Введение 3
Глава 1. «Сланцевая революция» и ее влияние на мировую энергетику 8
Глава 2. Динамика добычи и потребления природного газа в Европе в XXI веке 16
Глава 3. Аргументы и действия общественных и политических организаций, выступающих в поддержку добычи сланцевого газа 22
Глава 4. Аргументы и действия общественных и политических организаций, выступающих против добычи сланцевого газа 30
Глава 5. Прогноз дальнейшего развития ситуации по вопросу сланцевого газа в Европе 41
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 52
Процветание любого государства неизменно базируется на развитии производства, которое, в свою очередь, во многом достигается стабильностью функционирования всех отраслей энергетического хозяйства. Энергетика напрямую воздействует на экономику страны, составляя ее неотъемлемую часть. От состояния топливно-энергетического комплекса государства зависит его внешняя политика, уровень доходов населения, окружающая среда.
В XX веке добыча нефти и газа приобрела всемирный характер. Углеводороды – невозобновляемые источники энергии, поэтому важнейшую роль сегодня играет распределение этих ограниченных топливных ресурсов. Первоочередной задачей большинства развитых государств является безопасность поставок энергоносителей.
Проблема ограниченности ресурсов порождает поиски новых, нетрадиционных источников энергии. Газ, добываемый из сланцевых пород, мог бы стать достойной альтернативой природному: об этом заговорили в 2008 году, когда «производство сланцевого газа в США составило 8% от его общего производства в стране». «Ресурсы сланцевого газа в мире сопоставимы с ресурсами природного и могут составлять 200-250 трлн.куб.м».
В наши дни добыча сланцевого газа развивается только на североамериканском континенте. Однако значительные запасы этого сырья рассредоточены по всему миру. В Европе, где по данным Федерального института геологических наук и природных ресурсов - правительственного агентства в Германии - сегодня общий объем запасов сланцевого газа в месторождениях оценивается примерно в 14 трлн.куб.м., последние годы ведутся активные дебаты по поводу того, насколько целесообразно начинать его промышленное производство. Европейские страны, являясь крупными потребителями углеводородов, вынуждены большую их часть импортировать. В связи с этим одной из ключевых задач государств континента является обеспечение собственной энергетической безопасности.
В 2013 году Европейская комиссия сделала заявление, что сланцевый газ не только «мог бы, даже частично, компенсировать спад производства природного газа в Европейском союзе», но и «стать заменой углеводородам и помочь сократить зависимость от тех поставщиков голубого топлива, что находятся за пределами ЕС».
Согласно данным Международного энергетического агентства «наибольшие запасы сланцевого газа в Европе залегают в Польше и Франции, значительные объемы были обнаружены в Норвегии, Украине, Швеции, Дании и Великобритании». Позиции европейских стран по этой проблеме принципиально отличаются друг от друга. В то время как Франция, Болгария законодательно запрещают гидравлический разрыв или фрекинг - основной на сегодняшний день способ добычи сланцевого газа, правительство Великобритании его поддерживает и готовится в ближайшем будущем начать промышленную добычу. В Польше по результатам проведенных американскими компаниями исследований было выявлено, что в связи с геологическими особенностями добывать газ из сланцев нерентабельно, в связи с чем программа приостановлена на неопределенный срок. Если Австрия является противником сланцевого газа, то Румыния и Дания уже выдали лицензию некоторым компаниям и готовятся запустить добычу в ближайшем будущем. Германия и Испания, не являясь противниками сланцевого газа как такового, не поддерживают гидроразрыв. Украинские власти поддерживают идею совместной с иностранными компаниями добычи сланцевого газа, но ввиду напряженной ситуации внутри страны проекты заморожены. В большинстве стран Европы, в том числе Швеции, вопрос о будущем сланцевого газа остается открытым.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях ограниченных запасов природного газа в мире (как и энергоресурсов в целом) каждое государство должно рационально использовать этот ресурс, переходить от экстенсивных к интенсивным методам разработки месторождений сырья. Открытие нового вида топлива - возможность для государств не только увеличить доходы в свой бюджет, но и, используя газ как инструмент политики, усилить свое влияние на международной арене.
