ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ЗАРЯДКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 7-8 КЛАССАХ 6
1.1. Современная трактовка обучения устной речи. Цели, задачи и принципы обучения устной речи на иностранном языке 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7-8 классов 12
1.3. Роль мотивации в обучении иностранному языку 17
1.4. Роль речевой зарядки и особенности ее использования на уроках иностранного языка 20
Выводы по Главе I 27
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ЗАРЯДКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ 29
2.1. Лингводидактическая характеристика диалогической и монологической речи на английском языке 29
2.2. Возможные трудности при обучении устной речи на английском языке 32
2.3. Речевая зарядка как мотивационная основа для активизации речевого общения на уроке английского языка 35
2.4. Комплекс упражнений для развития навыков устной речи у учащихся 8 класса с использованием речевой зарядки 38
2.4.1. Комплекс упражнений с использованием фонетической речевой зарядки 40
2.4.2. Комплекс упражнений с использованием лексической речевой зарядки 46
2.4.3. Комплекс упражнений с использованием грамматической речевой зарядки 51
2.4.4 Комплексная речевая зарядка 57
Выводы по главе II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложение
Иностранный язык, наравне с родным языком, уверенно входит в жизнь людей. Эпоха научно-технического прогресса и глобализации диктует новые условия успешного существования в мировом сообществе, которое не может обойтись без владения иностранным языком, поэтому процесс его изучения начинается еще в школе.
Обучение иностранному языку предполагает, в первую очередь, формирование способности к иноязычному общению. Одной из ключевых задач, стоящих перед преподавателем средней школы, является формирование у обучающихся таких коммуникативных умений, как создание и понимание высказываний на иностранном языке в соответствии с коммуникативным намерением, речевой задачей и конкретной ситуацией общения. Развитие устной речи – конечная цель обучения иностранному языку, то, что может вызвать у учащихся подлинный интерес к данному учебному предмету в школе и желание им заниматься. Однако, важным остается вопрос, как сделать учебную деятельность максимально успешной и сохранить у учащихся интерес к познавательной деятельности и иностранному языку.
Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, возросшим интересом к процессу обучения иностранным языкам и обучению устной речи, в частности, как конечному этапу овладения системой иностранного языка; во-вторых, потребностью в нахождении тех средств и приемов, которые помогли бы создать и поддержать интерес учащихся 7-8 классов к изучению иностранного языка; в-третьих, малой изученностью проблемы использования речевой зарядки на уроке на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков.
Цель настоящего исследования - обосновать значимость речевой зарядки как основы для создания мотива и поддержания интереса к иноязычной речевой деятельности учащихся 7-8 классов, а также разработать комплекс упражнений с использованием речевой зарядки для развития навыков диалогической и монологической речи.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) раскрыть понятие «речевая зарядка» и определить особенности ее использования на уроке иностранного языка;
2) дать определение терминов «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», рассмотреть классификацию типов мотивации;
3) описать психолого-педагогические особенности учащихся средней школы;
4) дать лингводидактическую характеристику диалогической и монологической речи на английском языке;
5) определить возможные трудности при обучении устной речи;
6) разработать комплекс упражнений для развития навыков устной речи у учащихся 7-8 классов с использованием речевой зарядки.
Объект исследования – процесс развития навыков устной речи учащихся 7-8 классов с использованием игровых упражнений, в частности, речевой зарядки.
Предмет исследования – методика развития навыков устной речи учащихся 7-8 классов средней школы с использованием речевой зарядки как мотивационной основы активизации иноязычного общения на уроке английского языка.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды выдающихся педагогов-методистов К.Д. Ушинского, С.Ф. Шатилова, А. Н. Щукина, Е.Н. Солововой, О.А. Колесниковой, И.Л. Долгиной, Р.К. Миньяр-Белоручева, Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев А. А. Леонтьева, Б. В. Беляева, Г.С. Абрамовой, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лейтеса и других.
К методам исследования, использованным в настоящей работе, относятся сравнительный и комплексный методы.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в рассмотрении ряда теоретических вопросов, связанных с обучением средних школьников английскому языку с использованием речевой зарядки, в уточнении понятия речевой зарядки и выявлении ее особенностей, а также в иллюстрации места речевой зарядки на занятиях по английскому языку при развитии устной иноязычной речи школьников средней ступени обучения.
Практическая ценность работы состоит в разработке комплекса упражнений для развития навыков и умений устной речи с помощью речевой зарядки, который может найти применение в учебном процессе в общеобразовательных школах в 7-8 классах. Разработанные упражнения помогут эффективному развитию навыков и умений монологической и диалогической речи при относительно небольших затратах времени и значительном воздействии на мотивационную сферу учащихся.
Объем и структура работы. Настоящая работа, общим объемом 73 страницы, состоит из введения, двух глав и кратких выводов по ним, заключения, а также списка использованной литературы и двух приложений. Во введении определяется актуальность данного исследования, его цели и задачи, объект и предмет, а также теоретическая значимость и практическая ценность работы.
В первой главе «Теоретические основы использования речевой зарядки в обучении английскому языку в 7-8 классах» формулируются цели, задачи и принципы обучения устной речи, уточняются понятие речевой зарядки и особенности ее использования, рассматриваются психолого-педагогические особенности средних школьников, описывается роль мотивации в процессе обучения иностранному языку.
