ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ 8
1.1. ИСТОРИЯ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ
ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ 8
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ
КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ
ВОЖАТЫХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ 23
2.1. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 23
2.2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
ВОЖАТСКОМУ МАСТЕРСТВУ 28
2.3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 45
3.1. ОЦЕНКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ
БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ 45
3.2. ПРОЦЕДУРА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 54
3.3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОЖАТЫХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 67
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования обусловлена тем, что существующие программы школ подготовки вожатых предназначены, в первую очередь, для студентов педагогических ВУЗов, проходящих педагогическую практику в загородных лагерях. Однако существует объективная необходимость подготовки старшеклассников к работе вожатыми с ребятами младшего возраста в школе, вожатыми пришкольных лагерей, инструкторами и стажерами в условиях загородных лагерей. Эту потребность возможно удовлетворить, создав в условиях общеобразовательной школы курс по вожатскому мастерству. Здесь также будет решаться проблема профориентации обучающихся среднего и старшего звена, так как практическая деятельность учащихся повысит мотивацию к работе с детьми, а теоретические знания о психологических, возрастных особенностях личности станут базой для освоения профессии педагога в высшем учебном заведении. В связи с актуальностью нашего исследования были выявлены противоречия между:
• актуальной потребностью общеобразовательной школы в организации подготовки будущих вожатых и недостаточным опытом такой организации среди общеобразовательных школ;
• актуальной необходимостью теоретического обоснования
организации подготовки будущих вожатых и недостаточным уровнем такого обоснования;
• актуальной необходимостью в методических разработках организации подготовкой будущих вожатых и отсутствием таких разработок в условиях общеобразовательных школ.
Проблема исследования: недостаточная изученность вопросов
организации подготовки будущих вожатых в общеобразовательных школах.
Объект исследования: процесс организации подготовки будущих вожатых в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организационные формы и способы
организации подготовки будущих вожатых в общеобразовательной школе.
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытноэкспериментальная проверка модели организации подготовки будущих вожатых в общеобразовательной школе посредством введения курса «Школа вожатского мастерства».
Гипотеза: организация подготовки будущих вожатых будет
результативной, если:
• будет реализована модель организации обучения будущих вожатых в общеобразовательной школе, предполагающая выявление личностнопрофессиональных качеств, индивидуальных интересов и возможности индивидуального прохождения программы;
• содержание программы обучения носит практико-ориентированный характер;
• используются современные формы методов и технологий, таких как дистанционное обучение и обучение с помощью метода кейса;
• обучающиеся составят индивидуальные траектории развития личностных и профессиональных качеств.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
• проанализировать существующие научно-методические, психологопедагогические исследования и Интернет-источники в рамках обозначенной тематики исследования с целью конкретизации основных понятий, подходов, содержания, методов и форм организации подготовки будущих вожатых в образовательной школе;
• рассмотреть проблемы профессиональной компетентности будущих вожатых как ориентира для организации профессиональной подготовки;
• произвести анализ опыта по организации подготовки вожатых Тюменской области;
• теоретически обосновать модель организации подготовки будущих вожатых в образовательной школе;
• оценить актуальное состояние уровня подготовки к обучению будущих вожатых;
• верифицировать модель организации подготовки будущих вожатых в общеобразовательной школе....
В ходе данной работы нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы организации подготовки будущих вожатых. Анализ теоретических аспектов проблемы обучения будущих вожатых необходим для решения практической стороны организации системы подготовки. Было отмечено, что большинство вожатых, работающих в пришкольных лагерях, не имеют никакой подготовки, что осложняет полноценное развитие временного детского коллектива и формирование благоприятной атмосферы для полноценного воспитания и отдыха. В параграфе 1.1. была рассмотрена история и современное состояние подготовки вожатых. Подготовка будущих вожатых длится не менее трех месяцев по ряду направлений: психолого-педагогическое, нормативно-правовое, охрана жизни и здоровья детей, организационномассовая деятельность. Вожатый должен обладать проектно-аналитическими, психолого-педагогическими, коммуникативными, организаторскими
компетенциями.
Поскольку основные программы обучения будущих вожатых ориентированы на совершеннолетних молодых людей, в основном практикантов педагогических ВУЗов, то можно сказать, что возникает проблема организации летней оздоровительно-развлекательной кампании, осуществляющейся на базе школ города. Большинство вожатых, работающих в пришкольных лагерях, не имеют никакой подготовки, что осложняет полноценное развитие временного детского коллектива и формирование благоприятной атмосферы для полноценного воспитания и отдыха.
