СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
СПИСОК ТЕРМИНОВ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 15
1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 15
1.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ .. 31
2.2. СОДЕРЖАНИЕ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ 40
2.3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО
МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 62
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 63
3.1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ .. 63
3.2. ОЦЕНКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ 72
3.3. ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ 76
3.4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ .. 79
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6 97
Актуальность исследования. Изменения в политической, экономической и социокультурной сфере современного общества привело к модернизации образования, что в свою очередь обусловило пересмотр целевых ориентиров и функций образования, изменения в системе и содержании дошкольного образования, повышение его качества в соответствии с обновленными целями и задачами.
Переход к новой образовательной парадигме актуализировал вопросы, связанные с совершенствованием организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Одним их важнейших направлений деятельности в данном контексте становится повышение кадрового потенциала - профессиональное развитие педагогов. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», а также в Стратегии развития российского образования до 2025 года и Национальном проекте «Образование» 2019 - 2024 г. г.
Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является педагог, готовый включиться в инновационную деятельность. Именно поэтому новые образовательные ориентиры требуют от педагогов дошкольного образования профессионализма, постоянного его совершенствования и развития в процессе педагогической деятельности. Однако профессиональное развитие не является только индивидуальным процессом, поскольку включает всех субъектов образовательного процесса и приводит к изменениям культуры не только педагога, но и образовательной организации в целом [Vujicic, Camber Tambolas]. Следовательно, важнейшим фактором самореализации современного педагога дошкольной образовательной организации становится организация методического сопровождения с целью повышения творческого и инновационного потенциала всех педагогов.
В настоящее время в системе российского образования происходит активная реализация ФГОС ДО, который оказывает существенное влияние на деятельность педагогов, методических работников и образовательной организации в целом. Реальный уровень организации методического сопровождения становится одним из важнейших критериев оценки деятельности образовательной организации. В связи с этим методическая работа приобретает все большее значение.
Существует множество исследований и научно-методических разработок, посвященных методическому сопровождению педагогов ДОО и особенностям его организации (М. С. Балагурова, И. М. Гриневич, В. П. Дуброва, О. А. Ошуркова и др.), которые отмечают активное развитие системы методического сопровождения. Однако анализ работ (И. Б. Вербицкая, М. В. Дубцова, И. Г. Каблукова, П. Н. Лосев и др.) по исследуемой проблеме в сфере профессионального развития педагогов показал, что предлагаемое содержание методического сопровождения не всегда отвечает реальной образовательной ситуации и соотносится с уровнем профессионального развития педагогов. Во многих дошкольных образовательных организациях сложилась определенная система повышения квалификации педагогов, но, по мнению П. Н. Лосева, между различными инструментами методического сопровождения часто нет взаимосвязи, учета конкретных профессиональных интересов и потребностей педагогов [Лосев]. Подобная методическая деятельность не приводит к нужному качественному результату, в связи с чем существует потребность в разработке гибкой, вариативной системы организации методического сопровождения профессионального развития педагогов, отвечающей современным требованиям образования, уровню развития образовательной организации, актуальным профессиональным потребностям педагогов, строящейся на принципе индивидуализации, и использующей инновационные инструменты организации деятельности.
Сопоставительный анализ теории в аспекте изучения организации методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации определяет существование следующих противоречий....
Исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. В процессе его реализации были решены поставленные во введении цель и задачи.
Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в теоретической части работы позволил уточнить понятие «профессиональное развитие», основой которого являются личностные и профессиональные изменения и новообразования, появляющиеся в результате удовлетворения актуальных профессиональных потребностей. Рассмотрены ключевые аспекты методического сопровождения и его организации в рамках профессионального развития педагогов. Сделан акцент на индивидуализации методического сопровождения, описаны и проанализированы современные методы, формы и средства деятельности в рамках организации индивидуализированного методического сопровождения.
На основании проведенного анализа разработана управленческая модель организации индивидуализированного методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОО. Данная модель включает теоретико-методологический, структурно-функциональный (этап
планирования), проектно-технологический (этап организации), контрольнооценочный (этап контроля) компоненты, предполагает создание коворкинг- центра, где осуществляется профессиональное развитие педагогов с помощью такого инструментария, как индивидуальная траектория развития, индивидуальное консультирование, педагогический портфель, метод-кейс стади, электронное комьюнити (Telegram-канал). Основным инструментом реализации модели представлена индивидуальная траектория развития.
