Введение
Глава 1. Состояние Канадской арктической зоны в начале XXI века………………………..8
1.1 Международно-правовой статус Канадской арктической зоны………………………….8
1.2. Характеристика энергетических ресурсов канадского арктического шельфа…….......15
1.3. Арктический вопрос в период пребывания у власти кабинетов Ж. Кретьена и П. Мартина
Глава 2. Арктическая политика Стивена Харпера
2.1 Отношение Правительства С. Харпера к РФ
2.2 Программные заявления Консервативного Правительства С. Харпера
2.3 Приоритеты арктической политики при С. Харпере
Глава 3. Арктическая политика Джастина Трюдо
3.1 Отношение Правительства Д. Трюдо к РФ
3.2 Программные заявления Либерального Правительства Канады
3.3 Приоритеты кабинета Д.Трюдо в Арктике
Заключение
Список источников и литературы
В начале XXI века роль Арктического региона на международной арене резко возросла. Во многом, это обусловлено фактором значительного изменения климата, которое можно наблюдать в последнее время. Одной из стран, которая включилась в гонку за богатства арктического региона, является Канада. Это государство на протяжении уже довольно долгого времени наращивает своё присутствие в Арктике, защищает права на свои территории и ведет разработку ресурсной базы. Кроме того канадское правительство участвует в работе различных организаций, связанных с Арктикой. Канада является членом Северного форума и Арктического совета, где обсуждаются важные проблемы, связанные с различными областями деятельности в Арктике. Высокие широты всегда представляли большую ценность для канадского народа.
Сегодня международное сообщество как никогда раньше обращает повышенное внимание к региону. По данным контент-анализа российских и зарубежных СМИ, опубликованном на веб-сайте http://public.ru/, тема Арктического региона и всего, что с ним связано, находит большой отклик среди журналистов по всему миру. Исследователи отмечают тенденцию к постепенному увеличению количества упоминаний ключевых слов, затрагивающих данную тему, за последние годы. Кроме того, стоит отметить, что в круг самых острых вопросов, освещаемых в зарубежных СМИ 2013 года, входят сферы климата и экологии, геополитики и национальной безопасности. Эти темы по сравнению с другими являются наиболее актуальными и значимыми для наших западных партнёров (количество упоминаний этих тем за 2013 почти достигло отметки 1000). Что касается российских СМИ, то здесь картина прямо противоположная. В отличие от Запада, в Российской Федерации большее внимание в 2013 году СМИ уделяли темам Северного морского пути и добыче полезных ископаемых (около 4000 и чуть больше 2000 упоминаний соответственно). Если оценивать всю динамику в целом, то можно сказать, что и Российская Федерация и зарубежные партнёры примерно в равной степени освещают тему Арктики в СМИ, однако на Западе упоминаний в целом больше (52731 против 41563 упоминаний на октябрь 2013 года) .
Контент-анализ «Российской газеты» В.С. Мартьянова за период с 1991 по 2012 год показывает, что количество упоминаний ключевого слова «Арктика» и его производных за это время увеличилось в 9 раз (с 102 до 951). Наиболее значимыми государствами для РФ по статистике упоминаний являются США (191), Норвегия (166) и Канада (112). Следовательно, Канада в данном рейтинге находится отнюдь не на первом месте. Что касается конкретных проблем, то указанные В.С. Мартьяновым «Геополитика и военно-политические проблемы Арктического региона (интересы государств, противостояние и союзы государств и блоков)» насчитывают всего 230 упоминаний, проигрывая теме ресурсов (448 упоминаний) и темам «Северного морского пути, судоходства в Арктике, ледокольному флоту» (559 упоминаний) .
Кроме повышенного внимания к циркумполярному региону в СМИ стоит отметить и другую особенность. Как державы арктической восьмёрки, так и другие страны, заинтересованные в Арктике, стремятся к усилению своего влияния, выражающемуся, в том числе в военном присутствии, проведении научных исследований, разработке ресурсной базы и другой деятельности. Уже сегодня список стран, строящих планы в отношении Арктики, пополнился такими игроками как Китай, Япония, Южная Корея и Сингапур.
Сегодня очень остро стоит проблема устойчивого и стабильного обеспечения стран энергетическими ресурсами, поэтому нефть, газ, уголь стали объектами повышенного интереса международного сообщества. И.С. Грамберг и О.И. Супруненко отмечают, что «согласно сценарию, разработанному Всемирным энергетическим советом (ВЭС), к 2020г. мировое потребление энергоресурсов при ускоренном развитии должно увеличиваться в два раза (с 12,5 до 24,7 млрд т у.т.) или на одну треть (с 12,5 до 16 млрд т у.т.) в случае «осторожного» (экологического) варианта развития. При этом на долю нефти и газа приходится – 21%, а на долю газа – 21% от общего объёма потребления энергоресурсов, прогнозируемого в 2020г.». Уже сегодня мы имеем возможность наблюдать развернувшуюся борьбу и активное соперничество в ресурсной гонке, которая во многом продиктована энергетическим «голодом».
