ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «текстовая задача» в начальном курсе математики
1.2. Подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач
1.3. Развитие математической речи в начальных классах
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Особенности развития математической речи младших школьников
2.2. Формы работы младших школьников на уроках математики
2.3. Диагностика уровня сформированности умений младших школьников при решении текстовых задачи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математика занимает в образовательной структуре особое место. В отличие от других наук математика пользуется не методами наблюдения и эксперимента, а дедуктивным методом, носящим чисто умозрительный характер, и это сближает ее с гуманитарными науками. Математика с ее специфическим содержанием является средством развития теоретического мышления и тем самым обеспечивает полноту интеллектуального формирования личности обучающегося.
Многие ведущие российские ученые такие, как В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и другие, отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности: «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка» [19, 121].
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Обучение младших школьников решению задач является традицией русской методической школы. В то же время решение задач является наиболее трудной частью изучения математики для большинства обучающихся. В начальной школе задачи выполняют не только функцию самостоятельного объекта изучения, но и важного средства, с помощью которого младшие школьники осваивают математические понятия, такие как:
«задача», «условие», «вопрос», «известное», «неизвестное», «столько же», «больше (меньше) на, в», «больше (меньше) в раз » и др.
Обучающиеся с первых дней в школе встречается с задачей. Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором описана некоторая ситуация на естественном языке с требованием либо дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, либо установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами. Задачи показывают значение математики в повседневной жизни, помогают обучающимся использовать полученные знания в практической деятельности. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Поскольку процесс решения текстовой задачи зачастую может быть организован не единственным образом, то важным показателем математической обученности индивида является его умение выбрать наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Поэтому очень важно научить обучающихся в широком смысле слова работать с задачей.
Каждая конкретная учебно-математическая задача предназначена для достижения чаще всего не одной, а нескольких целей: педагогической, учебной, дидактической, а формулировки этих целей подсказывает содержание самой задачи. Справедливо считать, что любая задача, включенная в урок, должна быть обязательно решена на этом уроке, решение доведено до конца и записано соответствующим образом. В результате деятельность обучающихся на уроке зачастую однообразна, так как наполнена большим объемом механической и непродуктивной работы. Чтобы этого избежать и чтобы обучающиеся не уставали на уроке, с энтузиазмом принимались за работу, необходимо использование разнообразных форм и методов проведения урока в целом и решения текстовых задач в частности. Вариативность методов обучения математике помогает обучающимся глубже окунуться в тему, более осознанно усвоить учебный материал, научиться общаться с коллективом, развивать самостоятельность.
Курс обучения младших школьников математике по программам И.И. Аргинской, М.И Моро, В.Н. Рудницкой предполагает формирование у обучающихся ряда представлений и понятий, ознакомление обучающихся с некоторыми теоретическими фактами, формирование умений и отработка соответствующих навыков применения теоретических знаний. Кроме того, программы предполагают доступное обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Рассматриваемые в начальном курсе математики основные понятия, отношения, взаимосвязи и закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Важно научить, обучающихся самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению [16, 235].
Поиск эффективных форм работы обучающихся на уроках математики в процессе решения текстовых задач располагает совокупностью средств для достижения конкретных поставленных дидактических задач. Еще на этапе планирования уроков учитель подумывает систему методов и приемов учебно-воспитательной работы, сочетание различных форм организации деятельности обучающихся, методику применения средств обучения.
Отечественная начальная школа нацелена преимущественно на классно-урочную форму работы. Исследованиями психологов и наблюдениями учителей и методистов констатируется разделение коллектива класса по уровням успешности в обучении. Причинами такой дифференциации являются как социальные факторы, так и психические, физиологические особенности конкретных учащихся, психологические проблемы межличностных отношений школьников и т.п. В каждом конкретном случае такие причины и их сочетания индивидуальны. Поэтому для обеспечения наибольшей успешности целого класса в освоении учебного материала учителю желательно построить такой учебно-воспитательный процесс, в котором каждый ученик, независимо от его потенциала, будет вести активную познавательную деятельность.
