Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения гиперактивности детей младшего школьного возраста и ее коррекция 8
1.1 Теоретический аспект гиперактивности: понятие,
содержание 8
1.2 Особенности поведения младших школьников
с синдромом двигательной гиперактивности 15
1.3 Коррекционная работа с детьми младшего школьного
возраста с гиперактивностью 22
Глава 2 Эмпирическое исследование гиперактивности детей младшего школьного возраста и их коррекция 29
2.1 Организация и методики исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.... 33
2.3 Разработка коррекционно-развивающей программы
для детей с гиперактивным поведением 40
2.4 Контрольный этап исследования 42
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложение А Анкета «Признаки гиперактивности
и импульсивности» 56
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что школа представляет собой определенную систему требований и правил, которые обуславливают функционирование и регламентацию жизни ребенка. При формировании у ребенка представлений о системе обучения в школе, нами определяется система взаимодействия с окружающей средой. Термин «синдром дефицита внимания» точно классифицирует это расстройство. Синдром дефицита внимания характеризуется импульсивными движениями, повышенной двигательной активностью, невнимательностью, не успешностью в учебной деятельности и частыми конфликтами с окружающими.
Значимость данного исследования заключается в высокой распространенности СДВГ среди детей младшего школьного возраста. Они с трудом адаптируются к социальным правилам и нормам из-за раздражительности, отсутствия дисциплины и повышенной активности. В негативных условиях подросткового возраста гиперактивные школьники могут стать девиантными. Существует необходимость диагностики ранних проявлений СДВГ у детей младшего школьного возраста, так как коррекция СДВГ эффективна на ранних стадиях. При разработке коррекционных мероприятий необходимо учитывать особенности личности ребенка, особенности семейного воспитания, причины и последствия развития СДВГ.
Исходя из несогласованности исследовательских работ и статистических данных, говоря об увеличении процента школьников с СДВГ и отсутствии программ по работе с детьми с СДВГ в современных школах, мы пришли к выводу, что проблема гиперактивности изучена недостаточно. Большинство исследователей интересует вопрос о проявлениях и причинах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Например, В.Д. Трошин, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова указывают, что этот дефицит связан с недоразвитием волевого внимания и преобладанием возбудительных черт над тормозными.
Большое количество исследований о гиперактивности являются важной сферой развития в клинических исследованиях. В данных исследованиях определяется психофизиологическая основа гиперактивного поведения, основанного на повреждениях и регуляции минимальной мозговой дисфункции. При определении связей между гиперактивностью и минимальной мозговой дисфункцией отмечается ее непостоянный характер, выявляются определенные причины и параллели, а также независимы друг от друга, а также происходит снижение определенных компонентов развития данных процессов (Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, В.А. Гурьева). Данные исследователи, которые изучают особенности развития, и формирования гиперактивного поведения ориентируется на выявление дефицита определенных механизмов внимания и отсутствия недостаточностью определенного тормозного контроля. Данные расстройства классифицированы как «синдром дефицита внимания» (Н.Ю. Заваденко, Т.Ю. Успенская).
Некоторые исследователи определяли те или иные особенности развития гиперактивности в рамках разделения на несколько блоков, включающие особенности дефицита внимания, двигательного торможения (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Данные исследователи определяют особенности существующих систем образования в рамках работы с детьми с дефицитом внимания (Е.Ю. Федоренко, Н.Ф. Логинова).
Исследованиями в области изучения особенностей гиперактивности детей младшего школьного возраста и ее коррекции занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Н.Н. Заваденко, В.Б. Шапарь, Г.Б. Монина, Е.М. Гаспарова, В.Р. Кучма, Е.Ю. Федоренко другие [9, 16, 19, 20, 24, 34, 38, 39, 42, 43, 45, 47, 50].
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически обосновать особенности процесса коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: гиперактивность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности процесса коррекции
гиперактивности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что успешной коррекции гиперактивности младших школьников будет способствовать:
- специально разработанная программа упражнений и заданий, направленных на развитие внимания, двигательной активности и самоконтроля детей.
Теоретико-методологическая основа исследования включает: фундаментальные и современные теоретические обзоры по проблеме проявления гиперактивности детей младшего школьного возраста С.Ю. Бородулиной, И.П. Брязгунова, Е.М. Гаспаровой, А.В. Грибанова, Н.Н. Заваденко, В.П. Петрунек, А.Э. Тамбиева, в том числе и с позиции медико-психологического аспекта - в работах Е.С. Набойченко, А.М. Радаева, В.М. Трошина и О.В. Холецкой и других [10, 14, 32, 36, 41].
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические подходы к проблеме изучения гиперактивности у детей младшего школьного возраста;
- определить уровень развития интеллектуального развития младшего школьника с синдромом гиперактивности;
- разработать программу, направленную на снижение уровня гиперактивности у младшего школьника;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
База исследования. «Средняя школа №264» г. Ташкента. В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста (в каждой группе по 20 человек). У детей, принявших участие в исследовании или диагностировано СДВГ, или есть подозрения на данный диагноз. В исследовании приняли участие 40 родителей детей данной категории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть полезны специалистами и исследователям в рамках изучения процессов гиперактивности у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем фактом, что в работе были рассмотрены основные показатели гиперактивности и особенностей развития детей младшего школьного возраста, а также способы коррекции.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав
(теоретической и экспериментальной), заключения, списка используемой литературы (в количестве 50 источников) и 1 приложения, 5 таблиц, 6 рисунков.