В этих условиях значительно повысился интерес к Арктике – малоосвоенному региону, богатому энергетическими ресурсами. Изменения климата приводят к постепенному таянию льдов, что открывает возможности для использования новых путей морских грузоперевозок, а благодаря развитию технологий и методов добычи, становится возможным использование ранее труднодоступных месторождений нефти и газа. Следует отметить, что экстенсивная разработка энергоресурсов в 1950-1970 гг. фактически лишила компании возможности открытия новых месторождений на суше, поэтому последние годы характеризуются активным развитием перспективной морской нефтегазодобывающей промышленности. Осадочные бассейны континентальных окраин уже сегодня дают до 30% мировой добычи нефти.
Вероятна угроза появления конфликтов интересов, а также провокаций со стороны той или иной арктической державы. Говорить о возможности открытого военной конфликта достаточно опрометчиво. Относительно возможных вариантов решения конфликтных ситуаций есть разные точки зрения. Одни эксперты уверены в том, что будут использоваться мягкие, дипломатические методы и переговоры, основанные на нормах международного права, а также соглашениях, ранее подписанных сторонами. В пользу этого говорят многочисленные примеры мирного разрешения кризисных ситуаций, а также приверженность к такому поведению, выраженная в подписанной пятью приарктическими государствами Иллулисатской декларации в 2008 году. Другие эксперты утверждают о серьёзной опасности и неизбежности военных столкновений в случае несовпадения позиций главных соперников. В своей аргументации они приводят данные о всё нарастающей военной мощи арктических военных сил разных стран.
Стоит отметить усиливающиеся алармистские настроения в российских и зарубежных СМИ, которые всё чаще указывают на тренды к милитаризации арктической зоны. Эти сообщения появляются не без оснований. Что касается военного присутствия, то оно демонстрирует серьёзность намерений и готовность к отстаиванию суверенитета своих северных рубежей, как Канадой, так и Россией.
Конфронтация на северных рубежах началась ещё в эпоху «холодной войны». C 1950 года Арктика стала ареной эскалации конфликта между США (а также их политическими союзниками, в том числе и Канадой) и СССР. Особую роль играла гонка вооружений, заключавшаяся в размещении межконтинентальных баллистических ракет, атомных подводных лодок, крылатых ракет на дальних бомбардировщиках и превентивных радарных систем.
Что касается политических заявлений лидеров, то с течением времени можно было наблюдать постепенное изменение отношения Канады к Арктике. В период пребывания у власти либеральных правительств Ж. Кретьена (1993-2003гг.) и П. Мартина (2003-2006гг.), Канада проводила относительно миролюбивую, мягкую политику в регионе, обращая особое внимание на социально-экономическое развитие. Пришедший им на смену С. Харпер застал время наибольшего внимания к Арктике, что было связано с климатическими изменениями. Он сделал большой акцент на отстаивании канадского суверенитета на севере.
19 октября 2015 года в Канаде прошли очередные парламентские выборы. При явке 68.5 % победу одержал лидер Либеральной партии Джастин Трюдо. За его партию отдали голоса 39,47% избирателей, в то время как его главный оппонент - Консервативная партия во главе со Стивеном Харпером набрала 31.89% голосов. НДП со своим лидером Томасом Малкэром в ходе избирательной кампании не смогла приблизиться к своим конкурентам.
Таким образом, канадская политика вышла на новый виток развития. Взгляды аналитиков по всему миру следят за действиями нового правительства Д. Трюдо, который в ходе предвыборной гонки делал заявления, характерные для либералов - сокращение расходов на оборону, более сбалансированная бюджетная политика, мультикультурализм, проявившийся очень ярко уже в его команде, состоящей из людей разных национальностей и т.д. Д.Трюдо стремился заручиться поддержкой как можно большего числа канадских граждан.
Открытым остаётся вопрос отношения Канады к Арктическим рубежам. Как поведёт себя кабинет Д. Трюдо в современных условиях? Продолжится ли уже ставшая традиционной для Канады риторика консервативного правительства Харпера, но в более сглаженной и незаметной форме, или же Трюдо выберет новую стратегию?
