Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Мужские католические ордена и конгрегации.. 10
Глава 2. Женские католические конгрегации 25
2.1 Организации, учрежденные за рубежом 25
2.2 Организации, основанные в Китае 37
Глава 3. Благотворительная и культурная деятельность иезуитской миссии Сюйцзяхуэй .. 41
Заключение 67
Список использованной литературы. 69
Приложения
Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена анализу деятельности католических миссий в Китае в период со второй половины XIX века по начало XX века, а в особенности рассмотрению благотворительного аспекта их деятельности.
Католичество — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, по примерным подсчётам объединяющее более чем 1,25 миллиардов членов. Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н.э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации.
Одной из форм деятельности христианской церкви и католической церкви как её составного элемента традиционно была миссионерская деятельность, имеющая целью обращение в христианство неверующих или представителей иных религий.
Начало миссионерской деятельности католической церкви в Китае относят к XVI веку, когда в Поднебесную империю направлялись такие известные фигуры как Франциск Ксаверий и Маттео Риччи . Этот период можно назвать плодотворным, однако после смерти Маттео Риччи в 1610 году миссионеры пережили первую волну гонений.
Заметную роль в истории Китая католические миссии начали играть в период со второй половины XIX века по начало XX века — время довольно значительных перемен в судьбе и укладе страны. Поворотным моментом и для истории Китая, и для истории миссионерства в Китае стали опиумные войны. Как пишет В.Г. Дацышен: «С них (опиумных войн — К.Л.) начался новый период, когда Китай имел ограниченный суверенитет, был как в экономическом, так и политическом отношениях полуколонией стран Запада. Соответственно, христианство, как господствующая в Европе и Америке религия, получило свободу, а христиане приобрели определенные преимущества в Китае. Все это способствовало активному распространению христианских конфессий на территории Цинской империи ».
Впоследствии католические миссии в Китае переживали разные периоды в своём развитии: как благоприятные, так и не столь благоприятные, однако несомненным является то, что именно в период со второй половины XIX века по начало XX века им удалось укорениться в Китае, что позволило продолжить свою деятельность и по сей день, несмотря на все катаклизмы китайской истории XX века. Ныне католицизм (кит. Тяньчжуцзяо 天主教) на законодательном уровне включен в число официальных пяти религий в Китайской Народной Республике.
Деятельность католических миссионеров в Китае играла большую роль, однако до недавнего времени отсутствовал исчерпывающий её анализ. Кроме того, до недавнего времени этой деятельности давались полярные оценки: исключительно положительные западными историками и преимущественно негативные китайскими историками, однако активность и работа католических миссий была многогранной.
Проблема деятельности миссионерских католических организаций в Китае важна, но вместе с тем не изучена со всех сторон. Деятельность миссий развивалась по самым разным направлениям: помимо обращения в веру миссионеры занимались наукой, изучали культуру Китая и выступали проводниками западной культуры в Поднебесной, также они решали внешнеполитические задачи и выполняли указания и пожелания Ватикана. Функции, выполняемые католическими миссиями и миссионерами, были сложны и многообразны. Однако в выпускной работе особый акцент будет сделан на благотворительной деятельности католических миссий, поскольку о доскональной изученности этого аспекта деятельности говорить не приходится. Кроме того, стоит отметить, что изучению деятельности миссионеров на ниве благотворительности в современном Китае придаётся большое значение, не в последнюю очередь в силу желания Китая продемонстрировать и подчеркнуть свою открытость. Выделение одного, не столь изученного, но при этом важного аспекта миссионерской деятельности, а именно благотворительного аспекта, обуславливает актуальность выбранной темы.
Базой, послужившей для раскрытия темы, являются работы как западных, так и китайских ученых. Особую помощь при написании работы оказал справочник под авторством Рольфа Герхарда Тидемана по истории христианских миссионерских сообществ с XVI по ХХ века. Этот труд является беспрецедентной попыткой обобщить все имеющиеся сведения о деятельности миссионерских организаций в Китае. Учитывая специфику их деятельности, большое количество информации Р.Г. Тидеману приходилось собирать в архивах миссий, что обуславливает уникальность собранных им данных и большое количество ссылок на этот труд в Выпускной квалификационной работе.