Для европейских стран вопрос сланцевого газа приобретает особую актуальность, учитывая их зависимость от импорта энергоресурсов. Сланцевый газ может со временем вытеснить природный на мировых рынках, поэтому чрезвычайно важно грамотно оценивать его влияние как на современную ситуацию в мировой энергетике, так и на будущую.
В качестве объекта исследования выступает энергетическая политика Великобритании, Франции и Швеции в области природного газа. Предметом исследования является проводимая Великобританией, Францией и Швецией политика в отношении регулирования добычи сланцевого газа.
Гипотеза исследования заключается в том, что добыча сланцевого газа на европейском континенте в ближайшем будущем не начнется, так как существует множество непреодолимых препятствий, с которыми сталкиваются те государства, которые планируют запустить процесс разработки месторождений. Это, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны населения гидроразрыва, который отрицательным способом влияет на окружающую среду и здоровье людей и, соответственно, нарушает нормы международного экологического права, закрепленные в таких источниках, как Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятая в Стокгольме в 1972 году, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года и многих других. Помимо этого, среди прочих препятствий можно выделить протесты международных организаций, недостаточная изученность отрасли, нерентабельность добычи сланцевого газа в некоторых регионах и многие другие.
Исследование регулирования добычи сланцевого газа в Европе – сама по себе тема новая и актуальная, которая представляет большой практический интерес не только в научных, но и в политических и общественных кругах. Научной новизной работы является то, что проводится сравнение таких стран, как Великобритания, Франция и Швеция по показателям импорта природного газа, развития инфраструктуры его добычи и состояния современной правовой базы в области регулирования добычи сланцевого газа. Помимо этого, внедрение в научный оборот ряд источников, таких как Акт об инфраструктуре Великобритании 2015 года, Закон о запрете гидроразрыва во Франции 2011 года, Кодекс окружающей среды Швеции, также статистические отчеты Еврокомиссии, Международного энергетического агентства и других институтов.
Цель работы: выявить основные проблемы в процессе регулирования добычи сланцевого газа в Европе, в частности в таких странах, как Великобритания, Франция и Швеция, и, основываясь на существующих проблемах, определить тенденции эволюции данного процесса и составить прогноз на среднесрочную перспективу (5-10 лет).
Задачи работы:
1) Исследовать явление «сланцевой революции» и проследить его влияние на мировой энергетический баланс;
2) Определить современное состояние энергетики европейских государств;
3) Выявить основные аргументы общественных и политических организаций Европы, выступающих за и против добычи сланцевого газа на континенте;
4) Определить позицию населения европейских стран по вопросу добычи сланцевого газа и проанализировать ее влияние;
5) Провести сравнительный анализ мер по регулированию добычи сланцевого газа, принятых в Великобритании, Франции и Швеции;
6) Спрогнозировать дальнейшее развитие процесса регулирования добычи сланцевого газа в Европе с учетом как внутренних, так и внешних факторов.
Методология исследования. При написании работы будет использованы следующие методы: 1) анализ документов (достижение цели исследования невозможно без тщательного обзора и систематизации источников и литературы по данной теме); 2) сравнительный анализ (будут проведены параллели между методами регулирования добычи сланцевого газа а в европейских государствах; между статистическими показателями газовой индустрии стран, такими как: запасы в месторождениях, объемы добычи и потребления, экспорта и импорта голубого топлива; между тенденциями развития «сланцевой революции» в разных регионах мира).
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе исследованы основные тенденции развития «сланцевой революции» и определено, как это явление повлияло на мировую энергетику. Во второй главе проанализирован газовый баланс в Европе в настоящее время, в частности, объем добычи, потребления газа, его экспорта и импорта. В главах 3 и 4 рассмотрены позиции основных защитников и противников сланцевого газа в Европе соответственно, правовое регулирование добычи этого сырья и меры, принятые в данной отрасли. В главе 5 определена позиция европейского общества относительно добычи сланцевого топлива и сделан прогноз будущего сланцевого газа на континенте.