Арктика по-прежнему остаётся одной из важнейших составляющих Канадского самосознания. Северные рубежи дают множество возможностей, важнейшими из которых являются открытие доступа к морским транспортным артериям Северо-Западного прохода, рыболовство в высоких широтах или более полная разработка энергоресурсов, которые в значительной степени стали более доступными в связи с климатическими изменениями.
Объектом данного исследования является внешняя политика Канады в начале XXI века. Предмет исследования –арктическая составляющая во внешней политике Канады в начале XXI века. Цель–проанализировать политику Канады в отношении Арктики в начале XXI века. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние Арктической зоны Канады в начале XXI века
2. Рассмотреть нормативно-правовые и программные документы Канады в отношении Арктики
3. Сравнить деятельность на посту Премьер-министра Канады Ж. Кретьена, П.Мартина, С.Харпераи Д.Трюдов отношении Арктического региона.
Тема данной работы является, безусловно, актуальной. Об этом свидетельствуют приведённые выше факты и статистические данные. Однако стоит отметить слабую научную разработанность, особенно в российском научном сегменте.
К источникам, использованным в процессе работы над данным исследованием можно отнести следующие документы. Для понимания теоретических и международно-правовых основ территориальной юрисдикции в Арктике использовалась Конвенция ООН по морскому праву 1982г., а также Правила процедуры Комиссии по границам континентального шельфа. Для анализа политики Канады в отношении Арктики были рассмотрены различные программные документы, выпущенные Правительством. К ним относятся, Заявление о внешней политике Канады в Арктике, Первая стратегия обороны Канады, Северная стратегия Канады: наш север, наше наследие, наше будущее, а также официальный веб-сайт Либеральной партии Канады.
Среди литературы по теме исследования можно выделить не так много примеров. Так как тема данного исследования является крайне актуальной и относительно новой, среди российского научного сообщества ещё нет достаточного количества всеобъемлющих, комплексных работ на данную тематику. Однако к таким можно отнести монографию В.Н.Конышева, А.А.Сергунина, в которой они постарались максимально полно отразить текущую ситуацию в регионе.
Проблемы сотрудничества в Арктике рассматривал в своих исследованиях Загорский А.В. Исследования, посвящённые оборонной тематике, по Арктике и Канаде в частности, принадлежат Володину Д.А., а также Храмчихину А.А. В Канаде военную тематику в своих работах затрагивает эксперт по безопасности из Университета Калгари Роб Хьюберт. При анализе сферы вооружённых сил Канады использовался официальный веб-сайт Вооружённых сил Канады .
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
В первой главе выявляется международно-правовой статус канадских территорий в Арктике с точки зрения их, а также наличие и характер энергетических ресурсов на арктическом шельфе. Кроме того выделяются основные особенности арктической политики либеральных правительств Ж. Кретьена и П. Мартина на основе программных источников.
Во второй главе комплексно анализируется деятельность консервативного правительства С. Харпера в Арктике. Рассматриваются отношения Канады и России того периода, различные нормативно-правовые акты и программные заявления и документы. Отдельно проводится исследование и оценка деятельности правительства в регионе в контексте оборонной сферы.
В третьей главе рассматривается деятельность и заявления нового либерального правительства Д. Трюдо. Также рассматриваются отношения с Россией и отдельным пунктом анализируются первые шаги Д.Трюдо, в частности меры в экологической сфере.
На сегодняшний день Арктика является крупным и достаточно перспективным регионом, который заслуживает особого внимания мирового сообщества. Это связано главным образом с глобальными климатическими изменениями, которые приводят к постепенному таянию льдов в полярных областях. В этой ситуации расширяются возможности для судоходства в арктических водах, для разработки нефтегазовых месторождений и для более активного вовлечения северных земель в хозяйственную деятельность. Однако могут возникнуть и определённые трудности, связанные с риском для прибрежной инфраструктуры. Деградация вечной мерзлоты, эрозия берегов и штормовая активность способны нанести немалый ущерб объектам связи, коммуникации и транспорта, поэтому следует особо обратить внимание на мониторинг и методы предотвращения перечисленных угроз.
Энергетический потенциал канадского арктического шельфа, можно оценить как перспективный. Разработка новых месторождений нефтегазового сырья в регионе – приоритетное направление деятельности Канады, которая на сегодняшний день является одним из главных экспортеров энергоресурсов. Важным импортёром Канадского сырья являются США, с которыми Оттава стремится выстроить партнёрские отношения. Несмотря на возможные сложности при освоении ресурсов в суровых климатических условиях, их добыча на канадском арктическом шельфе представляются крайне выгодной при возможном росте цен на нефть и газ в условиях энергетического «голода». Однако на сегодняшний день при текущих ценах на сырьё, разведка и добыча природных ископаемых в Арктике не представляется возможной. Неотъемлемой частью разработки углеводородов Канадского арктического шельфа является соблюдение необходимых норм и правил в области экологии. В этом отношении Канада уверенно использует сформировавшуюся правовую базу, в которую входят такие документы как Закон Канады о предотвращении загрязнения пространств арктических вод, примыкающих к континенту и островам Канадской Арктики 1985г.
