СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 11
1.1. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» 11
1.2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 25
2.1. ПОНЯТИЕ «НОРМА» ПРИ ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НОРМАТИВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 25
2.2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ 32
2.3. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНЙ 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 48
3.1 ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ О СФОРМИРОВАННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ 48
3.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТНЦИИ
ПО ОЦЕНИВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 64
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ.... 70
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследования. Изменения в жизни общества, экономике, намеченных перспективах развития образования требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования на основе образовательных результатов обучающихся.
Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования и переход на новые профессиональные стандарты, ориентированных на компетентностный подход. Переход на компетентностно- ориентированные образовательные стандарты способствует вытеснению традиционных ориентаций образования на знания, ведет к новому видению содержания образования, методов и технологий оценки. Приоритетным становится развивающий потенциал оценочной деятельности.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными Приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348, в целях обеспечения качества образования создаются условия для объективной оценки деятельности образовательных организаций.
Оценка достижений учебной деятельности обеспечивает обратную связь в процессе учебно-воспитательной работы. Эффективная методика оценки учебных достижений позволит не только повысить результаты образовательного процесса, но и даст возможность выстроить правильный диалог с родителями.
Проведенный анализ специальных источников и образовательной практики позволил выявить противоречия между:
- необходимостью формирования управленческих компетенций у учителей начальных классов и сложившейся практикой централизованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся;
• традиционно сложившимися формами оценки учебных достижений и необходимостью совершенствования методов оценки учебных достижений.
Проблема исследования: поиск способов совершенствования
управленческой компетенции учителя начальных классов на основе оценки достижений обучающихся.
Объект исследования - процесс формирования управленческой компетенции учителя начальных классов через оценку учебных достижений обучающихся.
Предмет исследования - способы совершенствования управленческой компетенции учителя на основе оценки достижений.
Цель исследования заключается в выявлении путей и способов совершенствования управленческой компетенции учителя начальных классов на основе оценки достижений обучающихся.
Гипотеза исследования: совершенствование процесса формирования управленческой компетенции учителя начальных классов через оценку учебных достижений обучающихся будет успешным если:
• педагоги освоят способы оценивания достижений (анализ успешности обучения, планирование результата, организация процесса оценивания);
• овладение методикой оценивания будет сопровождаться организованной методической поддержкой, обменом передовым опытом (индивидуальных консультаций, группового обсуждения);
• обучающееся и родители будут включены в процесс оценивания через индивидуальную траекторию развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «управленческая компетенция»; изучить содержание управленческих компетенций учителя начальных классов.
2. Изучить нормативные документы по оценке достижений
3. Разработать модель формирования управленческой компетенции педагога по оценке достижений.
4. Представить направления совершенствования управленческой компетенции учителя начальных классов на основе оценки достижений обучающихся....
Большое внимание со стороны современных исследователей уделяется в настоящее время понятию «компетенция». Данный термин следует характеризовать через его особенности: эффективное поведения с точки зрения правильно принятого решения; способность брать на себя ответственность; своевременное проявление инициативы; умение действовать без постоянного руководства; возможность выявлять проблемы и находить для них пути решения; постоянно изучать новую информацию. При этом управленческая компетенция представляет способность осуществлять выбор способа воздействия на объект с целью обеспечения необходимых результатов в условиях ограниченных ресурсов с учетом возможных последствий. Наличие управленческой компетенции предполагает: лидерские компетенции -
способность оказывать влияние на поведение и мышление подчиненных (обучать, мотивировать, формировать коллектив способный решать поставленные задачи); способность обеспечивать собственную эффективность (самостоятельно организовываться и развиваться); способность
приспосабливаться к влиянию внешней среды и использовать свои преимущества для сглаживания недостатков.
