Портретное интервью: телевизионные и сетевые форматы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ: ДИАЛОГОВАЯ СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТЫ ФОРМАТА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ В СЕТИ 7
1.1 Портретное интервью как диалоговая программа 7
1.2 Формат как показатель уникальности программы 18
1.3 Видеоблог как альтернатива телевизионной программе 22
ГЛАВА 2: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ НА ТВ И СЕТЕВЫХ РЕСУРСАХ 28
2.1 Особенности программы Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» и видеоблога Юрия Дудя «вДудь» 28
2.3 Сравнительный анализ интервью-портрета на ТВ и в сети: герои, тактики, образ ведущего 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1: ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ: ДИАЛОГОВАЯ СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТЫ ФОРМАТА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ В СЕТИ 7
1.1 Портретное интервью как диалоговая программа 7
1.2 Формат как показатель уникальности программы 18
1.3 Видеоблог как альтернатива телевизионной программе 22
ГЛАВА 2: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ НА ТВ И СЕТЕВЫХ РЕСУРСАХ 28
2.1 Особенности программы Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» и видеоблога Юрия Дудя «вДудь» 28
2.3 Сравнительный анализ интервью-портрета на ТВ и в сети: герои, тактики, образ ведущего 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования связана с тенденцией использования портретного интервью не только на федеральных телеканалах, но и на сетевых ресурсах. Развитие способов распространения портретного интервью влечет за собой изменения содержательных и структурных элементов, проявляющихся в разных форматах портретного интервью. То есть в зависимости от канала передачи данный медиапродукт начинает приобретать собственную специфику, связанную с организационной составляющей и тематической направленностью, подбором героев, набором вопросов, моделями поведения интервьюера и его приемами взаимодействия с гостем и со своей аудиторией. Поэтому необходимо исследовать обновления, происходящие в технологии создания портретного интервью в условиях его распространения не только на ТВ, но и в сетевом пространстве – в частности в видеоблогах.
Гипотеза: автор дипломной работы выдвигает предположение о том, что в зависимости от канала распространения такой жанр, как портретное интервью раскрывает одного и того же героя под разными углами с помощью использования разных приемов.
Объект: программы в жанре портретного интервью на телевидении и на сетевых ресурсах.
Предмет: особенности проведения портретного интервью в зависимости от каналов его распространения.
Цель данного исследования заключается в выявлении и сравнении основных приемов проведения портретного интервью на телевидении ив сетевом пространстве.
Для достижения цели исследования потребуется решить следующие задачи:
1. Установить понятие «портретное интервью» и выявить основной набор приемов его проведения;
2. Определить термин «формат» и выделить его основные компоненты;
3. Рассмотреть видеоблог как сетевой канал передачи информации;
4. Раскрыть особенности рассматриваемых программ в жанре портретного интервью на ТВ и в видеоблогах;
5. Провести сравнительную характеристику программ на уровне выбора гостя, тематики, набора вопросов и специфики поведения интервьюера.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались методы описания, ситуационного исследования (кейс-стади) и сравнительного анализа.
Новизна дипломной работы заключается в изучении специфики портретного интервью в зависимости от канала передачи, который определяет личности интервьюера и интервьюируемого, их межличностные отношения и обсуждаемые темы.
Эмпирическая база: телевизионная программа «Наедине со всеми» на «Первом канале» и программы на Youtube-канале Юрия Дудя «вДудь». Всего отсмотрено 10 выпусков.
Степень научной разработанности темы:
Тенденцию распространения телевизионных практик в Интернете изучали многие авторы, однако при исследовании данного феномена в дефиците находятся работы, посвященные изучению содержательного компонента конкретно портретного интервью.
К вопросу влияния технологий, научно-технических прорывов в сфере коммуникаций на формы, жанры и виды телеконтента обращается С.Н. Ильченко в своей диссертации «Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства». Кроме того, в своем учебном пособии «Интервью в журналистике: как это делается» автор рассуждает об использовании интервью конкретно для виртуального ресурса и о отображении позиций организаторов таких источников информации, а также о более свободном диапазоне выбора спикеров и тем.
В.М. Латенкова в диссертации «Актуальные аспекты интернетизации современного телевидения» обращается к проблеме конвергенции телевидения и интернет-технологий с точки зрения процесса создания контента и каналов передачи его аудитории. По ее мнению, изменение способов трансляции телевизионного контента влечет за собой появление «нового медийного явления – интернет-телевидения, в котором традиционные телеканалы занимают особое место» .
