СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ 12
СЕМЕЙНО-БЫТОВОЕ НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 12
АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
ПОБОИ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ В АСПЕКТЕ ДОМАШНЕГО
НАСИЛИЯ 19
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНО
БЫТОВОМУ НАСИЛИЮ 30
ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОБОИ 30
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО
НАСИЛИЯ 37
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О
ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
В настоящее время семейно-бытовое насилие представляется одной из остро стоящих проблем перед современным обществом. Особого внимания заслуживает то, что в России случаев насилия в семье не становится меньше - по данным исследовательского отдела Statista, собранным в сотрудничестве с Федеральной службой государственной статистики России МВД РФ, число жертв преступлений, связанных с насилием в семье в Российской Федерации, достигло 32,5 тысяч за 2021 год [67]. По данным отчёта Всемирного банка «Women, Business and the Law» за 2018 год Россия набрала ноль баллов в области законодательства по защите прав женщин ввиду того, что в стране до сих пор не приняты законы о домашнем насилии, домогательствах на рабочем месте, сексуальном насилии на работе. По данному показателю Российская Федерация оказалась на одном уровне с Либерией, Г абоном, Ираном, Йеменом и ОАЭ. В последующие годы данный показатель больше не рассчитывали.
Проблема домашнего насилия существовала в каждой культуре вне зависимости от уровня развития общества. Однако в качестве социальной проблемы ее стали рассматривать относительно недавно, поскольку обсуждение данного вопроса было, своего рода, табу в обществе - жестокое обращение в семье, насилие против женщин и детей оставалось скрытым от других людей, потому что было принято решать такие вопросы исключительно внутри семьи.
Современный этап развития общества характеризуется тем, что изменениям подвергаются традиционные взгляды, устои и ценности, в связи с чем многие проблемы становятся открытыми для других людей и выносятся на законодательный уровень. Проблема семейно-бытового насилия - не исключение. В подтверждение этого следует привести тот факт, что сегодня вводятся такие специальности как социальный педагог, педагог-психолог. Кроме того, создаются и реализуют деятельность многочисленные организации, направленные на борьбу с домашним насилием. В настоящее время действуют такие центры и фонды как «Материнский ковчег», православный просветительский центр «Семья», независимый Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», сообщество «Против насилия над женщинами», межрегиональная общественная организация «Аистенок» и другие.
Домашнее насилие как социальный феномен современного общества обусловлен тем, что семья является одним из институтов социализации, в связи с чем ему уделено особое внимание со стороны общественности и государства, возрастает необходимость в психолого-педагогической поддержке людей, которые входят в таких называемые «семьи группы риска» (неблагополучные). Это связано с тем, что именно в таких семьях в большей степени наблюдается жестокое обращение с детьми и женщинами.
В обществе ведутся активные дискуссии о том, необходимо ли принятие закона о семейно-бытовом насилии. Противники закона указывают на то, что вмешательство государства в семейные конфликты станет началом радикальной антисемейной идеологии, в то время как сторонники утверждают, что закон необходим, поскольку подобные правовые нормы эффективно работают в зарубежных странах.
Проект закона в целом и отдельные его пункты встретил массовое сопротивление. Более 180 общественных организаций обратились с открытым письмом к Президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать противодействие принятию новых норм. Одним из ключевых доводов противников стало то, что законопроект, являясь порождением радикальной антисемейной идеологии феминизма и т.н. «гендерной идеологии», станет инструментом коренного и насильственного изменения самих основ российского общества, уничтожения традиционных семейных и нравственных ценностей. В то же время, доводы за принятие закона в основном сводятся к тому, что в России недостаточно развиты защитные механизмы для жертв насилия внутри семьи. Нет налаженной службы психологической и юридической поддержки, отсутствует повсеместная и скоординированная сеть убежищ, а самое главное - не существует так называемых охранных ордеров, которые бы гарантировали пострадавшим безопасность и запрещали агрессору приближаться к своей жертве....
В данной работе были подробно рассмотрены вопросы, касающиеся проблем соотношения административной и уголовной ответственности за побои в аспекте профилактики семейно-бытового насилия. Речь идет о применении физического, сексуального, психологического и экономического насилия в отношении близких людей. Было наглядно показано, насколько недостаточны существующие в российском законодательстве нормы, касающиеся привлечения к ответственности за семейно-бытовое насилие, так как они совершенно не защищают потерпевших, хотя, согласно статье 2 Конституции РФ, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В связи с этим, предлагается внести ряд изменений, которые помогут усовершенствовать законодательство об административной и уголовной ответственности за побои в аспекте профилактики семейно-бытового насилия.
