ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ
1.1. ПОНЯТИЕ «ОДАРЕННОСТЬ» и «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» 11
1.2. РОЛЬ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 15
1.3. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В
ОЛИМПИАДАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ 25
2.1. ТЕРМИН «МОДЕЛЬ» и ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ
ОЛИМПИАДНОЙ ПОДГОТОВКИ 25
2.2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ
ОЛИМПИАДАМ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ № 12 ГОРОДА ТЮМЕНИ 33
2.3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДНОЙ
ПОДГОТОВКИ 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ 53
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДНОЙ
ПОДГОТОВКИ 61
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЩАЯ ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 71
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ
1.1. ПОНЯТИЕ «ОДАРЕННОСТЬ» и «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» 11
1.2. РОЛЬ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 15
1.3. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В
ОЛИМПИАДАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ 25
2.1. ТЕРМИН «МОДЕЛЬ» и ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ
ОЛИМПИАДНОЙ ПОДГОТОВКИ 25
2.2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ
ОЛИМПИАДАМ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ № 12 ГОРОДА ТЮМЕНИ 33
2.3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДНОЙ
ПОДГОТОВКИ 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ 53
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДНОЙ
ПОДГОТОВКИ 61
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЩАЯ ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 71
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Актуальность исследования. В настоящее время государство ставит перед педагогическими работниками такие задачи, как развитие творческих и лидерских качеств личности обучающихся, поскольку качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно мыслить, решать задачи и принимать вызовы времени и общества, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» целью проведения предметных олимпиад школьников является выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ, 2012].
На социальном уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для современного образования одной из задач является сохранение и развитие творческого потенциала молодых талантов, совершенствование организации работы с одаренными и высокомотивированными детьми, непрерывное их сопровождение в условиях массовой школы.
Школьное образование нацелено не только на овладение предметными знаниями и навыками, но и на развитие творческих способностей, посредством олимпиадного движения.
Во многих странах сложились национальные программы и концепции выявления и подготовки одаренных детей. В РФ также разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети».
Необходимость создания особых условий для поддержки и развития одаренных детей подчеркивается и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р), в которой говорится о разработке «Региональных программ выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации [Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 N 1642].
По заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Одаренные дети» была создана «Рабочая концепция одаренности». В создание такой Концепции вложили свои силы такие видные ученые, как Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, И.И. Ильясов, В.П. Дружинин, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная,В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. Концепция отражает результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми какпозитивный, так и негативный [Рабочая концепция одаренности, с. 65].
Методист В.П. Архипов утверждает, что в сфере образования отводится особая роль олимпиадам по общеобразовательным предметам, потому что они позволяют выявить проблемы и дефициты в региональной системе образования, в отдельной школе, на основе результатов олимпиад можно создать систему оценки качества образования в определенном образовательном учреждении [Архипов, с.12]. В.П. Архипов утверждает, что результаты участия в олимпиадах сегодня рассматриваются как оценка качества деятельности школы и каждого педагога, таким образом, учителя и администрация школы, могут критически оценить свои возможности, проблемы, с чем еще нужно работать, а что отработано, это поможет выстроить систему образовательного процесса в школе [Архипов, с.13].
Е.А. Галкина говорит, что не подлежит сомнению, тот факт, что практика показывает роль предметных олимпиад как одного из положительных факторов в повышении качества преподавания общеобразовательных предметов, а это качество возрастет только путем системной организации подготовительной работы с одаренными детьми [Галкина, с.24].
Такое положение вещей означает, что возникает необходимость в действенной модели организации олимпиадной подготовки в общеобразовательной школе, позволяющей расширить охват обучающихся....
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» целью проведения предметных олимпиад школьников является выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ, 2012].
На социальном уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для современного образования одной из задач является сохранение и развитие творческого потенциала молодых талантов, совершенствование организации работы с одаренными и высокомотивированными детьми, непрерывное их сопровождение в условиях массовой школы.
Школьное образование нацелено не только на овладение предметными знаниями и навыками, но и на развитие творческих способностей, посредством олимпиадного движения.
Во многих странах сложились национальные программы и концепции выявления и подготовки одаренных детей. В РФ также разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети».
