Введение 3
Глава 1. Характеристика региональной интернет-журналистики в России 6
1.1 Система региональных онлайн-СМИ: типологический и аудиторный аспект 6
1.2 Редакционные стратегии российских интернет-сми: тенденции развития 17
Глава 2. Успешные стратегии региональных интернет-изданий: критерии эффективности 32
2.1 Региональный аспект редакционных стратегий: факторы и возможности развития 32
2.2 Принципы успешной стратегии интернет-СМИ, анализ возможных рисков и прогнозирование 50
Заключение 58
Список литературы
С начала 21-го века в России существует следующая тенденция: по экономическим причинам печатные издания отходят на второй план, их по многим показателям обходят online-версии печатных изданий, интернет-СМИ и блоги .
Совсем недавно основной аудиторией Интернета были жители столицы и крупных городов. Сегодня ситуация изменилась и «наметился перелом в сторону роста подключений к Интернету в провинции, в региональных центрах» . Большое количество региональных интернет-изданий занимают высокие позиции в рейтинге Топ-30 самых цитируемых интернет-ресурсов по версии «Медиалогии» .
Кроме того, некоторые исследователи, в частности, О. Б. Молодов, отмечают, что «тенденцией последних лет стала регионализация» рынка массмедиа .Проанализировав рынок современных интернет-СМИ и исследовательские работы, посвященные онлайн-изданиям, мы пришли к выводу, что именно региональные ресурсы представляют наибольший научный интерес. Их важность подчеркивают многие исследователи, к примеру, А. П. Данилов и М. Г. Данилова: «Местная пресса сегодня − самый влиятельный медиаресурс на информационном пространстве» . В этом заключается актуальность нашей дипломной работы.
Объектом нашего исследования являются региональные издания.
Предметом – успешные стратегии интернет-СМИ.
Целью данной дипломной работы является выявление принципов эффективной стратегии регионального интернет-издания.
Для реализации этой цели были сформулированы следующие задачи:
● Выявить тенденции развития стратегий отечественных и зарубежных интернет-изданий;
● Обозначить критерии эффективности стратегии онлайн-издания;
● На основе анализа наиболее успешных региональных онлайн-СМИ выявить принципы успешной стратегии развития.
Степень научной разработанности проблемы можно охарактеризовать как недостаточно глубокую. Большая часть исследователей обращается в своих работах к крупным, федеральным СМИ. Однако, на наш взгляд, по ним трудно выявить общие тенденции и закономерности. Это подтверждают слова Л. В. Экгарта: «Территориальная принадлежность средств массовой информации – один из основных критериев разделения изданий. Как москвичи отличаются от жителей других субъектов России, так кардинально региональная журналистика отличается от федеральной…» . Исследователи, анализирующие региональные СМИ чаще всего останавливаются на медиаландшафте конкретно взятого региона, к примеру, работы О. А. Лариной, С. С. Петровой посвящены Новгороду, А. П. Данилова, М. Г Даниловой - Чувашии и т.д.. Таким образом, крайне мало работ, которые могли бы обобщить опыт региональных интернет-изданий и выявить общие тенденции развития медиарынка в регионах. Таким образом, научная новизна дипломной работы определяется обобщением успешных стратегий региональных интернет-СМИ.
Данная дипломная работа основывается на исследовательских трудах отечественных и зарубежных авторов. Основой для работы послужили труды в области теории журналистики, Ю. М. Ершов, Г. С. Мельник, Е. Н. Подставко, Е. М. Пак и многих других отечественных исследователей. Кроме того, в процессе работы нами были изучены работы зарубежных теоретиков и практиков интернет-журналистики: Денис Ло, Фредерика Филлу.
Общей методологической основой дипломного исследования послужил экономический подход к изучению деятельности СМИ, эмпирическими методами исследования послужили анализ кейсов (casestudy), мониторинг.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и отражена в содержании работы, состоящем из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованной литературы.
Практическая значимость работы:
Выводы, сделанные в ходе исследования, могут содействовать развитию региональных интернет-СМИ и помочь предпринимателям в создании успешных медиапроектов.
