АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
|
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1. Арктика в мировой политике XXI века. 10
§1. Акторы международных отношений в Арктическом регионе на современном этапе. 10
§2. Геополитическое значение Арктики. 14
§3. Конфликтное поле современного правового режима Арктики. 18
§4. Международное сотрудничество в Арктике. 21
Глава 2. Арктическая политика Российской Федерации на современном этапе. 24
§1. Основные этапы освоения арктического пространства России. 24
§2. Концептуальные основы арктической политики РФ на современном этапе. 33
§3. Внешнеполитический аспект арктической политики РФ на современном этапе. 41
§4. Военно-политическое измерение арктической политики РФ на современном этапе. 55
§5. Социально-экономический вектор арктической политики РФ на современном этапе. 58
§6. Экологическая составляющая арктической политики РФ на современном этапе. 65
Глава 3. Арктическая политика США на современном этапе. 68
§1. Основные этапы освоения арктического пространства США. 68
§2. Концептуальные основы арктической политики США на современном этапе. 77
§3. Внешнеполитический аспект арктической политики США на современном этапе. 84
§4. Военно-политическое измерение арктической политики США на современном этапе. 91
§5. Социально-экономический вектор арктической политики США на современном этапе. 94
§6. Экологическая составляющая арктической политики США на современном этапе. 100
Глава 4. Сравнительный анализ арктической политики РФ и США на современном этапе. 103
§1. Анализ исторического развития арктического пространства РФ и США. 103
§2. Анализ концептуальной основы арктической политики РФ и США. 107
§3. Анализ внешнеполитического аспекта арктической политики США и РФ на современном этапе. 111
§4. Анализ военно-политического измерения арктической политики РФ и США на современном этапе. 113
§5. Анализ социально-экономического вектора арктической политики РФ и США на современном этапе. 115
§6. Анализ экологической составляющей арктической политики РФ и США на современном этапе. 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 118
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 122
Глава 1. Арктика в мировой политике XXI века. 10
§1. Акторы международных отношений в Арктическом регионе на современном этапе. 10
§2. Геополитическое значение Арктики. 14
§3. Конфликтное поле современного правового режима Арктики. 18
§4. Международное сотрудничество в Арктике. 21
Глава 2. Арктическая политика Российской Федерации на современном этапе. 24
§1. Основные этапы освоения арктического пространства России. 24
§2. Концептуальные основы арктической политики РФ на современном этапе. 33
§3. Внешнеполитический аспект арктической политики РФ на современном этапе. 41
§4. Военно-политическое измерение арктической политики РФ на современном этапе. 55
§5. Социально-экономический вектор арктической политики РФ на современном этапе. 58
§6. Экологическая составляющая арктической политики РФ на современном этапе. 65
Глава 3. Арктическая политика США на современном этапе. 68
§1. Основные этапы освоения арктического пространства США. 68
§2. Концептуальные основы арктической политики США на современном этапе. 77
§3. Внешнеполитический аспект арктической политики США на современном этапе. 84
§4. Военно-политическое измерение арктической политики США на современном этапе. 91
§5. Социально-экономический вектор арктической политики США на современном этапе. 94
§6. Экологическая составляющая арктической политики США на современном этапе. 100
Глава 4. Сравнительный анализ арктической политики РФ и США на современном этапе. 103
§1. Анализ исторического развития арктического пространства РФ и США. 103
§2. Анализ концептуальной основы арктической политики РФ и США. 107
§3. Анализ внешнеполитического аспекта арктической политики США и РФ на современном этапе. 111
§4. Анализ военно-политического измерения арктической политики РФ и США на современном этапе. 113
§5. Анализ социально-экономического вектора арктической политики РФ и США на современном этапе. 115
§6. Анализ экологической составляющей арктической политики РФ и США на современном этапе. 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 118
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 122
Обоснование темы исследования и его актуальность.
Арктический регион, долгое время остававшийся вне сферы ключевых интересов большинства ведущих государств на международной арене, в последнее время, все чаще занимает не последнее место в актуальной повестке дня мирового сообщества. Присутствие интереса, проявляемого к Арктике, очевидно прослеживается в общественно-политическом дискурсе, а решение проблем развития и взаимодействия в этом регионе все чаще становятся важными задачами как арктических государств, так и стран, не имеющих непосредственной географической связи с Арктикой.
Стремительное таяние арктических льдов, исключительное по своей важности природное явление, в ближайшем будущем, возможно, существенно изменит характер взаимодействия акторов в этом регионе, создав как новые возможности, так и новые риски.
Существенное изменение климатических условий в Арктике вносит определенные коррективы в экономическую деятельность в регионе. Зависимость ведущих экономик мира от энергоресурсов, в частности, нефти и газа, обуславливает существующий уже сейчас интерес к Арктике, где добывается десятая часть общемировых запасов нефти и четверть запасов природного газа. Таяние арктических льдов, упрощающее разведку, добычу и транспортировку полезных ископаемых обуславливает растущую рентабельность экономической деятельности в регионе. Помимо этого, климатические изменения в Арктике позволяют создавать новые, ранее недоступные, морские маршруты, а также снизить издержки при использовании существующих.
