Введение 3
Глава 1. PR -продвижение фитнес клубов индустрии в красоты и здоровья 7
1.1 Индустрия красоты и здоровья: понятие, виды услуг в данной сфере 7
1.2 Фитнес-услуги как объект продвижения 12
1.3 Public Relations в деятельности современных фитнес клубов 23
1.4 Анализ опыта продвижения фитнес-услуг с помощью средств PR 28
Глава 2. Новейшие тренды в PR и маркетинговых коммуникациях фитнес услуг 34
2.1 Актуальное состояние мирового рынка сферы фитнес-услуг 34
2.2 Тенденции и перспективы развития отрасли фитнеса 40
2.3 Современные коммуникативные технологии продвижения фитнес-индустрии 44
Глава 3. Анализ практической реализации продвижения фитнес-услуг средствами PR (на примере сети спортивных клубов СПБ "Алекс фитнес") 50
3.1 Сеть фитнес клубов СПБ Алекс фитнес как базисный субъект PR 50
3.2 Анализ PR-деятельности базисного субъекта по продвижению фитнес-услуг 54
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложения 80
Индустрия красоты и здоровья сегодня находится на пике развития . Расширяются как технические возможности, так и целевая аудитория. Данная сфера становится не просто способом достижения желаемого внешнего вида, сегодня это фактически стало самостоятельной религией, образом жизни и мыслей людей. Эта индустрия богата своими основателями, лидерами мнений, атрибутами, правилами и особенностями. Данная идеология на сегодняшний день рисует человека, как успешную, достигающую своих целей личность, которая каждый день находится на вершине успеха и контролирует свою жизнь. Нельзя не согласиться, перспективы заманчивые, а соответственно и потенциально продаваемые. Например, посещение фитнес клуба сегодня - это уже не просто тренажеры и бассейн; это чувство уверенности в себе и самореализация.
Круг потребителей расширяется, технические возможности растут, соответственно с этим изменяется и продвижение услуг данной сферы, начиная от каналов и методов, заканчивая неординарными креативными решениями.
Таким образом, актуальность исследования определяется возрастающей ролью для общества индустрии красоты и здоровья и перспективами развития данной отрасли.
Новизна исследования состоит в предметном исследовании PR-коммуникаций и разработке рекомендаций по поддержанию репутации фитнес-клуба, посредством PR-технологий (на примере спортивного клуба Alex fitness).
Теоретической и методологической базой для исследования послужили, во-первых, работы специалистов в области связей с общественностью Д.П. Шишкина , Д.П. Гавры , Ж.А. Романовича , С.Л. Калачёва, О.Г. Филатовой, Л.В Азарова и С. Катлипа , во-вторых, работы по менеджменту и маркетингу касающиеся деятельности фитнес клубов (Алёшин В.В. , Алешина И.В , Борилкевич В.Е. ).
Объектом исследования являются PR-коммуникации, применяемые в индустрии красоты и здоровья на примере компании Alex fitness.
Предметом исследования являются PR-технологии, приемы, методы, используемые в построении данных коммуникаций на примере компании Alex fitness.
Эмпирической базой дипломной работы являются документы размещенные на сайтах фитнес-клубов, в службе дистанционного обучения фитнес клубов, различные рекламные материалы, интернет-публикации, материалы экспертных интервью, наблюдений и анализ материалов СМИ.
Цель исследования — описать комплекс интегрированных коммуникаций индустрии красоты и здоровья на примере сети фитнес клубов и выявить специфику PR-коммуникаций в фитнес-индустрии на примере Alex fitness.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
• произвести анализ рынка красоты и здоровья;
• определить целевую аудиторию индустрии красоты и здоровья;
• обозначить современные тренды индустрии красоты и здоровья;
• определить тенденции и перспективы отрасли;
• изучить коммуникационную деятельность субъекта сферы фитнес-клуба Санкт-Петербурга Alex fitness;
• проанализировать документы фитнес клубов Санкт-Петербурга.
Методами исследования при написании данной работы являлись:
• мониторинг сайтов и интернет-источников (блоги, электронные СМИ, форумы, рейтинги), на основании которого был проведен формализованный анализ данных документов;
• анализ коммуникационных и маркетинговых стратегий выделенных фитнес клубов путём анализа контента сайтов;
• включенное наблюдение;
• экспертное интервью.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе "PR-продвижение фитнес клубов как направления индустрии красоты и здоровья" раскрываются основные понятия индустрии, более детально рассматриваются фитнес-услуги, как объект продвижения и анализируется их PR-деятельность. Во второй главе "Новейшие тренды в PR и маркетинговых коммуникациях фитнес услуг" автор анализирует текущее состояние мирового рынка в сфере фитнес-услуг, определяет тенденции и перспективы развития отрасли, отмечая современные коммуникативные технологии продвижения фитнес-индустрии. В третьей главе "Анализ практической реализации продвижения фитнес-услуг средствами PR (на примере сети спортивных клубов СПБ "Алекс фитнес")" описывается специфика интегрированных маркетинговых коммуникаций конкретного субъекта PR и производится анализ коммуникаций рассматриваемого фитнес клуба.
