СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА 14
1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ
АДАПТАЦИИ 14
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ 20
1.3. СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА 35
2.1. КОУЧИНГ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА 35
2.2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ (МАОУ СОШ №17) 59
3.1. ОЦЕНКА АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ АДАПТИРОВАННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП) 59
3.2. ОЦЕНКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ
ПЕДАГОГОВ 64
3.3 ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 67
3.4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ73 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6 92
Актуальность исследования. В настоящее время государство ставит перед образовательными учреждениями принципиально новую задачу - сформировать модель перспективного эффективного образования путем непрерывного развития инноваций. К числу стратегических направлений относятся ключевые идеи федерального проекта «Современная школа», который обеспечит возможность работы единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в субъектах Российской Федерации. Кроме того, 2023 год официально объявлен годом педагога и наставника, что говорит об необходимости совершенствовать систему сопровождения молодых педагогов.
Требования постоянного профессионального совершенствования предъявляются к молодому педагогу с первых дней их вхождения в профессиональную среду. Во-первых, молодые специалисты вступают в фазу профессиональной адаптации, которая сопровождается дополнительным психологическим стрессом и нервными затратами. Во-вторых, для учебного заведения важно, чтобы молодой педагог влился в общий ритм работы всего педагогического коллектива. Поэтому для любого учебного заведения актуален вопрос об организации сопровождения, которое обеспечит непрерывное профессиональное развитие молодых педагогов и поможет им успешно преодолеть период адаптации [Игнатьева, 2016].
Согласно Федеральному государственному стандарту начального образования [ФГОС НОО, 2011], основной целью работы учителя является создание и организация условий, инициирующих деятельность учащихся, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым требованиям общества. При этом все преподаватели занимаются постоянной методической и исследовательской деятельностью. Молодому педагогу, в свою очередь, достаточно сложно приобщиться к общему ритму работы и самостоятельно выстроить траекторию своего развития. Именно поэтому перед общеобразовательными организациями встаёт вопрос о выборе тех методов и средств сопровождения молодых педагогов, которые помогут в его профессиональном развитии в процессе адаптации, а также будут отвечать его актуальным потребностям.
Различные аспекты теории и практики профессионального развития педагогов исследовались в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, В.Ю. Кричевского, В.А. Кан-Калика, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, Л.И. Митиной, Ю.П. Поваренкова, В.А. Сластенина, В.Ф. Рубахина, А.П. Чернявской и др. Но во всех указанных работах этап адаптации педагога специально не исследовался. Полиаспектным изучением феномена молодого специалиста занимался небольшой круг исследователей: В.Г. Алексеева, Л.Д. Андреева, О.Н., Белкин, С.Г. Вершловский, И.В. Корчагина и др., которые раскрыли вопросы развития управленческой культуры, становления профессиональных качеств молодого учителя, адаптации молодых специалистов в научных и производственных коллективах. Исследовалась и педагогическая организация процесса профессионального становления молодого учителя (С.Г. Вершловский, Ф.Н. Гоноболин, С.И. Змеев, Л.П, Панфилова, Е.П. Тонконогая, А.Н. Ходаков и др.). Но напрямую перенести результаты их исследований в систему общеобразовательной школы не представляется возможным, потому как не исследуется профессиональное развитие на этапе адаптации.
Анализ организации сопровождения в российских школах позволяет выделить следующие противоречия.
Противоречие социально-педагогического уровня: между
потребностью в молодых педагогических кадрах и резким оттоком молодых специалистов из общеобразовательных учреждений.
Противоречие научно-теоретического уровня: между значимостью профессионального развития молодых педагогов и недостаточной теоретической обоснованностью форм организации сопровождения профессионального развития педагогов на этапе профессиональной адаптации...
Важной стадией профессионального развития является стадия профессиональной адаптации, поскольку влияет на последующие этапы профессионализации и отличается наличием определенных трудностей. На данном этапе молодому специалисту требуется сопровождение, понимаемое нами, как создание социально-психолого-педагогических условий для успешного решения задач (проблем) адаптации. Сопровождение на сегодняшний день организуется формально, либо не организуется вообще. В случае осуществления сопровождения возникают различные трудности: большое количество материальных, ресурсных, кадровых, временных затрат. Однако при возможности использования максимального количества ресурсов, сопровождение не всегда имеют положительную динамику, что приводит к оттоку молодых кадров и становится маркером проблемы нерациональной и бессистемной организации сопровождения.
