ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. «Электронное государство» и «электронное правительство» как основы современного этапа развития информационного общества. 9
1.1. Развитие концепции «информационного общества» в мировой практике
1.2. Понятие «электронное правительство»: этапы развития, возможности, преимущества 15
1.3. Этапы формирования электронного правительства в России 27
1.4. Информационно - коммуникационное сопровождение государственной программы «Информационное общество» 38
Глава 2. Коммуникационное сопровождение Единого портала государственных услуг – части электронного правительства РФ. 55
2.1. Единый портал государственных услуг: история формирования, структура, функции 55
2.2. Информационно-коммуникационная деятельность по продвижению Единого портала государственных услуг 65
2.3. Анализ интернет-опроса: уровень осведомленности о Едином портале среди населения 78
2.4. Анализ углубленного интервью респондентов, итоги, рекомендации 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Приложение 1. 113
Рейтинг регионов по уровню информатизации 113
Приложение 2. 114
Анкета для проведения экспертного интервью 114
Приложение 3. 115
Анкета интернет-опроса 115
Современное общество вступила в новую стадию развития, именуемое «информационное общество». Важными характеристиками информационного общества являются создание глобального пространства, которое обеспечивает эффективное информационное взаимодействие людей. В современной ситуации неотъемлемой частью жизни общества стало наличие и использование информационно-коммуникационных технологий. Они поникли во все сферы человеческой жизни, особенно это можно почувствовать, обратившись к сфере общения между людьми. Активное развитие мобильных телефонов, планшетов, компьютеров как средств взаимодействия, социальных сетей, мессенджеров как каналов взаимодействия, смайликов и эмоджи как способов взаимодействия, иллюстрирует основные тенденции развития общения в современной жизни. Являясь гражданином страны, нельзя избежать общения с государством. К сожалению традиционное взаимодействие с ним характеризуется официозом, чопорностью и закрытостью. В процессе взаимодействия две стороны должны понимать друг друга, говорить на одном языке, иначе это приведет к разрыву, возникновению пропасти между населением и её правительством. Обратившись к истории, мы можем увидеть, как это приводит к негативным результатам.
Правительство обязано развиваться в соответствии с запросами граждан. Оно обязано развиваться и в соответствии с мировым тенденциям, иногда внося изменения сверху-вниз, подталкивая к развитию граждан, которым призвано служить.
Одним из проявлений развития современного правительства стала концепция «Электронного правительств» (ЭП), ставшая объектом интереса представителей разных научных дисциплин. В России предпринимаются меры по активизации использования информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности предоставления и качества государственных и муниципальных услуг.
В данной диссертации рассмотрены основные исторические предпосылки перехода к информационному обществу, научные теории – результаты попыток объясняющих современную стадию развития общества. Концепция электронного правительства как неотъемлемая часть современного государственного управления. Этапы формирования ЭП в России в рамках двух государственных программ «Электронная Россия», действующая в период с 2002 по 2010гг., и «Информационное общество» принявшая сила в 2011г. и действующая на сегодняшний день.
Главным направлением электронного правительства РФ стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. Поэтому в данной работе мы уделяем свое основное внимание на деятельность Единого портала государственных услуг(ЕГПУ) – части электронного правительства России. Рассмотрены процессы внедрения и популяризации услуг ЕГПУ, проанализирована информационно-коммуникационная деятельность по продвижению его сервисов в Санкт-Петербурге и Москве.
Актуальность работы обусловлена необходимостью усиления мер популяризации Единого портала государственных услуг. Информационно-коммуникационной политике портала не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствует, например тот незначительный, на первый взгляд, факт
, что в марте 2018 года была упрощена система подтверждения личности на портале, это стало возможным сделать онлайн через Сбербанк-онлайн или Тинькофф. Но в результате опроса, проводимого в рамках данной работы, главной претензией среди незарегистрированных пользователей стала «слишком сложная процедура подтверждения личности». На вопрос знали ли они о том, что эта процедура значительно упрощена, и теперь подтверждение личных данных возможно онлайн, ответы отрицательные. Важно отметить, что в результате нашего опроса 33%респондентов ответили, что зарегистрируются, если упростят систему подтверждения личности. Система упрощена. Но об этом нужно рассказать.