Резюмируя исследование, из положительных сторон PR-деятельности компании можно выделить следующие:
• Активно и целесообразно задействованы все каналы коммуникаций, за счёт чего достигается широкая известность компании и лояльное отношение к ней;
• Яркую роль играет имидж первого лица - президента компании, который сам активно участвует в продвижении своей компании, что является эффективным инструментом в формировании корпоративного имиджа компании;
• На 80% публикации в СМИ имеют положительную коннотацию, в остальных 20% - нейтральную. Быстрая и адекватная реакция в случаях антикризисной коммуникации;
• Необычный метод работы с конкурентами: соревнования между спортсменами в командном зачёте и также массовые челенджи между клиентами клубов разных сетей;
Проблема клубов сегмента лоу-кост и эконом заключается в том, что люди, оплачивая недорогой абонемент все равно испытывают высокие ожидания. Всем клиентам хочется видеть рабочие тренажёры, чистые раздевалки и вежливый персонал вне зависимости от стоимости данных услуг. Позиционирование Alex fitness говорит о том, что "Фитнес должен быть доступным!" , но за низкой ценой ка правило стоит экономия на чем-либо. В данном случае, как говорит пресс-кит компании, здесь исключается "лишнее навязывание услуг", тем не менее на качестве это также сказывается.
Вторая главная проблема клубов - сильная разница между непосредственно клубами сети. По сути ресурсы везде одинаковые, но есть клубы старого формата, а есть нового образца. Стоимость абонементов не отличается, а продаваемые услуги совершенно разные. Таким образом единый положительный имидж компании транслировать не удаётся, а точнее - всё зависит от конкретного клуба, в котором клиент занимается. Если клуб хороший - то репутация будет соответствующая и наоборот. Так как в планах компании - выход на европейский рынок, необходимо стремиться к соответствующим стандартам предоставления качественных услуг всей сети. Также есть ряд ранее рассмотренных внутрикорпоративных проблем, так как сеть клубов большая и насчитывает более 2000 сотрудников.
Очевидно, что данные проблемы целесообразно решать комплексом организационных, маркетинговых и иных коммуникаций.
1. Азарова Л.В. , Иванова К.А. , Яковлев И.П. Организация PR-кампаний – СПб., 2000. – С. 27–28.
2. Алёшин, В.В. Организационно-экономические аспекты деятельности спортивного комплекса: Метод.пособие – М., 2009. – 128 с.
3. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров – М., 2005. – 408 с.
4. Баранов Д.Е. Особенности отраслевого PR – М., 2010. – 328 с.
5. Бернет Д., Мориарти С., Маркетинговые коммуникации: Интегрированный подход – М., 2001. – С. 764.
6. Блажнов Е.А. PublicRelations: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений – М., 2005.
7. Блэк С. Паблик рилейшнз – что это такое? – М., 1990.
8. Борилкевич В.Е. Фитнесс – современное понятие в мировом оздоровительном движении – СПб., 2006. – С.33-35.
9. Борилкевич В.Е. Фитнесс: сущность понятия – СПб., 2003. – С.32-35.
10. Гавра Д.П., Основы теории коммуникации. - СПб.: Питер, 2011. - 278 с.
11. Гавра Д.П. Категория имиджа в современной коммуникативистике// Журнал социологии и социальной антропологии, 2013, № 4. С. 29-44. Импакт-фактор 0,408.
12. Григорьев В.И. Методологические аспекты технологизации фитнес-индустрии - СПб., 2008. – С. 17-24.
13. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google.- М.: Альпина Паблишер, 2013. 357 с.
14. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте – Тюмень, 2009. –317 с.
15. Кабановская Е.С. Особенности формирования и регулирования российского рынка фитнес-услуг - Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2008. – №3. – С.171-172.
16. Катлип С. Паблик рилейшнз: Теория и практика – М., 2000. –478 с.
17. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд. — СПб. :Питер, 2008.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс. - М.: Вильямс, 2007. - С. 656.
19. Кузин В.В. Экономика физической культуры и спорта – М., 2010. – 96 с.
20. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов – М., 2007. – 287 с.
21. Маркарьян А.Ю. Системный маркетинговый инструментарий на российском сегменте рынка тренерских спортивно-оздоровительных услуг – Сочи, 2007. – 20 с.
22. Пантелеева Е.В. Специфика маркетинговой деятельности фитнес клубов и мероприятия по сохранению и расширению клубного членства// Маркетинг услуг. – 2008. – № 2. – С. 58-64
23. Плохин А.А Финансовая деятельность фитнес-клубов – М., 2009. – С. 193.