Во второй главе «Методика использования речевой зарядки для развития навыков устной речи у учащихся 7-8 классов» дается лингводидактическая характеристика диалогической и монологический речи на английском языке, перечисляются возможные трудности в обучении устной речи и пути их преодоления, а также рассматривается речевая зарядка как одна из форм игровых упражнений и как мотивационная основа для развития навыков устной речи. Также нами представлен комплекс упражнений с использованием речевой зарядки для развития навыков устной речи у учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений на базе учебника Spotlight («Английский в фокусе»).
В заключении даются общие выводы исследования, авторская оценка работы с точки зрения решения поставленных целей и задач и рекомендации по практическому использованию комплекса упражнений для развития навыков устной речи у учащихся 8 класса с использованием речевой зарядки.
Знание иностранного языка является одним из наиболее важных аспектов жизни в современном обществе, поэтому обучение иностранному языку начинается еще в начальной школе, на средней и старшей ступени происходит развитие фонетических, грамматических и лексических навыков и умений аудирования, говорения, чтения и письма. Конечной целью обучения иностранному языку в школе является способность к иноязычному общению. Тем не менее, сегодня открытым остается вопрос, как сделать учебную деятельность максимально успешной и сохранить у учащихся интерес к обучению, особенно среди учеников 7-8 классов, когда наблюдается значительное снижение мотивации к познавательной деятельности.
Нами было сделано предположение, что одним из способов создания и сохранения мотивации изучения английского языка в средней школе является использование речевой зарядки – условно-речевого тренировочного упражнения, основанного на совокупности игровых упражнений, организованного на начальном этапе занятия по иностранному языку, которое направлено на активизацию речевой деятельности учащихся, создание и поддержание интереса к ней, повторение ранее изученного материала, а также развитие навыков устной речи.
На наш взгляд, нами была достигнута основная цель исследования, а именно была обоснована значимость речевой зарядки как основы для создания мотива и поддержания интереса к иноязычной речевой деятельности учащихся 7-8 классов с точки зрения возрастной психологии и лингводидактики, а также разработан комплекс упражнений по теме «Еда и покупки» для 8 класса общеобразовательных учреждений с использованием речевой зарядки для развития навыков диалогической и монологической речи. Нами были решены основные задачи исследования, а именно мы раскрыли понятие «речевая зарядка» и определили особенности ее использования на уроке иностранного языка, дали определение терминов «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера» и классификацию типов мотивации. Также нами были описаны психолого-педагогические особенности учащихся средней школы, сделан вывод о том, что в 7-8 классе уровень мотивации достигает наиболее низкого значения и нуждается в дополнительном воздействии со стороны. Затем нами была дана краткая характеристика диалогической и монологической речи на английском языке и основные трудности, связанные с овладением данными видами устной речи.
Практическую часть работы представляет собой комплекс упражнений с использованием речевой зарядки к Модулю №2 «Еда и покупки» (Food and shopping) УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 8 класса общеобразовательных учреждений, а именно примеры использования одноцелевой (фонетической, лексической, грамматической) и комплексной речевой зарядки.
Данная работа может представлять большой интерес не только для учителей, работающих с данным учебно-методическим комплексом в средней школе, но и других педагогов и преподавателей, поскольку речевая зарядка направлена на развитие устно-речевых навыков в целом и может быть легко адаптирована под любое учебное пособие.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. – М.: Просвещение, 1988. – 127 с.
4. Английский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. – 216 с.: ил. – (Английский в фокусе).
5. Ахмедханова С.М. Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи // Молодой ученый, №7 (66). – Казань: Молодой ученый, 2014. – С. 489 – 491.
6. Безбородова М.А. Мотивация в обучении английскому языку// Молодой ученый. – Вып. 8. – Чита, 2009. С. 156-159.
7. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1965. – 229 с.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии : двенадцатый год издания / Ред. В.Н. Колбановский, Ф.А. Сохин. – 1966. – №6 ноябрь-декабрь 1966. – С. 62-77.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2009. – 512 с.
10. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985. – 160 с.
11. Казанцев А. Ю., Казанцева Г. С. Эффективность обучения говорению на английском языке в высшей школе // Вестник ТГПУ, №3 (144) – Томск, 2014. – С.105-108.
12. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – М.: Дрофа, 2008. – 431 с.
13. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст – Москва: Педагогика, 1971. – 280 с.
14. Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 2001.
15. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Изв. АПН РСФСР, вып. 7. - М.; Л., 1947, С. 3 – 40.
16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
17. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» - М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
18. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20-33.
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549798/#ixzz5CisXlT79/ – Загл. с экрана. (Дата обращения: 15.04.2018).
20. Рогова Г. В., Никитенко 3. Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «Иностранный язык» у школьников//Иностр. яз. в школе.— 1982.— № 2.
21. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 178 с.
22. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед.вузов и учителей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 с.
23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Издательство академии педагогических наук, 1948. – 740 с.
24. Шамшутдинова Р.М. Игра на уроках немецкого языка // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим.– М.: ТЕЗАУРУС, 2013. – С. 292-295.
25. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.» - М.: Просвещение, 1986. – 223 с.