В связи с тем, что вокруг современного положения Арктики возникают некоторые алармистские настроения, стоит отметить, что в регионе можно наблюдать конкуренцию стран, но говорить о неразрешимых конфликтах не приходится. Напротив, арктические страны стремятся к дипломатическому решению территориальных споров, а также к эффективному сотрудничеству в рамках международных организаций и встреч. В 2010г. разрешилась проблема границы между Норвегией и Россией в Баренцевом море, что иллюстрирует мысль о том, что противоречия в Арктике могут быть разрешены при грамотном подходе и взаимных уступках. Представители России, стран Северной Америки и Северной Европы активно взаимодействуют на международных площадках, таких как Арктический Совет, Северный форум, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона и другие. Канада стремится использовать эти площадки для продвижения своих интересов и налаживания различного рода связей. В данной сфере Оттава способна взять на себя роль ведущего игрока в циркумполярном регионе, используя свой богатый опыт в деле освоения и эффективного развития северных территорий.
Следует отметить, что Арктика не нуждается в особом правовом режиме (кроме специальных экологических норм и правил, сохраняющих хрупкую природу). Циркумполярный регион полностью регулируется обычными нормами международного права, закрепленными, в частности, в Женевских конвенциях по морскому праву 1958г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982г. Данного принципа придерживаются все арктические страны, что подтверждается Илулиссатской Декларацией 2008г.
По мнению многих исследователей, в ближайшем будущем произойдут качественные изменения состояния Арктики. Канада должна быть готова к ним, и для этого уже сегодня делаются взвешенные и ответственные шаги в области законодательства, дипломатии и экономического сотрудничества. Кроме того, полноценно развивая и используя сырьевую базу, Оттава сможет не только извлечь большие выгоды, но и в целом способствовать развитию своих северных прибрежных районов.
Что касается милитаризации, то анализ современной ситуации в Арктике осложнён рядом факторов, предложенных Р.Хьюбертом, экспертом по безопасности из Университета Калгари.С ним нельзя не согласиться. Он отмечает, что в современной Арктике наблюдается как тенденции конфликтного характера, так и стремление к сотрудничеству. Нельзя быть уверенным в том, что тот или иной военный контингент (существующий или только создаваемый) будут использованы именно для действий в условиях арктического региона, а не в других частях света. Кроме того, очень трудно найти и зафиксировать точные данные о численности и характере военной группировки в Заполярье, поскольку большая часть информации скрыта от посторонних глаз и не появляется в открытом доступе. Исходя из этого можно утверждать, что факты, приведённые в данном и подобных ему исследованиях не могут полностью отображать всю картину.
Если говорить о численных характеристиках, то стоит отметить, что уже существующая ситуация в Арктике говорит о военном превосходстве РФ над Канадой. Канадская военная группировка является по большому счёту символической и нуждается в скорейшем и качественном увеличении и укреплении. Оттава предпочитает регулярные тренировочные операции по различным направлениям подготовки малым числом военнослужащих и техники. Она работает в партнёрстве с НАТО, а также использует военные силы из своих южных провинций для тренировок в Арктике. Канадская военная подготовка в Арктике видится практичной и выверенной, однако страдает малой численностью задействованных сил.
В целом, можно утверждать, что обе страны (Канада и Российская Федерация) в настоящее время ещё только ведут деятельность по наращиванию военной группировки в Арктике. Скорее всего, этот процесс растянется ещё на несколько лет, что связано с несколькими важными вопросами, которые необходимо решить. Следует скорректировать содержание стратегических документов, доукомплектовать воинские части и создать подразделения, закупить или построить необходимую технику, а также обеспечить качественную связь и должную инфраструктуру. Безусловно, одним из главных факторов, определяющих успешное решение поставленных задач, будет наличие необходимых денежных средств и ресурсов. Канада уже испытывает трудности в закупке и постройке необходимой техники и в запуске в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры (таких как глубоководный порт Нэнисивик).
Многие исследователи отмечают, что деятельность вооружённых сил арктических держав в большинстве случаев носит демонстративный характер, и призвана показать наличие серьёзных намерений сторон по защите суверенитета своих северных границ. В случае с военными учениями, можно сказать, что воинский контингент, задействованный в них, не отвечает реальным требованиям по количеству военнослужащих и техники, необходимых для решения поставленных задач в случае потенциальных угроз.