Однако, появление новых возможностей в Арктике, вполне возможно, обострит и существующие противоречия. Гораздо большую актуальность приобретет вопрос доступа к экономической деятельности в регионе государств, не входящих в «арктический клуб». Также, возможна актуализация существующих территориальных споров. Но что наиболее вероятно, так это проецирование внешнеполитических противоречий государств и на арктический регион.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки являются арктическими державами. Нельзя не отметить и чрезвычайно важные роли, которые эти государства играют в мировой политике. При этом, арктическая политика является традиционным приоритетом для РФ и становится все более важной частью внешнеполитической повестки США. Это, в свою очередь, способно как стать драйвером двустороннего сотрудничества, так и полем для конфронтации в будущем.
В контексте существенного осложнения политических и экономических взаимоотношений Российской Федерации и США, теоретически возможного столкновения интересов этих государств в Арктике, а также растущего интереса к региону в глобальном масштабе, сравнительный анализ подходов к формированию и реализации политики Российской Федерации и США в Арктике видится актуальным и востребованным, в то время как прогнозирование развития современных арктических стратегий вышеуказанных государств представляется крайне важным в процессе формирования модели развития всего региона в среднесрочной перспективе.
Актуальность проблем развития Арктики является причиной относительно высокой изученности темы. Однако, серьезная зависимость сущности и характера деятельности государств в арктическом регионе от целого ряда внешнеполитических и внешнеэкономических факторов, подверженных в данный исторический момент, порой, кардинальным изменениям, а также динамичность развития арктического региона в целом, обосновывает необходимость постоянной аналитической деятельности в данной области.
Объектом исследования выступают Арктический регион в XXIвеке и политика РФ и США в отношении данного региона.
Предметом исследования являются сущность и отличительные черты актуальных арктических стратегий РФ и США, характерные особенности деятельности данных государств в Арктике в сферах политики, экономики, безопасности и экологии.
Цель исследования – на основе сравнительного анализа современной арктической политики РФ и США дать прогноз дальнейшего развития арктических стратегий данных государств в краткосрочной перспективе.
Задачи:
1. Проанализировать характерные особенности и выявить ключевые проблемы развития современной Арктики.
2. Осуществить анализ современной арктической политики РФ.
3. Проанализировать политику США в Арктике на современном этапе.
4. Провести сравнительный анализ арктической политики РФ и США на современном этапе.
5. На основе полученных данных, дать прогноз развития арктических стратегий РФ и США, сформировать выводы и рекомендации.
Хронологические рамки исследования.
Автор анализирует арктическую политику Российской Федерации в период с 18 сентября 2008 года (дата принятия «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», ключевого концептуального документа, определившего новый этап развития политики РФ в Арктике) по апрель 2018 года. Арктическая политика США анализируется в период с 12 января 2009 года (дата принятия Директивы по арктической политике) по апрель 2018 года. Однако, параграфы №1 глав №2 и №3 дают краткий обзор основных этапов развития арктической политики России и США с XVIи XIXвеков соответственно.
Характеристика источниковой базы.
Междисциплинарный характер данной работы предполагает использование источников и литературы, относящихся к самым разным областям знания. Источники предлагается разделить на несколько основных групп.
Первая группа источников – это международные конвенции, договоры и соглашения, объектом которых выступает арктический регион. Среди таких документов можно выделить, например, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Роль данного документа невозможно недооценить, ведь именно Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет границы территориальной юрисдикции государств в море. В частности, и в Арктике. Отсутствие окончательно урегулированных границ в Арктике обуславливает важность изучения в рамках данного исследования таких источников, как решения Международного органа по морскому дну, а также Комиссии по границам континентального шельфа. Так, в данный момент, Комиссия по границам рассматривает российскую заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, поданную в феврале 2016 года. Учитывая тот факт, что речь идет о площади расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, которая составляет 1,2 млн.кв. километров, принятое Комиссией решение может значительно повлиять на политику РФ в регионе.
Также, в силу своего влияния на политику арктических государств, важными для изучения представляются документы Арктического совета, межправительственной организации, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды в арктическом регионе и всесторонняя поддержка коренных народов; решения конференций парламентариев Арктического региона и встреч «Арктической пятерки», а также ежегодной конференции по проблемам судоходства в Арктике.
Базовые принципы деятельности государств в Арктике также определяются в Нуукской декларации об окружающей среде и развитии в Арктике 1993 года, программе по сотрудничеству в военной области и по вопросам охраны окружающей среды в Арктике 1996 года, Илулиссатской декларации о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного права, принятой в 2008 году.
Следующая группа источников – внутренние правовые нормы, программы, стратегии и доктрины, предметом которых является Арктика. Важнейшим в данной группе является документ под названием «Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18 сентября 2008 года. Он, в частности, определяет национальные интересы России в Арктике. В данном документе определяются главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России. Помимо этого, в документе имеется положение об определении границ юрисдикции РФ в Арктике. В развитие данного документа были созданы «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и постановление об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», критически важные для анализа текущей и будущей политики РФ в арктическом регионе. Не менее важное значение в данной группе источников имеет документ под названием Национальная стратегия США для Арктического региона. Национальная стратегия формулирует стратегические приоритеты правительства Соединенных Штатов для арктической области. Кроме того, неотъемлемой частью концептуальной основы американской арктической политики являются такие документы как План имплементации Национальной стратегии США для Арктического региона, «Арктическая дорожная карта» ВМС США и Арктическая стратегия министерства обороны США.