Те обучающиеся, которые в сравнении со своими одноклассниками более мотивированы на обучение, имеют определенный интерес к учебе, обладают достаточно высокими показателями развития внимания, памяти, речи, умеют организовывать собственную учебную деятельность и т.п., воспринимают учебный материал осознанно, глубоко, без видимых затруднений. Такие обучающиеся в основном без видимых затруднений устанавливают связи между новым материалом и ранее изученным, а также
применяют полученные знания в жизни, устанавливая межпредметные связи.
Другие обучающиеся, которые испытывают затруднения в учебе, как правило, не обладают высокими показателями в развитии психических процессов, слабо мотивированы на учебную деятельность, не проявляют интереса к учебе. Усвоение материала на уроке такими школьниками поверхностно, непрочно. В обыденной жизни полученные знания, как правило, не находят применения. Вследствие этого для школьника создается некий замкнутый круг: знания нужны только для дальнейшей учебы, а учеба состоит лишь в приобретении новых знаний.
Раскрыть для всего класса значимость учения, показать взаимосвязи изучаемых вопросов и возможности приложения теории к практике уже в младшем школьном возрасте позволяет сочетание форм организации деятельности обучающихся на уроке. Чувствуя ответственность перед классом при фронтальной работе, обмениваясь опытом (передавая или перенимая его) с одноклассниками в групповой работе, выполняя посильную деятельность при индивидуальной работе, младшие школьники получают более комфортные условия для успешного усвоения знаний по программе.
В настоящее время отечественная методическая литература предлагает инновационные разработки уроков, мультимедийные презентации, тренировочные пособия по математике, предназначенные для обучения младших школьников. Однако, на наш взгляд, эти источники носят несистемный характер, как правило, сфера их применения неширока. В связи с этим необходимость обобщения передового педагогического опыта в обучении решению текстовых задач становится бесспорной.
Отсюда вытекает проблема исследования - необходимость поиска ответа на вопрос: какие формы организации деятельности обучающихся на уроках математики могут быть использованы учителем для выработки умения у обучающихся решать текстовые задачи?
Решение данной проблемы составила цель нашего исследования.
Объект исследования - методика работы с младшими школьниками на уроке математики в процессе развития математической речи в процессе решения текстовых задач.
Предметом исследования является процесс совершенствования форм работы младших школьников на уроках математики в процессе развития математической речи при решении текстовых задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Уточнить содержания понятий текстовая задача и составить классификацию задач по различным основаниям;
2) Выделить подходы к обучению младших школьников в процессе развития математической речи при решении текстовых задач;
3) Определить и обосновать формы работы обучающихся на уроках математики при решении текстовых задач;
4) Выполнить диагностику уровня сформированности
Гипотеза исследования: совершенствование форм работы младших школьников на уроке математики в процессе развития математической речи при решении текстовых задач будет эффективным, если на уроках математики систематически применять разнообразные формы работы с обучающимися при обучении решению задач, то уровень их умения решать текстовые задачи повысится.
Теоретической базой исследования явились труды известных педагогов (И.И. Аргинской, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой и др.), раскрывшие сущность понятий «урок», «формы работы на уроках математики в начальной школе», «уровень сформированности умений младших школьников», «текстовая задача», описавших общие положения методики работы над текстовыми задачами в начальной школе. Так, в книге Т.Е. Демидова и А.П. Тонких «Теория и практика решения текстовых задач» [8,
5] , наиболее полно раскрывается понятие текстовой задачи и ее структуры, приводится классификация текстовых задач, описываются методы и способы решения задач.
Особенности обучающихся младших классов, которые необходимо принимать во внимание учителю при подготовке уроков математики и при решении текстовых задач, описаны в трудах психологов (В.А.Гусева, Н.Ф. Талызина и др.).
Для данной работы были использованы различная методическая и учебно-педагогическая литература. Хотелось бы выделить работы ученых М.А. Бантовой, Н.Б. Истомина, М. И. Моро и Л.М. Фридман.