В конечном итоге дискуссии о милитаризации региона и нарастании конфликтных настроений вокруг ресурсов и возможностей Арктики не всегда полностью обоснованы. До тех пор, пока Комиссия ООН по границам континентального шельфа не вынесет окончательное решение по каждой из представленных заявок, ни одна из сторон не решится на какие-либо провокации или на открытое военное столкновение в Арктике. Ни Канада, ни Российская Федерация не заинтересованы в конфликте в циркумполярном регионе, несмотря на общий негативный тренд в международных отношениях, связанный с напряжением из-за Украинского кризиса и наложенными на Россию санкциями. Потенциальный конфликт невозможен в настоящий момент по нескольким причинам. Во-первых, климатические изменения, происходящие в Арктике, ещё не позволяют в полную силу развернуть деятельность по размещению воинских подразделений, а также использовать их высокую мобильность. Во-вторых, все вопросы, связанные с Арктикой решаются на основе норм международного права (а именно Конвенции ООН по морскому праву 1982г. и др.) и в рамках дипломатии. Это видится возможным на основании того факта, что арктические государства являются достаточно устойчивыми и стабильными, а потому стремятся к миру и сотрудничеству.
Переходя к выводам по политической сфере нужно отметить, что делать заключения достаточно сложно, так как новое либеральное Правительство Канады ещё не успело сделать множество крупных и важных шагов в отношение своих северных территорий. Кроме того, нет и актуальных монографий по данной теме. В такой ситуации можно делать анализ лишь последних новостей, а также различных комментариев, статей экспертов, программных заявлений и документов нового Правительства.
Говоря, о либеральных кабинетах Ж.Кретьена и П.Мартина, можно упомянуть, что они заложили основы для мирного сотрудничества в регионе на основе норм международного права и многосторонней дипломатии. Они первыми закрепили новый особый статус Арктики, обратили внимание на необходимость комплексного подхода к решению проблем.
Стивен Харпер и его консервативное Правительство сделали Арктику одной из приоритетов, акцентируя внимание на необходимости защиты северного суверенитета любой ценой. Сложилось ощущение, что С. Харпер выстраивал риторику в отношении Арктики вокруг созданного «образа врага» в лице России. Несмотря на небольшой военный контингент на севере, С. Харпер положил начало регулярным военным учениям в партнёрстве с НАТО, а также более продуманному патрулированию побережья. Важным является создание в период правления консерваторов нормативной базы в отношении Арктики, которая позволила сформировать основы для планирования, выстраивания приоритетов, формирования целей и задач.
В целом после федеральных выборов 2015 года Арктика остаётся одним из приоритетных направлений во внешней политике Канады. Циркумполярный регион не обходят стороной в программных документах и действиях на международной арене. Из уже осуществлённых решений Д. Трюдо можно сделать вывод о некоторой смене приоритетов в отношении Арктики. Д. Трюдо делает больший акцент на защиту экологии, на повышение уровня социально-экономического развития. Вероятно, станет более реальным качественное улучшение северной инфраструктуры. Несмотря на декларативные заявления о намерении защищать северные территории, усиливать безопасность и увеличить число рейнджеров, либералы не делают резких выпадов и не выражают приверженность жёсткой и активной милитаризации канадской Арктики. Напротив Д. Трюдо в Арктике планирует опираться на научное сообщество в деле разграничения континентального шельфа.
Таким образом, у России есть неплохие шансы наладить диалог с канадскими партнёрами, которые в силу своих убеждений и традиций более сговорчивые и менее агрессивные, чем консерваторы. Важным является желание нового Правительства Канады решать споры на основе многостороннего сотрудничества. Думается, что Д. Трюдо продолжит действовать по большей части в рамках «мягкой силы» в Арктике, опираясь на решение экологических, социальных и экономических вопросов. Кроме того, учитывая отсутствие серьёзных разногласий с Россией в высоких широтах, можно предполагать, что вопрос разделения Арктики продолжит решаться на уровне научных кругов, без внешнего давления со стороны внешнеполитического истеблишмента.
