НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 5
1.1. Эволюция налога на добавленную стоимость 5
1.2. Теоретические аспекты исчисления налога на добавленную стоимость .. 15
1.3 Значение налога на добавленную стоимость в формировании доходов
бюджетной системы Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 29
2.1. Система государственного регулирования экономикой 29
2.2. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость 35
2.3. Значение дифференцированных ставок в развитие экономики 44
2.4. Пути совершенствования регулирующей роли налога на добавленную
стоимость 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 5
1.1. Эволюция налога на добавленную стоимость 5
1.2. Теоретические аспекты исчисления налога на добавленную стоимость .. 15
1.3 Значение налога на добавленную стоимость в формировании доходов
бюджетной системы Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 29
2.1. Система государственного регулирования экономикой 29
2.2. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость 35
2.3. Значение дифференцированных ставок в развитие экономики 44
2.4. Пути совершенствования регулирующей роли налога на добавленную
стоимость 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
В налоговые системы многих стран входит налог на добавленную стоимость (НДС), который относится к косвенным налогам и является одним из самых популярных и значимых налогов. Порядок исчисления данного налога достаточно сложный для налогоплательщиков и в связи с изменением законодательства требует постоянного внимания. Как и всем налогам НДС присущи три функции: фискальная, экономическая и контрольная. В состав экономической функции входит подфункция регулирующая, которая обуславливает регулирующую роль НДС. Регулирующая роль налога на добавленную стоимость проявляется косвенно через фискальную функцию, которая аккумулируя денежные средства в бюджете страны позволяет перераспределить их на решение и выполненные государственных задач и функций, в том числе на развитие отдельных отраслей экономики, реализовать социальные программы. Поэтому тема выпускной квалификационной работы «Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль» является актуальной.
Порядок исчисления налога на добавленную стоимость и его значение для развития экономики и государства рассматривалось в трудах ведущих экономистов: Брызгалин А.В., Вылкова Е.С., Пансков В.Г., Перов А.В., Романовский М.В. Семенихин В.В., Черник Д.Г. и др. Однако ряд вопросов исчисления и определения регулирующей роли НДС требует более подробного рассмотрения.
Целью выполнения работы является, на основе рассмотрения содержания и регулирующей роли НДС сформировать пути их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты исчисления налога на добавленную стоимость;
• определить значение НДС в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации;
• рассмотреть различные направления реализации регулирующей подфункции налога на добавленную стоимость;
• сформировать предложения по совершенствованию исчисления и регулирующей роли НДС.
Объектом исследования являются налоговая система Российской Федерации и налоговое регулирование экономикой и социальными процессами.
Предметом исследования является порядок исчисления и регулирующая роль налога на добавленную стоимость.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, труды российских экономистов.
Информационной базой является информация сайтов налоговых органов, Минфина России, Федерального казначейства Российской Федерации, справочная правовая система «Консультант Плюс».
Период исследования: 2013-2015 гг.
В качестве методов исследования применялись методы научной абстракции, группировок, анализа и синтеза, сравнений.
Практическая значимость работы состоит в том, что отдельные положения могут быть использованы в учебном процессе.
Порядок исчисления налога на добавленную стоимость и его значение для развития экономики и государства рассматривалось в трудах ведущих экономистов: Брызгалин А.В., Вылкова Е.С., Пансков В.Г., Перов А.В., Романовский М.В. Семенихин В.В., Черник Д.Г. и др. Однако ряд вопросов исчисления и определения регулирующей роли НДС требует более подробного рассмотрения.
Целью выполнения работы является, на основе рассмотрения содержания и регулирующей роли НДС сформировать пути их совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты исчисления налога на добавленную стоимость;
• определить значение НДС в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации;
• рассмотреть различные направления реализации регулирующей подфункции налога на добавленную стоимость;
• сформировать предложения по совершенствованию исчисления и регулирующей роли НДС.
Объектом исследования являются налоговая система Российской Федерации и налоговое регулирование экономикой и социальными процессами.
Предметом исследования является порядок исчисления и регулирующая роль налога на добавленную стоимость.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, труды российских экономистов.
Информационной базой является информация сайтов налоговых органов, Минфина России, Федерального казначейства Российской Федерации, справочная правовая система «Консультант Плюс».
Период исследования: 2013-2015 гг.
В качестве методов исследования применялись методы научной абстракции, группировок, анализа и синтеза, сравнений.
Практическая значимость работы состоит в том, что отдельные положения могут быть использованы в учебном процессе.