Важнейшим историческим источником, оказавшим помощь при написании выпускной работы, является работа одного из святых отцов миссии Жозефа да ла Сервьер, посвященная истории иезуитских предприятий в регионе Цзяннань. К сожалению, оригинал источника выполнен на французском языке, поэтому при написании работы автор пользовался переводом этого источника на китайский язык, выполненным Сильвией Чжан, и доступным на сайте https://www.academia.edu/
Общую информацию по истории деятельности католических миссий и Ордена Иезуитов в Китае автор почерпнула в трудах российских историков-китаистов: Владимира Григорьевича Дацышена «Христианство в Китае: история и современность», Динары Викторовны Дубровской «Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и др., 1552-1775 гг.» и Александра Владимировича Ломанова «Христианство и китайская культура».
Особое место в работе занимает третья глава, где подробно рассказывается об одной, пожалуй, самых изученных на сегодняшний день миссий Католической церкви в Китае — миссии Сюйзяхуэй 徐家汇 в регионе Цзяннань. Наиболее детально история этой миссии излагается в трудах, написанных китайскими историками. При написании выпускной работы автор чаще всего обращался к следующим работам: книга Сун Хаоцзе «Воспоминания о Тушаньвань» и книга историков Чжан Вэя и Чжан Сяои «Тушаньвань: поиски исчезающей культуры».
При написании выпускной работы был также использован фундаментальный труд по истории Китая, такой как «The Cambridge history of China / Vol. 10-11, Late Ch'ing, 1800-1911» под редакцией Джона Кинга Фэрбэнка и Лю Гуанцзина и знаковая работа американского историка Кеннета Скотта Латоретта «История христианских миссий в Китае».
При уточнении некоторых вопросов автору представлялось необходимым пользоваться периодической прессой XIX века. Также автором широко привлекались ресурсы сети Интернет, а в особенности официальные интернет-сайты различных католических институтов.
Собранные и изученные автором материалы позволяют раскрыть заявленную тему в рамках поставленной цели.
Основная цель данной работы — попытаться составить как можно более полную картину деятельности католических миссий в Китае в период с середины XIX века по начало XX века, делая особый упор на благотворительном направлении деятельности миссий.
Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Составить сводное описание деятельности католических миссий в Китае в необходимый период времени, делая акцент на благотворительной стороне их деятельности;
2. Составить карту присутствия католических миссий и организаций в Китае.
Объектом исследования является история миссионерского движения в Китае во второй половине XIX века.
Предметом данной работы является деятельность католических миссий в Китае после Опиумных Войн и до Синьхайской революции, преимущественно благотворительный аспект их деятельности.
Хронологические рамки работы: середина XIX – начало ХХ века. Начало исследуемого периода отмечается заключением неравноправных договоров, конец периода знаменуется падением династии Цин и стартом нового периода развития религиозных предприятий миссионеров, уже в новых исторических реалиях.
В процессе исследования при решении поставленных задач главным образом использовался ретроспективный метод исследования, также нашёл применение историко-системный метод.
Данная работа включает в себя введение, три главы (при этом вторая глава подразделяется на два отдела), заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и ставятся конкретные задачи, определен предмет исследования, представлен историографический обзор.
В первой главе «Мужские католические организации» ведется подробный рассказ о мужских католических объединениях, их истории и взаимодействии.
Вторая глава «Женские католические организации» структурно подразделяется на два раздела : «Организации, учрежденные за рубежом» и « Организации, основанные в Китае». В обоих разделах проводится исследование способов и методов деятельности организаций, особый акцент делается на истории организаций.
Во третьей главе «Благотворительная и культурная деятельность иезуитской миссии Сюйцзяхуэй» даётся тщательный анализ деятельности (в первую очередь благотворительной) одной из самых влиятельных в истории Китая католических миссий. Деятельность этой религиозной организации служит иллюстративным примером благотворительной деятельности католических миссий в Китае.
Стоит пояснить, что разделение католических организаций на мужские и женские не является случайным: согласно правилам католической церкви женщины не допускаются в клир, что позволяет говорить о фундаментальных различиях женских и мужских конгрегаций.
В заключении автор подводит итоги проделанной работы и формулирует основные выводы.
Работа не претендует на полноту, в ней лишь делается попытка обобщить, систематизировать и впервые представить на русском языке некоторые данные о деятельности католических миссий в Китае в период после заключения неравноправных мирных договоров. Однако стоит заметить, что не все аспекты данной темы (например, история миссии Сюйцзяхуэй) ранее изучались отечественными исследователями, что обуславливает новизну данной работы.
