Введение 3
Глава 1. Идейная специфика русского консерватизма 7
1.1 Основные этапы развития консервативной мысли в Западной Европе 7
1.2 Становление русской консервативной идеи 9
Глава 2. Русская консервативная идея в публицистике А.С. Пушкина 26
Заключение 50
Список литературы 52
Долгое время консерватизм в целом понимался как идеология антипрогресса. Однако современные трактовки русского консерватизма справедливо подчеркивают его уникальную природу – он представляет собой синтез традиционных национальных ценностей и ценностей модернизации. Развитие идеологии русского консерватизма началось с восшествием на престол Александра I. Многие вопросы, волновавшие представителей консерватизма XIX-ого века, становятся вновь злободневны в современных реалиях. Проблема глобализации и интеграции мирового сообщества, которая ведет к размыванию национальных традиций, культурной десуверенизации, ставит вопрос о важности сохранения культурной идентичности, формирования национальной идеологии. Это делает крайне актуальным исследование политической публицистики А. С. Пушкина – ведь первая попытка осмысления национальной идеи и внедрения её на государственном уровне в Российской империи была предпринята именно во время правления Николая I, и Пушкин был одним из непосредственных участников этого процесса.
Интерес к личности и творчеству А. С. Пушкина не угасает на протяжении столетий. Однако в связи с тем, что каждая эпоха налагала свои идеологические ограничения на возможность понимания и трактовку Пушкинского наследия, особенно публицистического, сегодня актуальной становится попытка идеологически непредвзятого анализа его публицистического творчества.
Внимание дореволюционных исследователей, таких как Б. Л. Модзалевский, Я. К. Грот и т.д. привлекало, прежде всего, поэтическое наследие Пушкина и специфика его лирики. Литературоведение советского периода, например, по причинам политической конъюнктуры преимущественно акцентировало внимание на раннем этапе биографии Пушкина и его антагонизме с режимом Александра I. Д.Д. Благой в книге «Творческий путь Пушкина» анализирует художественные произведения Пушкина с точки зрения из научного, литературного и общественно-национального значения. Однако Благой, как представитель литературоведения советского периода, по причинам политической конъюнктуры преимущественно акцентировал внимание на либеральных воззрениях Пушкина и его антагонизме с властью. Этап позитивного сотрудничества зрелого Пушкина с правительством Николая I и отражение процесса формирования государственной идеологии в публицистике Пушкина комплексно не рассматривались. С.Л. Франк в статье «Пушкин как политический мыслитель», вышедшей в 1937 году, попытался разрушить советское представление о Пушкине как о поэте-декабристе и представить политические воззрения Пушкина более широко. Франк указывает на то, что определить поэта к какой-либо из групп – консервативной или либеральной, не представляется возможным, так как в юношестве поэт склонялся скорее к политическому радикализму, а позднее, переосмыслив свои взгляды – стал в большей мере консерватором. Деятельность Пушкина как журналиста наиболее полно освещена в статье Е. В. Переваловой «А.С. Пушкин – журналист, издатель, редактор». Перевалова подробно характеризует эпоху, в которую Пушкин начал свою деятельность как публицист. В статье дается характеристика «Литературной газеты» того времени, где наиболее отчетливо проявилась редакторская сторона журналистской деятельности Пушкина. Важнейшим компонентом базы источников исследования послужили воспоминания современников Пушкина, письма императора Николая I, а также дневниковые записи самого А.С. Пушкина
Научная новизна работы определяется попыткой рассмотреть, каким образом выражаются формирующиеся во второй четверти XIX века идеи русского консерватизма в публицистике Пушкина по возможности объективно и комплексно, проанализировав факторы, повлиявшие постепенное изменение политических воззрений Пушкина.
Цель данного исследования – анализ публицистики А. С. Пушкина с точки зрения отражения в ней концепции русского консерватизма. Для достижения цели необходимо решить задачи:
• Выявить политические взгляды Пушкина, отраженные в его публицистике, переписке, дневниках
• Проанализировать специфику отражения идей русского консерватизма в публицистике Пушкина
• Проанализировать отношение современников Пушкина к его политическим воззрениям
Объектом исследования являются публицистические произведения А.С. Пушкина.
Предмет исследования – отражение концепции русского консерватизма в публицистике А.С. Пушкина.
В работе исследовалось становление концепции русского консерватизма в первой четверти XIX века, а также, каким образом выражались идеи русского консерватизма в публицистике А.С. Пушкина в разные периоды его жизни. Таким образом, в работе были использованы историко-сравнительный и проблемно-хронологический методы.
Теоретическую базу составляют труды таких авторов как Н.Ф. Дубровин («Русская жизнь в начале XIX века»), Т. Егерева («Русские консерваторы в социокультурном контексте эпохи конца XVIII- первой четверти XIX веков»), В.А. Китаев («У истоков русского консерватизма»), А.Ю. Минаков («Русский консерватизм в первой четверти XIX века»), Р. Пайпс («Русский консерватизм и его критики»), П.Ю. Рахшмир («Консерватизм в прошлом и настоящем»).
Эмпирической базой послужила публицистика А.С. Пушкина, его дневники, автобиографическая проза, переписки и статьи, а так же дневниковые записи его современников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе мы рассмотрели процесс зарождения консерватизма в Европе и его отличие от концепции русского консерватизма. В данной главе исследуются факторы становления русского консерватизма в период с 1801 по 1833 гг. на примере деятельности таких русских консерваторов как Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин и А.С. Шишков. Во второй главе анализируется публицистика А.С. Пушкина с целью проанализировать в ней специфику отражения идей русского консерватизма. Кроме того, рассматриваются также дневниковые записи современников А.С. Пушкина с целью отразить полноту картины и показать неоднородность взглядов.
