Введение 3
Глава 1. Музыка как особый вид искусства и объект продвижения 12
1.1. Музыкальное искусство в социокультурном дискурсе 12
1.2. Процесс трансформации музыкального искусства в объект рекламного продвижения 15
Глава 2. Характеристика рекламных коммуникаций в сфере искусства 26
2.1. Специфика рекламной коммуникации в продвижении объектов массовой культуры 26
2.2. Рекламные инструменты в продвижении продуктов культуры и искусства 37
Глава 3. Рекламные коммуникации в процессе продвижения музыкальных брендов 65
3.1. Процесс формирования музыкального бренда на примере продвижения зарубежных и российских групп 65
3.2. Процесс формирования и продвижения петербургского музыкального проекта Amy Pieterse 88
Заключение 103
Список использованной литературы: 108
Приложение А 117
Приложение B 121
С развитием массового общества и массовой культуры количество продукции – как в материальной, так и в духовной сфере – увеличивается всё стремительнее. На современном этапе можно отметить коммерциализацию сферы искусства, когда культурная продукция становится товаром. Популярная музыка, будучи частью искусства, становится благодатной почвой для развития в искусстве товарно-денежных отношений. Люди платят за готовый продукт – альбом, концерт или песню, тщательно раскрученные и разрекламированные. При этом в современной музыкальной культуре готовый продукт – это не столько музыкальная составляющая, сколько синтез звука, визуального сопровождения (музыкальный клип, концертное шоу и так далее) и имиджа исполнителей.
В условиях перенасыщенности сферы искусства произведениями, поступающими во внешнюю массовую среду через различные каналы информации (радио, телевидение и, особенно, Интернет); в условиях глобализации, влияющей на способ взаимодействия человека с произведениями искусства; а также в условиях интерактивности, когда каждый пользователь сети Интернет может создать своё произведение искусства, необходимо не только уметь создать творчески качественный продукт, но и правильно подать его массовой аудитории. Для этого в сферу искусства, в том числе и музыкального, привлекаются различные маркетинговые коммуникации, среди которых одно из важнейших мест занимает реклама.
Реклама оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, во многом определяя его образ жизни и потребительские предпочтения не только в материальной, но и в духовной сфере. Реклама указывает, не только на то, что надо употреблять в пищу, во что одеваться, но и как отдыхать, чем занять свой досуг, какую музыку слушать. Тем самым реклама стандартизирует не только предметы быта, но и сферу духовного потребления человека, привнося значительные изменения в сферу культуры и искусства.
Музыка является органичной составляющей культуры, самодостаточной областью художественного творчества, произведения которой оказывают уникальный эффект на слушателя, поэтому особенно востребованы в обществе. Исследователь М.С. Бондарева пишет: «Мы являемся свидетелями наиболее масштабного омассовления сферы музыки за всю историю ее существования. Музыка в своих самых разнообразных проявлениях заявляет о себе практически во всех сферах жизни современного общества, что позволяет говорить о подлинной музыкальной пандемии. Происходящие качественные изменения привели к формированию ранее не существовавшего социокультурного образования - звучащего, «омузыкаленного» социума» . В подобных условиях необходимо наблюдать за процессом коммерциализации искусства (элементом этого процесса становится внедрение рекламы в духовную сферу), чтобы создавать посыл эффективный не только с точки зрения формирования спроса на музыкальный продукт, но и с точки зрения формирования ценностных и эстетических ориентиров общества.
В музыкальном менеджменте продвижение рассматривается как создание продукта массового спроса и доведении музыкального продукта (альбома, песни, концерта) до массового потребителя. Речь идет о популяризации и «раскрутке» исполнителя или коллектива через создание успешного имиджа. Успешность продвижения музыкального бренда зависит от правильно организованной рекламной кампании, выстраивания стратегических коммуникаций с аудиторией слушателей.
Новые технологии дают исполнителям широкие возможности для создания уникального, необычного звучания, но популярная музыка, наоборот, с каждым годом становится всё более стандартизированной и шаблонной, теряет функцию формирования музыкального вкуса у аудитории. Именно поп-культура, транслируемая всеми средствами массовой коммуникации, оказывает самое широкое влияние на общество, способствуя примитивизации широких слоёв слушателей.
