Введение…………………………………………………………………..……….2
Глава 1. Набросок экзистенциального подхода к художественной литературе
Глава 2. Духовный антагонизм в романе “Паутина и скала”…
Выводы по главе 2
Глава 3. Домой возврата нет: подступ к пределу литературы
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Настоящая работа посвящена исследованию философского содержания романов Томаса Вулфа “Паутина и скала” и “Домой возврата нет”.
Актуальность исследования обусловлена малоизученностью творчества Томаса Вулфа в топосе отечественной академии, а также тем, что большинство существующих работ, посвященных Т. Вулфу, представляются узконаправленными и потому упускающими значительную часть философского содержания романов американского писателя. Как правило, исследователи творчества Вулфа интересуются либо жанровыми особенностями его прозы, либо отдельными ее мотивами (например, мотивами времени, памяти, изгнанничества). Нам же представляется, что наибольший интерес представляют едва затронутые литературоведами диалектически напряженные аспекты содержания вулфовских произведений, пронизывающие все романное творчество писателя, но с особенной яркостью выступающие в “уэбберовском цикле”.
Следует отметить, что настоящее исследование имеет междисциплинарный характер: оно выполнено на стыке литературоведения и философии. Междисциплинарность является одной из главных тенденций современной филологии, и соответствие нашей работы этой тенденции подкрепляет актуальность данного исследования.
Основная цель настоящей работы – сформировать целостную философскую интерпретацию романов “Паутина и скала” и “Домой возврата нет”, послуживших материалом исследования. Достижение этой цели предполагает выполнение таких задач, как выявление и прослеживание главных смысловых мотивов, анализ диалектического отношения между лирическими и философскими проявлениями в тексте, обнаружение содержательной роли повествователя и нарратологических уровней упомянутых произведений. Одна из направляющих гипотез исследования – представление о том, что названные романы Томаса Вулфа можно определить как трансцендентальные, то есть такие, в которых демонстрируются экзистенциально-онтологические границы литературы для указания на внехудожественную действительность.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что романы “Паутина и скала” и “Домой возврата нет” ранее не осмыслялись как тексты, в которых показывается ожесточенная борьба между духовным устремлением экзистенции и ее эстетическим соблазном, завершающаяся трансцендентальным моментом. Также следует отметить, что в данной работе был впервые теоретически очерчен и применен экзистенциальный подход к пониманию феномена художественной литературы, в основу которого легли философские представления С. Кьеркегора. Теоретическая значимость исследования заключается в формировании и развитии литературоведческо-философской концепции трансцендентального момента, а также в разработке экзистенциальной интерпретации феномена художественной литературы. Практическая значимость обнаруживается в возможности использовать результаты исследования в общих и специальных курсах по американской литературе.
Объем и структура выпускной квалификационной работы. Настоящая работа общим объемом 82 страницы печатного текста состоит из введения, трех глав и заключения. Вторая и третья главы снабжены выводами. К работе прилагается список использованной литературы, включающий 37 наименований на русском и 14 на иностранных языках
Проведенное нами исследование позволило сформировать философскую интерпретацию романов “Паутина и скала” и “Домой возврата нет”. Основной философский вывод в рамках нашей интерпретации состоит в том, что названные произведения, рассматриваемые как единство, можно определить как трансцендентальные. Экзистенциально-онтологическая диалектика художественной литературы и литературного творчества выражается в них на двух уровнях: диегетическом и метадиегетическом. На диегетическом уровне Джордж Уэббер, стремящийся стать писателем и одновременно сознающий необходимость оставить эстетический модус существования в пользу действительности, отрекается от субстанциальности своей экзистенции по велению духовного вектора и таким образом доходит как персонаж виртуального (фиктивного) мира до своего онтологического предела. На метадиегетическом уровне при этом совершается трансцендентальное указание на действительность. Преодолевший свою субстанциальность Джордж Уэббер встречает лирическую смерть, поскольку его субстанциальность как элемента онтологически имманентного художественного мира и была литературой. Прорывающийся к действительности герой оказывается “похоронен” в своей бытийной сфере с тем, чтобы такой прорыв стал возможен – но уже не диегетически для персонажа, а трансцендентально, то есть в обращении к экзистенции читателя. Настоящая работа и выражает личный ответ автора на такое обращение, данный в филологическом измерении.
