Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационное противостояние СССР и США в начальный период холодной войны (1946-1949) на материалах газет «Правда», The Washington Post и The New York Times

Работа №141321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Холодная война как война информационная 9
1.1. Причины и предпосылки холодной войны 9
1.2. Роль журналистики в информационном противостоянии начального периода холодной войны 16
1.3. Основные методы и приемы ведения информационной войны в начальный период холодной войны 20
Глава 2. Начальный период холодной войны в отражении советской и американской прессы 26
2.1. Фултонская речь в отражении газет «Правда», The New York Times и The Washington Post 27
2.2. Берлинский кризис в отражении газет «Правда», The New York Times и The Washington Post 39
2.3. Образование НАТО в отражении газет «Правда», The New York Times и The Washington Post 53
Заключение 60
Литература 66
Приложение 72


Напряженность в отношениях России и Запада остается одним из главных страхов россиян на протяжении последних нескольких лет. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), к марту 2016 г. 63% россиян верят в возможность скорых вооруженных конфликтов между странами . О том, что речь идет именно о боязни конфликта между Россией и западными странами свидетельствуют данные опросов Фонда общественного мнения (ФОМ). Согласно данным за февраль 2016 г. 63% респондентов считают, что отношения между Россией и США можно охарактеризовать как плохие. О негативной роли США в современном мире заявили 78% опрошенных .
Российский институт стратегических исследований (РИСИ), учрежденный президентом России, совместно с международным информационным агентством «Россия Сегодня» провел исследование зарубежных СМИ в 2015 г. на предмет формирования ими общественного мнения по отношению к внешней и внутренней политике Российской Федерации. Согласно данным РИСИ, в пятерку наиболее недружелюбных к России входят СМИ Чехии, Польши, Германии, Украины и США. Наиболее агрессивную информационную политику проводит немецкая газета Francfurter Allgemeine, на втором месте — французская Le Figaro, на третьем — The Wall Street Jornal (США) . Отдельно следует отметить, что в пятнадцать самых агрессивных изданий входит всего одно американское (уже упомянутое выше), хотя именно Соединенные Штаты выглядят в глазах россиян их главными соперниками на международной арене.
В конце марта 2016 г. пресс-секретарь президента России Д. Песков выступил с заявлением о том, что Россия в данный момент находится в состоянии информационной войны с англосаксонскими странами .
Данная ситуация актуализирует исследования начального периода холодной войны, особенно ее информационной составляющей.
Термин «холодная война» имеет социологическую, политологическую, историческую и военную дефиниции, каждая из которых подчеркивает значимость информационного аспекта данного явления.
Так, например, с точки зрения исторической науки, холодная война — «термин, вошедший в практику международных отношений второй половины XX в. Означал политическую, военную, экономическую (эмбарго) и идеологическую биполярную конфронтацию двух социально-политических систем, балансирование на грани войны» .
Наиболее полное определение холодной войны представлено в «Энциклопедии РВСН»: «отношения между государствами, принадлежавшими к различным социально-экономическим системам, прежде всего между США и СССР, в период с середины 40-х до начала 90-х гг. 20 века. Для “X.в.” были характерны: военно-политическая конфронтация, гонка вооружений и рост военных расходов, милитаризация экономики и других сфер общественной жизни, внешняя политика “с позиции силы”, меры экономического давления (эмбарго, экономическая блокада и т.п.), подрывная деятельность, формирование военных блоков и союзов, создание военных баз на чужих территориях, развёртывание враждебной пропаганды, приобретавшей характер «психологической войны», разжигание военной истерии» .
Не отрицая значимость информационного аспекта холодной войны, исследования этого периода, тем не менее, преимущественно концентрируются на дипломатической, экономической или военной составляющей конфликта. Между тем, согласно исследованию Н.Л. Волковского , информационные меры являются наиболее эффективными в мирных фазах конфликта. Таким образом, новизна исследования заключается в детальном исследовании информационной политики США и СССР на начальном этапе холодной войны, прослеживании эволюции этой политики.
Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является определение информационных стратегий СССР и США в начальный период холодной войны. В работе рассматривается гипотеза о зеркальном характере информационных стратегий конфликтующих сторон.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. тематический отбор и классификация публикаций избранных изданий по ключевым событиям 1946-1949 гг;
2. выявление основных идеологических установок конфликтующих сторон на основе публикаций СМИ;
3. определение основных приемов, используемых при трансляции идеологических установок в СМИ;
4. анализ образа врага и транслируемой картины мира конфликтующих сторон, рассмотрение их эволюции.
Объектом исследования являются избранные публикации газет «Правда», The New York Times и The Washington Post по международной тематике. Выбор именно этих изданий обусловлен рядом причин. Центральный печатный орган ВКП(б), газета «Правда» выбрана потому, что де-факто именно партия определяла направление внешней политики СССР, следовательно, именно ее печатный орган был проводником официальной идеологии в массы. Вторая причина заключается в том, что после ликвидации большевиками некоммунистической прессы в 1918 г. «Правда» стала главной газетой страны, о чем говорит, в том числе, назначение дня выхода ее первого номера Днем печати в СССР.
The New York Times выбрана в качестве объекта исследования как одно из наиболее популярных изданий США. Также именно The New York Times наиболее часто цитируется в советских источниках как представитель американской прессы . В условиях отсутствия централизации СМИ в американской системе печати нам представляется невозможным судить обо всей национальной журналистике по одному источнику, вследствие чего в качестве дополнительного источника была выбрана газета The Washington Post. Выбор именно этого издания обусловлен тем, что оно выпускается в столице государства и также часто цитируется в советской литературе по журналистике и истории международных отношений.
Предметом исследования являются приемы идеологического воздействия в данных публикациях.
В качестве методов исследования использованы сравнительно-исторический метод, контент-анализ, ивент-анализ, интент-анализ.
Теоретической базой исследования послужили работы по истории международных отношений, истории журналистики, теории и психологии массовой коммуникации.
При анализе международной обстановки 1946-1949 гг. использовались работы Института истории СССР АН СССР «История внешней политики СССР 1917-1976 в двух томах. Том второй 1945-1976», 1977, а также современные работы авторов МГИМО «История международных отношений: В трех томах. Том III: Ялтинско-Потсдамская система», 2012. Такой подход, с одной стороны, позволил сопоставить современную и советскую точки зрения на конфликт и, с другой стороны, избежать, насколько это возможно, субъективности в данном вопросе.
Теоретические вопросы информационного противостояния разрабатывались на основе трудов Г.Г Почепцова («Информационные войны», 2000), Н.Л. Волковского («История информационных войн», 2003), С.П. Расторгуева («Философия информационной войны», 2003), а также на основе работ, характеризующих непосредственно начальный период холодной войны (Фатеев А.В. «Образ врага в советской пропаганде 1945-1954гг.», 1999).
При определении основных механизмов и приемов манипуляции использовались труды Г.С. Мельник («Mass-media: психологические процессы и эффекты», 1996, «Журналистика в политических технологиях», 2012), А.М. Цуладзе («Политическая мифология», 2003). Особенности милитаризированного мышления рассматривались на основе работ Е.С. Сенявской («Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России», 1999).
Вопросы функционирования пропаганды изучались с использованием работ С.И. Беглова («Внешнеполитическая пропаганда: Очерки теории и практики», 1980) и М.И. Скуленко («Журналистика и пропаганда», 1987).
Хронологические рамки исследования: период с 1946 по 1949 гг. Данные границы обусловлены историческим контекстом, в рамках которого проводится исследование. Начало холодной войны большинство исследователей связывают с фултонской речью У. Черчилля в марте 1946 г.; заканчивается же начальный период, на наш взгляд, образованием НАТО в 1949 г. Именно к этому моменту становится очевидной биполярность сложившейся системы международных отношений. В качестве ключевых точек выбраны наиболее значимые события данного периода: фултонская речь У. Черчилля, Берлинский кризис и образование НАТО.
Эмпирическая база исследования состоит из публикаций газет «Правда», The New York Times и The Washington Post в период 1946-1949 гг. Публикации отбирались по тематическому и хронологическому принципу. Всего было рассмотрено и проанализировано 64 публикации газеты «Правда», 36 публикаций The New York Times и 25 публикаций The Washington Post.