Таким образом, важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами и разработанными упражнениями.
На первом этапе осуществлялось изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в результате этого были рассмотрены основные виды и типы самостоятельной работы, их применение на разных этапах урока. Также были выявлены условия развития самостоятельности младших школьников при решении
текстовых задач.
На втором этапе проведен констатирующий этап исследования, выявлены недостатки в знаниях и умениях учащихся по исследуемой проблеме, выделена компонентная характеристика обобщенных приемов решения текстовых математических задач, изучались индивидуальные различия в деятельности младших школьников при решении текстовых математических задач.
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, осуществлялись накопление и обработка полученной информации, обоснованы конкретные методические приемы работы учителя по целенаправленному формированию у учащихся обобщенных приемов решения текстовых математических задач, подводились итоги полученных результатов исследования, формировались выводы.
Методы исследования:
Теоретические:
анализ научной, методической, периодической литературы по теме работы; Эмпирические: тестирование; анкетирование; наблюдение;
Выпускная квалификационная работа проводилась на базе МАОУ «ОК «Лицей№3» Старооскольского городского округа с учащимися 3 - го класса. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема формирования умений решать текстовые задачи учащихся является актуальной на протяжении становления и развития педагогической науки. Важная составляющая курса математики начальной школы - решение текстовых задач.
Велика роль задач в развитии мышления и в математическом воспитании обучающихся, в формировании у них умений и навыков в практических применениях математики. Решение задач хорошо служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике. Изучение роли текстовых задач в обучении и воспитании издавна занимало видное место в исследованиях и в работах многих современных методистов Н.И. Моро, В.Н. Рудницкая, Л.Н. Скаткин, П.М. Эрдниев, Н.А. Менчинская, Л.М. Фридман.
В настоящее время на территории России обучение математике в начальных классах ведется по традиционной («Школа России», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива») и развивающим (Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) системам [38].
Результаты выполненного нами исследования позволили сделать вывод о достижении в целом поставленной цели: уточнено содержание понятия текстовая задача и составлена классификация задач по различным основаниям; выделены подходы к обучению младших школьников в процессе решения текстовых задач; определены и обоснованы формы работы обучающихся на уроках математики при решении текстовых задач; осуществлена ее проверка в практической деятельности, подтверждены положения гипотезы.
Таким образом, мы изучили состояние исследуемой проблемы формирования умений решать текстовые задачи, выявили сущность формирования умений решать текстовые задачи младшими школьниками, определили критерии (познавательно-оценочный, эмоционально-мотивационный и практический), уровни сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи (высокий, достаточный, средний, низкий), изучили методику использования различных методов и приемов организации деятельности учащихся на уроках математики при решении текстовых задач, ознакомились с опытом работы учителем- методистом начальных классов, разработали, теоретически обосновали и экспериментально проверили систему заданий для диагностики уровня сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками, разработали методические рекомендации для учителей начальной школы, направленные на формирование умений решать текстовые задачи, с использованием разнообразных форм, методов и приемов работы.
По результатам теоретического и опытно-экспериментального исследования мы сформулировали методические рекомендации по эффективному формированию умений решать текстовые задачи на уроках математики в 3 классе:
На каждом уроке математики перед решением текстовых задач учитель должен создать проблемную ситуацию и атмосферу заинтересованности каждого обучающегося для выполнения учебной работы.
Учителю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности обучающихся и, исходя из этого, отбирать текстовые задачи.
На уроке математики необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход, который определяется тем, что учитель создает для ученика в процессе решения текстовых задач ситуацию успеха.
Важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о её структуре, умел решать задачи различными способами и передавал эти знания своим ученикам.
Для успешного формирования умений решать текстовые задачи необходимо использовать различные приемы, методы и формы организации на уроках.
При решении текстовых задач важно использовать демонстрационный и наглядный материал, технические средства обучения.