Важными объектами анализа для достижения цели данной работы являются официальные речи и выступления российских и американских политических деятелей и экспертов, чье видение будущего арктической политики может прямо или косвенно влиять на ее практическую реализацию. К их числу можно отнести президента РФ В. В. Путина, президента США Д. Трампа, министра иностранных дел С. В. Лаврова, госсекретаря Р. Тиллерсона, председателя правительства РФ Д. А. Медведева, заместителя председателя правительства Д. О. Рогозина, министра обороны С. К. Шойгу, министра обороны США Джеймса Мэтисса, а также многих других.
Для выполнения задач исследования важность представляют официальные отчеты целого ряда государственных ведомств РФ и США. Таких, например, как Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Геологической службы США, Комиссии по ценным бумагам и биржам США и Департамента окружающей среды и природных ресурсов США.
В анализе интересов и возможных действий российских компаний важное место занимают информационные и аналитические материалы отечественных и зарубежных СМИ, таких как NYT, WallStreetJournal, Reuters, ТАСС, РБК, Коммерсант, Forbes. Особо хотелось бы выделить отраслевое издание ArcticInfo, которое освещает события, происходящие в Арктической зоне России и циркумполярных государствах – Финляндии, Норвегии, Исландии, Гренландии (Дания), Канаде и Соединенных Штатах Америки (Аляска). Информагентство предоставляет объективную и всестороннюю информацию по различным темам: от разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, развития Северного морского пути, масштабных проектов, осуществляемых в Арктической зоне России, международного сотрудничества до экологии, традиций коренных малочисленных народов Севера и жизни людей, проживающих и работающих на Крайнем Севере.
Обзор библиографической базы исследования.
За последние десять лет вопросы освоения и развития Арктики прочно укоренились в общественно-политическом и научном дискурсах. Высокое значение Арктики как в региональном, так и в глобальном масштабах, а также многоаспектность характерных для этого региона вызовов на современном этапе объясняют внимание исследователей из самых разных областей научного знания к проблемам арктического пространства.
Так среди исследователей правового режима Арктики в XXIвеке следовало бы выделить докт. юрид. наук. проф. А.Н. Выглежанина , одного из ведущих специалистов в этой области. Сферой научного интереса отечественных исследователей Д. О. Сивакова , А. А. Ковалева , Н.К. Харлампьевой и М.Л. Лагутиной также являются вопросы правового режима Арктики и их корреляция с вопросами стратегической безопасности и устойчивого развития региона. Среди зарубежных исследователей правового режима Арктики особо примечательны М. Байерс и Д. Ротвелл.
Широкий спектр вопросов развития современной российской арктической политики, в частности, взаимодействия РФ и прочих акторов региона представляет собой сферу научных интересов таких отечественных исследователей как Хотькова Е.С., Глущенко Ю. Н., Аничкина Т. Б., Шишков А. С., Михайлов С. А., Конышев В. Н., Сергунин А. А , Фененко А.В .
Важное место в исследованиях современного Арктического региона занимают вопросы безопасности. Проблемам обеспечения военной безопасности и мирного развития в Арктике посвящены работы А.В. Загорского , А.А. Храмчихина , А.Г. Арбатова и В.З. Дворкина , К. Отлунда.
Вопросам экономического освоения Арктического пространства посвящены работы Антюшиной Н. М ., Говоровой Н. В ., Харитоновой В.Н, А. Кохейн, Дж. Долбоу и Л Сазди.
Анализ библиографии позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство исследовательских работ по проблемам современной государственной политики в Арктике и особенностям развития региона затрагивают, как правило, отдельные вопросы актуальной арктической повестки дня. Представляется очевидным определенный недостаток исследований, посвященных многостороннему, комплексному и глубокому анализу современной арктической политики РФ и США, а также сравнению векторов арктического развития этих государств.
Методологическую основу исследования составляет набор методов, что обусловлено междисциплинарным характером работы. Так, основу исследования составляет метод качественного сравнительного анализа. В качестве переменных были избраны характер исторического развития, концептуальная основа, внешнеполитический, военно-политический, социально-экономический и экологический аспекты арктической политики РФ и США.
Метод исторической ретроспективы позволит выделить основные этапы генезиса арктической политики РФ и США. Методы институционального и функционального анализа будут использованы для создания обобщенной характеристики существующих институтов арктической политики. Помимо этого, будет использован дискриптивный метод, дедукция и индукция. В формировании заключения и рекомендаций будет применен прогностический метод.
Структура работы.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Арктический регион, долгое время остававшийся вне сферы ключевых интересов большинства ведущих государств на международной арене, в последнее время, все чаще занимает не последнее место в актуальной повестке дня мирового сообщества. Присутствие интереса, проявляемого к Арктике, очевидно прослеживается в общественно-политическом дискурсе, а решение проблем развития и взаимодействия в этом регионе все чаще становятся важными задачами как арктических государств, так и стран, не имеющих непосредственной географической связи с Арктикой.
