Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии

Работа №141246

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ИКТ-компетентности младших школьников 7
1.1 Сущность понятия «ИКТ-компетентность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования ИКТ-компетентности младших
школьников 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ИКТ- компетентности детей младшего школьного возраста на уроках технологии 24
2.1 Диагностика уровня сформированности ИКТ-
компетентности младших школьников на уроках технологии... 24
2.2 Реализация условий формирования ИКТ-компетентности
младших школьников на уроках технологии 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 58
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 59
Приложение В Конспекты уроков по технологии в 3 классе 60
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 71


Современная образовательная система строится с учетом актуальных задач обучения, развития и воспитания обучающихся, что способствует формированию личности, адаптированной к реальной действительности. Уже на ступени начального общего образования обучающиеся осваивают определенные ключевые компетенции, что, в том числе, определено и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО).
Так с учетом активного развития общества, перехода на цифровые информационные технологии и всеобщей информатизации жизни необходимо уже с начальной школы формирование у детей ИКТ-компетентности. В ФГОС НОО ИКТ-компетентность относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Изучением проблемы формирования ИКТ-компетентности младших школьников занимались многие исследователи, в частности - А.Г. Асмолов, Е.И. Булин-Соколова, Л.В. Воронина, Н.Г. Мальцева, А.М. Матвеева и другие. В основном в психолого-педагогических исследованиях под ИКТ- компетентностью понимается владение обучающимися информационно-коммуникационными технологиями и наличие у них сформированной информационной грамотности, которые в целом позволяют осуществлять доступ к информации, ее поиск, обработку, распространение.
Наиболее оптимальным началом формирования данной компетентности является младший школьный возраст, когда дети любознательны и восприимчивы к освоению новых навыков. Средства ИКТ можно включать непосредственно в образовательный процесс на различных уроках, в частности - на технологии. Однако важно грамотно организовывать учебный процесс, чтобы формирование ИКТ-компетентности было эффективным.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и существующей педагогической практики способствовали выявлению противоречия между необходимостью формирования ИКТ-компетентности младших школьников и недостаточно оптимальной организацией условий осуществления данного процесса на различных уроках начальной школы, в том числе, на уроках технологии.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования: каковы оптимальные условия эффективного формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии?
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетентности.
Предмет исследования: условия формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:
- подобраны соответствующие индивидуально-возрастным
особенностям младших школьников средства ИКТ;
- подобраны разнообразные формы работы с использованием ИКТ, комбинировать и чередовать их;
- реализованы с помощью ИКТ самостоятельные виды работы обучающихся на уроке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии;
- выявить уровень сформированности ИКТ-компетентности младших школьников;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию ИКТ- компетентности младших школьников на уроках технологии;
- оценить динамику уровня сформированности ИКТ-компетентности младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, наблюдение, психолого-педагогический
эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки полученных результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МОУ Шипиловская ООШ Ярославской области, в исследовании приняли участие 30 младших школьников, обучающихся 3Б и 3В класса начальной школы.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы формирования ИКТ-компетентности младших школьников; разработан комплекс оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения учителями образовательных организаций апробированного комплекса оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (29 наименований), четыре приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ИКТ-компетентность представляет собой владение человеком информационно-коммуникационными технологиями, сформированность у него информационной грамотности, что позволяет осуществлять доступ к информации, ее поиск, обработку и распространение. При этом ИКТ- компетентность младших школьников определяется как их умение работать с информационно-коммуникационными технологиями для решения учебных задач.
Основу ИКТ-компетентности составляют соответствующие знания, их понимание и применение с последующим анализом, исходя из чего, можно выделить ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компонент ИКТ-компетентности.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным началом формирования ИКТ-компетентности, поскольку дети любознательны и восприимчивы к освоению новых навыков, современных средств обучения и технологий. Важно грамотно организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы формирование ИКТ-компетентности у младших школьников было эффективным.
С целью формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии было проведено экспериментальное исследование.
На констатирующем этапе у 40 % обеих исследовательских групп диагностирован низкий уровень сформированности ИКТ -компетентности, у 47 % (или 7 детей) экспериментальной и у 53 % (или 8 детей) контрольной группы выявлен средний уровень, у 13 % (или 2 детей) экспериментальной и 7 % (или 1 ребенок) контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности данного показателя
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации перечень уроков технологии в 3 классе начальной школе, направленных на формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
Было подготовлено 11 уроков, которые были проведены с обучающимися экспериментальной группы в течение всей учебной четверти с учетом КТП по технологии. Используемые ИКТ были подобраны с учетом индивидуально - возрастных особенностей обучающихся, уровня их подготовки и начальной сформированности ИКТ-компетентности
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты подтвердили исходную гипотезу исследования. А значит, формирование ИКТ - компетентности младших школьников на уроках технологии будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий: подобраны соответствующие индивидуально-возрастным особенностям младших школьников средства ИКТ; подобраны разнообразные формы работы с использованием ИКТ, комбинировать и чередовать их; реализованы с помощью ИКТ самостоятельные виды работы обучающихся на уроке.
Апробированный комплекс оптимальных условий формирования ИКТ- компетентности младших школьников на уроках технологии может применяться учителями образовательных организаций.



1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». М. : Смысл : Academia, 2007. 526 с.
2. Белова С. В. Формирование ИКТ компетенции на уроках технологии // Наука и современность. 2014. С. 69-71.
3. Бермус А. Г. Теоретическая педагогика. Ростов-на-Дону : Изд-во Пед. ин-та ЮФУ, 2010. 135 с.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
5. Булин-Соколова Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2012. 125 с.
6. Бурмакина В. Ф., Фалина И. Н. Информационно-коммуникативно-технологическая компетентность. М. : Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, 2007. 132 с.
7. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. 2012. № 2. С. 92-98.
8. Гаврилюк И. Д. Использование ИКТ на уроках технологии. М. : ВЛАДОС, 2011. 234 с.
9. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М. : Изд-во Юрайт, 2023. 318 с.
10. Данилькевич А. В. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в процессе изучения предметной области «информатика» // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2017. № 1 (9). С. 125-127.
11. Дробышева И. В. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. М. : Университетская книга, 2018. 304 с.
12. Евдокимова В. Е. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников // Наука и перспективы. 2017. С. 132-138.
13. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет- образования учителя // Международная научно-практическая конференция RELARN. 2004. С. 101-105.
14. Зимняя И. А. Компетенция и компетентности в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 1-17.
15. Исмагилов Д. Д., Яковлев П. С. Использование ИКТ на уроках технологии // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. С. 26-30.
...
29 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