Необходимость создания особых условий для поддержки и развития одаренных детей подчеркивается и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р), в которой говорится о разработке «Региональных программ выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации [Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 N 1642].
По заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Одаренные дети» была создана «Рабочая концепция одаренности». В создание такой Концепции вложили свои силы такие видные ученые, как Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, И.И. Ильясов, В.П. Дружинин, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная,В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. Концепция отражает результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми какпозитивный, так и негативный [Рабочая концепция одаренности, с. 65].
Методист В.П. Архипов утверждает, что в сфере образования отводится особая роль олимпиадам по общеобразовательным предметам, потому что они позволяют выявить проблемы и дефициты в региональной системе образования, в отдельной школе, на основе результатов олимпиад можно создать систему оценки качества образования в определенном образовательном учреждении [Архипов, с.12]. В.П. Архипов утверждает, что результаты участия в олимпиадах сегодня рассматриваются как оценка качества деятельности школы и каждого педагога, таким образом, учителя и администрация школы, могут критически оценить свои возможности, проблемы, с чем еще нужно работать, а что отработано, это поможет выстроить систему образовательного процесса в школе [Архипов, с.13].
Е.А. Галкина говорит, что не подлежит сомнению, тот факт, что практика показывает роль предметных олимпиад как одного из положительных факторов в повышении качества преподавания общеобразовательных предметов, а это качество возрастет только путем системной организации подготовительной работы с одаренными детьми [Галкина, с.24].
Такое положение вещей означает, что возникает необходимость в действенной модели организации олимпиадной подготовки в общеобразовательной школе, позволяющей расширить охват обучающихся....
Организация олимпиадной подготовки имеет давнюю историю и традицию, но до сих пор имеются проблемы, которые нужно решать системно и длительное время.
Совершенствование организации и системности в подготовке к олимпиадам является необходимым условием показателей качества образования в общеобразовательной школе, работа по подготовке должна проходить системное, это одно из условий для повышения эффективности проводимых мероприятий.
Роль олимпиадного движения и необходимость совершенствования всей системы организации олимпиадной подготовки, в том числе ее управленческих механизмов, методов, форм, приемом и технологий, пересмотр содержания.
В ходе работы были исследованы теоретико-методологические основы организации подготовки к предметным олимпиадам школьников. Выявлены и проанализированы различные модели организации подготовки к предметным олимпиадам. Разработаны SWOT-анализ модели организации подготовки в МАОУ гимназии № 12 города Тюмени и собственная разработанная модель, также приведены собственные методические рекомендации по предмету «Русский язык» и система подготовки к олимпиадам по русскому языку.
В ходе работы был сделан ряд выводов:
• Олимпиады являются важным инструментом системы образования и механизма поиска и поддержки талантливой молодежи. Одним из приоритетов развития олимпиадного движения является совершенствование организации модели подготовки к олимпиадам.
• Олимпиадное движение в России имеет давнюю историю и традиции. Эффективность организационных форм доказала свою состоятельность, но имеет ряд системных проблем.
• Организация и проведение всех этапов Всероссийской олимпиады
школьников связана с рядом проблем. В МАОУ гимназии № 12 города
Тюмени отсутствует положение о работе с высокомотивированными детьми; отсутствует программа организации работы с высокомотивированными детьми (есть внеурочная деятельность, в рамках, которой может осуществлять подготовка); отсутствие системы выявления и сопровождения высокомотивированных детей (есть банк учащихся, но его подают сами учителя, т.е., нет надлежащей психолого-диагностической службы на базе гимназии); недостаточность развитость ресурсных обеспечений для подготовки к олимпиадам ; недостаточная включенность всех субъектов образовательной деятельности в процесс организации подготовки.
В МАОУ гимназии № 12 города Тюмени, существуют меры, которые способны уменьшить влияние существующих проблем, таких как: разработка положения по работе с детьми, написание программы по работе со школьниками, налаживание психолого-педагогического сопровождение, совершенствование кадрового, материального, информационного направления, формирование определенных условий для взращивания учащихся, поиск новых форм, методов, технологий и подходов, в том числе инновационных.