Исследование состоит из двух глав: первая глава представляет собой теоретическое обоснование причин конфликта и рассмотрение основных методов, задействованных в информационном противостоянии, а также роли журналистики в нем; во второй главе производится анализ публикаций выбранных изданий и на их основе определяются информационные стратегии сторон.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при планировании информационной стратегии в сфере международных отношений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По окончании Второй мировой войны СССР и США оказались в похожих условиях: на правах стран-победительниц они рассчитывали расширить свои зоны влияния, в первую очередь, на европейском континенте. Такая ситуация не могла не привести к конфликтам среди вчерашних военных союзников. Осложняли ситуацию различия в общественно-экономическом строе, а также идеологическая установка обеих стран на неприятие противоположного режима: западный тезис о коммунистической угрозе и советский — об империалистической агрессии Запада. Схожая исходная ситуация обусловила и схожесть медиастратегий, избранных государствами.
В ходе данного исследования подтвердился тезис о зеркальном характере информационных стратегий сторон. Этот характер проявляется не только в схожести целей и направлений влияния, приемов воздействия (см. ниже), но и в административных шагах, предпринимаемых государствами. Исследование научной литературы показало, что примерно в одно время государства начинают теоретическое изучение информационной политики оппонента (доклады Управления пропаганды и агитации в СССР, Исследовательский центр по вопросам русской политики и Центр советских и восточноевропейских исследований при Гарварде в США).
Проведенный в начале исследования контент-анализ выступлений политиков обеих сторон (фултонская речь Черчилля и интервью Сталина «Правде») выявил основные идеологемы, используемые во внешней политике данного периода. В западном дискурсе функционировали следующие идеологемы: «коммунистическая угроза» (путем соединения «угрозы войны» и «расширения социалистического лагеря») и «единство западного мира» («англо-американское сотрудничество» вкупе с «ООН»). В интервью Сталина доминировали следующие идеологемы: «капиталистическая экспансия» (соединение «угрозы войны», «возрождения фашизма» и «агрессии против Советской России и ее союзников») и «расширение социалистического лагеря» (как самостоятельная тема и оппозиция всему негативному блоку тем). Идеологемы абсолютно идентичны, только имеют разный вектор приложения. Все представленные тематические блоки освещались в СМИ на протяжении всего рассматриваемого периода и были доминирующими в международной тематике.
Печать обеих стран прошла примерно одинаковые стадии развития образа врага и формирования общей картины мира. Можно разделить информационную стратегию начального периода холодной войны на два этапа.
Первый этап — опосредованная конкуренция. На передний план в медиаполе обоих государств выходит Великобритания, и в особенности, фигура Черчилля. В советской печати это проявляется в персонификации образа врага, остальные западные государства, включая США, пока не обвиняются в антисоветских настроениях, выделяются лишь отдельные личности, консерваторы и реакционеры, «друзья Черчилля». СССР предстает как миролюбивое государство, которое лишь хочет обезопасить свои границы от возможных посягательств. Американская пресса концентрируется на двух основных тезисах, озвученных в речи Черчилля: англо-американское сотрудничество и коммунистическая угроза. Однако прямых обвинений в адрес Советского Союза пока не звучит — как и советская печать, американская демонизирует лишь отдельных личностей (Сталина), настаивая на необходимости давления на политическую элиту СССР и последующий диалог. Тема военного союза развивается в ключе борьбы за международную безопасность. Черчилль выступает как идейный вдохновитель объединения США и европейский стран.
В целом, установки у государств одинаковы: не отождествлять врага со всем государством, чтобы сохранить возможность сотрудничества; оправдывать свои внешнеполитические интересы требованиями собственной безопасности.
Для реализации таких установок применяется довольно широкий ряд приемов:
а) политический прогноз и эксплуатация страхов аудитории (формирование альтернативного будущего) — на данном этапе прием становится актуальным и эффективным по историческим причинам: недавно окончившаяся война все еще вселяет страх аудитории, позволяя манипулировать ею, угрожая (или представляя, что кто-то угрожает) новой войной. Подготовкой к потенциальной войне называется любое выходящее за пределы собственных интересов действие оппонента.
