АННОТАЦИЯ 4
Annotation 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ К ТВОРЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ 10
1.1 Понятие мотивации к творчеству 10
1.2 Обучение профессий искусства и конвенциональных профессий 22
1.3 Процесс обучения студентов первых и выпускных курсов вуза 37
Выводы по главе 1 49
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.1 Описание выборки исследования 52
2.2 Методы исследования 56
2.2.1 Методика диагностики личностной креативности (Е. Е. Туник) 56
2.2.2 Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» в
модификации А. А. Реана и В. А. Якунина 57
2.2.3 Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 58
2.2.4 Авторский опросник для исследования творческой мотивации
студентов профессий искусства и конвенциональных профессий 59
2.3 Процедура исследования 62
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 64
Выводы по главе 2 64
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСТВУ
У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 66
3.1 Сравнительный анализ мотивации к творчеству в процессе обучения студентов профессий искусства и конвенциональных профессий с помощью описательной статистики 66
3.2 Сравнительный анализ мотивации к творчеству в процессе обучения
студентов профессий искусства и конвенциональных профессий 83
3.3 Выявление связи мотивации к творчеству в процессе обучения студентов
профессий искусства и конвенциональных профессий 87
3.4 Выявление взаимосвязи мотивации к творчеству в процессе обучения
студентов профессий искусства и конвенциональных профессий 92
Выводы по главе 3 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 122
ПРИЛОЖЕНИЕ В 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 137
Тема выпускной квалификационной работы - «Мотивация к творчеству в процессе обучения студентов».
Актуальность данного исследования объясняется несколькими факторами. Безусловно, одним из социально значимых вопросов в системе образования является вопрос развития или формирования твopчecкoй личности. С целью гармоничного развития личности и подготовки к стремительно меняющейся жизни в условиях быстро развивающегося общества, новые образовательные стандарты ставят перед собой задачу развития творческих способностей студентов на первое место. Педагогу работая в учебном заведении часто приходиться задумываться о том как мотивировать студентов к творчеству в процессе обучения. Также и студенту бывает часто трудно мотивировать самого себя на творчество в процессе учебы. Ведь обучение забирает большое количество времени и сил.
Культура и творчество являются определяющими факторами в формировании личности. Поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только научный, но и практический смысл. В перспективе профессионального развития студентов это отражается особенно активно, поскольку творчество - это не только проявление культуры, но и самая необходимая ценность в современном обществе. Ведь благодаря своему творчеству каждый может внести свой вклад в развитие общественного бытия. Другими словами, способствовать решению проблем путем оптимального использования творческого потенциала на благо общества. Реализация творческого потенциала человека зависит от самого человека и его социального окружения (семьи, референтных групп), а также от системы общественного производства и системы образования. Она призвана способствовать развитию творческих потребностей учащихся.
В связи с чем мы и проявляем интерес к определению связи направленности обучения и творчества у студентов различных профессий. Принимая это во внимание, обозначаем цель, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования: Определение различий особенностей мотивации к творчеству в процессе обучения студентов разных профессий...
В результате проведенного нами исследования мотивация к творчеству определяется как один из важнейших компонентов в учебном процессе. В перспективе профессионального развития студентов это отражается особенно активно, поскольку творчество - это не только проявление культуры, но и самая необходимая ценность в современном обществе.
Цель была достигнута. В процессе доказательства основной гипотезы исследования мы выяснили что, склонность к риску взаимосвязана с внутренней, личной, социальной мотивацией и материально обеспеченной жизнью. Любознательность взаимосвязана с внутренней, социальной мотивацией, материально обеспеченной жизнью. Сложность взаимосвязана с внутренней мотивацией, материально обеспеченной жизнью, ответственностью, получением интеллектуального удовлетворения. Воображение взаимосвязано с получением интеллектуального удовлетворения, внешней и внутренней, социальной мотивацией.
