Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГА

Работа №141294

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы125
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
СПИСОК ТЕРМИНОВ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГА 13
1.1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 13
1.2. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 18
1.3. РОЛЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ШКОЛЫ 28
2.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ ШКОЛЫ 28
2.2. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ШКОЛЫ 33
2.3. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГА 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГА .. 49
3.1. SWOT-АНАЛИЗ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ШКОЛЫ 49
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 56
3.3. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ
СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГА 64
3.4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 74
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 94

Актуальность исследования. Инклюзивное образование выступает важнейшим направлением образовательной политики в РФ. В 2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Реализация положений Конвенции позволит в РФ улучшить качество жизни людей с ОВЗ и членов их семей. Одним из таких положений является развитие системы инклюзивного образования.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» приводит определение инклюзивного образования - «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Таким образом, современная система образования диктует новые условия обучения и воспитания детей с ОВЗ. Это обусловлено тем, что в рамках инклюзивного образования все большее количество детей с особенностями развития начинают полноценно включаться в образовательное пространство системы общего образования.
При этом логичным представляется, что решение этой глобальной задачи, новой для нашей страны требует достаточного количества времени, но внедрение инклюзивного образования в РФ происходит быстрыми темпами. В этой связи начинают выявляться новые проблемы и задачи, требующие научных разработок, практических действий и изменений по нормативно-правовой базе.
В целом, всемирные изменения в образовательной сфере обуславливают проблему экономической и административной эффективности педагогов. Это неоспоримо подтверждается включением этой темы в список рассматриваемых в ведущих отчетах об образовании: «Всемирный доклад по мониторингу образования ЮНЕСКО»[01оЬа1 Education Monitoring Report, 2018]. Кроме того, «Доклад о мировом развитии 2018: обучение, как средство реализации образовательных перспектив», который подготовил Всемирный банк, впервые посвящен только образованию, вопросам управления образованием, эффективности, результативности педагогов, как особой социальной группы, осуществляющей значительный вклад в развитие человеческого капитала.
В этом контексте ряд исследователей отмечают взаимосвязь высокого уровня субъективного благополучия и профессионального благополучия [Diener, Rath, Harter]. При этом отмечается его значение в продуктивности, компетентности и отношения педагогов к результатам своего труда [Oswald, Proto, Sgroi, 2015]. Кроме того, выделяется взаимосвязь профессиональной идентичности, самореализации, мотивации с субъективным благополучием в профессиональной сфере [Warr, 2013; Van Horn, 2004] с учетом эмоционального, мотивационного и поведенческого компонентов [Van Horn, Taris,Schaufeli, Schreurs, 2004].
Изучение литературы показывает, что есть большой массив исследований, как отечественных, так и зарубежных о выгорании среди учителей (например, S. Avsaroglu, Коновальчук А.Н., Семиздралова О.А., Ножичкина, Л. В., ). Кроме того, в исследованиях также изучалось качество школьной жизни среди учащихся (например, Порецкова Г. Ю., Печкуров Д. В., Березин И. И. Пауэр и Свенсон). Однако, существует очень мало исследований, в которых качество школьной жизни, комфортность образовательной среды изучались среди учителей. Кроме того, не было найдено литературы , в которой исследовалась бы взаимосвязь между субъективным благополучием учителей, качеством школьной жизни и комфортностью инклюзивной образовательной среды. В большей части педагог влияет на формирование индивидуального, личностного склада ученика. Это значит, что неблагоприятные психологические явления личности учителя будут снижать эффективность инклюзивного образования. А благополучие детей, учеников, их развитие во многом зависят от педагога, который способен к личностному саморазвитию, самовосстановлению, к поддержанию продолжительного позитивного профессионального функционирования.
При этом на мотивацию педагога ключевым образом оказывает влияние среда образовательной организации и это не является сугубо субъективной проблемой, а проблемой созданных условий среды....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам исследования нам удалось достичь поставленных целей, провести теоретическое обоснование и эмпирическую проверка условий управления инклюзивной образовательной средой школы для поддержания субъективного благополучия педагогов
В качестве вывода следует отметить, что важным залогом успешного образования учеников выступает организация психологически безопасной и комфортной образовательной среды ОО. Главными же критериями такой психологической безопасности и комфортности среды ОО будут выступать защищенность от агрессии и дискриминации, удовлетворенность в основных образовательных потребностях и, в целом, сам характер взаимодействия участников должен быть развивающим.
И такое взаимодействие в пространстве ИОС школы выступает референтным для всех субъектов образовательных отношений. Когда мы говорим о психологической безопасности образовательной среды, то следует понимать, что педагог в этом случае выступает одним из гарантов этой безопасности. Поэтому он должен безусловно обладать мотивацией, психолого­педагогической, профессиональной компетентностью в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Ведь готовность, мотивированность педагога к осуществлению ИО, от самой среды будет зависеть социальный эффект в части качества ИОС для всех ее участников - педагогов, обучающихся, их родителей.
Удовлетворенность педагога своей профессиональной деятельностью является составляющей его субъективного благополучия. То есть, от оценки своих успехов, соответствия выполняемой трудовой деятельности своим личностным установкам, ценностям, уровень эмоционального напряжения, безопасность образовательной среды, наличие методического обеспечения, разделение ценностей ОО и др. будет зависеть то, на сколько педагог оценивает себя субъективно благополучным. А значит, будет наблюдаться и обратная связь - чем выше уровень субъективного благополучия педагога, тем лучше он справляется со стрессовыми ситуациями, перегрузками, он не будет склонен высказывать жалобы на различные недомогания, будет оптимистично настроен, успешно взаимодействовать с окружающими, будет уверен в своих способностях, будет эффективно действовать в условиях стресса, и не будет склонен к тревогам. В свою очередь это будет служить ему дополнительной опорой в профессиональной реализации. И если мы говорим об образовательной среде, то это значит, это позволит нашему субъекту быть успешным, субъективно благополучным, профессионально реализованным педагогом. Далее это возымеет свои плоды в высоких образовательных результатах обучающихся, что, собственно, и является одной глобальной целью всей системы образования. То есть, кадры - основание образования, субъективно благополучные кадры - не просто основание, а крепкий и надежный фундамент всей образовательной системы.
Для того чтобы все вышеперечисленное могло быть претворено в жизни образовательной организации, требуется качественный управленческий ресурс, администрация школы должна создавать условия для личностно ориентированной модели управления ОО. В нашем случае обеспечивать условия, которые бы позволяли создать такую ИОС, которая бы поддерживала развитие каждого ее участника, в том числе, в частности и педагога. Мы должны создать такие условия, которые позволят сформировать ИОС поддерживающую положительную динамику субъективного благополучия педагога.
Вышесказанное подтверждается проведенным эмпирическим
исследованием. В результате нашего исследования было подтверждено опытным путем прямая зависимость положительной динамики уровня СБ педагогов от условий, которые «предлагает» ИОС гимназии, ценностей и целей ОО.
Так, благодаря теоретическим аспектам, которые были отмечены по результатам теоретического исследования в первой и второй главах, в третьей эмпирической главе было подтверждено:
1. Удовлетворенность условиями ИОС положительно влияет на динамику субъективного благополучия педагога;
2. ИО по оценке педагогов и администрации школы имеет недостаточную проработанность по направлениям - методическое обеспечение, готовность социума к инклюзивному образованию;...