Продукт популярной музыки часто перестаёт быть искусством, результатом творческого поиска, выпадает из сферы эстетического и становится продуктом ежедневного потребления. При этом классическая музыка различных направлений либо не рекламируется вообще, либо в очень скромных объёмах. Синтез элементов популярной и альтернативной музыки более известен кругу слушателей, но благодаря своему звучанию, а не дополнительным рекламным коммуникациям. Как правило, к маркетинговым средствам активно апеллируют музыкальные продюсеры крупных лейблов, чтобы привлечь к подопечным исполнителям внимание ещё не вовлечённой аудитории. Поэтому популярное становится ещё более популярным, а менее известные исполнители становятся ещё менее известными, так как их вытесняет популярное, массовое.
Искусство в подобном окружении, становясь массовым, модифицируется, меняются его функции и задачи, и, в конце концов, оно само становится рекламным каналом. «Глобальные коммерческие СМК, - пишет социолог В.В. Касьянов. – Распространяют в первую очередь ту культурную продукцию, которая обеспечивает продвижение товаров…» . Таким образом, произведения искусства становятся частью креативной концепции рекламной кампании, фоном для презентации продукта, элементом бренда и так далее. В этом аспекте мы говорим о рекламно-культурной интеграции, так как произведение искусства не является основным объектом продвижения, а играет лишь вспомогательную роль для продвижения того или иного товара.
Кроме того, как мы уже отметили, с развитием процесса коммерциализации искусства, культурная продукция сама становится товаром. «Массовая культура однородна, стандартизована, предсказуема и совершенно не отличается от других форм производства: культурный продукт - такой же товар, как машины или обувь» . Именно в этом аспекте мы и будем говорить о рекламе с сфере популярной музыки.
Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью использования рекламных коммуникаций в продвижении продукта музыкального искусства. Однако культурная сфера накладывает свои особенности на рекламный процесс, которые необходимо учитывать, чтобы создать качественный музыкальный бренд. Эти особенности мы и постараемся выделить и изучить в данной научной работе.
Рекламному продвижению музыкальных брендов посвящено немного научных исследований. Наша работа будет отличаться от существующих тем, что в ходе анализа эмпирического материала мы попытаемся проследить и сравнить процесс рекламного продвижения зарубежных и отечественных музыкальных проектов. Кроме того, мы попытаемся разработать уникальный проект для музыкальной группы из Санкт-Петербурга Amy Pieterse. В этом заключается новизна нашего исследования.
Объектом исследования стали российские и зарубежные музыкальные бренды.
Предмет данной работы – способы продвижения музыкальных брендов, выраженные в рекламных коммуникациях, обеспечивающих сбыт музыкальной продукции.
В связи с обозначенными объектом и предметом цель настоящей работы заключается в выявлении и изучении рекламных коммуникаций в сфере популярной музыки и определении принципов формирования и продвижения брендов данной индустрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать характеристику музыке как специфическому виду искусства и объекту продвижения;
• изучить процессы, происходящие в современном обществе и музыкальной индустрии и обуславливающие необходимость привлечения рекламных коммуникаций;
• изучить понятие музыкальный «бренд» и определить рекламные коммуникации, направленные на его продвижение; проанализировать рекламные коммуникации, участвующие в создании уже существующих зарубежных и российских брендов;
• составить рекламную кампанию, направленную на продвижение музыкального бренда Amy Pieterse.
Теоретическую базу исследования составили научные работы сферы культуры, музыкального искусства, рекламы и брендинга. Процессы трансформации музыкальной культуры в современном массовом обществе и распространение рекламных коммуникаций в сфере искусства мы постарались проследить с помощью трудов таких исследователей как: А. Мидлер, Ж. Бодрийяр, А. Моль, В. Беньямин, Г. Герднер, Н.И. Киященко и М.С. Бондарева и некоторые другие. Кроме того, мы обратились к работам исследователей в области популярной культуры, таких как А.В. Костина, Н.С. Зырянова, П.А. Сорокин, Д.В. Ольшанский и другие.
Очень важны для нашей работы труды, исследующие рекламные коммуникации в сфере искусства. Для освещения данного аспекта темы мы обратились к исследователям в области арт-менеджмента: Ф. Колберу, Ж. Нантэлю, Д. Ричу, Я. С. Матковской, Н.Н. Королёвой, С. Корнеевой. Более подробно трансформацию рекламных форм в продвижении объектов массовой культуры мы изучили с помощью фундаментальных работ теоретиков рекламы: Ф. Котлера, Е.В. Ромата, К. Хопкинса, О.А. Феофанова.