24. Родичкин П.В. Понятие здорового образа жизни и фитнесс как один из его компонентов – СПб., 2006. – С. 37-41.
25. Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность. - М.: Дашков и к, 2006. - С. 284.
26. Сайкина, Е.Г. Концептуальные основы подготовки специалистов по фитнесу в современных социокультурных условия – СПб., 2007. – С. 394.
27. Ульяновский А.В Корпоративный имидж. Технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса. М.: Эксмо, 2008.
28. Филиппова С.О. Фитнес в инновационных процессах современной физической культуре: сбор.матер. Всерос. научно-прак. конф. – СПб., 2008. – С. 25-32.
29. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: теория и практика - М., 2004. – 496 с.
30. Шишкин, Д.П., Гавра, Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология, Учеб. Пособие – СПб., 2004. – 187 с.
31. Эйдельман Л.Н. Фитнесс: становление, тенденции и перспективы развития в России: сб. материалов Междунар. научно-прак. конф. – СПб., 2006. – С.47-51.
Электронные ресурсы:
1. Холдинг "Алекс Фитнес" хочет открыть до 70 клубов за рубежом // Деловой Петербург URL: https://www.dp.ru/a/2016/11/21/Holding_Aleks_Fitnes_hoche (дата обращения: 01.05.2017).
2. WELLNESS — ИНДУСТРИЯ ЗДОРОВЬЯ, КРАСОТЫ И БЛАГОПОЛУЧИЯ // Лучший сайт о WELLNESS URL: http://velnesportal.ru/wellness-spa/wellness-industriya-zdorovya-krasoty-i-blagopoluchiya (дата обращения: 01.04.2017).
3. Готовь фигуру весной // Российская газета URL: https://rg.ru/2012/03/20/fitnes.html (дата обращения: 07.04.2017).
4. Сообщество фитнес предпринимателей URL: http://consultingforfitness.ru (дата обращения: 07.04.2017).
5. Особенности управления персоналом на предприятиях в области фитнеса. Часть 2. // RuBody URL: http://rubody.com/fitness/osobenn
6. Обзор рынка фитнес-услуг // Openbussines.ru URL: http://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/ (дата обращения: 07.04.2017).osti-upravlenija-personalom-na-2.html (дата обращения: 05.04.2017).
7. РБК: Магазин исследований URL: http://marketing.rbc.ru (дата обращения: 07.04.2017).
8. Как определить целевую аудиторию компании: методы, особенности и рекомендации // FB.ru URL: http://fb.ru/article/247619/kak-opredelit-tselevuyu-auditoriyu-kompanii-metodyi-osobennosti-i-rekomendatsii (дата обращения: 05.04.2017).
9. Лучшие фитнес-клубы США по версии Club Industry // FITNESSEXPERT..COM: профессиональное сообщество. URL: http://fitnessexpert.com/journal/luchshie-kluby-ssha-po-versii-club-industry (дата обращения 13.01.2017).
10. Раскрутка Инстаграм // PROMOTIGER.RU: продвижение сайтов самостоятельно. URL: http://promotiger.ru/prodvizhenie-i-raskrutka/raskrutka-i-prodvizhenie-sajta-v-instagram.html (дата обращения 15.11.2016).
11. WELLNESS в массы ..или изучаем философию нового времени // BTLREGION.RU: информационный портал. URL: http://www.btlregion.ru/news/3530.htm (дата обращения 14.11.2016).
12. Технологии продаж и обслуживания в индустрии красоты // ismss URL: http://ismss.ru/uploads/P-23a.pdf (дата обращения: 07.04.2017).
13. Индустрия здоровья как многоотраслевая функциональная подсистема национальной экономики // ECSOCMAN.HCE.RU: федеральный образовательный портал. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/939/682/1219/Glava_2.pdf (дата обращения 12.11.2016).
14. Инструменты продвижения сайта фитнес- клуба. Электронный источник. Режим доступа: http://consultingforfitness.ru/instruments-fitness-prodvizheniya/
15. Исследование состояния рынка Фитнес-услуг // БЕСТЪ URL: http://www.bestgroup.ru/news/analytics/5.html (дата обращения: 07.04.2017).
16. Фитнес Тренды 2016 Года, Которые Меняют Индустрию // Сообщество фитнес предпринимателей URL: http://consultingforfitness.ru/new-fitness-trends/ (дата обращения: 07.04.2017).
17. "Алекс Фитнес" с британским акцентом // Коммерсант URL: http://www.kommersant.ru/doc/2966722 (дата обращения: 07.04.2017).
18. Ирина Кутьина: World Class сегодня имеет значение для тысяч людей // ONFIT.RU: все о фитнесе. URL: http://onfit.ru/persons/irina_kutina (дата обращения 10.02.2017).