В теоретической части нашей работы были рассмотрены основные аспекты сопровождения молодого педагога и организация сопровождения. Были проанализированы актуальные для нашего времени формы и методы работы в рамках организации сопровождения. Была обоснована польза выбора единого подхода и идея управления по результатам с элементами коучинга при организации сопровождения профессионального развития на этапе адаптации к условиям общеобразовательной школы.
На основании анализа актуальных форм сопровождения молодого педагога нами было выбрано несколько форм, которые могут быть адаптированы к общим идеям личностно-ориентированного подхода и на основе этих трех форм (наставничество, коучинг, школа молодого педагога) была разработана интегративная форма с распределение функций сопровождения между всеми участниками сопровождения (наставник-коуч, руководитель МО, педагог-психолог, администратор образовательного учреждения:, молодой педагог), готовая к применению на базе общеобразовательной школы.
Нами была разработана модель сопровождения молодого педагога на основе личностно-ориентированного подхода. Наша модель основана на первоначальной модели, которая существовала в общеобразовательной организации с внедрением интегративной формы сопровождения с четким разделением обязанностей каждого участника. В качестве основных методов работы представлены коуч-сессии и работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Нами было проведено констатирующее исследование на базе практики - МАОУ СОШ 17 города Тюмени - на выявление актуального уровня готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности и качества организации сопровождения профессионального развития. В данной школе на протяжении трех лет реализовалась система сопровождения молодых педагогов без определенного единого подхода с посещением школы молодого педагога и наставничества. В качестве ведущих методов работы наставника отмечены беседа, контрольное посещение занятий и мероприятий сопровождаемого, работа по ИОМ, представленном как список мероприятий на год сопровождения. По результатам исследования было выявлено преобладает процент молодых педагогов с низким уровнем адаптированности. Также было выявлено, что большинство молодых педагогов оценивают уровень организации сопровождения как низкий, дают низкую оценку согласованности действий, профессиональному развитию, степень удовлетворенности педагогов действующими формами и инструментарием системы сопровождения. Наблюдается низкая посещаемость занятий «Школы молодого учителя». В реализации модели сопровождения нет четкого разделения обязанностей, что усложняет работу по сопровождению.
На основании полученных данных для снижения процента дезадаптированных молодых педагогов до нуля и для повышения процента молодых педагогов с высоким уровнем адаптированности нами было предложено на методическом совете реализовать на выбор некоторые элементы разработанной нами модели сопровождения молодого педагога на основе личностно-ориентированного подхода. Для решения проблемы с перегруженностью субъектов сопровождения, были разделены обязанности между всеми участниками сопровождения....
1. Комплексная программа повышения профессионального уровня
педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28 мая 2014 г. N 3241п-П8). - URL
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70616270/ (дата обращения
01.06.2022).
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы - URLstatic.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 01.06.2022).
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271). - URL https://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения 01.06.2022)
4. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего». 2020. - URLhttps://new.avo.ru/documents/33446/1306658/Учитель+будущего.pdf/19fa3c3 1-eb98-87ad-089d-de00fc799f6d (дата обращения 01.06.2022).
5. Положение о наставничестве//Локальные нормативные акты - URL school92-tmn.ru>osnovnye-svedeniya (дата обращения 01.06.2022).
6. Порядок проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276). - URL https://base.garant.ru/70662982/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения 01.06.2022).
7. Приказ № 14-В от 18.01.2019г. о разработке основных
образовательных программ (ФГОС 3++). - URL
https://www.sgu.ru/structure/edudep/perehod-na-fgos-3 (дата обращения
01.06.2022).
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва. Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - URL http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 01.06.2020).
9. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2016 N 1200 «О внесении
изменения в Положение об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2015 г. N 823» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2016 N 43923). - URL www.consultant.ru/document/cons doc LAW 205585/ (дата обращения
01.06.2022).
10. Федеральный закон Об образовании в РФ №273 с изменениями на 2018 год. М.: Эксмо, 2018. 144 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования., в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357.
12. Абдулаева О.К. Алабина Е.В., Битюкова М.Н. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: Каро, 2019. 224 с.
13. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. - М.: МОДЭК, 1999. 224 с.
14. Ананьев Б. Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Просвещение, 1968. - 332, [3] с. : ил. - Библиогр.: с. 323-333.
15. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. 397 с....88