ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЦЕССОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11
1.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 11
1.2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ» С ПОЗИЦИИ
НОРМАТИВНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 22
1.3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 37
2.1. ОТБОР И ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ШКОЛЫ В ПЕРИОД
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 37
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 39
2.3. ОТБОР КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССА
РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 63
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 65
3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ . 65
3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 68
3.3 ПЛАНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 77
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
Актуальность исследования: развитие образования подобно тому, как развивалось письменность в период развития человечества. В настоящее время активное использование компьютерных технологий способствует тому, что открываются дороги для новых форм представления информации и передачи знаний. Преимущественно передовой формой обучения, которая дает знания в более полном объеме является дистанционное обучение.
Именно разработка новых подходов к пониманию дистанционного обучения и обусловило актуальность темы работы. Дистанционное обучение- относительно новая, неизбежная форма обучения для школьников.
2020 год внес свой весомый вклад в развитие дистанционного обучения в связи с необходимостью внедрения дистанционного обучения. Новая коронавирусная инфекция, последствия которой ощущаются до сих пор, вынудила перейти учащихся в формат дистанционного обучения. В связи с введением коронавирусных ограничений в 2020 году перед руководством общеобразовательных учреждений возник вопрос о том, как же организовать дистанционное обучение и осуществлять управление?
В настоящее время способы получения знаний постоянно совершенствуются. Самым перспективным является именно дистанционное образование.
Дистанционное обучение (далее ДО) представляет собой совокупность образовательных услуг, которые предоставляется обучающимся с
использованием информационно-образовательной среды (далее- ИОС), которая позволяет осуществлять передачу информации на большое расстояние с минимальными временными затратами.
Для особо эффективного применения ДО в современном мире необходима внутренняя дисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и осознанности учащегося. Достижение описанных выше характеристик учащихся связывают со способность учеников осуществлять контроль своего психоэмоционального состояния, а также эмоционально-волевой сферы, ведь именно эти составляющие являются залогом обеспечения безопасности при организации образовательного процесса.
По мнению ряда исследователей (К.В. Караваева, Д.И. Богданова, А.Г. Кумохин, Р.И. Качаев, М.Ю. Бухаркина), активное использование современных технологий, которые призваны сделать технологию использования ДО более совершенной, позволяют повысить эффективность проводимых уроков, объективность контроля знаний учащихся. В своих работах они рассмотрели теоретические подходы к определению понятия ДО, его особенностях и проанализировали отношение к ДО с позиции обучающихся.
Стоит отметить что, в настоящее время, практически отсутствуют исследования, связанные с изучением отношения обучающихся к ДО, хотя именно от этого направления научных исследований зависит будущее внедрения ДО в образовательную среду....
Общественная дискуссия о допустимости и границах применения ДО становится все более острой. Ее участники апеллируют прежде всего к своему ученическому, родительскому, преподавательскому опыту.
В результате исследования было разработан новый подход к определению понятия дистанционного обучения, который представляет собой совокупность образовательных услуг, которые предоставляется обучающимся с использованием информационно-образовательной среды. Данная форма обучения позволяет осуществлять передачу информации на большое расстояние с минимальными временными затратами.
Стоит отметить, что в настоящее время процесс внедрения ДО в образовательную систему несовершенен и имеет ряд недостатков. К числу таких недостатков стоит отнести:
• отсутствие возможности адекватного дистанционного текущего контроля;
• слабое техническое оборудование или его полное отсутствие в ряде сел и поселков;
• плохое интернет соединение;
• отсутствие возможности со стороны государства предоставить малообеспеченным учащимся средств для проведения занятий в дистанционном формате;
• неготовность отечественного программного обеспечения для ведения видеоконференций;
• отсутствие в нормативно-правовых актах регламента присутствия учеников на занятии (невозможность со стороны учителя контролировать нахождение ученика на уроке).
В рамках нашего исследования к числу организационно-педагогических условий были отнесены:
1. Использование современных технологий в рамках применения ДО
2. Выявление трудностей в процессе обучения у учащихся
3. Количество участников курса
4. Усвоение учебной программы
5. Соответствие знаний, навыков и умений педагогов требованиям при осуществлении ДО
6. Актуализация педагогических технологий
В рамках дистанционного обучения учебная нагрузка на школьников увеличилась.
Дистанционное обучение накладывает на учеников ряд технических трудностей, которые негативно влияют на образовательный процесс.
Ученики отмечают положительные стороны дистанционного обучения: индивидуальный темп обучения.
В условиях дистанционного обучения некоторые школьники не смогли адаптироваться к новым образовательным условиям.
Некоторые школьники не умеют пользоваться электронной информационно-образовательной средой в полном объеме и используют лишь узко ограниченный список образовательных порталов.
Повышение учебной нагрузки в период дистанционного обучения привело к снижению мотивации к обучению у ряда учеников.
Дистанционное обучение негативно влияет на характер предоставляемых ученикам знаний.
Проведенное исследование показало отношение школьников к ДО. Решение о переводе обучающихся в дистанционный режим обучения, а также особенности его организации должны, таким образом, учитывать возрастную и гендерную специфику обучающихся.
Это обусловливает постановку новых для психологии образования задач разработки методов информационной образовательной коммуникации, реализующей индивидуально ориентированный подход к образовательному процессу.
Только системный анализ новых образовательных моделей, включающий их субъектов, позволит продуктивно осуществлять организацию процесса обучения в новых, компьютерно-опосредствованных условиях....
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) //
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения:
08.10.2022).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
3. Федеральный закон № 27 ФЗ (ред. От 16.04.2022) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 08.10.2022).
4. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
5. Анализ отечественного и зарубежного опыта дистанционного обучения в среднем образовании и системе повышения квалификации педагогических кадров / М.Ю. Бухаркина. - URL: http://distant.ioso.ru (дата обращения: 06.10.2022).
6. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.
7. Бакаева, И. А. Исследование учебной мотивации подростков в дистанционном образовании / И. А. Бакаева // открытое и дистанционное образование. 2016. № 3. 62 с.
8. Блоховцова, Г. Г. Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки / Г. Г. Блоховцова, А. С. Волохатых // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 10.119 с.
9. Богданова, Д. И. Влияние дистанционного обучения на успеваемость школьников / Д. И. Богданова // Молодой ученый. 2021. № 3. 38 с
10. Бухаркина М. Ю. Теория и практика дистанционного обучения / М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, Е. С. Полат. М. : Академия. 2004. 416 с.
11. Вергелес Г.И., Г раничина О.А. Дистанционное обучение в начальной школе: за и против // Начальная школа. 2021. № 2. 3 с.
12. Гайдамака Е.П. Использование российской онлайн-платформы «Учи.ру» в деятельности учителя-предметника // Информация и образование: границы коммуникаций. 2018. № 10. 62 с.
13. Гергель Е.А. Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру» как инструмент формирования мотивации младших школьников // ББК 74.204 Ц75. Печатается по решению администрации ООО «Международные образовательные проекты». Сост. Е.В. Литвинова. 64 с.
14. Г олованова, Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы
обучения / Ю. В. Голованова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый. 2015. 163 с.URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7048/ (дата обращения: 20.12.2022).
15. Гребенкина Н.Г. Применение образовательного интернет-ресурса федерального уровня «Учи.ру» в образовательном процессе начальной школы // ББК 74.24 (2Белг). 2018. 56 с....70