Стремительное таяние арктических льдов, исключительное по своей важности природное явление, в ближайшем будущем, возможно, существенно изменит характер взаимодействия акторов в этом регионе, создав как новые возможности, так и новые риски.
Существенное изменение климатических условий в Арктике вносит определенные коррективы в экономическую деятельность в регионе. Зависимость ведущих экономик мира от энергоресурсов, в частности, нефти и газа, обуславливает существующий уже сейчас интерес к Арктике, где добывается десятая часть общемировых запасов нефти и четверть запасов природного газа. Таяние арктических льдов, упрощающее разведку, добычу и транспортировку полезных ископаемых обуславливает растущую рентабельность экономической деятельности в регионе. Помимо этого, климатические изменения в Арктике позволяют создавать новые, ранее недоступные, морские маршруты, а также снизить издержки при использовании существующих.
Однако, появление новых возможностей в Арктике, вполне возможно, обострит и существующие противоречия. Гораздо большую актуальность приобретет вопрос доступа к экономической деятельности в регионе государств, не входящих в «арктический клуб». Также, возможна актуализация существующих территориальных споров. Но что наиболее вероятно, так это проецирование внешнеполитических противоречий государств и на арктический регион.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки являются арктическими державами. Нельзя не отметить и чрезвычайно важные роли, которые эти государства играют в мировой политике. При этом, арктическая политика является традиционным приоритетом для РФ и становится все более важной частью внешнеполитической повестки США. Это, в свою очередь, способно как стать драйвером двустороннего сотрудничества, так и полем для конфронтации в будущем.
В контексте существенного осложнения политических и экономических взаимоотношений Российской Федерации и США, теоретически возможного столкновения интересов этих государств в Арктике, а также растущего интереса к региону в глобальном масштабе, сравнительный анализ подходов к формированию и реализации политики Российской Федерации и США в Арктике видится актуальным и востребованным, в то время как прогнозирование развития современных арктических стратегий вышеуказанных государств представляется крайне важным в процессе формирования модели развития всего региона в среднесрочной перспективе.
Актуальность проблем развития Арктики является причиной относительно высокой изученности темы. Однако, серьезная зависимость сущности и характера деятельности государств в арктическом регионе от целого ряда внешнеполитических и внешнеэкономических факторов, подверженных в данный исторический момент, порой, кардинальным изменениям, а также динамичность развития арктического региона в целом, обосновывает необходимость постоянной аналитической деятельности в данной области.
Объектом исследования выступают Арктический регион в XXIвеке и политика РФ и США в отношении данного региона.
Предметом исследования являются сущность и отличительные черты актуальных арктических стратегий РФ и США, характерные особенности деятельности данных государств в Арктике в сферах политики, экономики, безопасности и экологии.
Цель исследования – на основе сравнительного анализа современной арктической политики РФ и США дать прогноз дальнейшего развития арктических стратегий данных государств в краткосрочной перспективе.
Задачи:
1. Проанализировать характерные особенности и выявить ключевые проблемы развития современной Арктики.
2. Осуществить анализ современной арктической политики РФ.
3. Проанализировать политику США в Арктике на современном этапе.
4. Провести сравнительный анализ арктической политики РФ и США на современном этапе.
5. На основе полученных данных, дать прогноз развития арктических стратегий РФ и США, сформировать выводы и рекомендации.
Хронологические рамки исследования.
Автор анализирует арктическую политику Российской Федерации в период с 18 сентября 2008 года (дата принятия «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», ключевого концептуального документа, определившего новый этап развития политики РФ в Арктике) по апрель 2018 года. Арктическая политика США анализируется в период с 12 января 2009 года (дата принятия Директивы по арктической политике) по апрель 2018 года. Однако, параграфы №1 глав №2 и №3 дают краткий обзор основных этапов развития арктической политики России и США с XVIи XIXвеков соответственно.
Характеристика источниковой базы.
Междисциплинарный характер данной работы предполагает использование источников и литературы, относящихся к самым разным областям знания. Источники предлагается разделить на несколько основных групп.
Первая группа источников – это международные конвенции, договоры и соглашения, объектом которых выступает арктический регион. Среди таких документов можно выделить, например, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Роль данного документа невозможно недооценить, ведь именно Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет границы территориальной юрисдикции государств в море. В частности, и в Арктике. Отсутствие окончательно урегулированных границ в Арктике обуславливает важность изучения в рамках данного исследования таких источников, как решения Международного органа по морскому дну, а также Комиссии по границам континентального шельфа. Так, в данный момент, Комиссия по границам рассматривает российскую заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, поданную в феврале 2016 года. Учитывая тот факт, что речь идет о площади расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, которая составляет 1,2 млн.кв. километров, принятое Комиссией решение может значительно повлиять на политику РФ в регионе.
Также, в силу своего влияния на политику арктических государств, важными для изучения представляются документы Арктического совета, межправительственной организации, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды в арктическом регионе и всесторонняя поддержка коренных народов; решения конференций парламентариев Арктического региона и встреч «Арктической пятерки», а также ежегодной конференции по проблемам судоходства в Арктике.
