Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ИКТ-компетентности младших школьников 7
1.1 Сущность понятия «ИКТ-компетентность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования ИКТ-компетентности младших
школьников 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ИКТ- компетентности детей младшего школьного возраста на уроках технологии 24
2.1 Диагностика уровня сформированности ИКТ-
компетентности младших школьников на уроках технологии... 24
2.2 Реализация условий формирования ИКТ-компетентности
младших школьников на уроках технологии 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 58
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 59
Приложение В Конспекты уроков по технологии в 3 классе 60
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 71
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ИКТ-компетентности младших школьников 7
1.1 Сущность понятия «ИКТ-компетентность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования ИКТ-компетентности младших
школьников 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ИКТ- компетентности детей младшего школьного возраста на уроках технологии 24
2.1 Диагностика уровня сформированности ИКТ-
компетентности младших школьников на уроках технологии... 24
2.2 Реализация условий формирования ИКТ-компетентности
младших школьников на уроках технологии 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 58
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 59
Приложение В Конспекты уроков по технологии в 3 классе 60
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 71
Современная образовательная система строится с учетом актуальных задач обучения, развития и воспитания обучающихся, что способствует формированию личности, адаптированной к реальной действительности. Уже на ступени начального общего образования обучающиеся осваивают определенные ключевые компетенции, что, в том числе, определено и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО).
Так с учетом активного развития общества, перехода на цифровые информационные технологии и всеобщей информатизации жизни необходимо уже с начальной школы формирование у детей ИКТ-компетентности. В ФГОС НОО ИКТ-компетентность относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Изучением проблемы формирования ИКТ-компетентности младших школьников занимались многие исследователи, в частности - А.Г. Асмолов, Е.И. Булин-Соколова, Л.В. Воронина, Н.Г. Мальцева, А.М. Матвеева и другие. В основном в психолого-педагогических исследованиях под ИКТ- компетентностью понимается владение обучающимися информационно-коммуникационными технологиями и наличие у них сформированной информационной грамотности, которые в целом позволяют осуществлять доступ к информации, ее поиск, обработку, распространение.
Наиболее оптимальным началом формирования данной компетентности является младший школьный возраст, когда дети любознательны и восприимчивы к освоению новых навыков. Средства ИКТ можно включать непосредственно в образовательный процесс на различных уроках, в частности - на технологии. Однако важно грамотно организовывать учебный процесс, чтобы формирование ИКТ-компетентности было эффективным.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и существующей педагогической практики способствовали выявлению противоречия между необходимостью формирования ИКТ-компетентности младших школьников и недостаточно оптимальной организацией условий осуществления данного процесса на различных уроках начальной школы, в том числе, на уроках технологии.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования: каковы оптимальные условия эффективного формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии?
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетентности.
Предмет исследования: условия формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:
- подобраны соответствующие индивидуально-возрастным
особенностям младших школьников средства ИКТ;
- подобраны разнообразные формы работы с использованием ИКТ, комбинировать и чередовать их;
- реализованы с помощью ИКТ самостоятельные виды работы обучающихся на уроке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии;
- выявить уровень сформированности ИКТ-компетентности младших школьников;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию ИКТ- компетентности младших школьников на уроках технологии;
- оценить динамику уровня сформированности ИКТ-компетентности младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, наблюдение, психолого-педагогический
эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки полученных результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МОУ Шипиловская ООШ Ярославской области, в исследовании приняли участие 30 младших школьников, обучающихся 3Б и 3В класса начальной школы.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы формирования ИКТ-компетентности младших школьников; разработан комплекс оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения учителями образовательных организаций апробированного комплекса оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (29 наименований), четыре приложения.
Так с учетом активного развития общества, перехода на цифровые информационные технологии и всеобщей информатизации жизни необходимо уже с начальной школы формирование у детей ИКТ-компетентности. В ФГОС НОО ИКТ-компетентность относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Изучением проблемы формирования ИКТ-компетентности младших школьников занимались многие исследователи, в частности - А.Г. Асмолов, Е.И. Булин-Соколова, Л.В. Воронина, Н.Г. Мальцева, А.М. Матвеева и другие. В основном в психолого-педагогических исследованиях под ИКТ- компетентностью понимается владение обучающимися информационно-коммуникационными технологиями и наличие у них сформированной информационной грамотности, которые в целом позволяют осуществлять доступ к информации, ее поиск, обработку, распространение.
Наиболее оптимальным началом формирования данной компетентности является младший школьный возраст, когда дети любознательны и восприимчивы к освоению новых навыков. Средства ИКТ можно включать непосредственно в образовательный процесс на различных уроках, в частности - на технологии. Однако важно грамотно организовывать учебный процесс, чтобы формирование ИКТ-компетентности было эффективным.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и существующей педагогической практики способствовали выявлению противоречия между необходимостью формирования ИКТ-компетентности младших школьников и недостаточно оптимальной организацией условий осуществления данного процесса на различных уроках начальной школы, в том числе, на уроках технологии.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования: каковы оптимальные условия эффективного формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии?
