СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ- СИРОТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО
ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ» 14
1.1. СПЕЦИФИКА И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ» 14
1.2. МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА
ЧЕЛОВЕКА 28
1.3. ПОНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ» СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 41
2.1. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 41
2.2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО
КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ» СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА 57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 65 3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 65
3.3. ОЦЕНКА ДЕЙСТВЕННОСТИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ- СИРОТ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО
ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ» СРЕДСТВАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 111
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 1-17 150
Актуальность исследования. Сравнительно новый тип учреждений в России - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, основная цель деятельности которого направлена на психолого-педагогическую реабилитацию и социализацию детей из неблагополучных семей, а также работу с этими семьями.
В положении о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481), с изменениями и дополнениями от 19 апреля 2022 года в пункте 3 говорится, что «к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети» [Постановление Правительства РФ от 24 ...].
Существуют общие требования для управления образовательными учреждениями, в том числе и социально-реабилитационными центрами. например, отделение психолого-педагогической помощи предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей-сирот [Свод правил.].
Исследователи отмечают определенные условия управления образовательными учреждениями. Стерехова Н. раскрывает сущность управления образованием благодаря организационно-педагогическим условиям развития и функционирования образовательного процесса [Ипполитова, Стерехова, 2012, с.11].
Также Ипполитова Н. и Стерехова Н. раскрывают характерные признаки психолого-педагогических условий в образовательной организации. Авторы отмечают, что совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса [Ипполитова, Стерехова, 2012, с.5].
У детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются различные коммуникативные проблемы, а именно: неуверенность в себе, страхи, низкая самооценка, трудность установления контактов, недоверие к людям, отсутствие поддержки и постоянных друзей [Конопкин, Крюкова, Панов]. В целом у детей- сирот отмечаются проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах.
В педагогике и психологии понятия «эмоциональная» и «коммуникативная» сферы детей-сирот, детей оставшиеся без попечения родителей, рассматривается авторами отдельно. А.В. Запорожец эмоциональную сферу детей-сирот рассматривает как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом [Сенежко, 2013].
Эмоциональная сфера трактуется исследователями как «...система психических процессов непосредственно субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов», «.включает в себя эмоции, эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, эмоциональные устойчивые отношения.» (Е.П. Ильин, И.О. Матьяш), [Ильин, Матьяш]. Коммуникативная сфера определяется авторами «.процессом создания общего, в котором осмысливаем информацию, стремясь к взаимопониманию.», «это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей.» (И.О. Матьяш) [Матьяш, 2002]. Но исследователи не дают определение понятия «эмоционально-коммуникативная» сфера детей-сирот относительно теоретического обоснования взаимосвязи данных сфер и уточнения данного понятия.
В Постановлении Правительства РФ о внесении изменений от 19 апреля 2022 г., №705 в положение от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» указаны виды деятельности, осуществляемые в организациях для детей-сирот: консультативная,
психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и в том числе коррекционная помощь [Постановление Правительства РФ от 24 .].....
Дети-сироты ввиду отсутствия коммуникации с родителями, испытывают различные проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах. У них проявляется неуверенность в себе, страхи, низкая самооценка, трудность в установлении контактов, недоверие к людям, отсутствие поддержки и постоянных друзей, наличие низкой психологической активности, склонность к пониженному фону настроения, легкая истощаемость, раздражительность, увеличение уровня агрессивности с враждебностью, направленной против кого- либо, высокий уровень тревожности, ощущение постоянного напряжения и другие.
Несмотря на то, что в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, созданы определенные условия для их социализации, развития их творческих возможностей (оказывается консультативная, психологическая, педагогическая, коррекционная, юридическая, социальная помощь; создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным), проблема коррекции их эмоциональной, коммуникативной сферы остается актуальной. Традиционные методы коррекции (беседа, тренинг) не являются избыточными, у некоторых детей-сирот профилактические беседы вызывают замыкание в себе, а иногда и агрессивное, импульсивное поведение. Что говорит о том, что необходимо совершенствовать организацию процесса коррекции их эмоциональнокоммуникативной сферы, искать новые, более целесообразные для воспитанников средства коррекции. Решать эту проблему необходимо комплексно, так как в данном процессе задействованы педагоги социальнореабилитационных учреждений, их воспитанники и руководители учреждений, задача которых провести мониторинг организации процесса коррекции эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот, разработать определенные условия для повышения компетентности педагогов в обозначенной сфере, содействовать реализации мероприятий по выявленным условиям, осуществлять контроль за данным процессом.