Особенности брендинга в сфере искусства и продвижения продуктов музыкальной индустрии изучали учёные из самых разных научных сфер: рекламы, культурологии, музыковедении и так далее. Основными для нашей работы стали труды А.В. Крыловой, Г.Л. Тульчинского, А. Притчина, О.Н. Кобцева, Н.Д. Романова, Д.С. Овсепяна, И.Д. Новгородцева, Т. Лэтропа, Д. Петтигрю, О.В. Синеокого (в рамках музыкального продвижения), а также А.Д. Кривоносова, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина, М. Полиенко (в рамках брендинга) и других.
Не менее важны труды исследователей по отдельным аспектам рекламы в сфере музыкального искусства: о концепции харизмы - М. Вебера и Д. Б. Гениндоржиева; об архетипах - К. И. Белоусова и Е. В. Тетерина; о шокирующей приёмах в рекламе - И. В. Грошева и Л. В. Морозова; об особенностях афиши и рецензии в продвижении музыкальных событий – У. Перси, И.Л. Викентьева, О.И. Десюкевича; о тизерной рекламе - Д. А. Полякова и Д. А. Радушинского и многих других.
Также хотелось бы отметить, что для изучения феномена массовизации общества и его культуры, а также формирования общества потребления мы обратились к некоторым программным исследованиям XX века. Именно в прошлом столетии начинает развиваться массовое общество, поэтому работы Э. Дюркгейма, Э. Фромма, М. Маклюэна, Ж. Бодрийяра, О. Шпенглера, Г. Макрузе и некоторых других учёных помогают понять причины, которые повлекли становление популярной музыки и необходимость использования рекламных коммуникаций в искусстве.
В основу методологии работы был положен комплексный подход, в рамках которого мы использовали общенаучные (исторический метод, теоретический анализ) и культурологические методы (компаративный метод). В процессе работы с эмпирическим материалом мы обратились к таким методам как контент-анализ, сравнительно-типологический анализ, конкурентный анализ, SWOT-анализ и фокус-группа.
Эмпирическую базу исследования составили рекламные и рекламно-музыкальные материалы, направленные на продвижение зарубежных и отечественных молодых исполнителей. Всего мы исследовали рекламные коммуникации 30 музыкальных проектов, представленные в СМИ (в виде анонсов, рецензий), наружной и Интернет-рекламе (афиши, рекламные посты), видеорекламе (тизер-трейлер, видеоклип, фильм-концерт), а также в виде специфических рекламно-музыкальных формах (сингл, концерт, тур).
Цели и задачи исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трёх глав, состоящих из двух параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений A и В. Первая и вторая главы работы теоретические. Первая глава посвящены специфике музыкального творчества как объекта продвижения. Вторая глава раскрывает особенности рекламных коммуникаций в сфере искусства. В третьей главе мы применяем теоретические выводы в анализе эмпирической базы. Кроме того, последняя глава описывает проект автора работы по продвижению петербургского музыкального бренда Amy Pieterse.
Чтобы не допустить двусмысленности в толковании выводов нашего исследования, приведём некоторые основные понятия, которыми мы будем оперировать в данной научной работе:
Популярная культура – «область культуры, доступная для понимания представителями всех социальных слоёв и групп и получившая широкое распространение в обществе, в том числе в молодёжной среде» .
Популярная музыка – «это музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная по форме... Определяющим фактором является легкость для восприятия и в большинстве случаев – расчет на успех у массового слушателя» .
На этапе развития СМК термин «популярная культура» неразрывно связан с понятием «массовая культура», который демонстрирует масштабы распространения незамысловатых форм искусства. Так, в западной социологической и философской литературе эти понятия отождествляются , однако их семантические поля не равны – первое понятие включает в себя второе. Поэтому определим и второй термин.
Массовая культура – «1. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культ. ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации (коммуникации). 2. Вид культуры, характеризующийся ориентацией на усреднённый массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчётом на коммерческий успех» .
С термином «массовая культура» тесно связано понятие «массовой аудитории» как совокупности потребителей продуктов массовой культуры. Дадим определение целевой аудитории:
Массовая аудитория – «все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ – читатели газет, журналов и книг, радиослушатели и телезрители, пользователи Интернета и покупатели программ для компьютеров, посетители дискотек и покупатели пластинок, кассет и дисков со звуковыми и видеозаписями, посетители кинотеатров и т.д» .