Анализ источников и литературы. В исследовании использованы в основном источники и литература Великобритании, Франции и Швеции. Например, статьи из таких периодических изданий, как The Guardian (особенно статьи специалиста по сланцевому газу Дэмиена Кэррингтона), The Telegraph, Le Monde, Le Figaro, Äffärsvärlden, Dagens nyheter, Svenska Dagbladet и многие другие.
Источниковая база исследования представлена законодательными актами государств, отчетами и пресс-релизами таких авторитетных международных институтов, как International Energy Agency, US Energy Information Administration, а также информация, публикуемая на сайтах Европейского парламента, Европейской комиссии, правительств, парламентов и политических партий рассматриваемых стран, международных неправительственных экологических организаций (например, Friends of the Earth, Greenpeace) и национальных геологических служб.
Мнения российских экспертов будут раскрыты в представленных в исследовании публикациях из таких журналов, как «Современная Европа» и «Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом». Будут использованы материалы ресурсов gazeta.ru, «РБК Экономика», информационного агентства «ТАСС Экономика и бизнес».
Несмотря на то, что в разных частях европейского континента пробурено некоторое количество скважин для разработки месторождений сланцевого топлива, по состоянию на 2016 год промышленная добыча еще не началась. Это связано с рядом проблем, с которыми сталкивается европейское общество в процессе регулирования добычи сланцевого газа. Данные проблемы можно разделить на две категории.
Первая категория проблем заключается в неоднозначности позиций стран по вопросу регулирования сланцевого газа. Две страны (Болгария и Франция) приняли законы, запрещающие проведение фрекинга на их территории. Некоторые страны активно поддерживают гидроразрыв, например, Польша и Литва. В этой группе стран особенно выделяется Великобритания, которая законодательно разрешила добычу сланцевого газа. Остальные страны, которые представляют подавляющее большинство, не имеют соответствующей законодательной базы и определенной позиции по вопросу регулирования фрекинга. Европейская комиссия оставила вопрос сланцевого газа в рамках компетенции самих государств. Для того, чтобы решить проблему неоднозначности позиций государств, необходимо единое законодательное регулирование, и осуществить его можно только на наднациональном уровне ЕС.
Вторая категория проблем заключается в препятствиях, с которыми сталкиваются те государства, которые выступают за начало процесса разработки месторождений. Основной проблемой добычи сланцевого газа на европейском континенте является тот факт, что в условиях высокой плотности населения гидроразрыв пластов непременно повлечет за собой разрушение экосистем, ухудшение здоровья людей, катастрофическое загрязнение окружающей среды. Многие эксперты также говорят о том, что в условиях современного понижения мировых цен на голубое топливо европейским странам экономически нецелесообразно добывать газ из сланцевых пород – себестоимость его добычи гораздо выше, чем традиционного природного. В случае если государства Европы начнут добывать достаточно топлива для экспорта за рубеж, необходимо будет построить соответствующую инфраструктуру и флот, что потребует многомиллиардных затрат.
Другие доводы оппозиции сланцевого газа заключаются в том, что существует риск сейсмической активности (в 2011 году разведывательная деятельность в графстве Ланкашир в Великобритании вызвала череду землетрясений) и что данная отрасль еще недостаточно изучена: до сих пор не существует единого мнения, каковы точные объемы сланцевого газа в месторождениях мира; различные международные институты публикуют разные данные.
С другой стороны, абсолютно естественным является желание европейских стран обрести энергетическую независимость и избавиться от бремени импорта, обеспечить стабильный приток средств в государственный бюджет за счет налогообложения газовых концернов; увеличить свой политический вес в рамках Европейского союза; обеспечить создание рабочих мест и развитие новых отраслей промышленности в связи с открытием новых предприятий. Многие рассматривают сланцевый газ как промежуточный вариант в процессе отхода от экологически грязного угля в качестве топлива для электростанций к возобновляемым источникам энергии. В рассматриваемых трех странах сравнительно немного политических партий, которые официально одобряют использование гидроразрыва. Это Республиканцы и Республиканское и гражданское движение во Франции, Умеренная Коалиционная партия Швеции, Консервативная партия Великобритании и Партия независимости Соединенного Королевства.