В рамках констатирующего исследования на базе МАДОУ д/с № 61 города Тюмени и МАДОУ д/с № 5 города Кушва, проведена оценка актуального состояния и перспектив организации методического сопровождения профессионального развития, диагностика уровня профессионального развития педагогов, выявлены основные проблемы в организации методического сопровождения - формальный характер организации, отсутствие объективных возможностей для профессионального развития, отсутствие индивидуального подхода. Полученные результаты были использованы при планировании методической деятельности и внедрении разработанной модели на базе МАДОУ д/с № 5.
Реализация задачи внедрения предложенной модели в практику работы МАДОУ д/с № 5 осуществлялась через активное включение педагогов в методическую деятельность (организацию методических мероприятий в рамках коворкинг-центра), деятельность по собственному профессиональному развитию (с помощью ИТР), а также через обеспечение условий для непрерывного профессионального развития.
На контрольном этапе эксперимента проанализированы промежуточные результаты частичной реализации модели, которые показали положительную динамику и перспективы дальнейших качественных изменений в организации методической деятельности образовательной организации. Можно предположить, что к концу 2022-2023 учебного года показатели профессионального развития педагогов будут выше, поскольку предлагаемая модель позволяет обеспечить постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов, что стимулирует педагогов к переходу на новый этап профессионального развития.
Таким образом, осуществленный теоретический анализ и опытноэкспериментальная работа позволили констатировать подтверждение исходной гипотезы исследования.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 12 декабря 2012 г. (ред. от 29.12.2014, с изм. от 02.05.2015). Москва, 2012. 160 с. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1401 74/ (дата обращения: 25.05.2021).
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ N 1155 от 17 октября 2013 г. (ред. от 21.01.2019). Москва, 2013. 96 с. URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 25.05.2021).
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 (ред. от 05.08.2016) г. Москва, 2013. 25 с. URL:
https: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 155553/fcd5 ad2f7bcae4 20af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 25.05.2021).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года: распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 г. Москва, 2015. 15 с. URL:
https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения:
26.05.2021).
5. Об утверждении Национального проекта «Образование» 2019-2024 г. г.:
приказ президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам № 16 от 24.12.2018 г. URL:
https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 26.05.2021).
6. Аввакумова О. Б., Тырина Т. Б. Индивидуально-дифференцированный подход в методическом сопровождении кадров в условиях введения ФГОС ДО // Управление дошкольным образовательным учреждением. Москва: ТЦ Сфера, 2016. № 7. С. 25-32.
7. Абибуллаева Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в
дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый: научный журнал. Казань: Молодой ученый, 2018. № 12. С. 142-145. URL:
https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дата обращения: 30.06.2021).
8. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие. Москва: АПК и ПРО, 2004. 73с.
9. Байдин Д. И. Сущность индивидуальной траектории развития обучающегося и методы ее построения // Отечественная и зарубежная педагогика. Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 88-104.
10. Балагурова М. С. Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления // Молодой ученый. Казань: Молодой ученый, 2018. № 25. С. 288-291. URL: https://moluch.ru/archive/211/51535/ (дата обращения: 02.06.2021).
11. Безматерных Т. А., Терещенко О. Ю. Профессиональный рост учителя в современном образовательном пространстве: проектирование модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога в условиях непрерывного образования // Интернет- журнал «Мир науки. Педагогика и психология». Магнитогорск: Мир науки, 2018. Том 6. № 5. С. 1-13
12. Бичева И. Б., Мелентович А. В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2018. № 4 (28). С. 267-276.
13. Введенский В. Н. Компетентность педагога как важное условие
успешности его профессиональной деятельности // Инновации в
образовании. Москва: Издательство СГУ, 2003. № 4. С. 21-31.
14. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направление реализации индивидуальной образовательной траектории // Вестник евразийской науки. Москва: ИЦ Науковедение, 2013. № 6 (9). 175 с.
15. Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». Калининград: ГАУКО ДПО «Институт развития образования», 2022. № 3 (15). С. 14-24....67