Кроме того, обратимся к основным терминам нашего исследования:
Рекламные коммуникации – «закодированное в тексте, звуке и цвете сообщение, которое адресовано потенциальному покупателю товара либо услуг, а также ответ на него… Благодаря такой коммуникации удаётся не только лишь познакомиться с различными видами товаров, но ещё и сформировать общественные стереотипы, ценности и стандарты. Другими словами – это инструмент для социокультурных преобразований» .
Бренд – 1) «торговая марка товара или продукта в наиболее предпочтительном образе, имеющем высокую репутацию у потребителя»; 2) «знак, образ предмета или явление; имидж» .
Теперь, когда мы определили основные положения нашей работы, мы можем перейти к её основной части.
В результате исследования мы пришли к некоторым выводам.
Музыка – специфический вид искусства, так как не имеет материальной основы, не обладает прагматичной природой и воспринимается на основе ассоциаций и трансцендентных проекций каждым конкретным человеком по-своему. В разные эпохи к музыкальном искусству относились по-разному: от понимания музыки как феномена космического, непостижимого, природного до утилитарного отношения (музыка обслуживала другие сферы человеческой деятельности, не являясь самоцелью творчества). Сейчас общество находится на стадии утилитарного отношения к музыке, что выражается в распространении популярных жанров, которые часто не несут большой эстетической, аксиологической и культурологической ценности.
Развитие технологий привело к глобализации и омассовлению всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. Эти процессы запустили многократное увеличение объёмов информации, придали ей статус одной из основных ценностей современного общества, что привело к информационной перенасыщенности. Повсеместное развитие рынка инициировало появление жёсткой конкуренции практически во всех областях жизни общества (в том числе, и в духовной). Массовая культура все больше коммерциализируется, рынок популярная музыка попадает под бизнес-процессы и становится объектом продвижения. На этой почве появляется музыкальная индустрия, основанная по канонам промышленного производства и бизнеса, что фиксируется в языковой системе (музыкальная индустрия, музыкальный продюсер, шоу-бизнес).
Одной из характеристик современного массового общества является наличие обезличенной массовой аудитории, поведение которой определяет массовое сознание – некритичное, неустойчивое к различным внешним (в том числе и рекламным) воздействиям, легко поддающееся эмоциональному заражению, оперирующее примитивными культурными образцами. Всё это объясняет эффективность рекламных коммуникаций, особенно в сфере шоу-бизнеса, продвижение которого в силу специфики объекта основано на эмоциональных стратегиях.
Поскольку для массовой аудитории не нужны уникальные, сложные с культурологической точки зрения произведения, прибыль приносят простые и однотипные мелодии, однако в данной ситуации появляется проблема высокой конкуренции в музыкальной индустрии, которая преодолевается с помощью различных часто имплицитных рекламных коммуникаций.
Многие исполнители, играющие качественную музыку, не уделяют внимания активному продвижению своего творчества, вследствие чего остаются в малоизвестными; а популярные исполнители, движимые продюсерами, лейблами и большими бюджетами, становятся ещё более известными, хотя их творчество может быть намного проще. Это приводит к тому, что популярное становится ещё более популярным часто только благодаря эффективным рекламным и PR-стратегиям, а непопулярное, размываясь под натиском многочисленной рекламной информации от раскрученных музыкальных брендов, уходит в ещё большее забвение.
Реклама эффективна в сфере искусства не только потому, что с омассовлением культуры исполнители и их творчество всё больше похожи на бизнес-проекты, но и потому, что реклама сама является частью культурной сферы, цели, задачи, функции и приёмы двух различных областей могут совпадать. В аспекте сопоставления двух феноменов одной из важнейших ролей как искусства, так и рекламы является социализация личности, которая в современном обществе происходит, в том числе, и с помощью брендов. Поскольку реклама становится частью массовой культуры, она способна имплицитно проникать в сферу искусства и воздействовать незаметно для адресата. Наряду с этим и сами произведения искусства начинают выполнять рекламные функции и продвигать друг друга.
В продвижении произведений искусства используется синтез различных технологий и каналов. Поскольку реклама, журналистика и массовое искусство сближаются, то размываются границы форм той или иной сферы массовой коммуникации: журналистские жанры, как и жанры искусства, могут выполнять рекламные функции. Кроме того, сложно в сфере искусства разделить PR-технологии и рекламные, так как эти две связанные между собой технологии продвижения ещё больше сближаются в рамках промоушена произведений музыкального искусства. Это связано со спецификой объекта продвижения.
