Введение 3
Глава 1. Историко-религиозный анализ генезиса внешней политики Ирана в ХХ веке 9
§1. Краткий анализ истории Ирана в ХХ веке 9
§2. Влияние шиитского ислама на внешнюю политику 28
Глава 2. Реализация внешней политики Ирана в ХХ веке 44
§1. Поиски «собственного пути» во внешней политике Персии при династии
Каджаров 44
§2. Германофильство и вестернизация Ирана: векторы внешней политики династии Пехлеви 53
§3. Смена политического курса и поиск новых путей развития 68
Заключение 81
Список литературы 84
Актуальность темы исследования. Иран (до 1935 - Персия) является одной из древнейших держав современного мира. Его государственность зародилась в середине шестого столетия до нашей эры. Сформировавшись как доминантная империя Передней Азии при Кире Великом (559-530 гг. до н.э.), Персия (Иран) превратилась в государство с республиканской формой правления лишь в последней четверти ХХ века.
В ХХ веке была принята первая в стране конституция, которая изменила распределение полномочий и власти в правительстве. Выделение Меджлиса, как полноценного органа государственной власти, отдалил шаха от принятия законов и их разработки. Полномочия шаха стали более церемониальными, но оставался фактор личности, который сыграл свою роль при династии Пехлеви (1925-1979). В начале ХХ века политическая власть Персии (Ирана) принимала современные черты, появлялись оформленные органы власти, произошел переход к разделению ветвей власти. После формирования Меджлиса и завершения Конституционной революции (1905-1911) стали появляться различные министерства, хотя часть из них, например Министерство иностранных дел (основано в 1821 году) были основаны в XIX веке.
Официальные решения во внешней политике принимались шахом, но ряд официальных запросов и законов должен был быть утвержден Меджлисом. К таковым отно сятся иностранные займы, которые шахи не раз запрашивали у европейских государств. Шах также определял направление внешней политики и в этом большую роль играла личность правителя. Династия Каджаров (1795-1925) были ориентированы а сотрудничество с Великобританией и Россией, Пехлеви ориентировались на США и Германию в то время как отношения с Россией были прохладными. После Исламской революции дипломатические отношения со странами Запада стали напряженными. Экономические отношения были ослаблены в связи с санкциями. В
современном Иране духовный лидер государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, однако именно президент является представителем государства на переговорах в других странах
Попытки монархов династии Пехлеви (1925-1979 гг.) радикальным, во многом революционным образом уменьшить влияние исламской религии на внутреннюю и внешнюю политику Ирана, привить населению культурные ценности «западного образца» привели к обратным результатам. Беднейшими и средними слоями населения Ирана политика создания светского демократического государства была отвергнута, что привело к исламской революции и провозглашению в 1979 году Исламской Республики Иран. При всех внешних атрибутах демократического государства и Президента в качестве главы государства, фактически единоличная власть в ИРИ принадлежит рахбару - духовному лидеру государства.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что в рамках проводимого комплексного исследования внешней политики Иранского государства впервые исследован комплекс причин, оказывающих влияние на внешнеполитическую деятельность Ирана при представителях династий Каджаров (1795-1925 гг.) и Пехлеви (1925-1979 гг.), а также после победы исламской революции.
В Советском Союзе существовала высочайшего качества и глубины проводимых исследований научная школа иранистики. Долгие годы (с 1980-х) ИРИ успешно сопротивляется введенным против него международным политическим и экономическим санкциям. В связи с чрезвычайно большим объемом санкционного прессинга, введенного против России США и их союзниками, тема изучения внешней политики Ирана в ХХ веке нам представляется чрезвычайно актуальной.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта магистерской диссертации нами рассматривается деятельность органов государственной власти и мусульманского высшего духовенства по формированию и трансформации внешней политики Ирана в ХХ веке. Предметом выпускного квалификационного исследования выступают решения, предпринятые органами 4
власти Ирана, оказавшие решающее воздействие на внешнюю политику монархического и религиозно-республиканского Ирана.