1. A new plan to strengthen the economy and create jobs with navy investment// URL: https://www.liberal.ca/files/2015/09/A-new-plan-to-strengthen-the-economy-and-create-jobs-with-navy-investment.pdf (Дата обращения: 20.03.2016)
2. Canada and Sweden conclude Arctic cooperation arrangement//Web-site Government of Canada URL: http://news.gc.ca/web/article-en.do?mthd=advSrch&crtr.mnthndVl=&crtr.mnthStrtVl=&crtr.page=1&nid=1024419&crtr.yrndVl=&crtr.kw=arctic%2C+sweden&crtr.yrStrtVl=&crtr.dyStrtVl=&crtr.dyndVl (Дата обращения: 18.04.2016)
3. Canada First Defence Strategy// National Defence and the Canadian Armed Forces URL: http://www.forces.gc.ca/en/about/canada-first-defence-strategy.page. (Дата обращения: 25.04.2017)
4. Canada’s leadership in the world// Web-site of Liberal Party of Canada. URL: http://www.liberal.ca/realchange/canadas-leadership-in-the-world/ (Дата обращения: 20.03.2016)
5. Canada’s North// Web-site of Liberal Party of Canada. URL: http://www.liberal.ca/realchange/canadas-north/ (Дата обращения: 20.03.2016)
6. Canada’s Northern Strategy Our North, Our Heritage, Our Future URL: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns.pdf (Дата обращения: 20.04.2017)
7. NOREX 2015//Canadian Army URL: http://www.army-armee.forces.gc.ca/en/exercises-2015/ex-norex.page. (Дата обращения: 10.02.2014)
8. Operation LIMPID//National Defence and the Canadian Armed Forces URL: http://www.forces.gc.ca/en/operations-canada-north-america/op-limpid.page#qimmiq(Датаобращения: 10.02.2014)
9. Operation NANOOK//National Defence and the Canadian Armed Forces URL: http://www.forces.gc.ca/en/operations-canada-north-america-recurring/op-nanook.page. (Дата обращения: 10.02.2014)
10. Operation NEVUS//National Defence and the Canadian Armed Forces URL: http://www.forces.gc.ca/en/operations-canada-north-america-recurring/op-nevus.page. (Дата обращения: 10.02.2014)
11. Operation NUNAKPUT// National Defence and the Canadian Armed Forces URL:http://www.forces.gc.ca/en/operations-canada-north-america-recurring/op-nunakput.page (Дата обращения: 10.02.2014)
12. Operation NUNALIVUT//National Defence and the Canadian Armed Forces URL: http://www.forces.gc.ca/en/operations-canada-north-america-recurring/op-nunalivut.page. (Дата обращения: 10.02.2014)
13. Statement on Canada's Arctic foreign policy. P. 3. // Foreign Affairs and International Trade Canada Website – URL: http://www.international.gc.ca/polar-polaire/canada_arctic_foreign_policy- la_politique_etrangere_du_canada_pour_arctique.aspx?lang=eng&menu_id=5/ (Дата обращения: 17.03.2013)
14. Web-site of Liberal Party of Canada URL: http://www.liberal.ca/ (Дата обращения: 07.05.2017)
15. Конвенция ООН по морскому праву 1982г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/lawsea.pdf (Дата обращения: 20.04.2017)
16. Правила процедуры Комиссии по границам континентального шельфа//Комиссия по границам континентального шельфа, 2008, с.17 правило 45.
итература
1. Brent, T.A., Chen, Z., Currie, L.D., and Osadetz, K., 2013. Assessment of the conventional petroleum resource potential of Mesozoic and younger structural plays within the proposed National Marine Conservation Area, Lancaster Sound, Nunavut; Geological Survey of Canada, Open File 6954. doi:10.4095/289615
2. Canada’s Arctic Interests and Responsibilities// Behind the Headlines, 2008. P.7. Vol. 65. №4.
3. Chase S. Turf war with Russia looms over Ottawa’s claim to Arctic seabed//The Globe and Mail URL: http://www.theglobeandmail.com/news/politics/turf-war-with-russia-looms-over-ottawas-claim-to-arctic-seabed/article15777123/ (Дата обращения: 17.03.2016)
4. ColdResponse 2014: военные учения в Северной Норвегии//Военное обозрение, 2014. URL: http://topwar.ru/41656-cold-response-2014-voennye-ucheniya-v-severnoy-norvegii-foto.html(Дата обращения: 12.03.2015)
5. Fontaine T. Record 10 indigenous MPs elected to the House of Commons//CBC News URL: http://www.cbc.ca/news/aboriginal/indigenous-guide-to-house-of-commons-1.3278957 (Дата обращения: 16.03.2016)
6. Gilmore S. Vladimir Putin, Justin Trudeau, and Canada’s Arctic problem//Maclean’s URL: http://www.macleans.ca/news/canada/vladimir-putin-justin-trudeau-and-canadas-arctic-problem/ (Дата обращения: 07.02.2016)