Установка курса Великобритании на добычу сланцевого газа оказалась возможной только по той причине, что ее инициировали тори – партия, которая находится у власти с 2010 года и будет там, по меньшей мере, до 2020 года. Помимо всего прочего, на территории Европы не существует особых международных организаций, объединений регионального характера и прочих институтов, которые способствовали бы продвижению фрекинга. Все эти факты в совокупности показывают, что сама идея использования гидроразрыва не находит явной поддержки общественности.
Оппозиция гидроразрыва, в первую очередь, представляет собой такие политические партии, как Социал-демократическая рабочая партия, партия центристов, партия зеленых, левая партия и христианские демократы в Швеции, Зеленая партия Англии и Уэльса, во Франции: социалистическая партия, Союз демократов и независимых, партия Европа.Экология.Зеленые. Помимо партий она включает в себя региональные подразделения Greenpeace и Friends of the Earth, кроме того, общественные объединения местного характера такие, как Frack off в Великобритании, Heaven or Shell в Швеции, Attac, Stop gaz de schiste и Крестьянская конфедерация во Франции. Таким образом, оппозиция сланцевого газа представляет собой более развитую и многочисленную структуру.
Если говорить о предпринятых действиях, то сторонники добычи сланцевого газа концентрируют свое внимание на законодательном регулировании, публично заверяя общественность в положительном исходе этой кампании. Другими словами, они не делают попыток изначально сформировать у населения идею необходимости сланцевого газа. Пропаганда в медиа, например, при правильном применении могла бы оказать должный эффект.
Согласно опросам общественного мнения, проведенных как Европейской комиссией (в том числе серия опросов Евробарометр) и Европейским парламентом, так и частными институтами, европейское население в большинстве своем отвергает идею использования фрекинга для добычи сланцевого газа. Сторонников этой идеи с каждым годом становится все меньше и меньше.
Арсенал методов противников гидроразрыва богаче. Во-первых, депутаты партий блокируют все про-фрекинговые инициативы в парламентах стран и Европарламенте. Во-вторых, успешно направляя недовольство населения в нужное русло, противники гидроразрыва ведут активную деятельность на местах возможного начала добычи сланцевого газа, организовывают митинги и демонстрации, участвуют в судебных разбирательствах, собирают подписи для петиций. В-третьих, они являются авторами популярных публикаций в СМИ, где они разоблачают все преимущества фрекинга, напоминают про важность развития альтернативной энергии. Именно протесты граждан и созданных ими общественных организаций сыграли ключевую роль в недопущении распространения гидроразрыва.
Природный газ будет оставаться важнейшим видом топлива для стран Европы еще много лет, так как технически и финансово невозможно осуществить быстрый переход к возобновляемым источникам энергии, даже учитывая уже очевидный успех в этой сфере некоторых государств. Тенденция такова, что одновременно с возрастанием потребления голубого топлива в XX – начале XXI вв. и повышения его роли в энергетическом хозяйстве стран увеличивались объемы импорта газа. В то же время собственная добыча этого ценного ресурса либо совсем не практикуется, как в Швеции, либо медленно исчезает, как в Великобритании и Франции.
Принимая во внимание проблему энергетической безопасности, которая становится все более актуальной, исключительно важной задачей европейских стран является планирование долгосрочной стратегии собственного обеспечения энергией. В этой связи существуют две траектории дальнейших действий: первой траекторией является продолжение импорта газа с обязательной диверсификацией его источников, в частности, c преимущественной ориентацией на Норвегию и Нидерланды, увеличением доли сжиженного газа из Катара, Алжира и других стран и уменьшением объемов поставок из России. Второй траекторией развития является поиск альтернативных методов решения проблемы энергетической зависимости. Основным таким методом является начало добычи сланцевого газа.