б) Использование групп влияния (обращение к авторитетам) — актуализация данного приема обусловлена самой природой журналистики, манипулятивность проявляется в подборе экспертных оценок: место на газетной полосе отводится только тем спикерам, которые разделяют точку зрения определенной стороны конфликта. Советская пресса придерживается тактики одностороннего освещения события, и противоположные точки зрения не представляются, американская же, создавая иллюзию плюрализма мнений, представляет противоположные мнения. Однако лояльные идеям коммунизма эксперты, как правило, предстают в комическом виде, либо сообщается, что они спонсируются советским правительством или коммунистическими организациями. В эту же группу приемов входит и постоянное обращение американской печати к образу Черчилля. Популярная в США фигура британского политика служит для внедрения идей конфронтации в СССР, для оценки общественного мнения по этому вопросу.
в) Исторический параллелизм — общее недалекое прошлое порождает в печати обоих государств сильный негативный образ — Гитлера и фашистского режима. Сравнивая прямо или косвенно своего оппонента с этим образом, авторы текстов обращаются не только к рациональному сознанию аудитории (объективная оценка опасности возрождения фашизма), но и к эмоциональному, подсознательному (страх перед жестокостью). Активное задействование именно подсознательного аспекта способно подменять рациональные аргументы, позволяя выстраивать образ врага как жестокого, беспощадного человеконенавистника и разрушителя. Обращение к образам военного времени актуализирует и следующий прием.
г) Навешивание ярлыков — систематическое повторение определенных, негативных номинаций оппонента также способствует закреплению образа в общественном сознании. Сам характер этих ярлыков («фашист», «поджигатель войны», «реакционер», «варвар») поднимает в массовом сознании уже существующий пласт негативных ассоциаций (капиталистическая экспансия с одной стороны и угроза мировой революции с другой), что свидетельствует об обращении к политической мифологии, одному из наиболее эффективных средств управления и влияния.
Второй этап — непосредственная конфронтация. Не представляется возможным определить точную границу между двумя этапами, на наш взгляд, переход от одного к другому произошел в период Берлинского кризиса. Об этом свидетельствует характер публикаций в СМИ и трансформация образа врага.
Так, например, в советской печати в начале Берлинского кризиса доминирует тезис о нерешительности европейских стран в германском вопросе, об отсутствии согласованной позиции, о присутствии некоторого давления со стороны США. Позднее этот тезис трансформируется: над Европой нависла угроза колонизации Америкой, Германия может превратиться в сырьевой придаток США. Европа в целом и Германия в частности изображаются в образе жертвы американского империализма. Наконец, после создания сепаратного боннского правительства, тезис обретает завершенный вид: происходит деление немецкого народа на «своих» и «чужих», все европейские государства включаются в образ врага, СССР позиционируется как единственная мирная держава, желающая подлинного восстановления величия Германии.
Образ СССР в американской печати в период берлинского кризиса также претерпевает изменения. В начальный период Советской Союз обвиняется в нерешительности и некой агрессивности («Молотов на вопросы о целях русских в Германии отвечает критикой западной политики», WP), позднее — в желании включить Германию и Австрию в свою зону влияния, в конце — в нежелании объединить Германию и создать из нее цивилизованную европейскую страну. США, совместно с европейскими государствами, выступают единственными защитниками Германии, строителями на ее территории «демократии западного типа».
Поскольку тезисы обеих сторон совпадают практически полностью, перед печатью встает задача разграничить в сознании аудитории цели «своих» и «чужих». В связи с этим на первый план выходят другие приемы, а именно:
а) семантическое манипулирование — актуализируется в связи с необходимостью придавать разную смысловую нагрузку одинаковым политическим шагам. Проявляется в использовании аффективов «демократический-недемократический», «освободительный-колониальный» и т.п.
б) Умалчивание, выборочный подбор информации — данный прием используется для легитимации создаваемых на территории Германии правительств. Государственные образования противоположной стороны не называются, их существование не признается, даже на информационном уровне (не говоря уже о дипломатическом).
в) Исторический параллелизм — этот прием остается таким же востребованным, как и на первом этапе, но меняется его функция. Он используется не для негативной ассоциации, а при создании картины мира. Особенно характерен для американской прессы: обращения к истории характеризуют советское государство как недемократическое, тоталитарное, закрытое, непрогрессивное.
г) Навешивание ярлыков — круг номинаций сокращается, но их концентрация увеличивается. На наш взгляд, это обусловлено тем, что конфликт связан с Германией — источником большинства номинаций («фашист», «милитарист») — что придает им дополнительную силу воздействия.