1. Av§aroglu, S., Deniz, E. ve Kahraman, A. (2005). Teknik ogretmenlerde ya§amdoyumu, i§ doyumu ve mesleki tukenmi§lik duzeylerinin incelenmesi. Selguk Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi, 14, 115-129
2. Bradburn N.M. The structure of psychological wellbeing. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. Р. 320
3. Czapinski, J. Illusions and Biases in Psychological Well-Being: An «Onion» Theory of Happiness. December 15-18, 1991 - P. 24
4. Diener, & Larsen, 1993; Diener, & Suh, 1997; Pavot, Diener, Colvin, & Sandvik, 1991; Schimmack, Radhakrishnan, Oishi, Dzokoto, & Ahadi, 2002
5. Francis R. Ackah-Jnr & Joyce B. Danso. Examining the physical environment of Ghanaian inclusive schools: how accessible, suitable and appropriate is such environment for inclusive education? International Journal of Inclusive Education, 2019, 23:2, 188-208, DOI: 10.1080/13603116.2018.1427808)
6. Global Education Monitoring Report, 2018, «Horizon Report: 2018. Higher Education Edition». URL: https://en.unesco.org/gem-report/taxonomy/term/209 (дата обращения: 19.12.2022)
7. Karatzias, A., Papadioti-Athanasiou, V., Power, K. G., & Swanson, V. (2001). Quality of school life. A cross-cultural study of Greek and Scottish secondary school pupils. European Journal of Education, 36(1), 91-105.
8. Myers, D. G., & Diener, E. (1995). Who is happy? Psychological Science, 6, 10­19 стр. 11
9. Najev Cacija L., Bilac S., Dzingalasevic G. Benchmarking Education Policies and Practices of Inclusive Education: Comparative Empirical Research—The Case of Croatia, Italy and Portugal. In: Ing^orsson A., Alfirevic N., Pavicic J., Vican D. (eds) Educational Leadership in Policy. Palgrave Macmillan, Cham, 2019
10. Oswald A., Proto E., Sgroi D. (2015). Happiness and productivity. Journal of Labor Economics. No. 33 (4). P. 789—822.
11. Pillay, H., Goddard, R., & Wilss, L. (2005). Well-being, burnout and
competence: Implications for teachers. Australian Journal of Teacher Education, 30(2), 22-33
12. Pivik, J., McComas, J. and Laflamme, M. ‘Barriers and Facilitators to Inclusive
Education’, Exceptional Children, 2002, 69 (1), pp. 97-107. doi:
10.1177/001440290206900107.
13. Rath T., Harter, J. (2010). Wellbeing: The Five Essential Elements. Gallup Press
14. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being //American Psychology. 2000. № 55. P. 68-78
15. Ryff C.D. Happiness is everything of psychological well-being // J. of Personality and Social Psychology. 1989. № 59. Р. 1069-1081...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