В налоговые системы различных стран входит налог на добавленную стоимость. Как и всем налогам НДС присущи три функции: фискальная, экономическая и контрольная. В состав экономической функции входит подфункция регулирующая. Регулирующая роль налога на добавленную стоимость проявляется и косвенно через фискальную функцию, которая аккумулируя денежные средства в бюджете страны позволяет перераспределить их на решение государственных задач и функций, в том числе на развитие отдельных отраслей, реализовать социальные программы.
В Российской Федерации налог на добавленную стоимость был введен с 1 января 1992 года Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой от 6 декабря 1191 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Следует отметить, что изначально ставка по НДС была установлена в размере 28 %, что было обременительно для налогоплательщиков, многие элементы налога были не достаточно полно определены. Поэтому постоянно вносились дополнения и изменения.
В настоящее время налог на добавленную стоимость исчисляется на основании положений главы 21 НК РФ. В параграфе 1.2 рассмотрены теоретические аспекты исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет. Отмечено, что налогоплательщики имеют право на освобождение от уплаты НДС, если у них в течение предшествующих 3 месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в совокупности не превысила 2 млн. руб. Эта мера направлена в основном на поддержку организаций малого бизнеса, в чем и проявляется регулирующая роль НДС. Установлены дифференцированные ставки в зависимости от вида реализуемого товара, выполненных работ, услуг: 0, 10, 18%. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму исчисленного налога от облагаемой базы на налоговые вычеты, к которым относятся в основном суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). Если сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную от облагаемой базы, то разница подлежит возмещению налогоплательщику.
Далее рассмотрено значение налога на добавленную стоимость в формировании доходов федерального и консолидированного бюджетов России. Следует отметить, что налоговые доходы в рассматриваемом периоде 2013¬2015 годов имеют тенденцию роста. В доходах федерального бюджета они увеличились на 1623,7 млрд. руб. или на 22,8 %. Среди налогов, платежи по которым поступают в федеральный бюджет лидирующее место занимает налог на добавленную стоимость: в 2013 году платежи составили 3602,4 млрд. руб. а в 2015 году - 4375,3 млрд. руб. За рассматриваемый период налоговые доходы по НДС увеличились на 772,9 млрд. руб. или на 21,4 %. В структуре федерального бюджета доля НДС в 2015 году составила 32 %, половину налоговых доходов и 1/3 всех доходов бюджета.
В доходах консолидированного бюджета также наблюдается тенденция роста платежей по НДС: в 2013 году поступило 3602,4 млрд. руб., а в 2015 году - 4862,0 млрд. руб. Увеличение за рассматриваемый период составило 1259,6 млрд. руб. или 35 %. В структуре консолидированного бюджета доля налоговых платежей составляет в 2015 году 53,9 %, в том числе НДС - 16,7 %.
Во второй главе рассмотрена регулирующая роль налога на добавленную стоимость в развитии экономики России. Отмечено, что при государственном регулировании экономики активно используются налоговые механизмы. Регулирующая роль налога на добавленную стоимость осуществляется посредством освобождения отдельных групп налогоплательщиков от исполнения обязанностей налогоплательщика, установления перечня хозяйственных операций, которые не являются объектами или освобождаются от налогообложения, применением налоговых вычетов, дифференцированных ставок налога. Кроме этого большое значение имеет территориальное ограничение взимания НДС, что положительно влияет на развитие бизнеса российскими предпринимателями в зарубежных странах, приводит к дополнительным поступлениям в бюджетную систему России.
Если провести анализ предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость с целью поддержки отдельных отраслей или видов деятельности и обобщить результаты, то можно выделить шесть направлений: медицинская деятельность, банковская сфера, инновационная сфера, сфера жилой недвижимости, транспортная сфера, социальная сфера.
Установлены три ставки по налогу на добавленную стоимость: 0 %, 10 %, и 18%. Дифференциация направлена на поддержку производства отдельных видов товаров, продуктов питания, осуществления услуг, что способствует и снижению цен при их реализации. Кроме этого осуществляется поддержка и стимулируется развитие внешнеэкономической деятельности . Применение ставок 10% способствует и осуществлению социальной защиты населения страны в обеспечении товарами и услугами первой необходимости продуктами питания, медицинскими лекарствами и услугами, товарами для детей.
В параграфе 2.4 рассмотрены предложение по совершенствованию исчисления НДС и усилению его регулирующей роли. Отмечено, что налоговой политикой государства предлагается реализовать механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в Российской Федерации; принять законодательные меры, направленных на упрощение администрирования начисления НДС. Кроме вышеназванных направлений следует усилить регулирующую роль НДС по развитию инвестиционной деятельности и стимулированиюнаучно-технического прогресса, и коммерческого освоения новых высокотехнологичных и наукоемких технологий.