В ходе урока по математике необходимо применять разнообразный комплекс задач, например, в словесной форме, в виде условного ее изображения (краткой записи, таблицы, чертежа, рисунка и т.п.).
Использование коллективной работы, связанной с обсуждением высказываемых мнений, догадок, недоумений и ошибок.
Необходимо постепенное введение элементов самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности во время осознания содержания задачи, самостоятельный поиск решения и преобразования задачи.
На уроках математики необходимо включать задачи с экономическим и экологическим содержанием, при котором знакомят обучающихся с элементами природы, обсуждая проблему охраны природы.
Текстовые задачи должны соответствовать темам и разделам изучаемого курса.
Важно вести работу над решением задачи на достаточно высоком уровне сложности. Слабоуспевающий обучающихся, ориентируясь на своих более успешных в учебе одноклассников, в условиях высоких требований будет стремиться в меру своих сил овладеть программным материалом в процессе обучения.
1. Психокоррекциональная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ.сред.пед. учеб. Заведений/ И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр « Академия», 2016-160с.
2. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики .Междунар. науч.- прак. Интернет- конференция( Фроловские чтения) - Белгород, 2016.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2016.-368с.
4. Бантова, М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс»: Пособие для учителя / М.А. Бантова, Г.В., Г.В. Бельтюкова, С.В.Степанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с. - ISBN 5-09¬011234-7
5. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся школ. отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001) /Под ред. М.А. Бантовой 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 2007.-335 с.,
6. Бантова, М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика 1 класс»: Пособие для учителя / Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. - 2-е изд. - М. : Просвящение, 2014. - 63 с.
7. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе. Книга для учителя. / А.В. Белошистая.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007. - 188 с.
8. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Т.Е. Демидова, Тонких А.П. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.
9. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников : Метод пособие для учителей и родителей. / В.В. Зайцев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 104 с.: ил.
10. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. / Н.Б. Истомина. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007 - 288с., ил.
11. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. / Н.Б. Истомина. - Москва, 2006- 251с.
12. Истомина, Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 1 класс». / Н.Б. Истомина. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006 -79с.
13. Истомина, Н.Б., Нефёдова И.Б. Математика. 2 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. / Н.Б. Истомина. - Смоленск, Издательство «Ассоциация XXI век», 2012. - 176 с.
14. Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи: методические рекомендации для учителей начальных классов / Т.А. Лавриненко. - Саратов : Лицей, 2015. - 64 с.
15. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи в курсе математики начальных классов. / Г.Г. Левитас. Начальная школа 2010. - № 5 - С.126.
16. Моро, М. И. Методика обучения математике 1-3 классах./ М. И. Моро, А.М. Пышкало. -М.: Просвещение, 2007, 336 с.
17. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. / С. И Ожегов. - М.: Русский язык, 2014 - 943 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Педагогика - М., 2008. С. 97.
19. Петровский, А .В. Психология./ А. В. Петровский М. Г. Ярошевский - М.: Изд. полит, лит. 2008 - 495 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2т. / С. Л. Рубинштейн.- М. 2009, 328 с.
21. Сластёнин, В.А., Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.И.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 c.
22. Стойлова, Л.П. Математика: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Л.П.Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия» 2007. - 432 с.
23. Стойлова, Л.П. Основы начального курса математики6 Учеб. пособия для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.». / Л.П. Стойлова, А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 2007. - 320 с.: ил.
24. Фридман, Л.Д. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. / Л.Д. Фридман .- М.: Просвещение, 2013. - 160с.,
25. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учебное пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов, колледжей. / Л.М. Фридман.- М: школьная пресса, библиотека журнала «Математика в школе», 2010. - №15. - С.87.
26. Эрднеев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. / П.М. Эрднеев. - М: Педагогика, 2009.
27. Царева, С. Е. Виды работы с задачами на уроке математики. / С. Е. Царева. Начальная школа. 2009, №10, С.37-41.
28. Цветкова, М.С. Методические материалы по начальной школе. / М.С. Цветкова. Методический вестник. - 2012. № 10/2. - С. 39- 43.