Мы пришли к выводу, что существует необходимость изучать процесс коррекции эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот, особенности его организации в социально-реабилитационных учреждениях, искать новые средства коррекции данной сферы детей.
В теоретической части мы раскрыли сущность понятий: «управление», «организация», «процесс», «организация процесса управления», «коррекция», «эмоциональная сфера», «коммуникативная сфера». Также раскрыто
содержание понятия «организация процесса коррекции эмоциональнокоммуникативной сферы детей-сирот средствами изобразительного искусства». Кроме того, обоснованы коррекционные возможности изобразительного искусства в двух формах эстетической деятельности.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что «эмоциональная сфера детей-сирот» относительно проявления его в двух формах эстетической деятельности представляет собой понимание детьми эмоционального взаимодействия героев в изобразительном искусстве при его восприятии, понимание сверстника при создании творческого продукта, отображение к ним своего эмоционального отношения; способность слышать, понимать друг друга в процессе коллективной творческой работы. «Компетентность педагогов в коррекции эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот средствами изобразительного искусства» относительно двух форм эстетической деятельности и сущности понятия «эмоциональнокоммуникативная сфера» мы рассматриваем как способность организовывать процесс коррекции в двух формах эстетической деятельности (восприятие искусства и создание творческого продукта) и владение приемами, техниками коррекции эмоционально-коммуникативной сферы детей-сирот средствами изобразительного искусства.
В процессе исследования были выявлены и обоснованы условия организации процесса коррекции эмоционально-коммуникативной сферы детей- сирот средствами изобразительного искусства (организационноуправленческие, методические, кадровые и психолого-педагогические), раскрыто их содержание.....
1. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание
законодательства РФ. - 01.06.2012 г. - № 761. Официальный интернет- портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 20.06.2021).
2. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) // Собрание
законодательства РФ. - 24.05.2014. - № 481, п.2; п.30; п.41; п. 51; п.54.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 17.12.2010. № 1897.
4. Российская Федерация. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон N 159-ФЗ: [принят Государственной Думой 4 дек. 1996 г.: одобрен Советом Федерации 10 дек. 1996 г.]. - Москва. URL: http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 20.06.2021).
5. Российская Федерация. Законы. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации N 272-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. Москва. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/ (дата обращения: 20.06.2021).
6. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Глава 6. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг N 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022):
[принят Государственной Думой 23 дек. 2013 г.: одобрен Советом
Федерации 25 дек. 2012 г.]. Москва. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата
обращения: 20.06.2021).
7. Устав Автономного учреждения социального обслуживания населения
Тюменской области и дополнительного профессионального образования «Региональный социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Семья» от 07.09.2017. Тюмень: 2017. 19 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk- public%3A%2F%2FTc8fdNm42npq%2FJ2La9hQ%2BVhJQMVrFpRnnsAAE BI%2BRBnXGhOEfmfAZ%2BBDaWEDdX4Wq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXn Dag%3D%3D&name=ustav.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
8. Альманах психологических тестов. Москва: КСП, 1995. С. 325-329.
9. Андреева Н.С. Управление педагогическим процессом в системе дополнительного образования: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: дис. канд. пед. наук. Сочи, 2004. 199 с.
10. Ахметшин А.А., Ибатуллин У.Г. Процессная модель управления
качеством образовательных услуг в самостоятельных учреждениях дополнительного профессионального образования // Лидерство и Менеджмент. Москва: 2017. Том 4. № 3. С. 109-116. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30468628 (дата обращения: 05.06.2021).
11. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в руках. Москва: ЛИНКА ПРЕСС, 1997. - 144 е., илл.
12. Библина С.С. Управление центром развития ребенка как развивающей средой инновационного образовательного учреждения: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. 225 с.
13. Багин В.В. Дополнительное профессиональное образование в вузе: стратегии развития: монография. Чита: ЧИПКРО, 2005. 140 с.
14. Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических
исследования. Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - С. 69-73.
15. Бондаренко Я.А. Рукопись А.В. Запорожца «Эмоции и деятельность». Психологические исследования: Москва. 2021. Том 14. № 76. URL: https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.175 (дата обращения: 05.06.2021).....67