Середина XIX века стала историческим рубежом, крупной вехой в истории Китая, периодом, начиная с которого различные католические институты хлынули в Поднебесную империю и больше не покинули её пределы, став неотъемлемой частью религиозной и культурной картины Китая.
Не все предыдущие и последующие периоды истории католичества в Китае были так же насыщенны, но совершенно очевиден небывалый размах проникновения в Китай католических конгрегаций конкретно в этот период: с середины XIX века по середину XX века к деятельности в стране приступили не менее 12 мужских католических конгрегаций или орденов и не менее 18 женских конгрегаций (как пришедших из Европы, так и основанных собственно в Китае). Таким образом, в общей сложности вести работу в Китае стали не менее 30 католических институтов. Помимо благотворительной деятельности эти институты занимались и обращением в христианскую веру, и весьма небезуспешно, даже невзирая на устойчивость китайского традиционного уклада и традиционных верований. В 1812 году, до начала массового проникновения в Китай католических миссий и миссионеров, число католиков в Китае составляло 215 тысяч человек . К началу ХХ века эта цифра выросла почти в 5 раз, число китайских католиков стало составлять 741 тысячу человек . Это вне всякого сомнения свидетельствует об успешной и плодотворной работе миссий.
Проанализировав данные об активности и распространении католических миссий, собранные в рамках подготовки выпускной работы и обратившись к подготовленной карте (см. прил. А), можно также сделать следующие выводы:
1. Деятельность миссионеров и миссионерок-католиков преимущественно велась в восточных и прибрежных регионах Китая, однако миссии существовали и в удалённых районах провинции Сычуань и Гуанси-Чжуанского автономного района.
2. Крупнейшими центрами миссионерской деятельности католиков были Цзинань, Тайюань, Гуанчжоу, Гонконг и Сичан 西昌. Тем не менее, одним из наиболее влиятельных центров был Шанхай. Абсолютное количество действующих в городе организаций было невелико, но соперничать с активностью миссии Сюйцзяхуэй было весьма непросто.
Оценка деятельности католических миссий в Китае может быть дана самая разнообразная: от исключительно положительной до преимущественно отрицательной, однако работа миссий на ниве благотворительности удостаивалась положительных оценок всегда, в том числе и самими китайцами. Пример благотворительной деятельности иезуитской миссии Сюйцзяхуэй это только подтверждает.
Впервые в таком массовом порядке попав в Китай в середине XIX века, католическим миссиям удалось задержаться в стране надолго и стать важной частью в жизни Китая. Однако подводя итог, стоит всё же отметить, что даже претерпев столь мощное культурное взаимодействие (которое даже можно оценить как культурную экспансию Запада), собственно китайская цивилизация не пропала и продолжает существовать и по сей день. Итоговый результат взаимодействия двух культур оказался для Китая благоприятным.
1. Ши Шивэй. Тушаньвань гуэрюань лиши юй сяньчжуан (史式微. 土山湾孤儿院历史与现状). – Перевод на китайский язык сочинения французского миссионера-иезуита Жозефа да ла Сервьер «Сиротский приют Тушаньвань: история и современное состояние». (Joseph de la Servière. L'orphelinat de T'ou-Sè-Wè, 1864-1914: son histoire, son état présent). Шанхай, 1914 год. Доступно по электронному адресу: https://www.academia.edu/6527299/%E5%9C%9F%E5%B1%B1%E6%B9%BE%E5%AD%A4%E5%84%BF%E9%99%A2%E5%8E%86%E5%8F%B2%E4%B8%8E%E7%8E%B0%E7%8A%B6. (дата обращения: 09.04.2015)
Статьи и монографии на русском языке:
2. Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. - М., 2007.
3. Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и др., 1552-1775 гг. – М., 2001.
4. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М.: Восточная литература, 2002.