Рекламные коммуникации, направленные на продвижения творческих проектов, строятся исключительно на эмоциональных стратегиях (в первую очередь, на имидже). Поскольку оной из основных функций современной массового культуры является создание гиперреальности, то в основе всего массового культурного пространства находятся образы (симулякры), задача которых вызвать у аудитории те эмоции, которых она не испытывает в реальной жизни.
Творчество презентуется через фигуру исполнителя, которая становится конкретным воплощением нематериального музыкального образа. Имидж певца (или фронтмена) – это основное презентационное средство, обложка творчества и его реклама. Имидж создаёт уникальность проекта, становится основой бренда (символом) и главным способов отстройки от конкурентов. Именно поэтому имиджевая реклама становится одним из основных способов продвижения музыкального проекта на уровне исполнителя. В сфере искусства имиджевую рекламу предваряет PR-компания, направленная на формирование яркого, узнаваемого образа. Далее этот образ транслируется на аудиторию с помощью рекламных коммуникаций.
Основные инструменты создания имиджа – харизма, архетип и миф. Трансляторами образов становятся фронтмены или самые яркие участники коллектива, которые могут и не быть творческими лидерами группы. Фигура исполнителя – это синтез характеристик личности музыканта, рекламного имиджа и образа лирического героя песен. Такое многоуровневое строение имиджа деятеля искусства позволяет действовать сразу в двух реальностях (виртуальной и реальной) и использовать эффекты от диаметрально разных приёмов одновременно (например, идентификацию, опору на авторитет и идеализацию).
Продвижение бренда может происходить на нескольких уровнях (творческая составляющая, имидж исполнителя и репутация лейбла). Рекламные и PR-коммуникации в продвижении объектов культуры тесно связаны между собой и дополняют эффекты друг друга. Оба подхода продвижения направлены на создание сильного образа (мифа), который и составляет ядро бренда.
Продвижение музыкальных проектов происходит, в основном, через СМИ. Для успешного рекламирования необходима сеть профильных изданий и каналов, а также яркий имидж, который будет притягивать внимание редакторов. Поскольку исполнители не часто обращаются к рекламе напрямую, они пытаются инициировать стихийное продвижение с помощью PR-коммуникаций, имиджевой рекламы и эпатажных техник. Имиджевые способы продвижения используются практически непрерывно, но другие рекламные формы имеют своё место в жизненном цикле проекта - предсобытийное и постсобытийное.
Есть несколько основных поводов для выхода рекламного сообщения: анонс альбома, выход сингла, релиз альбома (и его презентация), анонс концертов и концертный тур. При этом некоторые творческие коммуникации (например, сингл, клип или концерт) могут становиться как объектом рекламы, так и её носителем. Этот феномен тоже связан с родством массовой культуры и рекламы, благодаря которому размываются границы между рекламными формами и текстами сферы искусства.
Основной предсобытийной рекламной формой творчества наряду с анонсом является афиша, которая строится на ярком имидже и отражает его особенность с помощью визуальных образов. Чуть менее активно используются приёмы, направленные на создание интриги, например, тизер-трейлер.
Основным приёмом оценки творчества является рейтинговая система, которая может быть включена в контекст рецензии или существовать автономно (например, в топ-чартах). Рейтинг является и формой обратной связи, которая демонстрирует отношение профессиональной и массовой аудитории к творческому продукту.
Телевизионная и радиореклама эффективна в процессе продвижения музыкального проекта, однако используется реже, чем «опосредованные» рекламные формы. Это связано с высокой стоимостью эфиров на крупных каналах, с широкими возможностями продвижения творчества через PR-коммуникации, а в России ещё и с отсутствием сети качественных музыкальных теле- и радиоканалов.
Помимо создания имиджа, который является основой практически всех последующих форм, для продвижения музыкальных проектов активно используется тизерная реклама, основанная на интриге; вирусная реклама, использующая возможности современных технологий и энтузиазм вовлечённой аудитории; шокирующая реклама, основной которой часто является скандал.
Что касается сравнения рекламных коммуникаций зарубежных и отечественных проектов, то их отличает степень интенсивности и изобретательности: как правило, зарубежные группы рекламируют свою продукцию более активно и агрессивно, тогда как возможности российских проектов ограничены не только очевидным противопоставлением эстрадной сцены и альтернативной популярной музыки, но и отсутствием качественных профильных изданий. То есть в российском шоу-бизнесе наиболее эффективными становятся прямые формы коммуникации (афиша, теле- и радиореклама), однако из-за ограниченности бюджета не все исполнители могут воспользоваться подобной рекламой, что и приводит к ещё большему разделению между независимыми и уже раскрученными артистами.