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетентности.
Предмет исследования: условия формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:
- подобраны соответствующие индивидуально-возрастным
особенностям младших школьников средства ИКТ;
- подобраны разнообразные формы работы с использованием ИКТ, комбинировать и чередовать их;
- реализованы с помощью ИКТ самостоятельные виды работы обучающихся на уроке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии;
- выявить уровень сформированности ИКТ-компетентности младших школьников;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию ИКТ- компетентности младших школьников на уроках технологии;
- оценить динамику уровня сформированности ИКТ-компетентности младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, наблюдение, психолого-педагогический
эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки полученных результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МОУ Шипиловская ООШ Ярославской области, в исследовании приняли участие 30 младших школьников, обучающихся 3Б и 3В класса начальной школы.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы формирования ИКТ-компетентности младших школьников; разработан комплекс оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения учителями образовательных организаций апробированного комплекса оптимальных условий формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (29 наименований), четыре приложения.
ИКТ-компетентность представляет собой владение человеком информационно-коммуникационными технологиями, сформированность у него информационной грамотности, что позволяет осуществлять доступ к информации, ее поиск, обработку и распространение. При этом ИКТ- компетентность младших школьников определяется как их умение работать с информационно-коммуникационными технологиями для решения учебных задач.
Основу ИКТ-компетентности составляют соответствующие знания, их понимание и применение с последующим анализом, исходя из чего, можно выделить ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компонент ИКТ-компетентности.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным началом формирования ИКТ-компетентности, поскольку дети любознательны и восприимчивы к освоению новых навыков, современных средств обучения и технологий. Важно грамотно организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы формирование ИКТ-компетентности у младших школьников было эффективным.
С целью формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии было проведено экспериментальное исследование.
На констатирующем этапе у 40 % обеих исследовательских групп диагностирован низкий уровень сформированности ИКТ -компетентности, у 47 % (или 7 детей) экспериментальной и у 53 % (или 8 детей) контрольной группы выявлен средний уровень, у 13 % (или 2 детей) экспериментальной и 7 % (или 1 ребенок) контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности данного показателя
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации перечень уроков технологии в 3 классе начальной школе, направленных на формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
Было подготовлено 11 уроков, которые были проведены с обучающимися экспериментальной группы в течение всей учебной четверти с учетом КТП по технологии. Используемые ИКТ были подобраны с учетом индивидуально - возрастных особенностей обучающихся, уровня их подготовки и начальной сформированности ИКТ-компетентности
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты подтвердили исходную гипотезу исследования. А значит, формирование ИКТ - компетентности младших школьников на уроках технологии будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий: подобраны соответствующие индивидуально-возрастным особенностям младших школьников средства ИКТ; подобраны разнообразные формы работы с использованием ИКТ, комбинировать и чередовать их; реализованы с помощью ИКТ самостоятельные виды работы обучающихся на уроке.
Апробированный комплекс оптимальных условий формирования ИКТ- компетентности младших школьников на уроках технологии может применяться учителями образовательных организаций.
Основу ИКТ-компетентности составляют соответствующие знания, их понимание и применение с последующим анализом, исходя из чего, можно выделить ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компонент ИКТ-компетентности.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным началом формирования ИКТ-компетентности, поскольку дети любознательны и восприимчивы к освоению новых навыков, современных средств обучения и технологий. Важно грамотно организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы формирование ИКТ-компетентности у младших школьников было эффективным.
С целью формирования ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии было проведено экспериментальное исследование.
На констатирующем этапе у 40 % обеих исследовательских групп диагностирован низкий уровень сформированности ИКТ -компетентности, у 47 % (или 7 детей) экспериментальной и у 53 % (или 8 детей) контрольной группы выявлен средний уровень, у 13 % (или 2 детей) экспериментальной и 7 % (или 1 ребенок) контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности данного показателя
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации перечень уроков технологии в 3 классе начальной школе, направленных на формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
Было подготовлено 11 уроков, которые были проведены с обучающимися экспериментальной группы в течение всей учебной четверти с учетом КТП по технологии. Используемые ИКТ были подобраны с учетом индивидуально - возрастных особенностей обучающихся, уровня их подготовки и начальной сформированности ИКТ-компетентности
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты подтвердили исходную гипотезу исследования. А значит, формирование ИКТ - компетентности младших школьников на уроках технологии будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий: подобраны соответствующие индивидуально-возрастным особенностям младших школьников средства ИКТ; подобраны разнообразные формы работы с использованием ИКТ, комбинировать и чередовать их; реализованы с помощью ИКТ самостоятельные виды работы обучающихся на уроке.
Апробированный комплекс оптимальных условий формирования ИКТ- компетентности младших школьников на уроках технологии может применяться учителями образовательных организаций.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ
ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Формирование информационной компетенции у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия формирования регулятивных УУД на уроках технологии на основе использования метода проектов (на примере МБОУ КЦО «Аныяк»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Формирование познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019