19. Top stories // Club industry URL: http://clubindustry.com/ (дата обращения: 15.03.17).
20. Бизнес Модель Онлайн Фитнес Проекта: ТОП-3 Успешных Примера // Сообщество фитнес предпринимателей URL: http://consultingforfitness.ru/fitnes-biznes-modeli/ (дата обращения: 15.03.17).
21. Запуск Онлайн Проекта Персонального Тренера. [5 Причин] // Сообщество фитнес предпринимателей URL: http://consultingforfitness.ru/zapusk-online-proekta-trenera/ (дата обращения: 15.03.17).
22. Что такое EMS-тренировки? // Космополитан URL: http://cosmosfit.ru/what-is-ems/ (дата обращения: 28.03.2017).
23. Самые оригинальные фитнес-клубы мира // Econet. Включи сознание URL: http://econet.ru/articles/72733-samye-originalnye-fitnes-kluby-mira (дата обращения: 28.03.2017).
24. ВЕЛНЕС ЧТО ЭТО ТАКОЕ? // Fitness Fruit URL: http://fitnessfruit.ru/velnes-chto-eto-takoe/ (дата обращения: 28.03.2017).
25. Мировой рынок фитнеса // Мужской сайт о фитнесе URL: http://fitseven.ru/fit-lifestyle/motivatsia/mirovoy-rynok-fitnessa (дата обращения: 28.03.2017).
26. Стройное тело по методике чемпионки России по фитнес-бикини // Онлайн-университет фитнеса Екатерины Усмановой URL: http://usmanovateam.ru (дата обращения: 28.03.2017).
27. Gold's Gym URL: http://www.goldsgym.ru/ (дата обращения: 28.03.2017).
28. LA Fitness URL: http://www.lafitness.com/ (дата обращения: 28.03.2017).
29. 24 Hour Fitness URL: https://www.24hourfitness.com/ (дата обращения: 28.03.2017).
30. InForm Fitness Mobile Gym // YouTube URL: https://youtu.be/wHXsL635i8U (дата обращения: 30.03.2017).
31. Сегментация целевой аудитории для контекстной рекламы: пошаговый пример // Хабрахабр URL: https://habrahabr.ru/company/yagla/blog/299636/ (дата обращения: 30.03.2017).
32. Лучшие клубы США по версии Club Industry // Fitness expert URL: http://fitnessexpert.com/journal/luchshie-kluby-ssha-po-versii-club-industry (дата обращения: 30.03.2017).
33. WELLNESS в массы ..или изучаем философию нового времени // Новые возможности продвижения в регионы URL: http://www.btlregion.ru/news/3530.htm (дата обращения: 30.03.2017).
34. Факторы, снижающие эффективность фитнеса как бизнеса. // Olimpia life URL: http://www.fitolimp.ru/publications/articles/?ELEMENT_ID=12291 (дата обращения: 30.03.2017).
35. Репутационный менеджент в работе спортивных организаций // VADIM-GALKIN.RU: персональный сайт. URL: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-business/reputation-management/ (дата обращения 11.02.2017).
36. Продвижение фитнес клубов // Dneprovsky SEO and marketing URL: https://www.olegdneprovsky.ru/prodvizhenie-fitnes-kluba.html (дата обращения: 15.03.17).
37. Индустрия здоровья как многоотраслевая функциональная подсистема национальной экономики // ECSOCMAN.HCE.RU: федеральный образовательный портал. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/939/682/1219/Glava_2.pdf (дата обращения 12.11.2016).
38. Исследования предпочтений на рынке фитнес-услуг // WELLNESS-VLZ.RU:Академия здоровья Wellness. URL: http://www.wellness-vlz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=181:2011-03-11-19-43-18&catid=64:2011-03-11-19-06-45&Itemid=127 (дата обращения 04.12.2016)
39. Косвенная реклама фитнес-услуг (btl-технологии) // 21biz URL: http://21biz.ru/kosvennaya-reklama-fitnes-uslug-btl-texnologii/ (дата обращения: 15.03.17).
40. Фитнес-студии. Успех и популярность. // mfitness URL: http://www.mfitness.ru/press-center/publikatsii/fitness-studii-uspeh-i-populyarnost/ (дата обращения: 15.03.17).
41. Необычный и интересный инструмент для раскрутки фитнес-клуба // Фитнес как бизнес URL: http://fitbiznes.ru/neobychnyj-i-interesnyj-instrument-dlya-raskrutki-fitnes-kluba/ (дата обращения: 15.03.17).
42. Рынок фитнес-услуг 2016 в России: рост вопреки кризису // Портал о партнёрском бизнесе и франчайзинге URL: http://www.buybrand.ru/market-reviews/11989/ (дата обращения: 15.03.17).