В целом музыкальный образ большинства исполнителей и групп совпадает с имиджем и образом рекламным. С одном стороны, это обеспечивает единственно аудиального и визуального в музыкальном бренде, но, с другой, в некоторых случаях приводит к унификации образов, созданных на разных уровнях, и упрощению звучания, задачи которого сводятся до поддержания имиджа поп-звезды. На наш взгляд, нужно более активно использовать рекламные коммуникации в продвижении поп-брендов, работающих на альтернативной сцене. Большой потенциал рекламы как одного из основных способов популяризировать тот или иной продукт смог бы обеспечить атмосферу здоровой конкуренции на рынке музыкального шоу-бизнеса, что, возможно, привело бы к улучшению условного качества композиций. Кроме того, необходимо развивать сеть профильных изданий, которые стали бы освещать не только эстрадную музыку, но и инди-сцену.
1. Антинази А. Энциклопедия социологии. М.; 2009.
2. Апполонов В. С., Виноградова А. И. Роль и значение музыки в молодежных субкультурах //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – Т. 2. – №. 11.
3. Атаева Т. А. Событийный маркетинг как инструмент продвижения товара и создания его имиджа //Теория и практика общественного развития. – 2015. – №. 9.
4. Белоусова К. И., Тетерина Е. В. Архетипы в рекламе //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – Т. 2. – №. 9.
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. – 2006.
6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла [Текст] / Ж. Бодрийяр — М.: Добросвет, 2000.
7. Бондарева М. С. Масскульт и музыка. Проблемы звучания и потребления //Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – Т. 14. – №. 4.
8. Бородулина Н. Ю., Макеева М. Н., Гуляева Е. А. Лингвистические средства в обеспечении продвижения вирусной рекламы //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №. 9-1 (75).
9. Ваниянц Д. Ю. Реклама в социальных сетях //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 6.
10. Вариясова Е. В. Лексические повторы как суггестивный приём в рекламных текстах (на материале экспериментальных рекламных текстов) //Актуальные проблемы современной науки. – 2012.
11. Вдовина М. Е., Савельева Е. П. Выразительные средства воздействия рекламы на аудиторию в контексте теории коммуникации Н. Лумана //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2011. – №. 2.
12. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети. – Манн, Иванов и Фербер, 2010.
13. Гениндоржиева Д. Б. Концепция харизмы Макса Вебера //Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – №. 5.
14. Геращенко Л. Л. Реклама как миф //Обсерватория куль туры. – 2006. – №. 2
15. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом. – 1999.
16. Грошев И. В., Морозова Л. В. Особенности воздействия элементов шокирующей рекламы на поведение потребителя //Социальная психология и общество. – 2012. – №. 1
17. Десюкевич О. И. Композиционно-стилистические и дискурсивные характеристики жанра рецензии. – 2012.
18. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
19. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь //М.: Дрофа. – 2000.
20. Еремеева А. В. Отождествление моды с современным искусством: новые возможности для продвижения //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2007. – Т. 175.
21. Зелинский С., Нагавкина Л. С., Фёдоров А. В. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание: средства массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. – Скифия, 2008.
22. Зырянова Н. С. Особенности рекламного текста как средства коммуникации в обществе массового потребления //Социум и власть. – 2012. – №. 2 (34).
23. Иншакова Н. Помощник рекламиста, или Редактор ре- кламных текстов. – М.: МЦФЭР, 2005.
24. История музыки: Учебное пособие (для студентов немузыкальных специальностей факультета культуры и искусств) / Авт.- сост.: И.А. Никеева, Л.Р. Фаттахова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004.
25. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика //М.: Юнитидана. – 2005.
26. Касьянов В. В. Влияние средств массовой коммуникации на формирование глобальной культуры человечества //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №. 5.
27. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек:
Издательство КРСУ. А. А. Князев. 2002.
28. Кобцева О. Н., Романова Н. Д., Овсепян Д. С. Музыкальный брэндинг //Редакционная коллегия: Юсупов РГ, доктор исторических наук; Ванесян АС, доктор медицинских наук; Калужина СА, доктор химических наук; Шляхов СМ, доктор физико-математических наук. – 2016.