Базовые принципы деятельности государств в Арктике также определяются в Нуукской декларации об окружающей среде и развитии в Арктике 1993 года, программе по сотрудничеству в военной области и по вопросам охраны окружающей среды в Арктике 1996 года, Илулиссатской декларации о готовности сотрудничать в Арктике на основе международного права, принятой в 2008 году.
Следующая группа источников – внутренние правовые нормы, программы, стратегии и доктрины, предметом которых является Арктика. Важнейшим в данной группе является документ под названием «Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18 сентября 2008 года. Он, в частности, определяет национальные интересы России в Арктике. В данном документе определяются главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России. Помимо этого, в документе имеется положение об определении границ юрисдикции РФ в Арктике. В развитие данного документа были созданы «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и постановление об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», критически важные для анализа текущей и будущей политики РФ в арктическом регионе. Не менее важное значение в данной группе источников имеет документ под названием Национальная стратегия США для Арктического региона. Национальная стратегия формулирует стратегические приоритеты правительства Соединенных Штатов для арктической области. Кроме того, неотъемлемой частью концептуальной основы американской арктической политики являются такие документы как План имплементации Национальной стратегии США для Арктического региона, «Арктическая дорожная карта» ВМС США и Арктическая стратегия министерства обороны США.
Важными объектами анализа для достижения цели данной работы являются официальные речи и выступления российских и американских политических деятелей и экспертов, чье видение будущего арктической политики может прямо или косвенно влиять на ее практическую реализацию. К их числу можно отнести президента РФ В. В. Путина, президента США Д. Трампа, министра иностранных дел С. В. Лаврова, госсекретаря Р. Тиллерсона, председателя правительства РФ Д. А. Медведева, заместителя председателя правительства Д. О. Рогозина, министра обороны С. К. Шойгу, министра обороны США Джеймса Мэтисса, а также многих других.
Для выполнения задач исследования важность представляют официальные отчеты целого ряда государственных ведомств РФ и США. Таких, например, как Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Геологической службы США, Комиссии по ценным бумагам и биржам США и Департамента окружающей среды и природных ресурсов США.
В анализе интересов и возможных действий российских компаний важное место занимают информационные и аналитические материалы отечественных и зарубежных СМИ, таких как NYT, WallStreetJournal, Reuters, ТАСС, РБК, Коммерсант, Forbes. Особо хотелось бы выделить отраслевое издание ArcticInfo, которое освещает события, происходящие в Арктической зоне России и циркумполярных государствах – Финляндии, Норвегии, Исландии, Гренландии (Дания), Канаде и Соединенных Штатах Америки (Аляска). Информагентство предоставляет объективную и всестороннюю информацию по различным темам: от разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, развития Северного морского пути, масштабных проектов, осуществляемых в Арктической зоне России, международного сотрудничества до экологии, традиций коренных малочисленных народов Севера и жизни людей, проживающих и работающих на Крайнем Севере.
Обзор библиографической базы исследования.
За последние десять лет вопросы освоения и развития Арктики прочно укоренились в общественно-политическом и научном дискурсах. Высокое значение Арктики как в региональном, так и в глобальном масштабах, а также многоаспектность характерных для этого региона вызовов на современном этапе объясняют внимание исследователей из самых разных областей научного знания к проблемам арктического пространства.
Так среди исследователей правового режима Арктики в XXIвеке следовало бы выделить докт. юрид. наук. проф. А.Н. Выглежанина , одного из ведущих специалистов в этой области. Сферой научного интереса отечественных исследователей Д. О. Сивакова , А. А. Ковалева , Н.К. Харлампьевой и М.Л. Лагутиной также являются вопросы правового режима Арктики и их корреляция с вопросами стратегической безопасности и устойчивого развития региона. Среди зарубежных исследователей правового режима Арктики особо примечательны М. Байерс и Д. Ротвелл.
Широкий спектр вопросов развития современной российской арктической политики, в частности, взаимодействия РФ и прочих акторов региона представляет собой сферу научных интересов таких отечественных исследователей как Хотькова Е.С., Глущенко Ю. Н., Аничкина Т. Б., Шишков А. С., Михайлов С. А., Конышев В. Н., Сергунин А. А , Фененко А.В .
Важное место в исследованиях современного Арктического региона занимают вопросы безопасности. Проблемам обеспечения военной безопасности и мирного развития в Арктике посвящены работы А.В. Загорского , А.А. Храмчихина , А.Г. Арбатова и В.З. Дворкина , К. Отлунда.
Вопросам экономического освоения Арктического пространства посвящены работы Антюшиной Н. М ., Говоровой Н. В ., Харитоновой В.Н, А. Кохейн, Дж. Долбоу и Л Сазди.
Анализ библиографии позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство исследовательских работ по проблемам современной государственной политики в Арктике и особенностям развития региона затрагивают, как правило, отдельные вопросы актуальной арктической повестки дня. Представляется очевидным определенный недостаток исследований, посвященных многостороннему, комплексному и глубокому анализу современной арктической политики РФ и США, а также сравнению векторов арктического развития этих государств.
Методологическую основу исследования составляет набор методов, что обусловлено междисциплинарным характером работы. Так, основу исследования составляет метод качественного сравнительного анализа. В качестве переменных были избраны характер исторического развития, концептуальная основа, внешнеполитический, военно-политический, социально-экономический и экологический аспекты арктической политики РФ и США.