О методах и формах организации телевизионного вещания в сети Интернет говорится в диссертации А.А. Гарматина «Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания» . Автор выявляет основные принципы и методику производства интернет-сайтов, как каналов передачи телевизионного контента. В данном случае исследователь акцентирует внимание на технологии производства и организационного момента использования телевизионной практики в сети.
Также об организационной структуре сетевых изданий говорится в статье М. В. Симкачевой «Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя» . Однако в данном исследовании начинают затрагиваться не только критерии общей структуры интернет-сми, но и критерии содержания и требования к журналистам, работающим на сетевых платформах.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Первая глава работы основана на трудах различных филологов и специалистов в области теории и практики телевидения. Среди них – М.М. Лукина, Г.В. Кузнецов, С. Ильченко, А.А. Новикова, А.Г.Качкаева и другие.
Во второй части исследования представлены особенности выбранных программ в жанре портретного интервью и приведены результаты анализа сравнительной характеристики программ в зависимости от канала распространения.
Гипотеза: автор дипломной работы выдвигает предположение о том, что в зависимости от канала распространения такой жанр, как портретное интервью раскрывает одного и того же героя под разными углами с помощью использования разных приемов.
Объект: программы в жанре портретного интервью на телевидении и на сетевых ресурсах.
Предмет: особенности проведения портретного интервью в зависимости от каналов его распространения.
Цель данного исследования заключается в выявлении и сравнении основных приемов проведения портретного интервью на телевидении ив сетевом пространстве.
Для достижения цели исследования потребуется решить следующие задачи:
1. Установить понятие «портретное интервью» и выявить основной набор приемов его проведения;
2. Определить термин «формат» и выделить его основные компоненты;
3. Рассмотреть видеоблог как сетевой канал передачи информации;
4. Раскрыть особенности рассматриваемых программ в жанре портретного интервью на ТВ и в видеоблогах;
5. Провести сравнительную характеристику программ на уровне выбора гостя, тематики, набора вопросов и специфики поведения интервьюера.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались методы описания, ситуационного исследования (кейс-стади) и сравнительного анализа.
Новизна дипломной работы заключается в изучении специфики портретного интервью в зависимости от канала передачи, который определяет личности интервьюера и интервьюируемого, их межличностные отношения и обсуждаемые темы.
Эмпирическая база: телевизионная программа «Наедине со всеми» на «Первом канале» и программы на Youtube-канале Юрия Дудя «вДудь». Всего отсмотрено 10 выпусков.
Степень научной разработанности темы:
Тенденцию распространения телевизионных практик в Интернете изучали многие авторы, однако при исследовании данного феномена в дефиците находятся работы, посвященные изучению содержательного компонента конкретно портретного интервью.
К вопросу влияния технологий, научно-технических прорывов в сфере коммуникаций на формы, жанры и виды телеконтента обращается С.Н. Ильченко в своей диссертации «Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства». Кроме того, в своем учебном пособии «Интервью в журналистике: как это делается» автор рассуждает об использовании интервью конкретно для виртуального ресурса и о отображении позиций организаторов таких источников информации, а также о более свободном диапазоне выбора спикеров и тем.
В.М. Латенкова в диссертации «Актуальные аспекты интернетизации современного телевидения» обращается к проблеме конвергенции телевидения и интернет-технологий с точки зрения процесса создания контента и каналов передачи его аудитории. По ее мнению, изменение способов трансляции телевизионного контента влечет за собой появление «нового медийного явления – интернет-телевидения, в котором традиционные телеканалы занимают особое место» .
О методах и формах организации телевизионного вещания в сети Интернет говорится в диссертации А.А. Гарматина «Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания» . Автор выявляет основные принципы и методику производства интернет-сайтов, как каналов передачи телевизионного контента. В данном случае исследователь акцентирует внимание на технологии производства и организационного момента использования телевизионной практики в сети.
Также об организационной структуре сетевых изданий говорится в статье М. В. Симкачевой «Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя» . Однако в данном исследовании начинают затрагиваться не только критерии общей структуры интернет-сми, но и критерии содержания и требования к журналистам, работающим на сетевых платформах.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Первая глава работы основана на трудах различных филологов и специалистов в области теории и практики телевидения. Среди них – М.М. Лукина, Г.В. Кузнецов, С. Ильченко, А.А. Новикова, А.Г.Качкаева и другие.