29. Колбер Ф., Нантель Ж., Рич Д. Д. Маркетинг культуры и искусства //СПб.: Арт Пресс. – 2004.
30. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – 2006.
31. Кончаловский А. Победа рынка над искусством //Российская газета. – 2005. – Т. 3694.
32. Корнеева С. Как зажигают" звезды". – Издательский дом" Питер", 2004.
33. Корсакова И. А. Онтологические характеристики музыки в структуре мироздания //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – №. 2-3.
34. Костарева А. М., Старкова Н. О. Особенности применения вирусного маркетинга в развитии рыночной деятельности современных предприятий //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – №. 88.
35. Костина А. В. Популярная культура //Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №. 3.
36. Костылев С. В. Арт-менеджмент как комплексная система управленческой деятельности в области культуры, искусства и образования //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 1.
37. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2011.
38. Кривоносов А., Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы пиарологии. – СПб.:Роза мира, 2008.
39. Крылова А. В. Реклама художественных событий //Проблемы музыкальной науки. – 2011. – №. 2.
40. Лимонов Э. Дисциплинарный санаторий. – СПб: Амфора, 2002.
41. Литвинцева Г. Ю. Реклама как направление массовой культуры //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №. 5-1.
42. Лэтроп, Т., Петтигрю Д. Промоушн музыкальных проектов // "Музыкальное и театральное продюсирование. Российский и зарубежный опыт". – М., 2008.
43. Маклюэн М. Законы медиа //История философии. – 2001. – №. 8.
44. Массовая культура. -М.: «Альфа-М», 2004.
45. Марочкина С. С., Вегенер Ю. С. Коммуникативные возможности героев рекламы //Омский научный вестник. – 2014. – №. 1 (125).
46. Матковская Я. С., Королева Н. Н. Арт-рынок: специфика, новые тенденции и перспективы развития //Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2014. – №. 4.
47. Муравьёва Н. С., Гурская Е. И. Вирусный маркетинг. – 2017.
48. Новгородцева И. Д. Музыкальный проект: специфика позиционирования и продвижения //Контентус. – 2016. – №. 1.
49. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – Litres, 2017.
50. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб: Питер, 2001.
51. Перси У. Афиша как средство художественной и маркетинговой коммуникации (эпоха стиля Модерн). – 2015.
52. Поляков Д. А., Радушинский Д. А. Инфографика и тизерная реклама–актуальные техники привлечения зрительского внимания //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – №. 5-2.
53. Притчин А. Теоретические проблемы рекламы художественных событий. Эстетичский аспект: автореф. дис. … канд. философ. наук. – М., 1999.
54. Ромат Е. В. Реклама. – Издательский дом" Питер", 2008.
55. Самсонова Т. П. Понятие «архетипическое» в культурной антропологии на материале музыкальной культуры //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – №. 11.
56. Синеокий О. В. Профессиональная продюсерская культура: право шоу-бизнеса и антикризисные коммуникации в музыкальной индустрии //Социодинамика. – 2015. – №. 4.
57. Соловьева В. Ю., Матвеева Н. Ю. Коммерциализация культуры в современном обществе //ББК 74.05 М75. – 2014. – С. 153.
58. Старовойт М. В. Лингвостилистические особенности текстов вирусной рекламы //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №. 8-1 (62).
59. Теременко Б. С. Реклама и современная культура //Общественные науки и современность. – 2002. – №. 1.
60. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – Аспект Пресс, 2006.
61. Толкачев А. Реклама и PR в бизнесе. – Litres, 2017.
62. Ушаков Д. Толковый словарь современного русского языка. 100 000 слов и словосочетаний. – Litres, 2017.
63. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России //СПб.: Питер. – 2000. – Т. 2003.
64. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000.
65. Фромм Э. Бегство от свободы. – Litres, 2017.
66. Хевеши М. А. Массовое общество в XX веке //Социологические исследования. – 2001. – №. 7.
67. Хопкинс К. Моя жизнь в рекламе //М.: Эксмо. – 2010. – Т. 304.
68. Чернышов А. В. Секреты песенного видео // ЭНЖ «Медиамузыка». — 2014. — № 3.
69. Шапинская Е. Н. Пространства эскапизма и бегство от повседневности: религия, любовь, искусство //Культура культуры. – 2017. – №. 3 (15).
70. Ягодкина М. В. и др. Реклама в коммуникационном процессе. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – Издательский дом" Питер", 2013.