Изучение вопроса эффективности стратегий интернет-СМИ подтвердило актуальность темы и её научную новизну. Мы выявили, что региональные интернет-СМИ имеют большие перспективы развития. Выбранный нами подход анализа стратегий лидеров регионального медиарынка привел к достижению поставленной цели - определению принципов эффективной стратегии интернет-издания.
В ходе исследования мы изучили типологические характеристики интернет-СМИ. Согласно прогнозам аналитических служб, издания в сети имеют большие перспективы для развития. Это касается и онлайн-версий традиционных СМИ, и интернет-изданий, изначально появившихся в сети. Так как большое значение для любых СМИ имеет аудитория, мы проанализировали возможные стратегии привлечения читателей интернет-СМИ, рассмотренные в научной литературе. Кроме того, многие эксперты говорят о необходимости постоянного мониторинга аудитории. Поэтому мы описали современные способы анализа данных об аудитории, представленные на рынке.
Акцент в теоретической части нашего исследования сделан на описание существующих стратегий развития интернет-изданий. Мы выявили, что главными составляющими любой стратегии является достижение конкретной цели и определение действий, необходимый для получения итогового результата.
Мы проанализировали интервью с экспертами медиарынка и опыт отечественных и зарубежных интернет-изданий и выявили тенденции развития стратегий онлайн-СМИ: стремление к повышению качества контента, технологизация редакций, развитие мультимедийных технологий, диверсификация, усиление обратной связи с читателями, максимальная монетизация контента.
Мы выяснили, что в современных реалиях главной ценностью издания является бренд, являющийся неотъемлемой частью профессиональной репутации СМИ.
Если рассматривать стратегию интернет-издания, в которой главной целью будет увеличение аудитории и прибыли, то критериями эффективности будут:
1. Ставка на качественный контент;
2. Изучение аудитории и конкурентов (постоянные измерения и исследования);
3. Конверсия аудитории из читателей в подписчики (процент подписчиков к общему числу читателей);
4. Активная обратная связь с читателями;
5. Успешная монетизация;
6. Продвижение бренда и контента на различных площадках;
7. Наличие миссии, которая регулирует жизнь редакции и качество контента;
8. Технологизация производства, использование мультимедийных технологий.
Проанализировав 10региональных интернет-изданий, лидеров рейтинга «Медиалогии», по заданным критериям, мы выяснили, что для того, чтобы занимать верхние строчки рейтингов, необходима глубокая аналитика, оперативные новости, удобный формат издания, грамотное использование социальных сетей.
Появление типа молодежных городских интернет-газет мы связали с потребностью молодой аудитории в источнике получения актуальной информации и определили, что рядовые новостные интернет-порталы не удовлетворяют данную потребность в полном размере.
Мы проанализировали два неудачные стратегии развития региональных интернет-изданий, и определили основные риски: отсутствие интереса у рекламодателей и у аудитории по причине высокой конкуренции на рынке отдельного региона.
Мы проанализировали мнения экспертов и составили прогноз возможного развития интернет изданий в России на ближайшее время, который включает в себя два возможных пути: монетизация контента издания через платную подписку и привлечение аудитории и расширение функционала за счет новых сервисов и приложений.
На основе полученной информации выявили принципы успешной стратегии развития регионального интернет-СМИ, которые имеют большое значение при стратегическом планировании:
1. Исследования рынка и аудитории.
2. Определение формата, дизайна и тематики материалов СМИ, исходя из потребностей и привычек аудитории;
3. Грамотный финансовый план
4. Понятный и привлекательный для рекламодателей медиа-кит
5. Создание авторитетного бренда;
6. Использование социальных сетей и других площадок
7. Команда профессионалов
8. Создание круглосуточного отдела новостей.
9. Использование новейших технологий
10. Ставка на качественный контент.
Следование этим принципам нельзя назвать 100% залогом успеха, однако во многом обезопасит от возможных рисков и поможет создать конкурентоспособный продукт на рынке интернет-изданий.
1. Амзин А. Тренды в зарубежных медиа// Материалы конференции «Деловой интернет» Минск 2016.URL:https://themedia.center/wp-content/uploads/2016/11/di-2016-amzin-trends.pdf (дата обращения 14.04.2017).
