ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ
1.1. ПОНЯТИЕ «ОДАРЕННОСТЬ» и «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» 11
1.2. РОЛЬ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ 15
1.3. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В
ОЛИМПИАДАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ 25
2.1. ТЕРМИН «МОДЕЛЬ» и ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ОРГАНИЗАЦИИ
ОЛИМПИАДНОЙ ПОДГОТОВКИ 25
2.2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ
ОЛИМПИАДАМ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ № 12 ГОРОДА ТЮМЕНИ 33
2.3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДНОЙ
ПОДГОТОВКИ 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ 53
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДНОЙ
ПОДГОТОВКИ 61
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЩАЯ ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 71
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Актуальность исследования. В настоящее время государство ставит перед педагогическими работниками такие задачи, как развитие творческих и лидерских качеств личности обучающихся, поскольку качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно мыслить, решать задачи и принимать вызовы времени и общества, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» целью проведения предметных олимпиад школьников является выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ, 2012].
На социальном уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для современного образования одной из задач является сохранение и развитие творческого потенциала молодых талантов, совершенствование организации работы с одаренными и высокомотивированными детьми, непрерывное их сопровождение в условиях массовой школы.
Школьное образование нацелено не только на овладение предметными знаниями и навыками, но и на развитие творческих способностей, посредством олимпиадного движения.
Во многих странах сложились национальные программы и концепции выявления и подготовки одаренных детей. В РФ также разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети».
Необходимость создания особых условий для поддержки и развития одаренных детей подчеркивается и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р), в которой говорится о разработке «Региональных программ выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации [Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 N 1642].
По заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Одаренные дети» была создана «Рабочая концепция одаренности». В создание такой Концепции вложили свои силы такие видные ученые, как Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, И.И. Ильясов, В.П. Дружинин, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная,В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. Концепция отражает результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт работы с одаренными детьми какпозитивный, так и негативный [Рабочая концепция одаренности, с. 65].
Методист В.П. Архипов утверждает, что в сфере образования отводится особая роль олимпиадам по общеобразовательным предметам, потому что они позволяют выявить проблемы и дефициты в региональной системе образования, в отдельной школе, на основе результатов олимпиад можно создать систему оценки качества образования в определенном образовательном учреждении [Архипов, с.12]. В.П. Архипов утверждает, что результаты участия в олимпиадах сегодня рассматриваются как оценка качества деятельности школы и каждого педагога, таким образом, учителя и администрация школы, могут критически оценить свои возможности, проблемы, с чем еще нужно работать, а что отработано, это поможет выстроить систему образовательного процесса в школе [Архипов, с.13].
Е.А. Галкина говорит, что не подлежит сомнению, тот факт, что практика показывает роль предметных олимпиад как одного из положительных факторов в повышении качества преподавания общеобразовательных предметов, а это качество возрастет только путем системной организации подготовительной работы с одаренными детьми [Галкина, с.24].
Такое положение вещей означает, что возникает необходимость в действенной модели организации олимпиадной подготовки в общеобразовательной школе, позволяющей расширить охват обучающихся....
Организация олимпиадной подготовки имеет давнюю историю и традицию, но до сих пор имеются проблемы, которые нужно решать системно и длительное время.
Совершенствование организации и системности в подготовке к олимпиадам является необходимым условием показателей качества образования в общеобразовательной школе, работа по подготовке должна проходить системное, это одно из условий для повышения эффективности проводимых мероприятий.
Роль олимпиадного движения и необходимость совершенствования всей системы организации олимпиадной подготовки, в том числе ее управленческих механизмов, методов, форм, приемом и технологий, пересмотр содержания.
В ходе работы были исследованы теоретико-методологические основы организации подготовки к предметным олимпиадам школьников. Выявлены и проанализированы различные модели организации подготовки к предметным олимпиадам. Разработаны SWOT-анализ модели организации подготовки в МАОУ гимназии № 12 города Тюмени и собственная разработанная модель, также приведены собственные методические рекомендации по предмету «Русский язык» и система подготовки к олимпиадам по русскому языку.