На сегодняшний день настоящая «сланцевая революция» произошла только в Северной Америке. Она привела к понижению мировых цен на газ, так как существенно расширились горизонты обозримых запасов этого сырья. Научные исследования в этой сфере не прекращаются, поэтому вполне вероятно, что скоро станут возможными новые способы добычи сланцевого газа, новейшие разработки в экологии позволят сократить до минимума отрицательный эффект добычи этого ресурса на окружающую среду или себестоимость добычи снизится в связи с какими-либо факторами. К тому времени страны Европы должны прийти к компромиссу по вопросу регулирования сланцевого газа, вне зависимости от того, будет это наднациональное законодательное регулирование на уровне ЕС или же органы каждого государства будут самостоятельно принимать соответствующее законодательство. Тем не менее, на сегодняшний момент очевидно, что в течение следующих 5-10 лет в Европе «сланцевая революция» не произойдет.
1. Analysis and presentation of the results of the public consultation «Unconventional fossil fuels (e.g. shale gas) in Europe». Final report. European Commission DG Environment. 03.10.2013. 142 p. URL: . Дата посещения: 01.04.2016.
2. Communication from the Comission to the Council and the European Parliament on the exploration and production of hydrocarbons (such as shale gas) using high volume hydraulic fracturing in the EU. Brussels, 22.01.2014. 11 p. URL: . Дата посещения: 20.11.2015.
3. DECC Public Attitude Tracker – Wave 10. Summary of key findings. Department of Energy and Climate Change. 12.08.2014. 7 p. Источник: Официальный сайт Правительства Соединенного Королевства. URL: < https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/342426/Wave_10_findings_of_DECC_Public_Attitudes_Tracker_FINAL.pdf>. Дата посещения: 11.04.2016.
4. Décision № 2013−346 QPC du 11 octobre 2013. Interdiction de la fracturation hydraulique pour l'exploration et l'exploitation des hydrocarbures − Abrogation des permis de recherché. Источник: сайт Конституционного совета Французской республики. URL: < http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank/pdf/conseil-constitutionnel-138283.pdf>. Дата посещения: 18.11.2015.
5. Europaparlamentets resolution av den 21 november 2012 om industriella, energimässiga och andra aspekter på skiffergas och skifferolja (2011/2309(INI)). Официальный сайт Европейского парламента. URL: < http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+TA+P7-TA-2012-0444+0+DOC+PDF+V0//SV>. Дата посещения: 4.03.2016.
6. Flash Eurobarometer: Attitudes of citizens towards shale gas in selected European regions. Официальный сайт Европейской комиссии. Июнь-сентябрь 2015. URL: . Дата посещения: 8.04.2016.
7. Full results of the European Youth Poll on European Parliament Elections. European Youth Parliament. 19.05.2014 – 5.06.2014. 22 p. URL: < http://eyp.org/polls/2014/PollResultsEuropeanElections.pdf>. Дата посещения: 04.04.2016.
8. Historical Gas Data: Gas Production and Consumption and Fuel Input 1920 to 2013. Статистика взята с сайта GOV.UK. Дата публикации: 22.01.2013. Дата последнего обновления: 30.07.2015. URL: . Дата посещения: 20.02.2016.
9. Infrastructure Act 2015. The National Archives. 140 p. URL : . Дата посещения: 17.03.2016.
10. Key World Energy Statistics 2015. International Energy Agency. Paris, November 2015. 81 p. URL: . Дата посещения: 20.02.2016.
11. Le gaz naturel en France. 25.01.2007 (дата последнего обновления: 25.09.2013) Ministère de l’Environnement, de l’Énergie et de la Mer. URL: . Дата посещения: 18.02.2016.
12. Les Français et le gaz de schiste. Etude réalisée par IFOP pour ecorpStim. 28.02.2013 - 1.03.2013. 15 p. URL: . Дата посещения: 03.04.2016.
13. Les Français et les gaz de schiste. Sondage CSA pour Les Echos, Radio Classique et l’Institut Montaigne. Etude N°1400966B. 30.09.2014 - 01.10.2014. 9 p. URL: . Дата посещения: 02.02.2016.