Внутренняя мотивация взаимосвязана с непримиримостью к недостаткам в себе и других, наличием хороших и верных друзей, счастьем других. Внешняя мотивация взаимосвязана с материально обеспеченной жизнью и с одобрением родителей и окружающих в процессе обучения. Личная мотивация взаимосвязана с избеганием осуждения и наказания за плохую учёбу и с исполнительностью (ценностью связанной с дисциплиной). Социальная мотивация взаимосвязана с общественным призванием, красотой природы и искусства, непримиримостью к недостаткам в себе и других (инструментальная ценность).
Главная гипотеза исследования подтвердилась, что студенты профессий искусства более мотивированы к творчеству в процессе обучения, чем студенты конвенциональных профессий. Это не отменяет того факта, что студенты конвенциональных профессий, в том числе, остаются мотивированы к творчеству в процессе обучения...
1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск, 1994.
2. Аракелян Л.С. Развитие творческого потенциала личности студента педагогического ВУЗа в рамках прохождения практики по основам вожатской деятельности (На примере ФГБОУ ВО «ВГПУ») // Психология и педагогика творчества: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я. А. Пономарева (Белгород, 17 декабря 2020 г.) / Отв. ред. Н. И.Исаева, С. И. Маматова. - Белгород, 2021. С. 199—202.
3. Артюхова Т.Ю., Федорова Е.П. Особенности мотивации самореализации человека в творчестве у студентов художественных специальностей//Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 3. (44), С. 72-76.
4. Барыкина М.А. Формирование творчества в учебной деятельности как средство развития мотивации к будущей профессиональной деятельности//Вопросы профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. г. Волгоград. С. 10.
5. Белоновская И.Д., Аверьянова Е.В., Рахимова О.Н. Применение инновационного проектирования в образовательной деятельности бакалавра-строителя // Казанский педагогический журнал. гл. ред. Ф.Ш. Мухаметзянова, -2018. -№ 3. - С. 72-76.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - 320 с.
7. Булдык Г.М. Поэтапное применение гибридных методов обучения при формировании профессиональной культуры студентов инженерных специальностей // Непрерывная система образования «Школа-Университет». Инновации и перспективы. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Минск, 2728 октября 2022 г. БНТУ. Ред.: О. К. Гусев, Н. А. Афанасьева, С. М. Грибкова, Н. Э. Садовская, Е. В. Ярмошук, 2022. с. 79-83.
8. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М., 2002. 256 с.
9. Васильева Е.Н. Адаптация первокурсников в образовательном пространстве вуза: проблемы и решения // Вестник Тюменского государственного института культуры: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социум. Культура. Личность. Досуг», 18-19 октября 2018 г.: ч. 2/ гл. ред. И.Г. Шишкин; зам. гл. ред. И.Н. Омельченко, А. Я. Криницкий; науч. Ред. Е. М. Акулич; отв. Ред. Л. Ф. Балина. - Тюмень, 2018. - № 02 (10). -2018. -Ч. 2. - С.8-13.
10. Василюк Я.Д., Тур А.П. Особенности развития творческой личности. // Психология и педагогика творчества: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я. А. Пономарева (Белгород, 17 декабря 2020 г.) / Отв. ред. Н. И.Исаева, С. И. Маматова. - Белгород, 2021. С. 210—212.
11. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для ср. спец. учеб. заведений. - 2, перераб. и доп.- Москва, 2015.
12. Гирш В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1895.
13. Голованова Е.В. Творческая деятельность — продуктивная форма
личностно ориентированного взаимодействия учителя и учащихся [Электронный учебник]. - Режим
доступа:.й11рз://сйико1каЬе731го1.сйао.зос1п1Ь.ги/теб1а/2019/01/25/127 4339953ZVozrastnaya_psixologiya_uehebnik.pdf (дата обращения 19.03.23)
14. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/ авт.
Сост Н.Ф. Гребень. - Минск, 2007. - 496с. URL:
https:ZZmosmetod.ruZfilesZ%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE %D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE %D0%BA%D0%B8%D1%87%D0%B0.pdf (дата обращения 14.12.2022)
15. Данилина Е.К. Креативность и обучение ZZ Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - Владивосток, 2015. - №4 (31). - С. 209—214...96