• На основе анализа выявленных проблем организации олимпиадной подготовки, была создана модель организации подготовки к предметным олимпиадам.
• Созданные на основе модели методические рекомендации были частично реализованы и внедрены. Модель на базе МАОУ гимназии № 12 города Тюмени доказала свою состоятельность, опыт показал правильность выбранных методов.
• Опыт реализации и внедрения модели доказал состоятельность подобного решения, а также определил перспективы развития.
Результатом работы стала разработанная автором модель организации подготовки к предметным олимпиадам в общеобразовательной школе.
Данную модель организации можно использовать в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предметов, с использованием профильного и индивидуального обучения.
Совершенствование организации и системности в подготовке к олимпиадам является необходимым условием показателей качества образования в общеобразовательной школе, работа по подготовке должна проходить системное, это одно из условий для повышения эффективности проводимых мероприятий.
Роль олимпиадного движения и необходимость совершенствования всей системы организации олимпиадной подготовки, в том числе ее управленческих механизмов, методов, форм, приемом и технологий, пересмотр содержания.
В ходе работы были исследованы теоретико-методологические основы организации подготовки к предметным олимпиадам школьников. Выявлены и проанализированы различные модели организации подготовки к предметным олимпиадам. Разработаны SWOT-анализ модели организации подготовки в МАОУ гимназии № 12 города Тюмени и собственная разработанная модель, также приведены собственные методические рекомендации по предмету «Русский язык» и система подготовки к олимпиадам по русскому языку.
В ходе работы был сделан ряд выводов:
• Олимпиады являются важным инструментом системы образования и механизма поиска и поддержки талантливой молодежи. Одним из приоритетов развития олимпиадного движения является совершенствование организации модели подготовки к олимпиадам.
• Олимпиадное движение в России имеет давнюю историю и традиции. Эффективность организационных форм доказала свою состоятельность, но имеет ряд системных проблем.
• Организация и проведение всех этапов Всероссийской олимпиады
школьников связана с рядом проблем. В МАОУ гимназии № 12 города
Тюмени отсутствует положение о работе с высокомотивированными детьми; отсутствует программа организации работы с высокомотивированными детьми (есть внеурочная деятельность, в рамках, которой может осуществлять подготовка); отсутствие системы выявления и сопровождения высокомотивированных детей (есть банк учащихся, но его подают сами учителя, т.е., нет надлежащей психолого-диагностической службы на базе гимназии); недостаточность развитость ресурсных обеспечений для подготовки к олимпиадам ; недостаточная включенность всех субъектов образовательной деятельности в процесс организации подготовки.
В МАОУ гимназии № 12 города Тюмени, существуют меры, которые способны уменьшить влияние существующих проблем, таких как: разработка положения по работе с детьми, написание программы по работе со школьниками, налаживание психолого-педагогического сопровождение, совершенствование кадрового, материального, информационного направления, формирование определенных условий для взращивания учащихся, поиск новых форм, методов, технологий и подходов, в том числе инновационных.
• На основе анализа выявленных проблем организации олимпиадной подготовки, была создана модель организации подготовки к предметным олимпиадам.
• Созданные на основе модели методические рекомендации были частично реализованы и внедрены. Модель на базе МАОУ гимназии № 12 города Тюмени доказала свою состоятельность, опыт показал правильность выбранных методов.
• Опыт реализации и внедрения модели доказал состоятельность подобного решения, а также определил перспективы развития.
Результатом работы стала разработанная автором модель организации подготовки к предметным олимпиадам в общеобразовательной школе.
Данную модель организации можно использовать в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предметов, с использованием профильного и индивидуального обучения.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОЛИМПИАДАМ ПО
ПРЕДМЕТУ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОЛИМПИАДАМ ПО ПРЕДМЕТУ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Методика подготовки школьников к олимпиадам по технологии
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВРЕМЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ГОТОВИМ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2020 - Задачи по математике как средство выявления качеств знаний обучающихся общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ОЛИМПИАДА КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА
ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Учет национально-культурного компонента английских
фразеологических единиц в процессе подготовки учащихся к Олимпиадам
по английскому языку (на примере ФЕ с именами собственными)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017