Завершающий этап начального периода холодной войны (образование НАТО) не привнес существенно новых красок в образ врага и новых приемов, но закрепил создаваемую картину мира обеих сторон.
Для печати Советского Союза подписание Североатлантического пакта стало дополнительным аргументом в пользу тезиса о намерениях Запада развязать войну с СССР. Реакция Советского Союза на создание блока позволила американской печати подтвердить свой тезис о давлении СССР на европейские страны и желании бесконечного расширения коммунистической зоны влияния.
Сформированные на начальном этапе холодной войны информационные стратегии использовались и в дальнейшем, существенно не изменяясь в содержательной части, но расширяясь и обогащаясь благодаря техническому прогрессу. В современную эпоху, при значительных изменениях технического аспекта передачи информации, роль СМИ как средства воздействия на общественное мнение только возрастает. Почти полувековое противостояние прошлого века доказывает эффективность выбранных тогда стратегий и актуализирует их в сложившейся международной обстановке.



1. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. М.: Научный эксперт, 2012.
2. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерки теории и практики. — М: Высшая школа, 1980.
3. Быков А.Ю. Непонятная Россия? Особенности интерпретации российских проблем американской журналистикой // Дискурс-Пи. №1. Т.1. 2001.
4. Быстров Н.П. Газета «Правда» и закрепление идеологемы «фашизм» в массовом сознании (Пропагандистская кампания против И.Броз Тито 1948-1953гг) // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, №11. 2008.
5. Верт Н. История советского государства. 1900—1991: Пер. с фр. — М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
6. Волковский Н.Л. История информационных войн. В 2ч. Ч.1. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2003.
7. Григорьев М. Методы ведения информационных войн / Международный Центр перспективных технологий МАСС. URL http://mcpt.narod.ru/pr_war.html.
8. Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе. — М: Высшая школа, 1987.
9. Дзялошинский И.М. Образ вражды в российских СМИ: социальные, культурные, профессиональные факторы // Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет / И.М. Дзялошинский, М.И. Дзялошинская. — М.: Московское бюро по правам человека, "Academia", 2007.
10. Еремин А.Г. Формирование советской концепции международной безопасности в условиях «холодной войны» (1945-1964гг.) // Историческая и социальная образовательная мысль. №2, 2012. С. 32-34.
11. Злобин Н. Америка и Россия на пороге XXI века: новая холодная война? // Континент, №105. 2000. URL http://magazines.russ.ru/continent/2000/105/zlobin.html.
12. Зубок В.М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева/ В.М. Зубок [авторизованный перевод с англ. М. Мусиной]. — М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011.
13. История внешней политики СССР 1917-1976 в двух томах. Том первый 1917-1945 гг. / под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. — М.: Издательство «Наука», 1976.
14. История внешней политики СССР, 1917-1976, в двух томах. Том второй, 1945-1976 / под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. — М.: Издательство «Наука», 1977.
15. История международных отношений: В трех томах. Том III: Ялтинско-Потсдамская система / Ю.А. Дубинин, Б.Ф. Мартынов, М.М. Наринский, Т.В. Юрьева. — М: Аспект Пресс, 2012.
16. Камынин В.Д. Историческая память о Великой Отечественной войне как фактор формирования общественного сознания // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т.86.
17. Кияшко А.В. Мифологизация социокультурных ценностей прошлого на страницах российской печати 2000-2013 гг. // Медиаскоп. №4. 2014.
18. Козырев Г.И. Враг, образ врага. URL http://kozyrev-gi.ru/pages/vrag-obraz-vraga.
19. Кравченко Н.П. Реализация новых функций журналистики в государственных СМИ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. №3. 2010. С. 70-75.
20. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) — 2е издание. — М: Флинта: Наука, 2003.
21. Кутузов В.А. А.А. Жданов и создание Коминформбюро // Вестник СПбГУ. Сер.2. №1. 2013.
22. Лавренов С.Я, Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М.: ACT; Астрель, 2003.
23. Латухина К. Песков: РФ находится в состоянии информационной войны с англосаксами // Российская газета. URL http://rg.ru/2016/03/26/peskov-rf-nahoditsia-v-sostoianii-informacionnoj-vojny-s-anglosaksami.html/.
24. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1996.
25. Мельник Г.С. Журналистика в политических технологиях. — СПб.: С-Петербургский государственный университет, 2012.
26. Михайленко В.И. Европейская политика СССР в 1945-1953гг. У истоков холодной войны. — Екатеринбург, 2006.
27. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. — СПб: Издательство Михайлова В.А., 2004.
28. Молодыченко Е.Н. Текстовое моделирование образа врага в истории и политике (на материалах текстов президентского дискурса США) // Политичесткая лингвистика. №4 (42). 2012.
29. Морозова О.В. Формирование образа России в условиях политической напряженности (на материале американской прессы) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. Т. 14. № 4. 2014.
30. Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей. — М.: Новое издательство, 2004.
31. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России. Словарь-справочник, учебно-практическое пособие. — М., Проспект, 2011.
32. Панарин И.Н. Информационная война и мир/ И.Н. Панарин, Л.Г. Панарина. — М: Олма-Пресс, 2003.
33. Первый всесоюзный съезд советских писателей 1934. Стенографический отчет. — М.: Государственное издательство «Художественная литература», 1934. URL http://transformations.russian-literature.com/pdf/shklovkij-rech-na-1-sjezde-sov-pisatelej.pdf.
34. Пономарев Н.Ф. Информационная политика органа власти: пропаганда, антипропаганда, контрпропаганда. — Пермь: Издательство Пермского государственного технического университета, 2007.
35. Почепцов Г.Г. Информационные войны. — М: Рефл-бук; Киев, Ваклер, 2000.
36. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. — Киев: Рефл-бук, 2000.
37. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. — М.: Издательство: Вузовская книга, МПСИ, 2003.
38. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России — СПб.: Издательство "Лань", 2001.
39. Руденко З.Ю. Мифологизация российского политического процесса // Гуманитарные исследования. №2. 2007.
40. Ситникова Е.Л. Роль СМИ в процессе эволюции образа СССР в США в годы президентства Г. Трумэна // Научные ведомомсти Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Том 2. №3. 2007.
41. Скуленко М.И. Журналистика и пропаганда. — Киев. Издательство при Киевском государственном университете, издательское объединение «Вища школа», 1987.
42. Соколов И.А. К вопросу о предпосылках и начале холодной войны между Западом и Востоком // Армия и общество. №4 (36). 2013.
43. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2000.
44. Тобольцева Н.М. Усиление идеологического диктата ВКП(б) над журналистикой в первые послевоенные годы в условиях «холодной войны» (1946-1951) // Медиаскоп. История массовых коммуникаций. №4. 2010. URL www.mediascope.ru/node/656#13.
45. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде 1945-1954гг. — М.: Институт российской истории РАН, 1999.
46. Федоров А.В. Трансформация образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). — М.: Издательство МОО «Информация для всех», 2010.
47. Цуладзе А.М. Политическая мифология. М.: Издательство «Эскмо», 2003.
48. Шевелева А.И. Колтунова А.В. Топикализация как средство передачи эмоционально-экспрессивного фактора в американском газетно-публицистическом дискурсе: на материале статей о России // Новые российские гуманитарные исследования. №1. 2006.
49. Энциклопедия ракетных войск стратегического назначения / Министерство обороны РФ; Общ. ред. Н.Е. Соловцов; В.Р. Шлычков. — М.; Белгород: РВСН: Белгородская областная типография, 2009. URL http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=13974@morfDictionary.
50. Юламанова А.А. Образ России в американских изданиях The New York Times и The Washington Post в 2012-2013гг. // Альманах современной науки и образования. №9 (76). 2013.
51. Carlton D. Churchill and two “evil empires” // Royal Historical Society Transaction, T: 6, 2004.
52. Charmley J. Churchill and The American Alliance // Royal Historical Society Transaction, T: 6, 2004.
Источники
53. Электронный архив газеты «Правда». URL http://www.ebiblioteka.ru/browse/publication/9305.
54. Электронный архив газеты The New York Times. URL http://www.nytimes.com/ref/membercenter/nytarchive.html.
55. Электронный архив газеты The Washington Post. URL http://pqasb.pqarchiver.com/washingtonpost_historical/advancedsearch.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