7. Huebert R. The Newly Emerging Arctic Security Environment//Canadian Defence& Foreign Affairs Institute, 2010.p. 9.
8. Justin Trudeau tells Russia's Putin to end 'interference' in Ukraine// CBC/Radio-Canada URL: http://www.cbc.ca/news/politics/canada-russia-trudeau-putin-ukraine-1.3321069 (Дата обращения: 22.03.2016)
9. Nadeau J.-F. L'Arctiquedemeure-t-ilcanadien ?//Perspective monde, 2009. URL: http://perspective.usherbrooke.ca/bilan/servlet/BMAnalyse?codeAnalyse=875 (Дата обращения: 10.05.2017)
10. Petra Dolata, « A New Canada in the Arctic? Arctic Policies under Harper », Étudescanadiennes //Canadian Studies, 78. 2015, 131-154.
11. Pettersen T. Exercise Cold Response in final phase//BarentsObserver. URL: http://barentsobserver.com/en/security/2014/03/exercise-cold-response-final-phase-21-03. (Дата обращения: 19.04.2014)
12. ProelssА., Müller Т. The Legal Regime of the Arctic Oceans // ZeitshriftfürausländishesöffentlichesRecht und Völkerrecht. HeidelbergJournalofInternationalLaw. Band 68. 2008. Nr. 3. P. 655-656.
13. PuglieseD.. Canadian Forces to stockpile military equipment in Arctic ‘hubs’ for faster response in case of emergency// Официальный сайт The National Post URL: http://news.nationalpost.com/2014/08/21/canadian-forces-to-stockpile-military-equipment-in-arctic-hubs-for-faster-response-in-case-of-emergency/. (Дата обращения: 14.03.2014)
14. Roberts. K. Why Russia will play by the rules in the Arctic.//Canadian Foreign Policy Journal, 2015.
15. Sharp G. Prime Minister Trudeau’s first official trip to the Canadian Arctic// The Arctic Institute, 2017. URL: http://www.thearcticinstitute.org/prime-minister-trudeaus-first-official-trip-canadian-arctic/ (Дата обращения: 13.04.2017)
16. Sharp G. Trudeau and Canada’s Arctic Priorities: More of the same// The Arctic Institute, 2016. URL: http://www.thearcticinstitute.org/trudeau-canadas-arctic-priorities/ (Дата обращения: 13.04.2017)
17. Smith M.-D. Liberals continue Conservative quest for North Pole//Embassy News URL: https://www.cigionline.org/articles/liberals-continue-conservative-quest-north-pole (Дата обращения: 18.04.2016)
18. Tait C. Chevron, Statoil set a course for Arctic exploration// Официальный сайт The globe and mail URL: http://www.theglobeandmail.com/globe-investor/chevron-statoil-set-a-course-for-arctic-exploration/article1358313/(Датаобращения: 07.10.2013)
19. Барановский К.Ю. Территориальный спор между Канадой и Данией// США. Канада. Экономика, политика, культура, № 12, 2006.
20. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие.3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Гл.8, § 5
21. Богоявленский В.И. Современное состояние и перспективы освоения нефтегазовых ресурсов Циркумарктического региона//Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах/Рос. Совет по межд. делам [под общ.ред. И.С. Иванова]. М.: Аспект Пресс, 2013 Т.2
22. Володин Д.А. Канада: проблема суверенитета в Арктике // США. Канада. Экономика, политика, культура, 2006. №12.
23. Вылегжанин А.Н. Правовое положение Арктического региона в документах//Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах/Рос. Совет по межд. Делам [под общ.ред. И.С. Иванова]. М.: Аспект Пресс, 2013 Т.3: Применимые правовые источники. 2013.
24. Грамберг И.С., Супруненко О.И. Арктический шельф – будущее нефтегазовой промышленности России// Грамберг И.С., Лаверов Н.П. Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии). – СПб.: Наука, 2000. С. 135.
25. Евтихевич Н. Парламентские выборы в Канаде: внешняя политика в фокусе//РСМД URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6732#top-content (Дата обращения: 08.09.2015)
26. Забанбарк А., Лобковский Л. И.Геологическое строение и нефтегазоносность арктической части Северо-Американского континента // Арктика: экология и экономика № 3 (11), 2013.
27. Загорский А. Битва за Арктику еще не началась, но уже закончилась// Независимая газета URL: http://www.ng.ru/ideas/2014-01-29/10_arctic.html(Дата обращения: 13.02.2014)
28. Загорский А.В. Арктика: зона мира и сотрудничества – М.: ИМЭМО РАН, 2011. с. 181
29. Загорский А.В. Проблемы и механизмы арктического сотрудничества// Арктика: зона мира и сотрудничества – М.: ИМЭМО РАН, 2011
30. Закон Канады о предотвращении загрязнения пространств арктических вод, примыкающих к континенту и островам Канадской Арктики 1985г. и возможные перспективы ее развития//Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014.