2. АсмусА. В. Медиабренд: типологические характеристики «Медиаскоп» Реклама и PR, Выпуск №2. 2009г.URL: http://www.mediascope.ru/медиабренд-типологические-характеристики#2 (дата обращения: 15.04.2017).
3. Афонасьева Н.А., Хубецова З.Ф. Современные российские партийные СМИ в Интернете: стратегии вовлечения аудитории // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №28 (240). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-rossiyskie-partiynye-smi-v-internete-strategii-vovlecheniya-auditorii (дата обращения: 16.04.2017).
4. Бабкина Е. С., Коврижина Т. Н. Проектная деятельность редактора интернет-СМИ: от создания концепции до коммуникационной стратегии (на примере авторского сетевого издания «сookiebooks») «Ученые заметки ТОГУ» 2015, Том 6, No 2, С. 165 – 170.
5. Беляев А. А. Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2008. — № 2. —С. 52–62.
6. Бессонов С. И. Оценка эффективности разделения труда в печатных СМИ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры.2014.№ 3 (129). URL:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/25623/1/iurp-2014-129-05.pdf (дата обращения: 15.04.2017).
7. Гатов В. Будущее журналистики. Как новые медиаизменили журналистику 2012 — 2016 URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki/ (дата обращения: 19.04.2017).
8. Данилов А. П., Данилова М. Г. Пресса Чувашии в Интернете // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pressa-chuvashii-v-internete (дата обращения: 27.02.2017).
9. Ершов Ю. М. Как вас теперь называть? о категориально-понятийном аппарате журналистики новой эры // Журналистский ежегодник. 2013. №2-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kak-vas-teper-nazyvat-o-kategorialno-ponyatiynom-apparate-zhurnalistiki-novoy-ery (дата обращения: 10.02.2017).
10. Жебит М.Э. Факторы сегментации аудитории интернет-СМИ // Вестник МГУП. 2012. №6 URL:http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-segmentatsii-auditorii-internet-smi (дата обращения: 16.03.2017).
11. Интернет_СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. М. М. Лукиной.— М.: Аспект Пресс, 2010. — 348 с.
12. Колезев Д. Если начнем заниматься политикой, сразу станем объектом давления. Экс-главред Е1.Ru Ринат Низамов — о новой работе и будущем городских порталовURL:https://www.znak.com/2016-06-16/eks_glavred_e1_ru_rinat_nizamov_o_novoy_rabote_i_buduchem_gorodskih_portalov (дата обращения 04.05.2017).
13. Колосова А. А., Шнайдер А. А. Новые СМИ как символ трансформации медиаландшафта информационного общества// Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 1. C. 20-23. URL:www.gramota.net/materials/2/2016/4-1/4.html (дата обращения: 10.02.2017).
14. Лосева Н. Аудитория новых медиа//Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной.Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С.31 – 85.
15. Материалы отраслевой медиаконференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати» URL: http://www.arpp.ru/pressr/281147-itogi-2016-goda-sostoyanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya-rynka-rossijskoj-pressy.html (дата обращения 16.04.17).
16. Мельник Г. С. Перспективы медиа в пространстве интернета // Журналистский ежегодник. 2013. №2-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-media-v-prostranstve-interneta (дата обращения: 10.02.2017).
17. Михальченко Е. Неравнодушные горожане. Кто, как, зачем и на какие деньги придумывает новые медиа в больших городах. URL: http://www.colta.ru/articles/media/12775?part=1 (дата обращения: 05.01.2017).
18. Молодов О. Б. Региональные и местные СМИ Вологодскогой области: контент-анализ // Проблемы развития территории. 2014. №2 (70) С.127-136.
19. Назайкин А. Н. Что такое рубричная реклама (classifieds). URL:http://www.nazaykin.ru/_classifieds.htm(дата обращения: 07.04.2017).
20. Нигматуллина К. Р. Городская интернет-газета - на смену городской ежедневной газете // Журналістыка ў суладдзі з жыццём, 2016. — С. 220-225.