Метод исторической ретроспективы позволит выделить основные этапы генезиса арктической политики РФ и США. Методы институционального и функционального анализа будут использованы для создания обобщенной характеристики существующих институтов арктической политики. Помимо этого, будет использован дискриптивный метод, дедукция и индукция. В формировании заключения и рекомендаций будет применен прогностический метод.
Структура работы.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.
Приближающийся конец первого десятилетия XXIвека призван стать моментом осмысления результатов развития современной арктической политики РФ и США. Кроме того, необходимым представляется формирование новых стратегий развития Арктики как для РФ, так и для США. В условиях чрезвычайно напряженной геополитической обстановки, сложившейся в мире после 2014 года, существенно осложнившихся двусторонних отношений РФ и США и стремительно меняющейся Арктики важно адаптировать национальные цели и задачи арктической политики к новым «правилам игры».
В марте 2018 года президентом Российской Федерации был избран В.В. Путин, один из архитекторов современной российской арктической политики, последовательно руководивший ее реализацией и развитием в течение последних десяти лет. «Арктика - важнейших регион, который обеспечит будущее России» - заявил российский президент в июне 2017 года, вновь подчеркивая, что развитие Арктики остается ключевым направлением внешней и внутренней политики РФ. Избрание В.В. Путина на новый президентский срок, с большой долей вероятности, гарантирует развитие российской арктической политики в рамках сформированной в 2008 и 2013 годах концептуальной основы.
Наиболее приоритетными векторами российской арктической политики, очевидно, останутся обеспечение национальной безопасности и социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ. Стратегическая важность обеспечения безопасности чрезвычайно протяженной границы РФ в Арктике гарантирует дальнейшее наращивание арктической группировки российских вооруженных сил, модернизацию ее технической базы и развитие военной инфраструктуры. Кроме того, с высокой долей вероятности продолжится вовлечение вооруженных сил, базирующихся в Арктической зоне РФ, в реализацию проектов в гражданской сфере. Так, в частности, привлечение вооруженных сил РФ к ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике уже продемонстрировало свою эффективность. В будущем, возможно, при условии существенной интенсификации трафика на Северном морском пути, военная инфраструктура может быть задействована в операционной деятельности маршрута, а военный персонал в обеспечении безопасности навигации и осуществлении спасательных операций, в случае необходимости.
В краткосрочной, а вполне возможно и в среднесрочной, перспективе Арктическая зона РФ сохранит свою чрезвычайно важную роль в экономическом развитии государства. Несмотря на идущий процесс диверсификации российской экономики, энергоресурсы, добываемые в российской Арктике, продолжают и, скорее всего, продолжат обеспечивать существенную долю государственных доходов. В этом контексте особую важность приобретает государственная поддержка развития научно-технического развития добывающего сектора, призванная обеспечить, с одной стороны максимально рентабельную, а с другой отвечающую высоким экологическим стандартам, добычу углеводородов как на материке, так и на шельфе Арктики. В условиях ограничения экономического и научно-технического сотрудничества, возникшего в результате введения США и ЕС в отношении РФ секторальных санкций, необходимо обеспечить развитие отечественной технологической базы, а также подготовку высококвалифицированных кадров. При этом в процессе экономического освоения арктического пространства важно сохранить приверженность принципам устойчивого развития, прилагая максимальные усилия для сохранения уникальных арктических экосистем.
В арктической политике США, в течение последних десяти лет развивавшейся в рамках устоявшейся доктринальной базы, в краткосрочной перспективе, очевидно, произойдут системные изменения, которые обусловят переход американской арктической стратегии на совершенно новый уровень развития. Политика США в Арктике, характерной особенностью которой до 2017 года была преемственность заложенной еще в 70-х годах XX века приверженности принципам ответственного управления и охраны природы, переживает небывалую смену приоритетов.
В 2016 году президент Б. Обама, руководствуясь стремлением защитить Арктику от антропогенного влияния, наложил запрет на дальнейшую выдачу лицензий на добычу нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе США. Д. Трамп, ставший президентом США в 2017 году, в первые сто дней своего срока личным указом отменил запрет своего предшественника, декларировав стремление активизировать эксплуатацию ресурсов Арктики, пусть и в ущерб экологической безопасности. Таким образом, экономическое освоение Арктики при президенте Д. Трампе, очевидно, станет одним из ключевых приоритетов американской арктической политики. Возобновленная указом Д. Трампа выдача лицензий на разработку ресурсов арктического шельфа США, инициированное республиканским большинством Конгресса открытие американского Национального Арктического заповедника для добычи углеводородов, а возможно, и распространение в октябре 2017 года американских санкций на российские шельфовые проекты в Арктике, поставившее точку в сотрудничестве ExxonMobilи «Роснефти», на практике подтверждают приверженность президента Д. Трампа заявленному курсу.
В условиях наращивания США военной активности в Арктике и сохраняющейся напряженности в двусторонних отношениях с РФ весьма низкой остается вероятность того, что американский Конгресс ратифицирует Конвенцию ООН по морскому праву и поступится принципом «свободы навигации». Это, в свою очередь, может служить причиной актуализации российско-американских разногласий по вопросу определения правового статуса проливов, расположенных в российской арктической акватории. Что, впрочем, навряд ли приведет к серьезному межгосударственному конфликту, оставаясь, тем не менее, конфликтной областью в российско-американских отношениях в Арктике.