31. Иванов С. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества//– М.: Аспект Пресс, 2013. Т.3.с.288.
32. Ивахник А. Канада: новое пришествие Трюдо// Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" URL: http://politcom.ru/19227.html (Дата обращения: 26.12.2015)
33. Канада откладывает открытие порта Нэнисивик в Арктике до 2018 года// Веб-сайт ИАА «ПортНьюс» URL: http://portnews.ru/news/195784/. (Дата обращения: 17.01.2016)
34. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? /Рос.ин-т стратег. исслед. – М. : РИСИ, 2011.
35. Конышев В., Сергунин А. Арктика на перекрёстке геополитических интересов.// Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 9, c. 43–53
36. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Стратегия Канады в освоении Арктики// Арктический регион: проблемы международного сотрудничества том 1, Российский совет по международным делам. – М.: Аспект Пресс, 2013.
37. Мартьянов В.С. Переосмысляя Арктику: динамика российских приоритетов // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2013. Т.13. N1. С. 83-96. (Полнотекстовая версия: http://yearbook.uran.ru/images/martyanov13.pdf)
38. Москович Е.Ф., ПЕРСПЕКТИВЫ и пути освоения нефтяных и газовых месторождений арктических акваторий США и Канады - 1988 (Газовая промышленность. Серия "Геология и разведка месторождений на континентальном шельфе". Обзор.информ. ВНИИ экономики, орг. пр-ва и техн.-экон. информ. в газовой пром-сти. Вып. 3)
39. Нерозникова Е. Канада меняет антироссийский курс// Деловая газета «Взгляд» URL: http://www.vz.ru/world/2016/1/27/790782.print.html (Дата обращения: 03.11.2013)
40. Нефть и газ Арктики//Веб-сайт Pro-arctic.ru URL: http://pro-arctic.ru/28/05/2013/resources/3516(Дата обращения: 03.11.2013)
41. Ознобищев С.К. Военная деятельность приарктических государств//Россия в полицентричном мире. М.:Весь мир, 2011.
42. Орешенков А. Северная ледовитая дипломатия//"Россия в глобальной политике". № 4, Июль - Август 2009
43. Освоение Арктики: сотрудничество или конфронтация?//URL: http://public.ru/arctic2013 (Дата обращения: 15.09.2013)
44. Перемитин Г. Канада допустила применение силы в отношении России в Арктике URL: http://www.rbc.ru/politics/26/08/2014/945137.shtml (Дата обращения: 04.04.2014)
45. Россия заставила Канаду поспешить с первой арктической военной базой// URL: https://lenta.ru/news/2007/08/09/harper/ (Дата обращения: 18.11.2014)
46. Саваськов П.В. Правовой режим Арктики// Загорский А.В. Арктика: зона мира и сотрудничества – М.: ИМЭМО РАН, 2011. С.38.
47. США и Канада договорились, как будут защищать Арктику//ИА REGNUM URL: http://regnum.ru/news/polit/2095805.html (Дата обращения: 18.04.2016)
48. США и Канада объявили о новой программе сотрудничества по Арктике//Сетевое издание «РИА Новости». URL: http://ria.ru/arctic/20160310/1387796950.html#comments (Дата обращения: 18.04.2016)
49. Тимашова Т. Политика Канады в Арктике//Мировая экономика и международные отношения. 2012. №1.
50. Углеводородные ресурсы Арктики в контексте геополитики//Официальный веб-сайт МГИМО URL: http://www.mgimo.ru/news/inno/document239858.phtml(Дата обращения: 14.11.2013)
51. Филатов С. Вожделенная Арктика//Международная жизнь URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=647. (Дата обращения: 06.11.2013)
52. Храмчихин А.А. Военно-политическая обстановка в Арктике и возможные перспективы ее развития//Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014.
53. Эксперты РСМД о перспективах сотрудничества России и Канады в Арктике в текущей международной обстановке//РСМД URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3555#top-content (Дата обращения: 13.12.2014)
54. Эстрин Ю.Я., Освоение нефтяных и газовых месторождений арктических морей Канады и Аляски - 1982 (Газовая промышленность. Серия "Разработка и эксплуатация морских нефтяных и газовых месторождений". Обзор.информ. ВНИИ экономики, орг. пр-ва и техн.-экон. информ. в газовой пром-сти. Вып. 3)