21. Отраслевой докладФедерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российская периодическая печать Состояние, тенденции и перспективы развития» 2016 URL:http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/pechat.html (дата обращения 01.05.2017).
22. О средствах массовой информации.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I URL: https://base.garant.ru/10164247/1/#friends (дата обращения: 25.12. 2016).
23. Пак Е. М. Сетевые издания: истоки формирования и особенности функционирования // Журналистский ежегодник. 2012. №1. C. 79–82.
24. Палихова А. Экофронт – экологическая карта России URL: http://newmediaedu.ru/project/68 (дата обращения 04.05.2017).
25. Подставко Е. Н. Классификации сетевых изданий Рунета // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №6 (101). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-setevyh-izdaniy-runeta (дата обращения: 10.02.2017).
26. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Минэкономразвития. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/9dd9931d-3960-454c-a8db-ec6fc1ab4bfc/prognoz_2017_2019.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=9dd9931d-3960-454c-a8db-ec6fc1ab4bfc. (дата обращения 16.04.17).
27. Сафина, А. Р. Монетизация сайтов на примере региональных интернет-СМИ /А. Р. Сафина // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2013. № 1 (99). С. 116–122.
28. Сафина А. Р. Монетизация сайтов на примере региональных интернет-СМИ// Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2013. № 1 (99). C. 117.
29. Уланова М. А. интернет-журналистика: Практическое руководство «Аспект Пресс», 2014. – 238 стр.
30. Фролов. А. Издание Shopolog в 2015 году запустило каталог сервисов для интернет-торговли и бизнеса. URL: https://vc.ru/p/shopolog-launch (дата обращения 30.04.17).
31. Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". БрайенБатлер, Брайен Джонсон, ГрэмСидуэл и др. Ред. Осадчая И.М.. 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/12946 (дата обращения 12.04.2017).
32. Цыбикова Н. С. Типология интернет-СМИ // Евразийская парадигма России: ценности, идеи, практика: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (30.09.2015-01.10.2015, г. Улан-Удэ). - г. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2015. - С. 107-109.
33. Экгардт Л. В. Особенности региональной интернет-журналистики (на примере интернет-СМИ Тверской области) // Вестник ЧелГУ. 2010. №34 С. 137.
34. Юйфан Су. Характеристика аудитории интернет-СМИ//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. №11.2016 Издательство: Научные технологии (Москва)URL:http://www.vipstd.ru/index.php/серия-гуманитарные-науки-2016/гуманитарные-науки-2016-ноябрь/1022-hum-30(дата обращения: 16.03.2017).
35. Якорева А. В регион со своим сайтом. Журнал "Коммерсантъ Деньги" №22 от 09.06.2014. URL: http://kommersant.ru/doc/2480705 (дата обращения: 07.04.2017).
Электронные источники
36. БИЗНЕС Online. URL:https://www.business-gazeta.ru/article/9650(дата обращения: 25.04.2017).
37. Главная страница интернет-издания Znak.URL: https://www.znak.com (дата обращения: 23.04.2017).
38. Екатеринбург он-лайн. URL: http://static.ngs.ru/info/price/19102015.pdf (дата обращения 24.04.2017).
39. Издание «Republic» URL: https://republic.ru/subscribe (дата обращения: 10.04.2017).
40. Инфотейнмент. Znak.URL:https//www.znak.com/infotainment/ (дата обращения: 23.04.2017).
41. Как меняются стратегии «Алтапресс». Mediakritika.by.URL:http://mediakritika.by/article/2002/kak-menyayutsya-strategii-altapress (дата обращения 14.04.2017).
42. Какие рекламные возможности предоставляет сайт? URL: http://krsk.sibnovosti.ru/about/advertising (дата обращения: 20.04.2017).
43. Коммерческие возможности сайта. НГС. URL: http://info.ngs.ru/price/ngs54/news/#table (дата обращения: 07.04.2017).
44. Медиа-кит «БИЗНЕС Online» URL: http://img3.business-gazeta.ru/files/55/1491418052__MART_2017_light.pdf (дата обращения 26.04.2017).
45. Медиа-кит. Znak. URL:https://www.znak.com/MediaKit.pdf (дата обращения: 23.04.2017).