Во второй части исследования представлены особенности выбранных программ в жанре портретного интервью и приведены результаты анализа сравнительной характеристики программ в зависимости от канала распространения.
В ходе данного исследования был тщательно изучен жанр портретного интервью в условиях форматного телевидения. В рамках настоящего исследования было выявлено, что портретное интервью в условиях разности канала передачи (в частности, мы говорим о телевизионном и интернет-канале) определяется его формат, который подстраивается под определенную целевую аудиторию программы. В начале исследования было выдвинуто предположение о том, что в зависимости от канала передачи портретное интервью раскрывает одного и того же героя под разными углами, использованием разных приемов и приобретает свой определенный формат, значение которого мы определили в первой главы дипломной работы.
Сам формат ток-шоу, к которому в основном и тяготеют программы, созданные в жанре портретного интервью, в самом деле трансформируется в интернете. Из трио «ведущий-гость-аудитория» последний компонент исчезает, но не полностью – он лишь уходит в онлайн. Таким образом взаимодействие с ним происходит опосредованно: в основном с помощью комментариев, которые можно оставлять под выпусками.
В программе «Наедине со всеми» интервьюер задает по большей части интроспекционные вопросы, связанные с чувствами и переживаниями гостя. Направленность программы – позитивно-утверждающая в виду отсутствия острых общественно-политических тем. Интерьер студии и панорамная съемка позволяют воссоздать домашнюю обстановку. Образ приглашенного героя в данной телевизионной программе предстает перед нами в ретроспекции, во взаимосвязи со своим окружением, в большинстве своем с семьей. В программе Юлии Меньшовой создается в основном нейтральный образ интервьюируемого. При этом стоит отметить, что если персонаж в жизни достаточно эпатажный, имеет темные страницы в своей биографии, как и в принципе многие известные личности, то на публику это старается не выноситься. Можем предположить, что в таких условиях персонажи раскрываются не со всех сторон, так как, находясь на телевидении, к тому же не оппозиционной направленности, гости не могут позволить себе множества высказываний, начинать обсуждения на определенную тематику и так далее. Таким образом, телевизионный формат программы в жанре портретного интервью более консервативный и более нейтральный, что диктуют аудиторный фактор и фактор канал распространения.
Программа Юрия Дудя, выходящая на Youtube-канале «вДудь», название которого основано на игре слов, призвана поставлять в интернет адаптированный для сетевой аудитории контент, который соответствует содержанию ведущим медиа. Говоря, в частности, о портретном интервью, которое создает Юрий Дудь, можем отметить, что его герои наиболее раскрепощены, отвечают на те вопросы, которые вряд ли задались бы на телевидении. Среди них – вопросы о доходах, об отношениях с алкоголем, вопросы об интимных сторонах личной жизни и так далее. Юрий Дудь использует свой дерзкий и харизматичный образ для того, чтобы буквально иногда выведать у своего гостя ответы на эти самые вопросы. Однако бывают случаи, когда герои сами сразу же начинали свою исповедь, так как их образ в принципе и так позволяет вести себя в каким-либо ключе.
В то же время можем отметить, что программы на телевидение пишутся одним дублем, в ней нет склеек, только лишь камерный монтаж. У Юрия Дудя же мы видим достаточно много монтажных склеек, что может говорить о том, что некоторые моменты были неудачно сделаны. Это свидетельствует о том, что пока недостаточный уровень подготовки, может быть, не профессиональной, а именно технической не позволяет команде Юрия Дудя делать свою программу так, как на телевидении.
При этом содержательная часть программы «вДудь» наиболее актуализирована по сравнению с программой «Наедине со всеми». В ней даже тот герой, который уже давно не находится на пике своей популярности, раскрывается перед зрителем в контексте современных реалий и тех событий, которые происходят практически в то время, когда снимается выпуск. На это оказывает влияние именно канал передачи информации, то есть интернет, который неотъемлемо связан со всем современным, прогрессивным и новым, соответственно – актуальным.
Однако общее у программ остается неизменным. В той и другой программе герой создает свой образ, пользуясь наводящими вопросами журналиста, в ходе диалога происходит самопрезентация героя. Следует отметить, что оба ведущих, каждый с помощью своих приемов и методов, помогают герою при создании его яркого самобытного портрета, подчеркивая его индивидуальные и по-своему уникальные черты.
Таким образом, жанр портретного интервью продолжает принимать новые формы и вбирать в себя свои уникальные приемы и методы ведения, при этом его основные характеристики остаются постоянными.