Во-первых, декриминализация побоев произошла преждевременно. Представляется, что назначение лицу уголовной ответственности за нанесение побоев в ситуации семейно-бытового насилия более целесообразно и является эффективной мерой предотвращения рецидива.
Уголовная ответственность являлась сдерживающим фактором семейного насилия, в частности, так как агрессор думал, прежде чем ударить кого-то из близких, что судимость может отрицательно сказаться при приеме его на работу и на его репутации. При административной ответственности данный фактор перестал иметь какое-либо значение, ведь наказание не такое значительное. По этой причине, а также по причине несоответствия статьи 6.1.1 КоАП РФ объекту посягательства, которым в шестой главе, куда входит статья, является здоровье, необходимо либо изменить существующее определение здоровья на то, которое дается в Уставе Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 года, либо, что более разумно, исключить статью 6.1.1 из КоАП РФ и вернуть уголовную ответственность за побои.
Во-вторых, объективную сторону преступления, закреплённого в статье 116 УК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». При этом в примечании к данной статье необходимо указать, что под близкими лицами в статьях настоящего Кодекса понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, бывшие супруги или лица, ведущие с ним общее хозяйство.
В-третьих, следует дополнить часть 2 статьи 117 УК РФ пунктом следующего содержания: «в отношении близких лиц».
В-четвертых, необходимо включить часть 1 статьи 116.1 УК РФ в часть 3 статьи 20 УПК РФ и признать их уголовными делами частно-публичного обвинения.
В-пятых, необходимо принять закон «О профилактике семейно-бытового насилия». В настоящее время действие существующего административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства не распространяется на предупреждение и пресечение правонарушений, представляющих собой домашнее насилие. Данные нормы можно применить только после совершения правонарушения или преступления. Сотрудники правоохранительных органов фактически не имеют никаких мер воздействия на семейного дебошира, который устраивает дома скандалы, до того момента, пока он не совершит акт насилия. Для того чтобы у полномочных органов была возможность предотвращать совершение побоев или оказывать потерпевшим от рук агрессора своевременную и квалифицированную помощь, чтобы не допускать усугубления ситуации, России нужен специальный закон. Подобные нормативно-правовые акты действуют более чем в ста странах мира, причем, как было показано на примере Канады и США, весьма успешно. Поэтому, если использовать опыт других государств, можно создать мощный и действующий механизм по борьбе с домашним насилием, первым шагом на пути, к которому является принятие закона....
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 10.02.2023 г. Москва: Российская газета, 2023.
Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием от 11.05.2011 г. // Совет Европы : официальный сайт. - URL: https://www.coe.int/ru/ (дата обращения: 10.02.2023).
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин от 20.12.1993 г. // Организация Объединенных наций : официальный сайт. - URL: https://www.un.org/ (дата обращения: 10.02.2023).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 25, 17.06.1996, ст.2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 52 (I часть), 24.12.2001, ст.4921.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.11.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 07 января 2002 г. N 1 (часть I). ст. 1.
Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон № 182-ФЗ : от 23 июня 2016 года: по сост. на 23 июня 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 26 (часть I) ст. 3851
О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон № 8-ФЗ : от 7 февраля 2017 года : по сост. на 7 февраля 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 13.02.2017, ст.1027.
О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье : Закон Архангельской области № 171-22-ОЗ : от 03 июня 2003 года : по сост. на 28 сен. 2015 г. // Ведомости Архангельского областного собрания депутатов от 3-4 июня 2003 года N 22 (часть 2).
Научная литература
Авдеев А.И., Радивоз М.И. Судебно-медицинское обоснование понятия «боль» // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск, 2009. № 10. С. 97-101.
Артюшина О.В. Частичная декриминализация побоев как экономия мер уголовной репрессии // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 4. С. 44-46.
Архипова М.В. Редькина М.В. Когнитивные проблемы законопроекта о семейно-бытовом насилии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 3. С. 135-154.
Атагимова Э.И. Правовое регулирование противодействия семейнобытовому насилию в России и за рубежом: сравнительный анализ // Мониторинг правоприменения. 2018. № 2 (27). С. 49-53.
Бронфман Б.Е. Некоторые проблемные аспекты, возникающие при квалификации действий лица по статье 116 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право: ретроспектива и перспектива. 2020. № 470. С. 20-24.
Вакутин А.А. Преюдиция по делам о побоях (ст. 116.1 УК РФ) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Уголовный закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования». Иркутск: Издательство Восточно-Сибирского института МВД РФ 2019. С. 16-17.
Волосова Н.Ю. Семейное (домашнее) насилие как проблема междисциплинарного характера // Matters of Russian and International Law. 2017. № 7....87