Явление гиперактивности и нарушения внимания исследовалось еще с начала двадцатого века. Данное явление изучали как зарубежные, так и отечественные исследователи, но единого, однозначного мнения в этом вопросе так и не сложилось, что значительно осложняет диагностику и коррекцию СДВГ. Однако обобщая результаты исследований можно выделить три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.
Существует множество факторов, которые влияют на возникновение и развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Основными из них являются: генетические причины, нейробиологические, пре¬и перинатальные повреждающие факторы, психосоциальные факторы (неблагоприятная семейная обстановка; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей и так далее), экологические факторы. Этиология СДВГ имеет комбинированный характер, так как для установления причин нарушений, всегда следует учитывать действие нескольких факторов, влияющих друг на друга.
Анализ литературных источников показал, что гиперактивность представляет собой специфический тип развития личности ребенка, что формирует необходимость проявления высокого уровня активности. Основными факторами являются такие как пренатальные, генетические, нейрофизиологические, пищевые.
Для детей с гиперактивностью характерными являются специфические особенности развития физического и психического развития. Мы видим, что дети проявляют сложные элементы взаимодействия в рамках межличностных отношений и повышения уровня тревожности в процессе взаимодействия.
Гиперактивность представляет собой важное универсальное явление в рамках оценки комплексного типа взаимодействия, включающего лечение и коррекцию, психологического, медицинского и педагогического подхода. Данное нарушение ориентировано на включение значительного числа детей в рамках тех или иных социальных групп, включающие представление о группах населения с низким уровнем дохода. Синдром дефицита внимания в основном, встречается в рамках оценки высокого уровня плотности населения. Сюда могут быть включены механизмы, ориентированные на определенные аспекты повреждения мозга и психосоциальных факторов, которые ориентированы на определенную роль возникновения гиперактивности, но также могут быть задействованы несколько взаимодействующих факторов.
С целью формирования представлений о показателях сформированности гиперактивности у детей младшего школьного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи следующих методик исследования:
- Анкета «Признаки гиперактивности и импульсивности».
- «Методика да нет» Е.Е. Кравцова;
- Тест Векслера.
Результаты проведенных методик свидетельствуют о том, что для детей младшего школьного возраста характерно проявление невнимательности чаще, чем импульсивности и гиперактивности в поведении. Также для детей с гиперактивностью характерно неудовлетворительное эмоциональное состояние, что свидетельствует о необходимости комплексного взаимодействия родителей/законных представителей и педагогов учреждения образования для сопровождения гиперактивного ребенка. С этой целью на основе анализа психолого¬педагогической литературы в рамках данной работы были изучены и раскрыты особенности сопровождения гиперактивного ребенка в условиях обучения и воспитания.
Нами было отмечено, что в основном, для детей с интеллектуальной недостаточностью характерными являются средние показатели сформированности интеллектуального развития. Анализ результатов исследования показал, что дети с гиперактивностью и нормативным развитием демонстрируют различные показатели сформированности контекстного общения. Нами было отмечено, что дети с гиперактивностью демонстрируют более низкие показатели сформированности контекстного общения.
Анализ результатов исследования на контрольном этапе указывает на эффективность проведенной работы и формирует представление о повышении уровня развития речи и интеллектуального развития детей с гиперактивностью.
В заключение следует отметить, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это сложное неврологическое расстройство, которое негативно влияет на развитие и социализацию личности и требует своевременного качественного выявления и проведения коррекционно-развивающих мероприятий для преодоления основных негативных симптомов. Психолого-педагогическая структура диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью включает исследования уровня когнитивного развития, аффективно-волевой сферы и индивидуально-психологических особенностей личности ребенка.
Необходимо как можно раньше диагностировать СДВГ у детей младшего школьного возраста. При планировании коррекционных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, стиль воспитания в семье, а также причины и процессы развития СДВГ. Существует несколько причин возникновения СДВГ у детей. Например, биологические, генетические и социальные причины. По мере взросления ребенка наибольшее влияние оказывают семейное воспитание и окружающая среда. Сочетание неблагоприятных факторов повышает риск проявления СДВГ.
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М. :
Академия, 2008. 339 с.
2. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М. : Академия, 2021. 197 с.
3. Барановская Т. А. Формирование самоконтроля в учебной деятельности студентов. М. : Академия, 2010. 16 с.
4. Боришевский М. И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников. М. : Академия, 2006. 20 с.
5. Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М. : Академия, 2012. 113 с.
6. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М. : Академия,
2008. 278 с.
7. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. Т.3. М. :
2003. 614 с.
8. Гамезо М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М. : «Неосфера», 2009. 401 с.
9. Добсон Д. Ч. Непослушный ребенок. М. : «Пенаты»,«Т-Око», 2012. 243 с.
10. Еремеева В. Д. Типы латеральности у детей
и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 2010. №1 С.128-134.
11. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М. : Школа-Пресс, 2000. 112 с.
12. Заваденко Н. Н. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М. : Академия, 2007.149 с.
13. Запорожец А. В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. М. : Академия, 2015. 148 с.
14. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка М. : Академия, 2011. 157 с.
15. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия СПб. : Питер Ком, 2008. 500 с.
...
50 источников