Сам формат ток-шоу, к которому в основном и тяготеют программы, созданные в жанре портретного интервью, в самом деле трансформируется в интернете. Из трио «ведущий-гость-аудитория» последний компонент исчезает, но не полностью – он лишь уходит в онлайн. Таким образом взаимодействие с ним происходит опосредованно: в основном с помощью комментариев, которые можно оставлять под выпусками.
В программе «Наедине со всеми» интервьюер задает по большей части интроспекционные вопросы, связанные с чувствами и переживаниями гостя. Направленность программы – позитивно-утверждающая в виду отсутствия острых общественно-политических тем. Интерьер студии и панорамная съемка позволяют воссоздать домашнюю обстановку. Образ приглашенного героя в данной телевизионной программе предстает перед нами в ретроспекции, во взаимосвязи со своим окружением, в большинстве своем с семьей. В программе Юлии Меньшовой создается в основном нейтральный образ интервьюируемого. При этом стоит отметить, что если персонаж в жизни достаточно эпатажный, имеет темные страницы в своей биографии, как и в принципе многие известные личности, то на публику это старается не выноситься. Можем предположить, что в таких условиях персонажи раскрываются не со всех сторон, так как, находясь на телевидении, к тому же не оппозиционной направленности, гости не могут позволить себе множества высказываний, начинать обсуждения на определенную тематику и так далее. Таким образом, телевизионный формат программы в жанре портретного интервью более консервативный и более нейтральный, что диктуют аудиторный фактор и фактор канал распространения.
Программа Юрия Дудя, выходящая на Youtube-канале «вДудь», название которого основано на игре слов, призвана поставлять в интернет адаптированный для сетевой аудитории контент, который соответствует содержанию ведущим медиа. Говоря, в частности, о портретном интервью, которое создает Юрий Дудь, можем отметить, что его герои наиболее раскрепощены, отвечают на те вопросы, которые вряд ли задались бы на телевидении. Среди них – вопросы о доходах, об отношениях с алкоголем, вопросы об интимных сторонах личной жизни и так далее. Юрий Дудь использует свой дерзкий и харизматичный образ для того, чтобы буквально иногда выведать у своего гостя ответы на эти самые вопросы. Однако бывают случаи, когда герои сами сразу же начинали свою исповедь, так как их образ в принципе и так позволяет вести себя в каким-либо ключе.
В то же время можем отметить, что программы на телевидение пишутся одним дублем, в ней нет склеек, только лишь камерный монтаж. У Юрия Дудя же мы видим достаточно много монтажных склеек, что может говорить о том, что некоторые моменты были неудачно сделаны. Это свидетельствует о том, что пока недостаточный уровень подготовки, может быть, не профессиональной, а именно технической не позволяет команде Юрия Дудя делать свою программу так, как на телевидении.
При этом содержательная часть программы «вДудь» наиболее актуализирована по сравнению с программой «Наедине со всеми». В ней даже тот герой, который уже давно не находится на пике своей популярности, раскрывается перед зрителем в контексте современных реалий и тех событий, которые происходят практически в то время, когда снимается выпуск. На это оказывает влияние именно канал передачи информации, то есть интернет, который неотъемлемо связан со всем современным, прогрессивным и новым, соответственно – актуальным.
Однако общее у программ остается неизменным. В той и другой программе герой создает свой образ, пользуясь наводящими вопросами журналиста, в ходе диалога происходит самопрезентация героя. Следует отметить, что оба ведущих, каждый с помощью своих приемов и методов, помогают герою при создании его яркого самобытного портрета, подчеркивая его индивидуальные и по-своему уникальные черты.
Таким образом, жанр портретного интервью продолжает принимать новые формы и вбирать в себя свои уникальные приемы и методы ведения, при этом его основные характеристики остаются постоянными.
Подобные работы
- Презентация героя и самопрезентация ведущего в ток-шоу «Судьба человека»
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коммуникативно-прагматический аспект речевого портрета блогера (на материале YouTube-каналов)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЙОННЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ”100 ЛИЦ ЗАИНСКА" ГАЗЕТЫ ’НОВЫЙ ЗАЙ”)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЙОННЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ”100 ЛИЦ ЗАИНСКА" ГАЗЕТЫ ’’НОВЫЙ ЗАЙ”
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные
средства
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОБЛОГА Ю. ДУДЯ)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019