Объект исследования– Информационно-коммуникационное сопровождение электронного правительства РФ.
Предмер исследования – Методы и инструменты информационно-коммуникационного сопровождения Единого портала государственных услуг Российской Федерации.
Цель работы – Проанализировать информационно-коммуникационную политику Единого портала госуслуг.
Для достижения данной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
• Рассмотреть историю формирования концепции электронного правительства, его технологическую и нормативно-правовую базу;
• Проанализировать процесс становления электронного правительства в России;
• Проанализировать особенности информационно-коммуникационного продвижения государственных программ;
• Рассмотреть информационно-коммуникационную политику электронного правительства РФ, в частности Единого портала государственных услуг;
• Провести опрос с целью выявления влияния информационно-коммуникационной политики на граждан;
• Подвести итоги;
Для написания данной работы была использована следующая литература: Вершинин М.С. «Электронное правительство в XXI веке»; Григорьев П.В. «Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития»; Дрожжинов В.И. «Мониторинг услуг электронного правительства»; Курносов И.Н. «Реализация концепции электронного правительства: новый этап»; Мелюхин И.С. «Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития»; Трутнев Д.Р., Уткин В.В., Чугунов А.В. «Организационно-правовое обеспечение развития информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации»; Филатова О. Г. «Социальная реклама и PR-поддержка программ развития информационного общества»; Чугунов А.В. «Развитие информационного общества: теории, концепции и программы» и др.
В качестве эмпирической базы данной диссертации использовались основные положения федеральной целевой программы «Электронная Россия», в большей степени положения государственной программы «Информационное общество», аналитические отчеты Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО, отчеты Минкомсвязь о работе электронного правительства, аналитические статьи, статистические данные, результаты опроса, проводимого в рамках данной работы.
Методы научного исследования, используемые в ходе написания работы: описательный, классификационный, аналитический, сравнительный.
Методы эмпирического исследования: метод анализа документов, экспертное интервью, опрос, сравнение.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух основных глав: теоретической, раскрывающей понятие «электронное правительство», в ней рассматриваются этапы формирования ЭП в России, и информационно-коммуникационная политика ЭП в целом. И практической главы, посвященной части ЭП России-Единому порталу госуслуг(ЕГПУ), в ней рассматривается история формирования ЕГПУ, структура и основные функции портала, информационно-коммуникационная политика портала, приведены результаты интернет-опроса, и уличного опроса, проанализировано экспертное интервью, выведены итоги исследования. Заключение. Список литературы. Приложения.
Апробация работы. Материалы исследования были представлены на симпозиуме молодых ученых ИТМО в 2016г. и опубликованы в сборнике конференции. И на Международном научном форуме «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения» СПбГУ, также опубликованные в сборнике конференции.
В данном исследовании последовательно были решены и достигнуты поставленные цели и задачи. В первой главе была рассмотрена концепция «информационного общества». Мы обратились к трудам таких ученых как Г. Маклюэн и его теории «глобальной деревни», Э. Тоффлер и теория «трех волн», Д. Бэлл и теория «постинустриального общества», З. Бзежинский и его «технотронное общество», П. Дракер и «общество знаний», М. Кастельс и «сетевое общество». Исследователями были выдвинуты различные варианты толкования третей стадии развития современного общества, так называемого «информационного общества». Однако цель, преследуемая исследователями едина, - объяснение явлений, присущих новейшему этапу развития общества, порожденного научно-технической, информационной технологией. Анализ этих теорий позволил отразить сущностные характеристики концепции «информационного общества».
