Введение.
Глава первая. Становление и развертывание структуры традиционного мавзолея.
1.1 История появления мусульманских надгробных сооружений
1.2 Термины и типы погребальных сооружений
1.2.1 Куббат ас - Сулабийя в Самарре
1.2.2 Куббат ас- Сахра в Иерусалиме
1.3 Иранская и Среднеазиатская архитектурная традиция
1.3.1 Мавзолей Саманидов
Глава вторая. Архитектура мавзолеев Средней Азии (на примере Куняургенча) XII-XVI веков.
2.1 Мавзолей ил-Арслана
2.2 Мавзолей Текеша
2.3 Мавзолей Наджм ад-дина Кубра
2.4 Мавзолей Тюрабек-Ханым
Глава третья. Архитектура мавзолеев в начале XXI века.
3.1 Мечеть - мавзолей Шейха Зайда
3.2 Мечеть Туркменбаши Рухы при мавзолее Сапармурада Атаевича Ниязова
Заключение
Список использованной литературы
Интернет - источники
Глоссарий
Актуальность темы обусловлена тем, что архитектурное искусство, как часть культуры, отображает социальные, политические и экономические перемены, происходящие в мире. Таким образом, взаимодействие между европейскими странами и странами Ближнего Востока проявляется в структуре архитектурных сооружений. В процессе укрепления молодых государств и увеличения их территории, мусульмане встречались с другими культурами, что приводило к заимствованиям архитектурных черт других стран.
Новизна исследования заключается в попытке проследить развитие архитектуры мавзолеев в период со второй половины X века по начало XXI века в контексте сохранения местной локальной традиции постройки мавзолеев. Работа в целом посвящена формулированию ответа на следующий исследовательский вопрос: Как в разные эпохи мусульманские мотивы отображались в архитектурных формах мавзолеев? В работе так же рассмотрен процесс сохранения и усовершенствования старых тенденций постройки в современной архитектуре мавзолеев. Объектом исследования являются работы средневековых мусульманских зодчих, декораторов, каллиграфов, в основе которых всегда лежит продуманный и тщательно выполненный чертеж, которые демонстрируют освоение античного наследия, понимание законов геометрии и мастерское владение линейкой и циркулем. Предмет исследования - мавзолеи северных областей стран Средней Азии, Ирана и Ближнего Востока в период со второй половины X века по начало XXIДля достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить политические, социальные и экономические события, способствующие внесению изменений в архитектурные формы мавзолеев стран Средней Азии и Ближнего востока.
• Выявить тенденции и закономерности образования и формирования пространственной структуры традиционного мавзолея, его важнейшие смыслообразующие архитектурные формы.
• Проследить сохранение старых тенденций и выявить новые черты в современной мавзолейной архитектуре.
• Определить роль в создании традиционного мавзолея Средней Азии формы иранского культового здания “ чахор-так”.
• Соотнести архитектурные приемы, использованные в строительстве мавзолеев Средней Азии с приемами современных построек других культовых сооружений в пространстве мусульманской культуры.
Методология, использованная в работе, опирается на достижения современной исследовательской мысли, приведенной в трудах по теории и истории мусульманской архитектуры, интерпретацию исторических памятников, общий анализ мавзолеев. Используются также труды по теории и истории ислама.
В целом, можно сказать, что основные формы мусульманской средневековой культовой архитектуры Ближнего Востока и Средней Азии в большинстве случаев имеют в своих истоках старые, доисламские традиционные черты, без которых трудно было бы представить закономерного развития местной культовой архитектуры.
В заключение можно сказать, что ислам коренным образом изменил образ жизни, как арабских племен, так и всех тех народов, которые приняли эту религию. В результате внедрения ислама многие народы расстались со своими нравами и обычаями и приняли все новое вместе с молодой религией.
Новая религия способствовала утверждению новых культовых построек, одним из которых являлся мавзолей. В исламском мире мавзолеи почитаются как священные места и количество их намного больше, нежели каких-либо других общественных зданий.
С образованием мусульманских государств в завоеванных странах широко распространяется арабский язык и письменность, развиваются большие экономические и культурные связи, чего не наблюдалось до этого. Белее того, происходят взаимовлияния культур, которые в дальнейшем образуют единую мусульманскую культуру.
1) В результате работы выявлен ряд особенностей возникновения и развития архитектуры мавзолеев на территории Средней Азии и Ближнего Востока, начиная с X века.
2) Выявлены тенденции и закономерности образования и формирования пространственной структуры традиционного мавзолея и его важнейшие смыслообразующие архитектурные формы.
3) Определена роль влияний и взаимодействие различных культур на сложение памятников архитектуры. (Например: традиционное, иранское, четырехстолпное, купольно - сакральное здание – «чахор-так»)
4) Выявлены характерные черты местных традиций, которые использовались при декоре памятников архитектуры.
Детальное рассмотрение процесса развития важнейших архитектурных форм мавзолеев:
-от простой архитектурной постройки к более сложной в плане конструкции и орнаментальное декорирование её поверхности; декор сооружений является не только элементом украшательства, но несет и функциональную нагрузку, все его части как бы дополняют друг друга. Мусульманский художник или зодчий ничего не делает ради чистого украшательства, он стремится решить поставленную перед ним задачу, и делает это красиво, со вкусом. Зодчий или художник руководствуется в своем творчестве как желанием использовать элементы украшения (декора), чтобы сделать здание красивым, так и намерением придать ему достойный облик и соблюсти пропорциональность и соразмерность форм, то есть воспроизвести то, что мы наблюдаем в природе.
1. Бородина И.Ф. Архитектура Средней Азии конца XIV-XV в. // ВИА. Т. VIII.
2. Бренд Б. Искусство ислама. // Архитектура в Иране и странах Средней Азии. Москва: «Изд-во Фаир», 2008.
3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII веков. -М.: Искусство, 1974.
4. Воронина В.Л. Архитектура арабских стран // ВИА. Т. VIII. - С. 15-109.
5. Воронина B.JI. Архитектура средневекового Ирана // ВИА. Т. VIII.-С. 144-182.
6. Шукуров Ш.М. Образ храма М.:Прогресс-Традиция, 2002. - 496 с.
7. Очерки истории распространения исламской цивилизации.// Первые мавзолеи. Изд-во РОССПЭН. 2002.
8. Пугаченкова Г. А. Пути развития архитектуры южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. Изд-во Академии наук СССР, Москва, 1958.
9. Пугаченкова Г. А. Искусство Туркменистана. Изд-во: «Искусство», Москва, 1967.
10. Стародуб- Еникеева Т. Сокровища исламской архитектуры. Москва: Белый дом, 2004.
11. Стародуб Т. Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры. [Текст]: дис. д-ра искусствоведения: Москва, 2006
12. Сухоруков С. А. Архитектура стран ислама. Традиции и новации. Санкт- Петербург: Алетейя, 2014.
13. Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча. Л., 1930
14. Köneürgenç- binagar ussalaryň şäheri. Üsti yetirlen ikinji neşir.-A.: Изд-во Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011
15. Richard Ettinghausen and Oleg Grabar. The Art and Architecture of Islam.Yale University press.
16. Turkmenistanyng ilkinji Prezidentining Gypjakdaky Ruhy metjidi. Изд-во:Türkmen döwlet neşirýat gullugy,Ashgabat, 2007