21,68) имеет средние баллы.
Низкая самоэффективность выявлена у 43 (59%) респондентов,
самоэффективность ниже средней выявлена у 8 (11%) респондентов, средняя самоэффективность была выявлена у 12 (16%) респондентов,
самоэффективность выше средней была выявлена у 10 (14%) респондентов, высокая самоэффективность не была выявлена ни у одного респондента.
Низкий уровень жизненной удовлетворенности выявлен у 43 (59%) респондентов; средний уровень жизненной удовлетворенности был выявлен у 30 (41%) респондентов; высокий уровень жизненной удовлетворенности не был выявлен ни у одного респондента.
ПТСР отрицательно коррелирует с целью жизни (rs=-0,789065; р<0,05). ПТСР отрицательно коррелирует с процессом жизни (rs=-0,771770; р<0,05). ПТСР отрицательно коррелирует с результатом жизни (rs-0,618416; р<0,05). ПТСР отрицательно коррелирует с локусом контроля - Я (rs-0,493560; р<0,05). ПТСР отрицательно коррелирует с локусом контроля - жизнь (rs=- 0,792650; р<0,05). ПТСР отрицательно коррелирует с самоэффективностью (rs=-0,797354; р<0,05). ПТСР отрицательно коррелирует с индексом
жизненной удовлетворенности (rs=-0,776858; р<0,05).
Итак, на основании проведенного корреляционного анализа можно сделать общий вывод, что гипотеза исследования, заключавшаяся в том, что люди, пережившие тяжелый травматический опыт, в дальнейшем имеют более низкую самоэффективность, отсутствие осознанных жизненных целей, меньшую способность к социализации и умению налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими подтверждена.
1. Алтухов Н. И. Возможность дифференцированной диагностики аггравации и метасимуляции от диссимуляции при ПТСР // Российский психиатрический журнал. 2005. № 1. С. 40-45.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. М. : Изд-во МГУ, 2010. 367 с.
3. Близнюк А. И. Посттравматическое стрессовое расстройствр (ПТСР) у комбатантов: клиника, диагностика, коррекция // Военная медицина. 2006. №1. С. 31-40.
4. Варшавская Ю. Психологическая травма: как она передается из
поколения в поколение. URL:
https://www.psychologies.ru/articles/psihologicheskaya-travma-kak-ona- peredaetsya-iz-pokoleniya-v-pokolenie/(дата обращения: 29.12.2022).
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2014. 200 c.
6. Верморелъ А. Быть или не быть? Значение травмирующих событий
детского возраста для психоаналитического лечения. URL:
https://clck.ru/VoQHQ(дата обращения: 29.12.2022).
7. Войтович Н. В. Когда атакует паника. URL:
https://neurosis.ru/articles/kogda-atakuet-panika(дата обращения: 29.12.2022).
8. Выготский Л. С. Психология. М. : ЭКСМО-пресс, 2000. 1008 с.
9. Груле Г. Клиническая психиатрия. М. : Книга по Требованию, 2012. 832 с.
10. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. №10. С. 129-143.
11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2002. 752 с.
12. Калшед Д. Внутренний мир травмы. URL:
https://psyjournals.ru/files/22671/mpj_2001_n1_Kalshed.pdf(дата обращения: 29.12.2022).
13. Канторович Н. В. Психогении. Ташкент: Медицина, 2012. 263 с.
14. Кербиков О. В. Избранные труды. М. : Медицина, 2011. 312 с.
15. Короленко Ц. П., Загоруйко Е. Н. Посттравматическое стрессовое расстройство у лиц с психической травмой в детстве // Съезд психиат. Рос. 13-й: матер. М. : Просвещение, 2000. С. 103-104.
...
50 источников