Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства массовой коммуникации как фактор актуализации политических конфликтов в России

Работа №141193

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сущность политического конфликта и условия его актуализации 7
1.1. Основные теоретические подходы к изучению политического конфликта 7
2.2. Условия и актуализация политических конфликтов 18
Глава 2. