Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация подготовки детей к обучению в школе

Работа №141241

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы сопровождения процесса организации подготовки детей к обучению в школе 9
1.1 Проблема исследования вопросов сопровождения процесса
организации подготовки детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Психолого-педагогические условия организации
подготовки детей к обучению в школе 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 34
2.1 Выявление уровня готовности старшего дошкольника к
обучению в школе 34
2.2 Реализация сопровождения процесса подготовки детей
старшего дошкольного возраста к обучению в школе 40
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Проведение диагностической методики 1 64
Приложение Б Проведение диагностической методики 2 65
Приложение В Проведение диагностической методики 3 67
Приложение Г Оценка результатов по диагностической методике 3 69
Приложение Д План-график работы «Школы будущего первоклассника» 70


В наше время российское образование проходит через ряд преобразований, требующих четкой постановки и достижения ценностей в процессе обучения и воспитания детей.
Каждой ступенью системы образования решаются возложенные на них задачи, среди которых стоит выделить задачу подготовки обучающихся к следующей ступени. Дошкольное образование строится на достижении установленных государством целей и задач.
Качеству подготовки детей к обучению в школе всегда уделялось особое внимание в нашем обществе, в последние годы особенно: исследованиями установлено, что около 40% детей не имеют достаточной подготовки к началу обучения в первом классе.
Своевременная, полноценная и эффективная подготовка ребенка к школьному обучению является одной из наиболее значимых проблем в условиях реализации принципа непрерывности и преемственности программно-целевых, технологических, мониторинговых аспектов педагогического процесса.
Проблемами подготовки детей к школьному обучению педагогика занимается давно. Я.А. Коменский уделял много внимания этим вопросам, в настоящее время они по-прежнему актуальны, порождают споры и дискуссии по теории, методике процесса подготовки детей.
В настоящее время проблема готовности ребенка школе рассматривается в связи с реализацией положений Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и Федерального государственного стандарта дошкольного образования (2013).
В Законе «Об образовании в РФ» от 2013 года отмечается, что «дошкольное образование - это один из уровней общего образования, то есть дошкольное образование является ступенью к начальному общему образованию, образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными» [19]. Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает «государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатов их освоения. Одним из направлений образовательных программ дошкольного образования является достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования» [23].
Многие дети на момент начала школьного обучения обладают недостаточно крепким здоровьем, наличием признаков социально-педагогической запущенности, имеют слабое развитие необходимых для обучения качеств психической системы. У таких детей не выражены классические формы аномалий в развитие, но им трудно овладеть социальной ролью ученика, сложно самоутвердится в новых для них условиях, поверить в свои силы.
Высокий профессионализм воспитателей-педагогов является залогом успешного решения проблем процесса развития личности малыша и его подготовки к школьному обучению. Не требует доказательств тот факт, что качественная подготовка детей к школьной жизни не возможна без проведения комплексного психолого-педагогического исследования, без организации многокомпонентного образования.
Проблема организации подготовки детей к обучению в школе активно изучалась Л.А. Венгером, Н.Е. Вераксой, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцовой, Д.Б. Элькониным. Наличие различных позиций по отношению к сущности подготовки ребенка к школе - закономерное явление. Вместе с тем, анализ подходов позволяет сформулировать общие позиции в понимании сущности организации подготовки ребенка к школе.
Под готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень развития психофизических и социальных качеств, обеспечивающих успешность адаптации ребенка к условиям школы и освоения школьной общеобразовательной программы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подготовка ребенка к школе всегда была в числе актуальных тем в системе дошкольного образования.
В первой главе раскрыто понятие «готовность к школе» с помощью психолого-педагогической литературы, с точки зрения различных авторов. Выяснено какова роль дошкольного учреждения в подготовке детей к обучению в школе. Также рассмотрены психолого-педагогические условия организации подготовки детей к обучению в школе.
Несмотря на существование различных точек в вопросах подготовки детей к школе, все исследователи считают: обучение детей будет успешным в том случае, если они к началу школьной жизни обладают нужными качествами, и они в процессе обучения получат дальнейшее развитие и совершенствование. Опираясь на данное условие, можно говорить о том, что такое психологическая готовность к обучению. В настоящем исследовании в качестве готовности ребенка к школьному обучению устанавливается необходимая степень развития психологии ребенка, обеспечивающая усвоение установленной государством школьной программы. Готовность к обучению в школе является минимальным базисным уровнем развития ребенка, обеспечивающего его дальнейшее успешное обучение.
Подготовка детей к школе занимает огромное место. Это задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Для выполнения этой задачи необходима организация сопровождения - это особый вид взаимодействия, цель которого создать благоприятные условия, при которых можно будет. Успешность дальнейшего обучения дошкольника во многом будет зависеть от того, насколько качественно и своевременно он будет подготовлен. У методического сопровождения есть ряд важных функций: информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-координационная, обучающая.
Организация методического сопровождения заключается в том, чтобы помочь воспитателям повысить их профессиональную компетентность.
Во второй главе исследования проведена опытно-экспериментальная работа по сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы по сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, были получены следующие выводы.
Опытно-экспериментальная работа по методическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе проводилась на базе ГБОУ СОШ №5 города Сызрань в двух подготовительных к школе групп - это группа «Матрешки», численность детей в которой составляет 24 чел. (экспериментальная группа) и группа «Звездочки» численностью 22 чел. (контрольная группа).
На первом этапе экспериментального исследования мы провели констатирующий эксперимент, в ходе которого оценивали уровень подготовленности к обучению в школе детей экспериментальной и контрольной групп. Диагностика осуществлялась по различным направлениям - оценка физиологической готовности, личностно-социальной готовности, а также интеллектуальной готовности к обучению в школе.
На втором этапе в экспериментальной группе осуществлялась реализация системы занятий, направленных на подготовку детей к обучению в школе. Данная система занятий называется «Школа будущего первоклассника» и включает в себя разработанные занятия для дошкольников по следующим направлениям: математика (16 ч.), развитие речи и подготовка к освоению грамоты (15 ч.), подготовка к обучению письму (9 ч.), ознакомление с окружающим миром (8 ч.), работа с детской книгой (4 ч.), психологический практикум (1 ч.).
Был разработан план «Школы будущего первоклассника» на 2022-2023 учебный год. Разработанные учебные материалы ориентированы на ФГОС ДО и на программу «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) [20] и региональную программу «Крымский веночек», которые широко применяются в практике работы, в том числе и в ГБОУ СОШ №5 города Сызрань. В работе приведено календарное планирование, а также планы некоторых уроков.
На третьем этапе была проведена оценка эффективности разработанной системы занятий. Данные, полученные в ходе эксперимента, подтвердили эффективность применения разработанных методических материалов в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
В частности, реализация разработанного комплекса уроков в экспериментальной группе оказала позитивное влияние на развитие зрительно-моторной координации дошкольников, на формирование показателей психосоциальной зрелости их поведения, а также на их интеллектуальное развитие. В контрольной группе рассмотренные показатели изменялись не столь существенно.
Разница в результатах, полученная в экспериментальных и контрольных группах на контрольном срезе, позволяет выявить общую тенденцию и сделать вывод о том, что процесс подготовки к обучению в школе у дошкольников происходит эффективнее на основе реализации разработанного комплекса занятий.


1. Алхатова Т. С. Готовность ребенка к школе // Наука и реальность. 2022. № 1. С. 69-72.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2006. 686 с.
3. Ачинович Т. И. Семейное консультирование и психотерапия. Минск : БГУ, 2022. 199 с.
4. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика,
коррекция, педагогическая поддержка. М. : Просвещение, 1997. 215 с.
5. Битянова М. Р. Диагностика школьной зрелости // Школьный
психолог. 2022. № 11. С. 48-55.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2003. 264 с.
7. Бондаренко А. К. Методическое сопровождение организации подготовки ребенка к школе // Дошкольное образование. 2022. №4. С. 12-19.
8. Васильева Ю. В. Развитие готовности ребенка к обучению школе в условиях школы будущего первоклассника // Заметки ученого. 2020. № 5. С. 39-44.
9. Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты. М. : Владос, 2003. 165 с.
10. Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в
школе: психолого-педагогические основы : учеб. пособие.
М. : Академический Проект, 2020. 256 с.
11. Выготский Л. С. Детская психология. М. : Просвещение, 1982. 432 с.
12. Ганиева Ф. А. Готовность ребенка к обучению в школе // Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 89-93.
13. Диагностика школьной зрелости / Под ред. А. Керн, Я. Йирасек. Прага, 1998. 340 с.
14. Ермолин Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский. Ярославль : Ярослав Мудрый, 2014. 248 с.
15. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. М. : Просвещение, 2005. 180 с.
...
26 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