14. Les Français et le gaz de schiste. Sondage réalisé par BVA pour 20 minutes. 02.10.2014. 5 p. URL: < http://www.bva.fr/data/sondage/sondage_fiche/1603/fichier_bva_-_20_minutes_-_les_francais_et_le_gaz_de_schisteaf247.pdf>. Дата посещения: 04.04.2016.
15. Loi № 2011-835 du 13 juillet 2011 visant à interdire l’exploration et l’exploitation des mines d’hydrocarbures liquides ou gazeux par fracturation hydraulique et à abroger les permis exclusifs de recherches comportant des projets ayant recours à cette technique. Источник: официальный сайт Сената Французской республики. URL: . Дата посещения: 18.11.2015.
16. Полный текст Кодекса окружающей среды Швеции (Miljöbalk) со всеми поправками. 11.06.1998. Вступил в силу 01.01.1999. Источник: официальный сайт парламента королевства Швеции. URL: < http://www.riksdagen.se/sv/Dokument-Lagar/Lagar/Svenskforfattningssamling/_sfs-1998-808/#K24>. Дата посещения: 26.01.2016.
17. Proved reserves of natural gas – International Energy Statistics. U.S. Energy Information Administration. URL: . Дата посещения: 20.02.2016.
18. Shale gas research and development. US Department of energy. URL: . Дата посещения: 23.01.2016.
19. Where is shale gas found in the United States? US Department of energy report. 2 p. URL: . Дата посещения: 23.01.2016.
20. World Shale gas resource assessments. US Energy Information Administration. Last updated: September 24, 2015. URL: . Дата посещения: 23.01.2016.
21. UK Energy Statistics. Department of Energy and Climate Change Statistical Press Release. Date: 27.03.2014. Источник: Официальный сайт правительства Соединенного Королевства. URL: . Дата посещения: 16.01.2016.
22. Unconventional, unnecessary and unwanted. Why fracking for shale gas is a gamble the UK does not need to take. Briefing. Официальный сайт организации Friends of the Earth UK. May 2013. URL: . Дата посещения: 15.03.2016.
23. YouGov / Sunday Times Survey Results. 29-30.01.2015. 13 p. URL: . Дата посещения: 01.04.2016.
24. 2016 Environmental Performance Index. Yale Center for Environmental Law and Policy. New Haven, CT: Yale University. 123 p. URL: . Дата посещения: 16.03.2016.
Литература
Монографии
1. Воробьев А.Е., Болатова А.Б., Нарожный И.М. Сланцевый газ: инновационные технологии добычи. Москва: РУДН, 2012. 77 с.
2. Arentsen M., Künneke R. National reforms in European gas. Oxford: Elsevier, 2003. 382 p.
Статьи
1. Айзятулова И., Романова К. Бурение в общественных местах. В Великобритании снимают ограничения на добычу сланцевого газа. Gazeta.ru. 29.07.2014. URL: . Дата посещения: 1.03.2015.
2. Золотова Д.И. Анализ перспектив производства сланцевого газа в ЕС // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. Москва: ВНИИОЭНГ, 2012, №7. С. 52-55.
3. Иванов И.Д. Смутное время в энергетике ЕС // Современная Европа. 2006. №3. С. 7-23.
4. Кэмерон: Великобритания будет наращивать добычу сланцевого газа. ТАСС Экономика и бизнес. 15.01.2014. URL: . Дата посещения: 16.01.2016.
5. Мельникова С., Сорокин С., Горячева А., Галкина А. Первые 5 лет «сланцевой революции»: что мы теперь знаем наверняка? Москва: Институт экономических исследований РАН, 2012. 48 p. URL: . Дата посещения: 7.11.2015.
6. Пекарихина С. Сланцевая революция: до воплощения далеко. РБК, Экономика. 6.06.2012. URL: . Дата посещения: 14.01.2016.
7. Шмагин А.Е. Природный сланцевый газ на рынке энергоресурсов. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. Москва: МЭСИ, 2010, №6. С. 216-224.