Хронологические рамки исследования определяются заявленным в теме исследования временным отрезком - ХХ век, и, соответственно охватывают период с 1901 по 2000 годы...
Исходя из поставленных нами целей и задач делается вывод, что история Ирана в течение ХХ века была переменчива и принесла множественные изменения в жизнь государства и общества. Целями внешней политики Ирана в течение века было освобождение от влияния иностранных государств, преодоление экономического отставания от развитых государств Запада и поиск своего места в международной политике. Опора во внешней политике у Ирана шла на поиск своего пути, ресурсную базу и регалию.
Конец правления династии Каджаров показал, что в Иране были глубокие социальные проблемы. Внешняя политика того времени определялась не самим Ираном, но Великобританией и Россией, которые боролись между собой за влияние на Иран. Данная ситуация вынуждала Иран проводить политику баланса интересов и искать третью державу, которой хватало бы мощи для уменьшения влияния Россий и Великобритании. В первой четверти ХХ века Персия не имела развитых дипломатических связей со странами мира. Страна постепенно устанавливала дипломатические отношения со странами мира. Отношения строились со странами Южной Америки (с Аргентиной с 1902 года, с Бразилией с 1903 года), однако Персия не могла установить отношения с рядом стран Восточной Азии и с большей частью стран Африки в связи с действовавшей в те годы мандатной системой. Иран установил отношения с арабскими странами преимущественно во времена династии Пехлеви. На русско-иранские отношения повлияли события 1917 года в России.
В начале ХХ века Персия находилась под влиянием Ро ссии и Великобритании, после Второй мировой войны на первый план вышло влияние США. Засилие иностранного влияния и попытки влияния на политику государства вылились в масштабные волнения. Смена монархического режима на демократический позволила стране формировать свой собственный путь на мировой политической арене, хотя и привела к напряженности в регионе. Противоречивость политики последних шахов привела с одной стороны к многочисленным изменениям в обществе, а с другой стороны обеднение 81
населения позволило религиозным лидерам распространить свое влияние после светских реформ официальной власти. Исламская Республика оказалась совершенно иным политическим игроком, нежели монархический Иран. Разорвав связи с предыдущими союзниками, Иран постепенно смог установить устойчивые связи с окружающими странами, проводя собственную политику и стремясь сохранить независимость от ино странного влияния.
Внешняя политика династии Пехлеви была ориентирована на Запад, преимущественно на США. Иран закупал у США вооружение, военную технику, получал финансовую помощь для строительства промышленных объектов, развивал при помощи французских и американских специалистов ядерную программу. Иран имел развитые экономические отношения со странами Европы и США, напряженные и позднее прохладные отношения с США, началось налаживание отношений со странами Восточной Азии. На Ближнем Востоке Иран сотрудничал с Израилем и странами Персидского залива.
Внешняя политика Исламской Республики Иран сильно отличалась от политики Пехлеви. В результате Исламской революции и смены политического режима были разорваны дипломатические отношения с рядом стран Европы и с США, хотя экономические отношения были сохранены. Санкционный режим внес изменения в цепочку по ставок импортных товаров, что вынудило Иран переориентироваться на восточные страны, которые готовы были закупать товары Ирана в обход санкций. Иран продолжил свое членство в ряде организаций, таких как ООН, ОПЕК, хотя Иран и испытывал проблемы с МАГАТЭ. Внешнеполитические отношение с Великобританией пережили кризис в 80-90х годах, но были восстановлены при последних президентах Ирана. Отношения сохраняют скорее экономический характер, в связи с влиянием политики США на политику Европы. Иначе можно описать динамику отношений с Россией. Со стороны России были предприняты шаги по улучшению отношений, были завершены или начаты проекты по строительству атомных электро станций в Иране. В настоящее время Россия выступала посредником при переговорах между Ираном и странами Запада по ядерной проблеме.....