46. О компании. НГС. URL: http://info.ngs.ru/company/ (дата обращения: 07.04.2017).
47. О компании. E1.ru. URL: http://info.e1.ru/company/ (дата обращения 24.04.2017).
48. О проекте. Барнаул.фм. URL: http://barnaul.fm/o-proekte/ (дата обращения: 05.01.2017).О компании «Rugion». URL: http://rugion.ru/about/company/ (дата обращения: 05.01.2017).
49. О проекте. Sibnovosti.ru. URL: http://afisha.sibnovosti.ru/content/about (дата обращения: 20.04.2017).
50. Полевое исследование медиацеха: интервью с Екатериной ДербиловойURL:https://media.mail.ru/derbilova_future/ (дата обращения 30.04.17).
51. Полевое исследование медиацеха: интервью с Максимом КашулинскимURL:https://media.mail.ru/kashulinsky_future/ (дата обращения 30.04.17).
52. Полевое исследование медиацеха: интервью с Никитой Белоголовцевым URL:https://media.mail.ru/belogolovtsev_future/ (дата обращения 30.04.17).
53. Полевое исследование медиацеха: интервью с Оксаной Силантьевой URL:https://media.mail.ru/silantieva_future/ (дата обращения 30.04.17).
54. Полищук А., Тимофеев М. Все, что можно забрать, забираем. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/340299 (дата обращения 26.04.2017).
55. Презентация Sibnovosti.ru URL: http://irkutsk.sibnovosti.ru/ckeditor_assets/attachments/0029/3214/sibnovosti_presentation_oct16.pdf (дата обращения: 15.04.2017).
56. Размещение рекламы на сайте www.vl.ru. URL:http://company.farpost.ru/advertising/sites/vl (дата обращения: 07.04.2017).
57. Реклама в печатных СМИ: состояние и перспективы URL:https://adindex.ru/publication/analitics/channels/2016/08/8/135619.phtml (дата обращения 30.04.17).
58. Реклама. Newsomsk.ru. URL: http://newsomsk.ru/reklama.html (дата обращения: 07.04.2017).
59. Силантьева О. М. Выдернуть себя из рутины. Интервью с редактором сайта Аltapress.ru Олегом Копыловым. PlanetaSMI.RU. URL: http://planetasmi.ru/arkhiv/39996-vydernut-sebya-iz-rutiny-intervyu-s-redaktorom-sajta-altapress-ru-olegom-kopylovym (дата обращения 14.04.2017).
60. Сибирское агентство новостей (Sibnovosti.ru) URL:http://fed.sibnovosti.ru/dossiers/324278-sibirskoe-agentstvo-novostey-sibnovosti-ru (дата обращения: 20.04.2017).
61. ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? Пресс-выпуск № 3098 ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679. (дата обращения 16.04.17).
62. Тюменская интернет-газета «Нефть» URL: https://planeta.ru/campaigns/theneft (дата обращения 16.04.17).
63. Федеральная сеть городских медиа. О проекте. URL: http://urbanrooms.media (дата обращения: 05.01.2017)
64. Urbanroomsв вашем городе. URL: http://ufa-room.ru/urban-rums-v-vashem-gorode-63882/ (дата обращения: 07.01.2017
65. Rugion — сеть городских сайтов. URL: http://www.hearst-shkulev-media.ru/projects/site/rugion/ (дата обращения: 07.01.2017).
66. HoussemDaoud. 8 Essential Elements of a Social Media Marketing Strategy. September 28, 2016. URL: http://www.socialmediaexaminer.com/essential-elements-social-media-marketing-strategy/ (дата обращения: 10.04.2017).
67. FrédéricFilloux. Hard Comparison: Legacy Media vs. Digital Native. URL: https://mondaynote.com/hard-comparison-legacy-media-vs-digital-native-6adf558ff308 (дата обращения: 15.04.2017).
68. Denise Law. Learning when to say “no” to an idea. MediumOct 9, 2016URL: https://medium.com/severe-contest/learning-when-to-say-no-to-an-idea-a0b47f0e45b7#.f2kchagqt (дата обращения 14.04.2017)