СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
1.1. ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ, УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 15
1.2. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 288
1.3. СПОСОБЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 322
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 377
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 44
2.3. ФОРМЫ, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 588
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 588
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 688
3.3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 81
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ОО 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГАМИ В ОБУЧЕНИИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 101 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. SWOT-АНАЛИЗ СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ СТОРОН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА, НАПИСАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ИНДИКАТОРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА 111
Актуальность исследования определяется тем, что современные информационные технологии, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального моделирования явлений и процессов, которые в свою очередь обеспечивают возможности для повышения качества организации учебного процесса.
«Согласно концепции исследования TIMSS учебные достижения учащихся не ограничиваются предметными знаниями и умениями, видами учебно-познавательной деятельности». Диагностирование субъектов образовательного процесса позволяет получить «информацию о четырёх сторонах личности, связанных с изучением положительной мотивации.
Обучение и воспитание на ступени начального образования ориентируются на формирование положительного мотива и умений в учебной деятельности, реализуемых в наличии прочных навыков чтения, письма, счета, элементарного опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни для последующего освоения образовательных программ основной школы.
Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан устанавливает создание принципиально новой модели начального образования, ориентированной на результат. Учебная программа для 1 - 4 классов общеобразовательной школы направлена на результат в виде активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Уже в начальной школе снижается мотивация у обучающихся к учебной деятельности, у них пропадает интерес к самому процессу обучения. Исследователями-практиками констатируется факт наличия выраженной тенденции к снижению учебной мотивации с увеличением возрастной границы.
В психолого-педагогической литературе наиболее полно освещены вопросы по повышению мотивации к обучению в целом, однако среди описанных инструментов, методов, способов и средств повышения учебной мотивации недостаточно изучены вопросы по раскрытию мотивационного потенциала мультемедийных презентаций, в частности, и информационнокоммуникационных технологий, в целом, с учётом современного состояния системы образования в Казахстане. Именно этот инструмент - информационнокоммуникационная среда и становится сегодня наиболее часто применяемым ресурсом для актуализации практикоориентированного образования и поддержания интереса обучающихся в контексте связи образовательной теории с реальной жизнью. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью организации использования информационно
коммуникационных технологий с целью повышения учебной мотивации обучающихся и недостаточной изученностью вопроса об условиях, организационных формах и способах организации использования информационно-коммуникационных технологий в условиях обновленного содержания образования начальной школы Республики Казахстан.
Причины обращения к проблеме обусловлены наличием противоречий:
• потребности в проектировании и организации процесса формирования
применения информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе у обучающихся начальной школы (1-4 классов) в условиях современной общеобразовательной организации и недостаточностью знаний о принципах, условиях и механизмах данного процесса;
• требований обеспечения качественного образовательного процесса с
учетом возможностей информационно-коммуникационной среды,
соответствующего требованиям обновленного содержания образования и между недостаточной эффективностью внутреннего управления образовательным процессом в общеобразовательных организациях;
- актуализацией поиска моделей управления образовательным процессом использованием информационно-коммуникационных технологий,
повышающих мотивацию к обучению и между нерациональным подходом к выбору управленческих решений локальными управленчески-
административными командами;...
На основе анализа литературных источников по анализируемой проблеме раскрыты сущность понятия «мотивация к обучению», «учебная мотивация», «управление образованием», «организация», «информационно
коммуникационные технологии». В современной школе вопрос о повышении мотивации к обучению является одним из важных, так как мотив - это и есть источник деятельности обучающегося, также выполняет функции побуждения и осмысления. Мотивация - это процесс, определяющий движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Мы выясняли, что существуют различные мотивы. Различают познавательные, социальные мотивы, мотив избегания неудач, мотив достижения успеха, мотивы внешние и внутренние. Как раз младшие школьники в связи со своими особенностями податливы к развитию их мотивации. Так как пока у них есть желание учиться. Интересы младших школьников ситуативны. Потребности и интересы личности лежат в основе мотивации. Таким образом, если обучение сделать желанным управляемым процессом, можно лучше добиться поставленных целей и задач.