Поэтому создание программы обучения будущих вожатых в рамках образовательной организации необходимо для решения возникшей проблемы подготовки учащихся старших классов для работы в лагерях с дневными пребыванием.
В параграфе 1.2. были рассмотрена проблема профессиональной компетентности будущих вожатых как ориентира для организации подготовки.
Профессионально-педагогическая компетентность вожатого выражается в его готовности самостоятельно выполнять возложенные на него обязанности, выстраивать и преобразовывать профессионально-педагогическую
деятельность, адекватную ситуации и своим способностям.
Во второй главе был рассмотрен опыт подготовки вожатых на примере Тюменской области, рассмотрен практико-ориентированный подход в обучении вожатскому мастерству, а также была разработана модель организации подготовки будущих вожатых на примере общеобразовательной школе. Подготовка будущих вожатых осуществляется на базах: «Ребячья Республика», «Алые паруса», «Остров детства», онлайн-школа «Содружеством вожатых Ямала». Организация подготовки будущих вожатых в общеобразовательных организациях в Тюменской области отсутствует. Исходя из этого, мы отметили, что организация подготовки в общеобразовательной школе будет актуальным направлением развития учащихся старших классов.
Практико-ориентированный подход обучения отмечен ориентацией учебного процесса на конечный продукт профессионального обучения, в котором конкретизированы виды действий, усвоенные обучающимися в ходе работы с учебной информацией в виде опыта. На основе этого подхода была разработана модель организации подготовки будущих вожатых на примере общеобразовательной школе. Данная модель представлена пятью блоками: составление плана индивидуальной траектории, потоковые занятия, самостоятельное применение знаний, итоговый экзамен, защита индивидуального задания. Составление плана индивидуальной траектории направлено на создание индивидуального маршрута. В рамках которого обучающийся будет проходить курс, потоковые занятия включают в себя комплекс обязательных лекционных и интерактивных занятий, самостоятельное применение знаний является синтезом маршрута индивидуально траектории и потоковых занятий, в рамках блока обучающиеся готовят индивидуальное задание, направленное на разработку и организацию мероприятия, итоговый экзамен предполагает итоговый тест с практическим заданием: решением кейсов, защита индивидуального задания - организация и проведения мероприятия, выбранного путем индивидуальной траектории....
1. Декларация прав ребенка: провозглашена Резолюцией 1386 (XIV)
Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/childdec.shtml (Дата
обращения: 18.01.2021).
2. Конвенция ООН о правах ребенка: одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР в 15.09.1990. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml (Дата
обращения: 18.01.2021).
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. URL:
https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12778/?ysclid=ldbw3 fxfez510 521873 (Дата обращения: 22.01.2021).
4. О средствах массовой информации» (Закон о СМИ): Закон РФ от 27
декабря 1991 г. № 2124-1. URL:
https://www.consuttant.ru/document/cons doc LAW 151mysclidHdbw4rroll48633 7922 (Дата обращения: 12.03.2021).
5. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист,
участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»: приказ Минтруда России № 840н от 25 декабря 2018 г. URL:
https://docs.cntd.ru/document/55213157UysclidHdbw7vg9pc876119372 (Дата
обращения: 02.05.2021).
6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
Федеральный закон от № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. по состоянию на
27.12.2018. URL:
https://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 19558/?ysclid=ldbw8s 134h83 7461555 (Дата обращения: 11.02.2021).
7. Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей
служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение: приказ Минобрнауки России № 513 от 02.07. 2013г. URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=396755&ysclid=ldb waf1hor558990342 (Дата обращения: 22.04.2021).
8. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - Москва: Издательство ИКАР, 2009.- 448 с.
9. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва: Мысль, 1976. 158 с.
10. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. 3. изд. Кострома: Вариант, 2002. - 223 с.
11. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. Москва: Просвещение, 2013. 176 с.
12. Барышникова Г.Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. Ярославль: Академия развития, 2007. 191 с.
13. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики. Москва: Академия, 2005. 256 с.
14. Белогуров А.Ю., Буланова О.Е., Поликашева Н.В. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Москва: ФИРО, 2013. 275 с.
15. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Санкт-Петербург: Союз, 2002. 160 с....63