В Российской Федерации налог на добавленную стоимость был введен с 1 января 1992 года Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой от 6 декабря 1191 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». Следует отметить, что изначально ставка по НДС была установлена в размере 28 %, что было обременительно для налогоплательщиков, многие элементы налога были не достаточно полно определены. Поэтому постоянно вносились дополнения и изменения.
В настоящее время налог на добавленную стоимость исчисляется на основании положений главы 21 НК РФ. В параграфе 1.2 рассмотрены теоретические аспекты исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет. Отмечено, что налогоплательщики имеют право на освобождение от уплаты НДС, если у них в течение предшествующих 3 месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в совокупности не превысила 2 млн. руб. Эта мера направлена в основном на поддержку организаций малого бизнеса, в чем и проявляется регулирующая роль НДС. Установлены дифференцированные ставки в зависимости от вида реализуемого товара, выполненных работ, услуг: 0, 10, 18%. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму исчисленного налога от облагаемой базы на налоговые вычеты, к которым относятся в основном суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). Если сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную от облагаемой базы, то разница подлежит возмещению налогоплательщику.
Далее рассмотрено значение налога на добавленную стоимость в формировании доходов федерального и консолидированного бюджетов России. Следует отметить, что налоговые доходы в рассматриваемом периоде 2013¬2015 годов имеют тенденцию роста. В доходах федерального бюджета они увеличились на 1623,7 млрд. руб. или на 22,8 %. Среди налогов, платежи по которым поступают в федеральный бюджет лидирующее место занимает налог на добавленную стоимость: в 2013 году платежи составили 3602,4 млрд. руб. а в 2015 году - 4375,3 млрд. руб. За рассматриваемый период налоговые доходы по НДС увеличились на 772,9 млрд. руб. или на 21,4 %. В структуре федерального бюджета доля НДС в 2015 году составила 32 %, половину налоговых доходов и 1/3 всех доходов бюджета.
В доходах консолидированного бюджета также наблюдается тенденция роста платежей по НДС: в 2013 году поступило 3602,4 млрд. руб., а в 2015 году - 4862,0 млрд. руб. Увеличение за рассматриваемый период составило 1259,6 млрд. руб. или 35 %. В структуре консолидированного бюджета доля налоговых платежей составляет в 2015 году 53,9 %, в том числе НДС - 16,7 %.
Во второй главе рассмотрена регулирующая роль налога на добавленную стоимость в развитии экономики России. Отмечено, что при государственном регулировании экономики активно используются налоговые механизмы. Регулирующая роль налога на добавленную стоимость осуществляется посредством освобождения отдельных групп налогоплательщиков от исполнения обязанностей налогоплательщика, установления перечня хозяйственных операций, которые не являются объектами или освобождаются от налогообложения, применением налоговых вычетов, дифференцированных ставок налога. Кроме этого большое значение имеет территориальное ограничение взимания НДС, что положительно влияет на развитие бизнеса российскими предпринимателями в зарубежных странах, приводит к дополнительным поступлениям в бюджетную систему России.
Если провести анализ предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость с целью поддержки отдельных отраслей или видов деятельности и обобщить результаты, то можно выделить шесть направлений: медицинская деятельность, банковская сфера, инновационная сфера, сфера жилой недвижимости, транспортная сфера, социальная сфера.
Установлены три ставки по налогу на добавленную стоимость: 0 %, 10 %, и 18%. Дифференциация направлена на поддержку производства отдельных видов товаров, продуктов питания, осуществления услуг, что способствует и снижению цен при их реализации. Кроме этого осуществляется поддержка и стимулируется развитие внешнеэкономической деятельности . Применение ставок 10% способствует и осуществлению социальной защиты населения страны в обеспечении товарами и услугами первой необходимости продуктами питания, медицинскими лекарствами и услугами, товарами для детей.
В параграфе 2.4 рассмотрены предложение по совершенствованию исчисления НДС и усилению его регулирующей роли. Отмечено, что налоговой политикой государства предлагается реализовать механизм для возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в Российской Федерации; принять законодательные меры, направленных на упрощение администрирования начисления НДС. Кроме вышеназванных направлений следует усилить регулирующую роль НДС по развитию инвестиционной деятельности и стимулированиюнаучно-технического прогресса, и коммерческого освоения новых высокотехнологичных и наукоемких технологий.
Подобные работы
- НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ:
ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ
ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Налог на добавленную стоимость как источник формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ
ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: МЕХАНИЗМ ВЗИМАНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