В ходе работы был сделан ряд выводов:
• Олимпиады являются важным инструментом системы образования и механизма поиска и поддержки талантливой молодежи. Одним из приоритетов развития олимпиадного движения является совершенствование организации модели подготовки к олимпиадам.
• Олимпиадное движение в России имеет давнюю историю и традиции. Эффективность организационных форм доказала свою состоятельность, но имеет ряд системных проблем.
• Организация и проведение всех этапов Всероссийской олимпиады
школьников связана с рядом проблем. В МАОУ гимназии № 12 города
Тюмени отсутствует положение о работе с высокомотивированными детьми; отсутствует программа организации работы с высокомотивированными детьми (есть внеурочная деятельность, в рамках, которой может осуществлять подготовка); отсутствие системы выявления и сопровождения высокомотивированных детей (есть банк учащихся, но его подают сами учителя, т.е., нет надлежащей психолого-диагностической службы на базе гимназии); недостаточность развитость ресурсных обеспечений для подготовки к олимпиадам ; недостаточная включенность всех субъектов образовательной деятельности в процесс организации подготовки.
В МАОУ гимназии № 12 города Тюмени, существуют меры, которые способны уменьшить влияние существующих проблем, таких как: разработка положения по работе с детьми, написание программы по работе со школьниками, налаживание психолого-педагогического сопровождение, совершенствование кадрового, материального, информационного направления, формирование определенных условий для взращивания учащихся, поиск новых форм, методов, технологий и подходов, в том числе инновационных.
• На основе анализа выявленных проблем организации олимпиадной подготовки, была создана модель организации подготовки к предметным олимпиадам.
• Созданные на основе модели методические рекомендации были частично реализованы и внедрены. Модель на базе МАОУ гимназии № 12 города Тюмени доказала свою состоятельность, опыт показал правильность выбранных методов.
• Опыт реализации и внедрения модели доказал состоятельность подобного решения, а также определил перспективы развития.
Результатом работы стала разработанная автором модель организации подготовки к предметным олимпиадам в общеобразовательной школе.
Данную модель организации можно использовать в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предметов, с использованием профильного и индивидуального обучения.
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) URL: https://base.garant.ru/70535556/7ysclidHdq00913je841764656 (дата обращения: 22.12.2022).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ URL:
https://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/7ysclidHdpzwqg0o 5724436075 (дата обращения: 20.10.2022).
3. Рабочая концепция одаренности. / под ред. Д. Б. Богоявленской. Москва, 2003. 88 с.
4. Абдыкаримов Б.А. Математические методы в педагогике: Учебное пособие. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2008. 122 с.
5. Авдюнина Н.А. Развитие конвергентного и дивергентного мышления среди учащихся юношеского возраста. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 2. С. 86-93.
6. Аксарина Н.А. Технологии решения заданий предметных олимпиад по русскому языку: комплект учебно-методических материалов для учителей русского языка и литературы. Тюмень: ТОГИРРО, ЦОД, 2020. 23 с.
7. Аллаяров, З.А., Фатыхова, Р.М. Теория и практика работы образовательных организаций и органов управления образованием по комплексному сопровождению развития детской одаренности: методические рекомендации. Уфа: Мир печати, 2016. 46 с.
8. Архипов В.П. Рейтинговые олимпиады как форма развития интеллектуальной деятельности школьников. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2005. №. 4. С. 11-13.
9. Беседина Е.А. Олимпиада школьников по истории как культурнообразовательный феномен. Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: научн. матер. участников Междунар. научно-практ. конф. 2014. С. 66-71.
10. Бине, А. Измерение умственных способностей. Санкт-Петербург: Союз, 1998. 432 с.
11. Богоявленская Д.Б. К вопросу о дивергентном мышлении. Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 85-96.
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей:
учебное пособие. Москва: Academia, 2002.317 с.
13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: Высш. шк., 1991.207 с.
14. Веремеенко А. Подготовка к предметным олимпиадам: взгляд учителя. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование, 2015. № 1. С. 89-96.
15. Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в
педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. Нижний
Новгород: НГЛУ, 2004. 296 с.....77