Как РФ, так и США заявляют приверженность принципам мирного развития Арктики и неконфликтного разрешения межгосударственных споров в рамках существующих правовых механизмов. За прошедшие десять лет следование этим принципам было неоднократно подтверждено на практике. Делимитация российско-норвежской акватории в Баренцевом море, мирное взаимодействие США с РФ и Канадой по вопросам делимитации в Беринговом море и море Бофорта, а также развивающийся строго в рамках Конвенции ООН по морскому праву процесс определения внешних границ континентального шельфа стран Арктической пятерки, доказывают способность арктических держав разрешать споры без конфронтации.
Таким образом, представляется возможным представить следующие рекомендации.
Основой мирного и стабильного развития Арктики является международная кооперация. Сложившаяся на современном этапе практика взаимодействия государств Арктического региона по вопросам экологии, обеспечения безопасности навигации и в рамках научного обмена даже в условиях существенного осложнения межгосударственных отношений США и РФ в очередной раз доказывает, что проблемы Арктики, требующие коллективного решения всеми государствами региона, являются абсолютным приоритетом, независимо от сложившейся геополитической обстановки.
В межгосударственных отношениях РФ и США важно планомерно добиваться снижения напряженности. Разрешение существующих вне Арктического региона разногласий станет катализатором развития двусторонних отношений РФ и США в Арктике. Это, в свою очередь, создаст основу для возобновления взаимовыгодного экономического взаимодействия, реализации потенциала двустороннего научного сотрудничества и совместного обеспечения безопасной навигации в Беринговом море, что приобретает все большее значение на фоне роста использования Северного морского пути.
В арктической политике необходимо добиться обеспечения прозрачности и стабильного обмена информацией как между РФ и США, так и между прочими арктическими державами, а также внерегиональными акторами, стремящимися обеспечить свое присутствие в Арктике. Это позволит не допустить развития дилеммы безопасности в рамках решения Россией и Соединенными Штатами Америки задач по обеспечению национальной безопасности. Это обеспечит координацию всех государств региона в вопросах обеспечения экологической безопасности и защищенности морской и воздушной навигации. Это, наконец, обеспечит формирование атмосферы доверия между акторами региона, став залогом мирного развития Арктики.
Приближающийся конец первого десятилетия XXIвека призван стать моментом осмысления результатов развития современной арктической политики РФ и США. Кроме того, необходимым представляется формирование новых стратегий развития Арктики как для РФ, так и для США. В условиях чрезвычайно напряженной геополитической обстановки, сложившейся в мире после 2014 года, существенно осложнившихся двусторонних отношений РФ и США и стремительно меняющейся Арктики важно адаптировать национальные цели и задачи арктической политики к новым «правилам игры».
В марте 2018 года президентом Российской Федерации был избран В.В. Путин, один из архитекторов современной российской арктической политики, последовательно руководивший ее реализацией и развитием в течение последних десяти лет. «Арктика - важнейших регион, который обеспечит будущее России» - заявил российский президент в июне 2017 года, вновь подчеркивая, что развитие Арктики остается ключевым направлением внешней и внутренней политики РФ. Избрание В.В. Путина на новый президентский срок, с большой долей вероятности, гарантирует развитие российской арктической политики в рамках сформированной в 2008 и 2013 годах концептуальной основы.
Наиболее приоритетными векторами российской арктической политики, очевидно, останутся обеспечение национальной безопасности и социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ. Стратегическая важность обеспечения безопасности чрезвычайно протяженной границы РФ в Арктике гарантирует дальнейшее наращивание арктической группировки российских вооруженных сил, модернизацию ее технической базы и развитие военной инфраструктуры. Кроме того, с высокой долей вероятности продолжится вовлечение вооруженных сил, базирующихся в Арктической зоне РФ, в реализацию проектов в гражданской сфере. Так, в частности, привлечение вооруженных сил РФ к ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике уже продемонстрировало свою эффективность. В будущем, возможно, при условии существенной интенсификации трафика на Северном морском пути, военная инфраструктура может быть задействована в операционной деятельности маршрута, а военный персонал в обеспечении безопасности навигации и осуществлении спасательных операций, в случае необходимости.
В краткосрочной, а вполне возможно и в среднесрочной, перспективе Арктическая зона РФ сохранит свою чрезвычайно важную роль в экономическом развитии государства. Несмотря на идущий процесс диверсификации российской экономики, энергоресурсы, добываемые в российской Арктике, продолжают и, скорее всего, продолжат обеспечивать существенную долю государственных доходов. В этом контексте особую важность приобретает государственная поддержка развития научно-технического развития добывающего сектора, призванная обеспечить, с одной стороны максимально рентабельную, а с другой отвечающую высоким экологическим стандартам, добычу углеводородов как на материке, так и на шельфе Арктики. В условиях ограничения экономического и научно-технического сотрудничества, возникшего в результате введения США и ЕС в отношении РФ секторальных санкций, необходимо обеспечить развитие отечественной технологической базы, а также подготовку высококвалифицированных кадров. При этом в процессе экономического освоения арктического пространства важно сохранить приверженность принципам устойчивого развития, прилагая максимальные усилия для сохранения уникальных арктических экосистем.