8. Шадурский А.В. «Сланцевая революция» и изменение условий обеспечения энергетической безопасности в Европейском союзе. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011, №131. С. 356-362.
9. Abrahamson H. Urberget grusar gasdröm i Sverige. Nyteknik.se. 10.06.2014. URL: . Дата посещения: 25.01.2016.
10. Appel de Barjac - contre l’exploration et l’exploitation des pétrole et gaz de schiste et de couche. Официальный сайт организации Attac. 26.02.2016. URL: . Дата посещения: 23.03.2016.
11. Belleli J. The shale gas ‘revolution’ in the United States: Global implications, options for the EU. Policy Department, Directorate-General for External Policies. Belgium, 6.06.2013. 18 p. URL: . Дата посещения: 23.01.2016.
12. Berdah A. «Les Républicains, parti du gaz de schiste et des OGM»: Chatel provoque la polémique. Le Figaro. 15.02.2016. URL : . Дата посещения: 14.03.2016.
13. Bolton P. Energy imports and exports. House of Commons Library. Источник: официальный сайт Парламента Соединенного Королевства. 12 p. Дата последнего обновления: 30.08.2013. URL: . Дата посещения: 21.02.2016.
14. Bursell J. Sverige på väg in i ryskt gasberoende. 5.09.2011. SVD Näringsliv. URL: < http://www.svd.se/sverige-pa-vag-in-i-ryskt-gasberoende/om/naringsliv>. Дата посещения: 20.02.2016.
15. Garrette P. Caroline Lucas: case against fracking. Shale gas investment guide. URL: . Дата посещения: 21.03.2016.
16. Carrington D. Government pushes ahead with fracking plan despite wide opposition. The Guardian. 28.07.2014. . Дата посещения: 22.01.2016.
17. Carrington D. Tories forced into U-turn on fast-track fracking after accepting labour plans. 26.01.2015. The Guardian. URL: . Дата посещения: 16.03.2016.
18. Collins F. The Future of Fracking: interview with Energy minister Andrea Leadsom. The BBC Countryfile Magazine. 9.02.2016. URL: . Дата посещения: 16.03.2016.
19. Fracking. Официальный сайт Гринпис Соединенное Королевство. Дата последнего обновления: 14.03.2014. URL: . Дата посещения: 21.03.2016.
20. Fox B. EU ditches plan to regulate on shale gas. // Euobserver, 22.01.2014. URL: . Дата посещения: 23.03.2016.
21. Gaz de shiste: les Sages ont fermé “la porte à double tour” // Le nouvel observateur. Actualité. 11.10.2013. URL: . Дата посещения: 14.11.2015.
22. Gaz de schiste: pas d'obligation d'étude d'impact environnemental en Europe. Официальный сайт партии «Европа Экология Зелёные». 12.03.2014. URL . Дата посещения: 23.03.2016.
23. Golden rules for the Golden Age of Gas. World energy outlook: special report on the unconventional gas. International Energy Agency report. 12.11.2012. 150 p. URL: . Дата посещения: 21.11.2015.
24. Gosden E. Farmers fear fracking could spell financial ruin. The Telegraph. 6.10.2014. URL: . Дата посещения: 21.03.2016.
25. Gribben R. Shale gas has support of majority. The Telegraph. 11.08.2014. URL: . Дата посещения: 10.04.2016.
26. Gripenberg P., Olsson P. Kontroversiell gas ska stärka EU mot Ryssland. Dagens Nyheter. 18.02.2014. URL: . Дата посещения: 20.03.2016.
27. Harald A. Energy study. Reserves, Resources and Availability of energy resources. Federal Institute for Geosciences and Natural Resources (BGR). Hannover, 2013. 112 p. URL: . Дата посещения: 20.11.2015
28. Helm T. Liberal democrats blast environmental damage caused by fracking. The Guardian. 24.08.2013. URL: . Дата посещения: 21.03.2016.