71. Якина Л. Н. Буктрейлер культурное явление? //Человек в мире культуры. – 2014. – №.1.
Иностранная литература:
72. Bernstein L. The unanswered question. Cambridge and L., 1976.
73. Combarieu J. La musique. Ses lois. Son evolution. Paris, 1917.
74. Flatcher D. Hipsters. July 29, 2009.
75. Gans H. J. The War against the Poor. The Underclass and Antipoverty Policy. – BasicBooks, 10 East 53rd Street, New York, NY 10022-5299, 1995.
76. Lathrop T. This business of music marketing & promotion. – Billboard Books, 2003.
77. Mangold W. G., Faulds D. J. Social media: The new hybrid element of the promotion mix //Business horizons. – 2009. – Т. 52. – №. 4.
78. Merton R. K. et al. The Matthew effect in science //Science. – 1968. – Т. 159. – №. 3810.
Электронные ресурсы:
79. Сколков С. Интервью с Денисом Бояриновым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/posts/music-radar/103977-denis-boyarinov. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 13.03.2016).
80. «Город звука» («Sound City», реж. Дейв Грол, 2013).
81. Наедине со всеми (выпуск от 03.07.2017). Гость Антон Беляев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=t52IRUFAa6I - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 17.12.2017).
82. Невероятные приключения иностранцев в России // Радио России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/59306/episode_id/1524688/ - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 04.04.2018).
83. Полиенко М. Бренд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketopedia.ru/239-brand.html - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 03.03.2018).
84. Рекламная коммуникация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reklama-expo.ru/ru/articles/reklamnaya-kommunikaciya/. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 05.03.2018).
85. Санкт-Петербург станет столицей международного дня джаза // ТАСС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/kultura/4508044 - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 04.04.2018).
86. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/ - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 04.04.2018).
87. Что такое сингл? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vdoh.ru/whatever/singl - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 28.03.18).
88. Шлянцев Д. Therr Maitz – Unicorn // InterMedia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.intermedia.ru/news/275174 - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.03. 2018).
89. Caulfield K. The 1975 Earns First No. 1 Album on Billboard 200 Chart // Billboard [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.billboard.com/articles/columns/chart-beat/6898330/the-1975-no-1-album-billboard-200 - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.03. 2018).
90. Daly R. The 1975’s Mad ‘I Like It When You Sleep, For You Are So Beautiful Yet So Unaware Of It’ // NME [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nme.com/blogs/nme-blogs/track-by-track-the-1975s-i-like-it-when-you-sleep-for-you-are-so-beautiful-yet-so-unaware-of-it-11266- Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.04. 2018).
91. Encyclopedia Britannica: Rhythm and Blues [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/art/rhythm-and-blues - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 03.03. 2017).
92. Hardy R. The 1975 Write for the Road on 'Music for Cars' – EP Premiere // Rolling Stone [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rollingstone.com/music/news/the-aa975-write-for-the-road-on-music-for-cars-ep-premiere-20130227 - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 24.03. 2018).
93. How record labels works [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://entertainment.howstuffworks.com/record-label1.htm - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 29.01.17).
94. How the 1975 got their name [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portsmouth.co.uk/whats-on/gigs-and-music/how-the-1975-got-their-name-1-5147296 - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 23.03.18).
95. Legaspi A. The 1975 Announce New Album 'Music for Cars' // Rolling Stone [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rollingstone.com/music/news/the-1975-announce-new-album-music-for-cars-w479269 - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 24.03. 2018).
96. Snapes L. The 1975 – I like it when you sleep for you are so beautiful yet so unaware of it [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pitchfork.com/reviews/albums/21412-i-like-it-when-you-sleep-for-you-are-so-beautiful-yet-so-unaware-of-it/ - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 23.03.18).
97. Smith T. The 1975’s third album [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nme.com/blogs/nme-blogs/new-1975-album-music-for-cars-release-date-tour-dates-2151640 - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.03. 2018).
98. «The Beatles против The Rolling Stones», Микаэль Празан, Кристиан Ратини, 2015.
99. The 1975's Matt Healy Talks Makeup, Making Out, & Why Music Genres Are Dead // MTV News [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Wq2bTU88FtY- Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.03. 2018).
100. Younger B. Chloe x Halle // The kids are alright [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pitchfork.com/reviews/albums/chloe-x-halle-the-kids-are-alright/ - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 28.03.18).