На английском языке:
5. Brokaw, Cynthia Joanne; Reed, Christopher A. From woodblocks to the Internet : Chinese publishing and print culture in transition, circa 1800 to 2008, Leiden ; Boston : Brill, 2010
6. D'Elia, Paschal M., S.J., The Catholic Missions in China. Shanghai, 1941
7. Fay, Peter W. The French Catholic Mission in China during the Opium War. Modern Asian Studies Vol. 4, No. 2 (1970), pp. 115-128
8. King, Gail.The Xujiahui (Zikawei) Library of Shanghai/ Libraries & Culture, Vol. 32, No. 4 (Fall, 1997), University of Texas Press, pp. 456-469
9. Latourette, Kenneth Scott. A History of Christian Missions in China (Taipei, 1970; reprint of 1929 edition)
10. Mungello, David E. Drowning Girls in China: Female Infanticide in China since 1650. Maryland, 2008
11. The Cambridge history of China / Vol. 10-11, Late Ch'ing, 1800-1911 / ed. by John Fairbank and Kwang-Ching Liu.Cambridge ; New York, 1978-1980he Cambridge history of China / Vol. 10-11, Late Ch'ing, 1800-1911 / ed. by John Fairbank and Kwang-Ching Liu.Cambridge ; New York, 1978-1980
12. Tiedemann, Rolf Gerhard. Reference guide to Christian missionary societies in China: from the sixteenth to the twentieth century. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, Inc., 2007
На китайском языке:
13. Сун Хаоцзе. Тушаньвань цзии. (宋浩杰. 土山湾记忆. – 学林出版社. 上海, 2010). – Воспоминания о Тушаньвань. – Сюэлинь чубаньшэ. Шанхай, 2010.
14. Чжан Вэй, Чжан Сяои. Яован Тушаньвань: чжуйсюнь сяошидэ вэньмо. (张伟, 张晓依. 遥望土山湾——追寻消逝的文脉. – 同济大学出版社. 上海, 2012). – Тушаньвань: поиски исчезающей культуры. – Тунцзидасюэ чубаньшэ. Шанхай, 2012.
Интернет-источники:
15. Agenzia Fides. Информационная служба миссий Святого Престола // Сайт организации. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.fides.org/(дата обращения: 24.05.2016)
16. Moreau, Theresa. They died in China. Газета «The Remnant» от 15.09.2010 // – [Электронный ресурс] – URL: http://docslide.us/documents/they-died-in-china-part-1.html (дата обращения: 16.04.2016)
17. Papers Past, онлайн-проект по оцифровке периодических изданий (1839-1948) Национальной библиотеки Новой Зеландии // – [Электронный ресурс] – URL: http://paperspast.natlib.govt.nz (дата обращения: 12.04.2016)
18. Вести из Пампанг (Филиппины). Этнографический блог. // – [Электронный ресурс] – URL: http://viewsfromthepampang.blogspot.ru/2010/06/198-sisters-act.html (дата обращения: 15.05.2016)
19. Газета «National Catholic Reporter» // – [Электронный ресурс] – URL: http://ncronline.org (дата обращения: 22.05.2016)
20. Газета «The Catholic World Report» // – [Электронный ресурс] – URL: http://www.catholicworldreport.com/ (дата обращения: 15.05.2016)
21. Дочери Милосердия святой Магдалены из Каноссы (Гонконг) // Сайт организации. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.canossianfdcc.hk (дата обращения: 03.05.2016)
22. Женская монашеская конгрегация «Сёстры-помощницы душ в чистилище» (Великобритания) // Сайт организации. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.societyofhelpersgb.org (дата обращения: 10.05.2016)
23. Интернет-ресурс Доубань // – [Электронный ресурс] – URL: http://www.douban.com (дата обращения: 20.08.2015)
24. История миссионерского движения в Китае: цифровой архив // – [Электронный ресурс] – URL: https://chinamissionhistory.org/ (дата обращения: 13.05.2016)
25. История ордена иезуитов. Интернет-проект «Дилетант» // – [Электронный ресурс] – URL: http://diletant.ru/articles/24365112/ (дата обращения: 12.04.2015)
26. Мировая цифровая библиотека // – [Электронный ресурс] – URL: https://www.wdl.org/ru/ (дата обращения: 29.04.2016)
27. Миссии Святого Престола // Сайт организации. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.missionsocieties.ca (дата обращения: 24.04.2015)
28. Музей приюта Тушаньвань // Сайт организации. – [Электронный ресурс] – URL: http://tsw.xuhui.gov.cn/ (дата обращения: 24.08.2015)
29. Орден меньших братьев // Сайт организации. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.ofm.org (дата обращения: 15.05.2016)
30. Свободная интернет-энциклопедия «Википедия» // – [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 09.04.2016)
31. Сёстры милосердия святого Поля Шартрского (Гонконг) // Сайт организации. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.srspc.org.hk (дата обращения: 07.05.2016)