В арктической политике США, в течение последних десяти лет развивавшейся в рамках устоявшейся доктринальной базы, в краткосрочной перспективе, очевидно, произойдут системные изменения, которые обусловят переход американской арктической стратегии на совершенно новый уровень развития. Политика США в Арктике, характерной особенностью которой до 2017 года была преемственность заложенной еще в 70-х годах XX века приверженности принципам ответственного управления и охраны природы, переживает небывалую смену приоритетов.
В 2016 году президент Б. Обама, руководствуясь стремлением защитить Арктику от антропогенного влияния, наложил запрет на дальнейшую выдачу лицензий на добычу нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе США. Д. Трамп, ставший президентом США в 2017 году, в первые сто дней своего срока личным указом отменил запрет своего предшественника, декларировав стремление активизировать эксплуатацию ресурсов Арктики, пусть и в ущерб экологической безопасности. Таким образом, экономическое освоение Арктики при президенте Д. Трампе, очевидно, станет одним из ключевых приоритетов американской арктической политики. Возобновленная указом Д. Трампа выдача лицензий на разработку ресурсов арктического шельфа США, инициированное республиканским большинством Конгресса открытие американского Национального Арктического заповедника для добычи углеводородов, а возможно, и распространение в октябре 2017 года американских санкций на российские шельфовые проекты в Арктике, поставившее точку в сотрудничестве ExxonMobilи «Роснефти», на практике подтверждают приверженность президента Д. Трампа заявленному курсу.
В условиях наращивания США военной активности в Арктике и сохраняющейся напряженности в двусторонних отношениях с РФ весьма низкой остается вероятность того, что американский Конгресс ратифицирует Конвенцию ООН по морскому праву и поступится принципом «свободы навигации». Это, в свою очередь, может служить причиной актуализации российско-американских разногласий по вопросу определения правового статуса проливов, расположенных в российской арктической акватории. Что, впрочем, навряд ли приведет к серьезному межгосударственному конфликту, оставаясь, тем не менее, конфликтной областью в российско-американских отношениях в Арктике.
Как РФ, так и США заявляют приверженность принципам мирного развития Арктики и неконфликтного разрешения межгосударственных споров в рамках существующих правовых механизмов. За прошедшие десять лет следование этим принципам было неоднократно подтверждено на практике. Делимитация российско-норвежской акватории в Баренцевом море, мирное взаимодействие США с РФ и Канадой по вопросам делимитации в Беринговом море и море Бофорта, а также развивающийся строго в рамках Конвенции ООН по морскому праву процесс определения внешних границ континентального шельфа стран Арктической пятерки, доказывают способность арктических держав разрешать споры без конфронтации.
Таким образом, представляется возможным представить следующие рекомендации.
Основой мирного и стабильного развития Арктики является международная кооперация. Сложившаяся на современном этапе практика взаимодействия государств Арктического региона по вопросам экологии, обеспечения безопасности навигации и в рамках научного обмена даже в условиях существенного осложнения межгосударственных отношений США и РФ в очередной раз доказывает, что проблемы Арктики, требующие коллективного решения всеми государствами региона, являются абсолютным приоритетом, независимо от сложившейся геополитической обстановки.
В межгосударственных отношениях РФ и США важно планомерно добиваться снижения напряженности. Разрешение существующих вне Арктического региона разногласий станет катализатором развития двусторонних отношений РФ и США в Арктике. Это, в свою очередь, создаст основу для возобновления взаимовыгодного экономического взаимодействия, реализации потенциала двустороннего научного сотрудничества и совместного обеспечения безопасной навигации в Беринговом море, что приобретает все большее значение на фоне роста использования Северного морского пути.
В арктической политике необходимо добиться обеспечения прозрачности и стабильного обмена информацией как между РФ и США, так и между прочими арктическими державами, а также внерегиональными акторами, стремящимися обеспечить свое присутствие в Арктике. Это позволит не допустить развития дилеммы безопасности в рамках решения Россией и Соединенными Штатами Америки задач по обеспечению национальной безопасности. Это обеспечит координацию всех государств региона в вопросах обеспечения экологической безопасности и защищенности морской и воздушной навигации. Это, наконец, обеспечит формирование атмосферы доверия между акторами региона, став залогом мирного развития Арктики.
Подобные работы
- АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
THE ARCTIC REGION IN THE 21ST CENTURY: COMPARATIVE ANALYSIS
OF ARCTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКОМ И АНТАРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США В ПЕРИОД
ПРАВЛЕНИЯ БАРАКА ОБАМЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Стратегия национальной безопасности и политика России в Арктике в 2008-2018 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Образ Арктики в политике современной России через призму международных мероприятий
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - СТРАТЕГИИ РОССИИ, США И КАНАДЫ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ STRATAGIES OF RUSSIA, THE USA AND CANADA IN THE ARTCIT REGION: COMPARATIVE STUDY
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция внешней политики России в постбиполярный период
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ПРИОРИТЕТЫ И СТРАТЕГИИ
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019