Рассмотрев в первой главе специфику идей русского консерватизма, мы выявили, что концепция русского консерватизма уникальна по своей природе. В отличие от западноевропейского консервативного течения, направленного против радикального прогресса и изменений устоев общества, русские консерваторы настаивали на постепенной эволюции общественной жизни, а также сами могли выступать с требованиями постепенных прогрессивных преобразований при условии сохранения национальных традиций и национально-исторического прошлого. В данной трактовке подразумевается, что основой русского консерватизма было соблюдение культурной преемственности, охранение главного ядра государства – самодержавия, а также сохранение исконно русских традиций. Одним из идеологов русской консервативной идеи первой четверти XIX века был великий русский поэт А.С. Пушкин.
Политические взгляды А.С. Пушкина менялись на протяжении всей жизни. В юношестве Пушкин был склонен к политике радикализма, многие советские ученые, доказывая теорию либерализма Пушкина, опираются именно на этот период его жизни. Тем не менее, публицистика зрелого Пушкина является отражением идей русского консерватизма.
В данной работе мы рассмотрели, каким образом отразилась концепция русского консерватизма в публицистике А.С. Пушкина, и пришли к выводу, что его политические воззрения можно назвать новаторской идеологией консерватизма XIX столетия. Связано это с тем, что они не имеют ничего общего ни с официальным монархизмом правительства, ни с монархизмом славянофилов, ни с монархизмом радикального типа. Консервативно-монархические воззрения Пушкина основаны на историческом опыте и глубокой национальной идее поэта.
Формулировка концепции консерватизма у А.С. Пушкина отличается от взглядов русских консерваторов начала XIX века тем, что из всей триады Уварова, лишь две идеи русского консерватизма нашли отражение в публицистики Пушкина: самодержавие и народность.
Самодержавие по Пушкину – есть главная опора государства. Монархизм по Пушкину – есть внутреннее убеждение, основанное на понимании государственной важности и необходимости монархии в России. Выше самодержавия поэт ставит лишь ценность личной свободы и внутренней независимости, которые выражаются им в форме права на свободное творение – консерватизм, проникнутый либеральными началами. В данной концепции отражаются воззрения Пушкина в отношении политических реалий России в начале XIX века. Исходя из этой концепции объясняется абсолютная самобытность и оригинальность политической мысли А.С. Пушкина.
Народности Пушкин придает особое значение. По его мнению, народность определяется исторической преемственностью поколений. Отдельное внимание А.С. Пушкин уделяет роли русского дворянства. В его понимании, дворянство – охранители духовной свободы личности в государственно-общественной жизни. Дворяне в России – образец независимости и чести. Публицистика А.С. Пушкина пропитана национально-патриотическими настроениями, которым сам автор придает значение фундамента государственности.
Современники Пушкина характеризовали его как человека глубоко уважающего национальные традиции. Даже его лицейские друзья, впоследствии выступавшие на Сенатской площади, писали о том, что Пушкин, хоть и сопереживал по-дружески их участи, в глубине души всегда оставался убежденным консерватором.
1. Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. - М.: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино,1993.
2. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). - М.: Издательство Академии наук СССР, 1950.
3. Галахов А. Д. История русской словесности, древней и новой. 2т. - СПб.: 2011
4. Глинка С. Н. Записки. – М.: МУЗГИЗ, 1953.
5. Григоренко В. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Том 1. - М.: Художественная литература, 1985.
6. Державин Г. Р. Записки. – М: Мысль, 2000.
7. Дубровин Н. Ф. Русская жизнь в начале XIX века. – СПб.: ДНК, 2007.
8. Егерева Т. «Старинные кадеты» XVIII века: влияние образования на систему ценностей русских консерваторов // Родина. 2010. № 2. С. 55.
9. Иванов В.Н. Александр Пушкин и его время. - М.: Молодая гвардия, 1977.
10. Карамзин Н. М. О древней и новой России: избранная проза и публицистика. - М.: Жизнь и мысль, 2002.
11. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. - М.: Правда, 1988.
12. Китаев В.А. Век XIX: пути русской мысли. - Нижний Новгород: Нижегород, 2008.
13. Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб.: Искусство – СПб., 1995.
14. Минаков А.Ю. Особенности русского консерватизма в первой четверти XIX века // Диалог со временем. – М.: Альманах интеллектуальной истории, 2011.
15. Муравьева О.С. «Во всем блеске своего безумия» (Утопия дворянского воспитания) //Русские утопии (Альманах «Канун»). №1. СПб., 1995. С.161.
16. Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры. - М.: Новое издательство, 2008.
17. Персамов В.С. Декабристы и русское общество 1814-1825 гг. - М.: ТД Алгоритм, 2016.
18. Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург // Дневники. Автобиографическая проза. - М.: Советская Россия. 1989.
19. Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. - СПб.: Нобель Пресс, 2001.
20. Рахшмир П.Ю. Три консервативные традиции: общее и особенное // Исследования по консерватизму.– Пермь: Наука, 1995.
Статьи:
21. Тархова Н. Летопись жизни и творчества Александра Пушкина. Т. 3. - М.: Слово, 1999.
22. Франк. С. Пушкин как политический мыслитель. О задачах познания Пушкина. - М.: Директ-Медиа, 2010.