Для создания и развития современного общества предполагается широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, при использовании информационно-коммуникационных технологий в образовании ускоряется передача знаний и накопленного социально-технологического опыта от одного человека другому.
Во-вторых, информационно-коммуникационные технологии, повышая качество обучения и образования, дают человеку возможность быть успешнее и лучше адаптироваться к окружающей среде и происходящим быстрым изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение информационнокоммуникационных технологий в образование является важным фактором создания новой, обновленной системы образования.
Выявлены факторы, влияющие на действенность организации процесса применения ИКТ для повышения учебной мотивации младших школьников. Их условно можно классифицировать на:
• объективные и субъективные;
• внешние и внутренние;
• управляемые и неуправляемые.
Изучены существующие методики использования ИКТ для повышения учебной мотивации младших школьников на уроках.
Использование информационно-коммуникационных технологий
способствует проведению уроков:
• на эмоционально и эстетически высоком уровне (музыка, анимация);
• с яркой, разнообразной наглядностью;
• привлечение большого количества дидактического материала;
• увеличение объёма выполняемых заданий на уроке в два раза;
• применению дифференцированных заданий.
Представлены методические рекомендации по повышению мотивации обучающихся в условиях обновленного содержания образования на уроках. Более подробно рассмотрено использование мультимедийной презентации в качестве педагогического инструмента, для того, чтобы проследить положительные стороны применения данной информационной технологии и убедиться в эффективном ее практическом применении.
В завершении хотелось бы отметить, что использование современных информационно-коммуникационных технологий в организации процессом изучения учебных предметов представляет один из путей совершенствования образования младших школьников, так как они способствуют нагляднообразному восприятию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Если сравнивать с обычными техническими средствами обучения, информационно-коммуникационные технологии помогают насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации....
1. Об утверждении Г осударственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы: Государственная программа №988: от 27 декабря 2019 г.: по состоянию от 12.10.2021 № 726. Астана: Одшет. 2021. 148 с.
2. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования. Начальное, основное среднее, общее среднее образование: ГОСО РК № 1080: 23 августа 2012 г. Астана: Одшет. 2012. 24 с.
3. Об утверждении Концепции развития образования Республики Казахстан на 2022-2026 годы: Постановление Правительства Республики Казахстан № 941 от 24 ноября 2022 г. Астана: Одшет, 2022.
4. Аганина К.Ж., Рахымбердиева А.В. Организационно
педагогические условия совершенствования подготовки менеджеров образования // Бши элемшде. В мире образования. In the word of EDUCATION: научно-образовательный журнал. Алматы, 2019. URL: https: //pedacademy. kz/wp- content/uploads/2020/08/%D0%9E%D0%B 1%D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE %D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (дата обращения:
09.09.2021).
5. Артемьев Н. П. Организационно-педагогическое обеспечение
качества обучения школьников средствами информационно
коммуникационных технологий: дисциплина Информатика и ИКТ: дис. канд. пед. наук. Якутск, 2009. 153 с.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. Москва: Мысль, 1976. 158 с.
7. Ахметжанова Г.В. Информационно-коммуникативные технологии в системе работы учителя начальных классов: информационные технологии в образовании материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ, 2014. 10-13 с.
8. Бабакина Е.Н. Формирование у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественнонаучного цикла: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 26 с.
9. Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях: Педагогика и психология, 2008. №10. 36-38 с.
10. Баранова Е.В., Гогун Е.А. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. Санкт-Петербург: Анатолия, 2013. 124 с.
11. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. М.: Академия, 2003. 209 с.
12. Бирюков С.М., Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников. Москва: Начальная школа, 1999. № 10. С.31-33.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: учебное пособие. Москва, Воронеж: Институт практической психологии, 1995. 352 с.
14. Бондаревская В.М. Ребенок и новые информационные технологии: позитивные и негативные последствия новой культуры человеческой жизни: компьютер в школе и семье, № 1. 2000. 49 - 52 с.
15. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: монография. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.....71