1. Wolfe T. Of Time and the River. – New York: Scribner, 1999. – 896 p.
2. WolfeT. TheWebandTheRock. - Louisiana: Louisiana State University Press, 1999. – 712 p.
3. Wolfe T. You Can’t Go Home Again. – New York: Scribner, 2011. – 638 p.
4. Вулф Т. Взгляни на дом свой, ангел. - М.: Эксмо, 2010. – 768 с.
5. Вулф Т. Собрание сочинений: в 5 т. // Т. 3-4. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2015. – 736, 704 с.
6. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 384-391.
7. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 9-191.
8. Бергсон А. Творческая эволюция. - СПб.: Азбука, 2016. - 382 с.
9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 61-272.
10. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 273-306.
11. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. - М.: Академический проект, 2014. - 494 с.
12. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. – М.: АСТ, 2019. – 912 с.
13. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук //Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб.: Академический проект, 2000. - С. 352 -368.
14. Диккенс Ч. Повесть о двух городах. - М.: Вече, 2022. – 480 с.
15. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. - М.: Эксмо, 2019. – 896 с.
16. Женнет Ж. Фигуры: в 2 т. - М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. - 944 с.
17. Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб: Axioma, 1996. - 232 с.
18. Зверев А. М. Модернизм в литературе США. -М.: Наука, 1979. -319 с.
19. Зенкин С. Теория литературы: проблемы и результаты. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 368 с.
20. Кант И. Критика практического разума. – СПб: Азбука, 2019. – 256 с.
21. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2015. - 736 с.
22. Компаньон А. Демон теории. -М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 2001. -336с.
23. Корман Б. Изучение текста художественного произведения. - М.: Просвещение, 1972. - 110 с.
24. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. - М.: Академический проект, 2016. – 157
25.Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». - М.: Академический проект, 2021. - 613 с.
26. Кьеркегор С. Или-или. - М.: Академический проект, 2016. - 775 с.
27. Кьеркегор С. Понятие страха. -М.: Академический проект, 2016. - 224 с.
28. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Академический проект, 2016. - 154 с.
29. Новалис. Генрих фон Офтердинген. - М.: Ладомир; Наука, 2003. – 280 с.
30. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.: Юристъ, 1995. - С. 7-131.
31. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.: Юристъ, 1995. - С. 132-215.
32. Толмачев В. М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-хгодов и проблема романтической культуры. -М.: Филологический факультетМГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 363 с.
33. Успенский Б. Поэтика композиции. - М.: Искусство, 1970. – 348 с.
34. Федоров Ф. Художественный мир немецкого романтизма.- М.: МИК, 2004. — 368 с.
35. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.:Касталь, 1996. - С. 9-46.
36. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Академический проект, 2015. - 460 с.
37. Шмид В. Нарратология. -М.: Языки славянской культуры, 2003. -312 с.
38. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Мир как воля и представление. - М.: Э, 2017. - 640 с.
39. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. - М.: «Канон +», 2021. – 384 с.
40. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. - М.: «Канон +», 2021. – 448 с.
41. Blachford J. Studies in the Novels of Thomas Wolfe. - Montreal: McGillUniversity, 1963. -165 p.
42. Boyle G. Thomas Wolfe and the Genre Question: Beyond the “Charge of
Autobiography”. - Ireland: University College Cork, 2013. -290 p.
43. Collier J. Thomas Wolfe’s Spiritual Growth as a Key to his Novels. - Arizona: University of Arizona, 1954. -56 p.
44. Hanig D. The Comic Element in the Novels of Thomas Wolfe. – Texas: North Texas State College, 1957. – 101 p.
45. Johnston J. Thomas Wolfe as Lover and Critic of America. – Texas: North Texas State University, 1965. – 96 p.
46. Kay B. Thomas Wolfe, the Exile Motif, and the Jews. - Montreal: McGill University, 1966. - 131 p.
47. Kinstley B. Thomas Wolfe’s Romantic Affinity for Germany. - Texas: North
Texas State University, 1966. -75 p.
48. Mason M. Thomas Wolfe and the Art of Legend. – Manitoba: The University of Manitoba, 1975. – 95 p.
49. Randolph E. Women in the Life and Works of Thomas Wolfe. - Texas: North
Texas State University, 1968. - 81 p.
50. Rubin L. Thomas Wolfe: the Weather of his Youth. - London: Forgotten Books,2017. -196 p.
51. Shuford C. Thomas Wolfe and Walt Whitman. - Texas: North Texas State Teachers College, 1941. – 149 p.