1- £jl> j^oI OjIjj «jLJL^ ^jlj/ «1ГГ* JL^ j3 uIjjI ^>jL> .bJjj I Ravabete harejie Iran dar sale 1350, gozarese salianee amure harej (Внешняя политика Ирана в 1350 (по солнечной хиджре) [1971/1972]). -426 с.
2- £jL> j^joI OjIjj ojLJL^ ^jlj^ «ITf? JL^ j3 oIjjI ^>jL> HJjj I Ravabete harejie Iran dar sale 1346, gozarese salianee amure harej (Внешняя политика Ирана в 1346 (по солнечной хиджре) [1968/1969]). -190 с.
3. £jl> j^oI OjIjj ojLJL^ ^jlj^ <1ГОГ JL^ j3 oIjjI ^>jL> HJjj I Ravabete harejie Iran dar sale 1353, gozarese salianee amure harej (Внешняя политика Ирана в 1353 (по солнечной хиджре) [1974/1975]). -324 с.
Источники на английском языке:
4. A.M.A.E.F Perse, 1918-1929, Serie E, Vol. XXIV, F. 139, Teheran; Ali Gholi Mochaverol Mamalek; 16 Safar 1337, Le 24 Novembre 1918. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/the-ministry-and-its-network/the-diplomatic- archives/documents-from-the-diplomatic-archives/article/diplomatic-archives- the-peace-conference-paris-18-01-1919 (дата обращения: 23.01.2022)
5. Carla E. Humud, Kenneth Katzman, Jim Zanotti. Iran and Israel: Tension Over Syria// Электронный ресурс. URL: https://crsreports.congress.gov/ product/pdf/IF/IF10858 (дата обращения: 4. 12. 2021).
6. Cathleen D. Cimino-Isaacs, Kenneth Katzman. Doing Business with Iran: EU-Iran Trade and Investment Relations// Электронный ресурс. URL: https:// crsreports.congress.gov/product/pdf/IN/IN10809 (дата обращения: 28. 11. 2021).
7. Harry S. Truman, Memoirs, Vol. 1: Years of Decision. Doubleday, 1955. 596 р.
8. K. Alan Kronstadt, Kenneth Katzman. India-Iran Relations and U.S. Interests// Электронный ресурс. URL: https://crsreports.congress.gov/product/ pdf/RS/RS22486 (дата обращения: 2. 12. 2021).
9. Kenneth Katzman, Kathleen J. McInnis, Clayton Thomas. U.S.-Iran Conflict and Implications for U.S. Policy // Электронный ресурс. URL: https:// crsreports.congress.gOv/product/pdf/R/R45795 (дата обращения 25. 11. 2021).
10. Michael Ratner. Iran’s Threats, the Strait of Hormuz, and Oil Markets: In Brief // Электронный ресурс. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/ R/R45281 (дата обращения: 26. 11. 2021).
11. Papers Relating to the Foreign Relation of the United States 1919. The Paris Conference. Department of State Publication. № 1815. Vol. I. 369 р.
12. United Nations Security Council Resolution 3. Электронный ресурс URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/036/66/ PDF/NR003666.pdf?OpenElement (дата обращения 13.02.2022)
13. Winston S. Churchill. The Grand Alliance (The Second World War). Houghton Mifflin, 1986. 937 р.
Научная литература на русском языке:
14. Абалян А. И. Ирано-иракский вооруженный конфликт 1980-1988 гг. и его влияние на систему международных отношений на Ближнем Востоке // Вестник СПбГУ. Политология. Международные отношения. 2015. Сер. 6. Вып. 2. С. 52-61.
15. Абалян А. И. Причины и предпосылки ирано-иракского вооружённого конфликта 1980-1988 годов // Вестник СПбГУ. Политология. Международные отношения. 2014. №2....76