29. Helmer R. Shale gas: a huge opportunity in Britain. Официальный сайт Роджера Хелмера - депутата Европарламента от Восточного Мидландса, Великобритания. 29.01.2015. URL: . Дата посещения: 03.03.2016.
30. Hollande: la loi sur le gaz de shiste est “maintenant incontestable”. // Le monde. 11.10.2013. URL: . Дата посещения: 15.11.2015.
31. Isnard-Dupui P. À Barjac, 15.000 manifestants contre le gaz de schiste. // Reporterre, le quotidien de l’écologie. 29.02.2016. URL: . Дата посещения: 21.03.2016.
32. Jenkinson C. Opinion: insulation not fossil fuel subsidies. Официальный ресурс партии Либерал-демократов «Liberal democrate voice». 29.01.2015. URL: . Дата посещения: 22.03.2016.
33. Jenny Jones: Shale gas is not going to solve our problems. 12.11.2014. Официальный сайт партии Зеленых Англии и Уэльса. URL: . Дата посещения: 18.03.2016.
34. Laurent J.-L. Gaz de schiste: le débat interdit. Le Huffington Post. 12.10.2014. URL : . Дата посещения: 14.03.2016.
35. Le gaz de schiste, et pourquoi il ne faut pas l'exploiter. Официальный сайт Союза демократов и независимых (L’Union des democrats et d’independantes). 24.07.2013. URL: . Дата посещения: 21.03.2016.
36. Nandy L., McCarthy K. Tory U-turn on fracking regulations will leave safeguards totally inadequate. The Guardian. 26.10.2015. URL: . Дата посещения: 17.03.2016.
37. Neslen A. Majority of MEPs support fracking moratorium in symbolic vote. // The Guardian, 10.06.015. URL: . Дата посещения: 25.03.2016.
38. New poll: 47% of people wouldn’t want fracking site near their home. Institution of mechanical engineers. 15.01.2014. URL: . Дата посещения: 11.04.2016.
39. O’Hara S. Public perception of shale gas extraction in the UK: two years on from the Balcombe protests. University of Nottingham. 14.10.2015. 13 p. URL: . Дата посещения: 01.04.2016.
40. Paris G. Gaz de schiste: Schuepbach, l'entreprise qui voulait autoriser la fracturation hydraulique. Le Monde. 11.10.2013. URL:. Дата посещения: 16.03.2016.
41. Sjöbo - 124 överklaganden hjälpte inte. Сайт общественной организации “Heaven or sHell”. URL: . Дата посещения: 26.01.2016.
42. Tortrat N., Yvon P. Gaz et petrole de schiste. Официальный сайт Союза демократов и независимых (L’Union des democrats et d’independantes). 09.07.2013. URL: . Дата посещения: 21.03.2016.
43. Ulvskog М., Westlund Å. M försöker stjälpa klimatpolitiken i EU. Svenska Dagbladet. 09.09.2013. URL: . Дата посещения: 4.03.2016.
44. UKIP conference: Party calls for fracking wealth fund. BBC News. 20.09.2013. URL: . Дата посещения: 16.03.2016.
45. Viktigt steg mot bättre miljölagstiftning kring skiffergas. Официальный сайт партии Социал-демократов Швеции. Дата последнего обновления: 07.07.2014. URL: http://www.socialdemokraterna.se/Webben-for-alla/EU/EU/Ledamoterna-/maritaulvskog/Modulerny/maritaulvskog/Mediany/Nyheter/Viktigt-steg-mot-battre-miljolagstiftning-kring-skiffergas/>. Дата посещения: 17.03.2016.
46. Wang Z., Krupnick A. US Shale gas development: what led to the boom? Resources for the Future. May 2013. Issue Brief 13-04. 16 p.
47. White E., Fell M., Smith L. Shale gas and fracking. House of Commons. Официальный сайт Парламента Соединенного королевства. 5.02.2015. 32 p. URL: . Дата посещения: 18.03.2016.
48. Yohansson K. Skärpta miljöregler för skiffergas i Europa. Официальный сайт партии центристов Швеции. 09.10.2013. URL: . Дата посещения: 17.03.2016.