Мы изучили концепцию «электронного правительства». Стоит отметить, что значение термина «электронное правительство» довольно размыто. Существует два общих типа определений понятия «электронное правительство». Первый тип – определения «электронного правительства» фактически сводится к технологическим инструментам – каналам коммуникации, механизмам, электронным площадкам взаимодействия. Второй тип - определения раскрывают понятие «электронное правительство» как новую систему взаимодействия государства и общества.
В третьем параграфе первой главы мы рассмотрели этапы формирования электронного правительства России. Первым этапом в становлении «электронного правительства» в РФ можно считать подписание Президентом В.В. Путиным в 2000 г. Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества и последующая подготовка федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая была утверждена в 2002г. Реализацию данной программы нельзя назвать успешной. На смену ей пришла новая государственная программа «Информационное общество». Которая реализуется и на сегодняшний день.
Мы выяснили, что главным направлением электронного правительства РФ стал переход к оказанию госуслуг в электронном виде. Государственный PR и социальная реклама являются неотъемлемой частью продвижения принимаемых государственных программ. Эти технологии способствуют разъяснению органами государственной власти предпринимаемых и осуществляемых действий направленных и способствующих достижению интересов граждан.
Информационно-коммуникационное сопровождение программ информационного общества и электронного правительства схожа с осуществлением информационно-коммуникационной поддержки государственных программ, однако ввиду специфических особенностей такого рода проектов, подразумевает постоянное развитие и использование современных PR-инструментов.
На основе двух опросов проведенных в рамках данного исследования, и описанных во второй главе данной работы, анализа документов и государственной программы «Информационное общество» мы пришли к выводу, что на сегодняшний день в России нет унифицированных механизмов продвижения услуг электронного правительства среди населения.
Осуществление продуманной информационно-коммуникационной поддержки способно улучшить показатели востребованности Единого портала госуслуг, повысить лояльность граждан к электронным сервисам, снизить уровень негативных ассоциаций с понятием электронного правительства в целом среди граждан.
Осведомленность о портале среди населения, достаточно высокая, наблюдается и тенденция к повышению по сравнению с 2015 г. Но, в настоящий момент другая проблема, большинство граждан, зная о Портале, имея проверенную учетную запись, не пользуются услугами Портала. Не исчерпало себя и мнение, что услугу быстрее получить в МФЦ, нежели электронно, отчасти это верно, ведь для получения многих услуг существует возможность лишь направить электронное заявление на их оформление, для получения же их придется прийти с документами лично. Некоторые из респондентов достаточно скептически относились к этому, не видя в преимуществ в этом. В данной ситуации, явное преимущество состоит в том, что благодаря преднамеренной подачи электронного заявления, граждане избавляют себя от изнуряющего простаивания в очередях. И об этом нужно рассказывать. Глупо, полагать, что данный ресурс не требует комментариев, и его возможности говорят сами за себя. Также многие из респондентов не осведомлены, какие услуги существуют на портале. То есть ситуация обстоит следующим образом, гражданин однажды зарегистрировался на Портале для получения конкретной услуги, единожды то есть, после получения услуги взаимодействие с порталом закончилось. Авторы связывают это вновь с отсутствием информационной поддержки Единого портала. Ввиду низкого уровня информированности о его преимуществах и существовании негативных ассоциаций, связанных с работой элементов электронного правительства. Востребованность Единого портала госуслуг остаётся не столь высокой. Да официальная статистика показывает нам большое количество зарегистрированных пользователей и быстро растущее число оказываемых госуслуг в электронном виде, но каких услуг? Информация о наличии налоговых задолженностей и штрафов? Это автоматическая функция, о неё мы говорили во второй главе. Процент граждан неосведомленных о Портале остается большим. Процент граждан незарегистрированных на портале ввиду сложной системы подтверждения личности, остается большим. А это при уже упрощенной системе подтверждения до нельзя. Среди молодежи присутствует стереотип что Портал предназначен для людей более старшего возраста, и там собраны услуги не имеющие к ним никакого отношения в настоящее время, услуги пенсионного фонда, страхования и т.д. Среди старшего поколения напротив существует стереотип, что работа на Портале слишком сложна и непонятна, и что он скорее предназначен для молодёжи.