Управленческая деятельность учителя начальных классов в настоящее время все чаще становится предметом теоретических и практических исследований. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих образовательный процесс как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан позволил убедиться, что профессия учителя тесна связана со всеми управленческими функциями, однако определения управленческой компетенции в них отсутствует. Был проведен анализ некоторых источников, в которых представлено определение и описание управленческой компетенции учителя начальных классов. Считаем, что более полным является определение управленческой компетенции, предложенное О.Ю. Заславской, согласно которого это способность выделять, формулировать, а также проводить глубокий и целостный анализ развития учебно-познавательной деятельности школьников, вырабатывать эффективные и целесообразные пути решения в соответствии с индивидуальным подходом. Эффективная реализация управленческих компетенций учителя начальных классов должна предполагать наличие сопутствующих компетенций, к числу которых следует отнести: умение сохранять эмоциональную устойчивость, гибко и адекватно реагировать в нестандартных ситуациях, настойчиво добиваться поставленных целей.
Младший школьный возраст ребенка - время, когда усиленными темпами происходит интеллектуальное развитие, а также закладывается личностная направленность. Условия, сопутствующие младшему школьнику, создают среду образования, от которых зависит его дальнейшая жизнь. Оценочная деятельность учителя связана с отбором, формированием и использованием нормативов, а также индивидуальных критериев или эталонов, способов оценки и контроля, оценочных шкал. Нормы оценок достижений в учебе представляют собой набор требований к различным видам деятельности по предметам учебного плана школы. Критерии оценки в начальной школе - система требований, утвержденных нормативными правовыми актами в области образования, используемых для определения оценки достижения учебной деятельности. Процесс оценки достижений учебной деятельности регламентирован со стороны законодательными актами и стандартами государства. Образовательной организацией разрабатывается положение о системе оценивания достижений учебной деятельности. Основой разработки данного документа является Закон об образовании, государственный стандарт основного и среднего образования, а также: устав школы, образовательной программы школы.
В настоящее время формируются новые подходы к проблеме оценки учебных достижений к оценке учебных результатов связаны со следующими аспектами: ориентация на конечный результат, обращенность к стандартам обучения, в основе модели оценки учебных достижений положен компетентности подход. Инновационная система достижений учебной деятельности, в отличии от традиционной ориентирована усиление ответственности обучаемого за результат непрерывного самообразования.....
1. Альназарова Г.Ш. Педагогическое проектирование содержания технологической подготовки педагогов профессионального обучения. специальность 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение: дис. канд. пед. наук. Караганда, 2017. 161 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое
понимание развития человека. Москва: Смысл, 2007. 528 с.
3. Ашихмина Г.А. Методические подходы и проблемы использования
информационно-коммуникационных технологий при разработке
индивидуальных и групповых заданий для лабораторно-практических занятий в высшем образовании. 2016. URL:
http://www.tsutmb.rU/nauka/konferencii/2016/plps_16/5/ashihmina.pdf
4. Бабина С. Н., Шарипова Э. Ф. Интегративный подход как условие формирования профессиональных компетенций учителей физики и технологии// Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 12.2. С. 7 14.
5. Бережнова Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. Москава: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
6. Бояцис Р. Компетентный менеджер / Р.Бояциис; Гиппо (Hippo) 2008. 352с.
7. Вазина К.Я. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). осква: Педагогика, 1991. 268 с.
8. Виноградова Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе, Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2016. 224 с.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: нМц сПо, 1999. 538 с.
10. Владимирова Л. В. Развитие оценочной компетентности как педагогическая проблема // Наука и школа. 2020. № 3. C. 93.
11. Воронцова В.Г. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. №2. С. 110.
12. Гаджиев А.Г. развитие управленческой компетенции государственных служащих: автореф. дис. ...канд. экон. наук. М., 2012. 22 с.
13. Гнатышина Е.А. компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: моногр. Санкт-Питербург: Книжный дом, 2008. 424 с.
14. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. Москва: Знание, 2018. 69 с.
15. Делор Ж. Образование - скрытое сокровище//Доклад на сессии ЮНЕСКО. 1996. 23 с....70