Перевод услуг в электронный вид необходим государству для экономии финансовых средств и повышения уровня удовлетворенности граждан, в том числе путем сокращения времени, которое они вынуждены проводить в очередях.
Деятельность по информационному сопровождению программы развития Единого портала государственных услуг – это значимый элемент в становлении электронного правительства в России. Однако сегодня при наличии сформированной нормативно-правовой базы функционирования элементов электронного правительства, информационно-коммуникационной составляющей внедрения проекта придается малое значение.
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
2. Бершадская Л.А. Оценка специфики развития электронного правительства в регионах с использованием метода экспертного опроса // Информационные ресурсы России. 2010. № 1. С. 18-21.
3. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2013.
4. Васильева Н. А. Философские аспекты мировой политики: В 2-х частях. Часть 1: Политико-философский анализ информационных новаций современного цивилизованного развития. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003.
5. Вершинин М.С. "Актуальные проблемы теории коммуникации". Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 98-107.
6. Гавра Д.П., Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб.пособие. СПб.: С.-Петерб.гос.ун-т, Высш.шк.журн.имасс.коммуникац, 2013.
7. Дианова Е.М. Электронное правительство как механизм воздействия на транзакционные издержки в государственном секторе // Информационное общество. 2012. № 4. С. 34 – 41.
8. Дмитриева Н.Е., Стырин Е.М. Открытое государственное управление: задачи и перспективы в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 132 – 135
9. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999.
10. Дрожжинов В.И. Мониторинг услуг электронного правительства. // Социс, 2008, № 5.
11. Дьякова Е.Г. Переход к электронному правительству как процесс институциональной адаптации // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделение РАН. 2011. №. 11. С. 235 – 252.
12. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2009-2010. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2011.
13. Информационное общество: тенденции развития в субъектах Российской Федерации. Выпуск 2: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева. М.: НИУ ВШЭ, 2015.
14. Кабанов Ю.А. Информационное пространство как новое (гео) политическое пространство: роль и место государств // Критическая геополитика. Сборник статей. Выпуск № 1 / отв. ред. И.Ю. Окунев, С.О. Савин. Ногинск: Аналитика Родис, 2014. C. 124 – 137.
15. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.:ГУ-ВШЭ, 2001.
16. Кулик А.Н. Governance 2.0: Эволюция модели государственного управления в эпоху Интернета // Политическая наука. 2013. № 1.
17. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков: Гуманитарный центр, 2010.
18. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.
19. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития. М., 1999.
20. Мирошниченко И.В. Сетевой ландшафт российской публичной политики. Краснодар: Просвещение - Юг, 2013.
21. Михайлова О.В. Сети в политике и государственном управлении. М.: КДУ, 2013.
22. Моска Г. Правящий класс // Социол.исслед.1994.№10.
23. Нисневич Ю. А. Электронное правительство как постиндустриальная философия государственного управления // Теория и практика общественно-научной информации. 2005. № 19. С. 153-170.
24. Новые технологии государственного управления в зеркале канадского и российского опыта : монография / под ред. А. М. Марголина и П. Дуткевича. – М. :Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2013.
25. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
26. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учебно-методическое пособие. Электронная версия. Пенза: Изд. ПГУ . 2003. 281 с.
27. Ровинская Т. Электронная демократия в теории и на практике – М., 2013, С.84-96.
28. Сморгунов Л.В. От электронного правительства к электронному правлению: смена парадигмы // Политическая наука. 2007. № 4. С. 20 – 49.
29. Сморгунов Л.В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2005. № 2. С. 213 – 225.
30. Стырин Е.М. Электронное правительство: стратегии формирования и развития: дис. канд. соц. наук. М.: МГУ им.Ломоносова, 2006. 163 с.
31. Трутнев Д.Р., Чугунов А.В. Подготовка кадров государственных и муниципальных служащих в области электронного правительства: взаимосвязь уровня ИТ -компетенций и результативности проектов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 138 – 145.
32. Трутнев Д.Р., Уткин В.В., Чугунов А.В. Организационно-правовое обеспечение развития информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации. Учебное пособие СПб.: НИУ ИТМО, 2009. - 96 с.
33. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. № 2.
34. Toffler A. FutureShock. N.Y., 1971 (рус.пер.: Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003).
35. Toffler A. TheThirdWave. N.Y., 1980 (Перевод на русский язык:Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999).
36. Филатова О. Г. Социальная реклама и PR-поддержка программ развития информационного общества: учебное пособие. – СПб: НИУ ИТМО, 2013. - 136 с.
37. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. - 98 с.
38. Чугунов А.В. «Электронное правительство»: формирование его правовой базы в России // Вестник ФГУ «Государственная регистрационная палата» при Министерстве юстиции Российской Федерации. Научно-практический журнал. 2009. № 4. С. 34 – 46.
39. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции: Учебник. – М.: Горячая линия-Телеком, 2008. - 256 с.
40. Электронные источники
41. Амзин А. Грабли 2.0. Российский портал госуслуг стартовал очень неудачно//Информационный портал. Lenta.ru. Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2009/12/17/gos/
42. Балюков А.С. Анализ актуальности создания электронного правительства// Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-aktualnosti-sozdaniya-elektronnogo-pravitelstva
43. Быков И.А. «Электронная демократия» VS «электронное правительство»: концептуальное противостояние?//Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/171/30/
44. Василенко И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт.// Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/8_4_03.htm
45. Вершинин М.С. Электронное правительство в XXI веке. // pr-news, 2011. URL: http://pr-news.su/publicat/n6_7/6-7_8.htm
46. Видясова Л.А., Чугунов А.В. Востребованность порталов государственных и муниципальных услуг (на примере Санкт-Петербурга).Научные сообщения. – 2016. – С.165-180.
47. В каких направлениях государственной региональной информатизации ожидается наибольший спрос в 2017-2018 годах.Tadviser.//Режим доступа: http://tadviser.ru/a/191019
48. Государство отвечает на запросы. Российская газета.//Режим доступа: https://rg.ru/2018/04/18/na-portale-gosuslug-poiavilos-bolshe-vozmozhnostej-dlia-polzovatelej.html
49. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы).//Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/
50. Госуслуги перешли на личности //Информациооный портал. COMNEWS. // Режим доступа: http://www.comnews.ru/node/21199
51. Госуслуги в интернете. Насколько распространена практика пользования госуслуами в интернете? // Фонд «Общественное мнение». 12.03.2013. URL: http://fom.ru/ SMI-i-internet/ 10850
52. Данные Минфина России и Казначейства России об исполнении бюджетов субъектов РФ // iМониторинг: Открытый информационный ресурс по анализу финансового и социально-экономического развития субъектов РФ на основании информации официальных источников.// Режим доступа: http://iminfin.ru/
53. Дьякова Е.Г. Процесс перехода к электронному правительству как объект теоретического моделирования. // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/protsess-perehoda-k-elektronnomu-pravitelstvu-kak-obekt-teoreticheskogo-modelirovaniya
54. Единый портал госуслуг обновился. Интерфакс. //Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/607861
55. Ждакаев И. Безответный клик // Информационный портал. Коммерсант.//Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1319701
56. Замминистра связи Алексей Козырев представил завершенную версию системного проекта.Tadviser.//Режим доступа: http://tadviser.ru/a/76705
57. Замминистра связи Алексей Козырев: такого понятия как "госуслуги" не должно существовать.Tadviser.//Режим доступа: http://tadviser.ru/a/53612
58. История формирования электронного правительства в России.//Режим доступа: http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_delopr_intesting/detail.php?ID=78993
59. Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2014 // Фонд «Общественное мнение». //Режим доступа: http://runet.fom.ru/ Proniknovenie- interneta/ 11567
60. Информационная справка о работе Портала госуслуг Санкт-Петербурга. Подготовлена Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром. Архив автора
61. Информационное общество ГП.Tadviser.//Режим доступа:http://tadviser.ru/a/71702
62. Инфраструктура Электронного правительства России.//Минкомсвязь России. Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/directions/486/
63. Интернет-интервью с В.Е. Авербахом // КонсультантПлюс, 2015. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/interview/averbah/
64. Калиушко И.Б, Демкова М.С. Электронное управление – путь к эффективности и прозрачности государственного управления. //Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b423468353130801c325714c004a0866
65. Классификация стадий развития электронного правительства. ООН. //Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/inform/documents/doc/E_Government.pdf
66. Концепция информатизации Санкт-Петербурга до 2020г., утв. распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017г. №21-рп).//Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456057575
67. Концепция технотронного общества З. Бжезинского. //Режим доступа: http://mylektsii.ru/1-49238.html
68. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Утверждена распоряжением Правительство РФ от 25.12.2013 г. №2516-р // Официальный сайт Минкомсвязи.//Режим доступа: http://government.ru/ media/files/41d4b05a 4f63fbd7c3a4.pdf
69. Концепция региональной информатизации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2769-р.// Режим доступа: http:// government.ru/ media/files /Ea8O35fPr3I.pdf
70. О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 721 // СПС «Консультант Плюс». Режимдоступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW _91667/#p11
71. Медведев разрешил получать госуслуги вне зависимости от места жительства. РБК.//Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/29/01/2018/5a6f1cab9a7947805ade2864
72. Медведев: электронное правительство должно работать быстро и в режиме реального времени. ТАСС.//Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3729359
73. Методические рекомендации по популяризации Электронного правительства. //Режим доступа: http://egov.ulregion.ru/assets/files/meropriyatiya/pravitelstvo/8/rekomendacii.pdf
74. Минэкономразвития представило сводный отчет по реализации 17 госпрограмм. На фоне других программ показатели «Информационного общества» ниже среднего уровня. Один из худших показателей — качество работы Минкомсвязи над программой.//Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/2017-08-04_minekonomrazvitiya_pokazateli_informatsionnogo
75. Минкомсвязь представила рейтинг информатизации регионов-2017.Единый портал электронной подписи. //Режим доступа: https://iecp.ru/news/item/412481-minkomsvyaz-predstavila-reyting-informatizatsii-regionov-2017
76. Минкомсвязь России представила рекомендации по популяризации электронныхгосуслуг. Официальный сайт.Минкомсвязь.//Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/34143/
77. Мобильное приложение «Госуслуги» стало лидером в российскомAppStore. Единый портал электронной подписи.//Режим доступа: https://iecp.ru/news/item/415712-mobilnoye-prilozheniye-gosuslugi-stalo-liderom-v-rossiyskom-app-store
78. На портале госуслуг вдвое увеличилось количество пользователей // Информационный портал Rspectr.com, 2013. Режим доступа: http://www.rspectr.com/news/gosuslugi-twice/
79. Научно-исследовательская работа по исследованию перспектив развития электронного правительства. Минкомсвязь.//Режим доступа: http://minsvyaz.ru/uploaded/presentations/prezentatsiya-sistemnogo-proekta-ep.pdf
80. Обновлен Единый портал госуслуг. Минкомсвязь.//Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/38138/
81. Об утверждении новой редакции государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)».//Режим доступа: http://government.ru/docs/11937/
82. О Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)//Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/pgu/cms/content/isr/view/00000000000/290/309
83. Окинавская Хартия глобального информационного общества. // Электронная библиотека iis.ru. URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html
84. Подтвердите учетную запись Госуслуг через интернет-банки. Единый портал госуслуг.//Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/help/news/2018_03_02_banks
85. Популяризация электронныхгосуслуг в России. Информационный портал. Tadviser.//Режим доступа: http://tadviser.ru/a/289366
86. Портал госуслуг в нынешнем виде // CNews.ru, 2014. Режим доступа: http://gov.cnews.ru/top/2014/10/10/portal_gosuslug_v_nyneshnem_vide_skoro_budet_zakryt_588409
87. Портал госуслуг подводит итоги 2016 года. Единый портал госуслуг.//Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/help/news/portal_gosuslug_podvodit_itogi_2016_goda
88. Прохоров А. Электронное правительство в цифрах и фактах.//Режим доступа: http://compress.ru/article.aspx?id=15845
89. Постановление Правительства от 2 августа 2010 г. N 588 об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ // ВaseСonsultant, 2010. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=161431
90. Правила дизайна Единого портала Госуслуг. Единый портал госуслуг.//Режим доступа: http://guides.gosuslugi.ru/
91. Распоряжение Правительства РФ от 26.08.2009 N 1231-р // Информационный портал. Government.consultant. Режимдоступа : http://government.consultant.ru/page.aspx?1024678
92. Рейтинги регионов России по развитию информационных технологий. Tadviser.//Режим доступа: http://tadviser.ru/a/264278
93. Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства.//Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/e-government-survey/info
94. Рейтинг электронного правительства ООН. Tadviser.//Режим доступа: http://tadviser.ru/a/319289
95. «Ростелеком» и Минкомсвязь России подписали контракт на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства на 2017 год.//Режим доступа: https://www.rostelecom.ru/press/news/d438583/
96. Системный проект ЭП РФ 2020. Минкомсвязь. //Режим доступа: http://minsvyaz.ru/uploaded/presentations/prezentatsiya-sistemnogo-proekta-ep.pdf
97. Состоялась годовая расширенная коллегия Минкомсвязи России. Минкомсвязь.//Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/38134
98. Стародымов А. Госуслуги в тестовом режиме // Компьютерра онлайн, 2009. Режим доступа: http://old.computerra.ru/vision/488323/
99. Услуги в электронном виде // Портал административной реформы в Российской Федерации. Режим доступа: http://ar.gov.ru/ ru/ gos_uslugi _03_ uslugi _v_ electronnom_vide/ index.html
100. ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг // Российская газета, 2010.// Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html
101. ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)».//Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/
102. Фольк В.А. Обзор построения мировых моделей электронного правительства // Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2013/ thesis/ s021/ s021-005.pdf
103. Центр Маркетинговых концепций // Информационный портал, 2012.//Режим доступа:http://marketolog.biz/index.php
104. Что такое электронное правительство? [Электронный ресурс] // Microsoft. Режим доступа: http://www.microsoft.com/rus/government/electronic/
105. Эксперт: Цифровое правительство — это не про услуги, это про использование данных. Аналитический центр при правительстве РФ.//Режим доступа: http://ac.gov.ru/events/012333.html
106. Электронными госуслугами чаще пользуются женщины, чем мужчины. Единый портал электронной подписи.//Режим доступа: https://iecp.ru/news/item/415691-elektronnymy-gosuslugamy-chashche-polzuyutsya-zhenshchiny-chem-muzhchiny
107. «Электронное правительство»: некоторые важные факты за 6 лет. Правительство России.//Режим доступа: http://government.ru/info/32188/
108. Электронное правительство России.Tadviser.//Режим доступа: http://tadviser.ru/a/76705
109. Юрасов А.В. "Постановка проблемы разработки научно-обоснованной концепции, алгоритмов работы и архитектуры инструментальных средств электронного правительства".//Режим доступа: http://www.webcitation.org/65QCHuydU
110. Information and Communications for Development 2009: Extending Reach and Increasing Impact [Electronic Resource] // World Bank.// Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/EXTIC4D/Resources/58706351242066347456/IC4D_2009_Overview.pdf
111. UN Global E-government Survey 2003. E-Government at the Crossroads.//Режим доступа: http://unpan1.un.org/ intradoc/ groups/ public / documents/ un/ unpan016066 .pdf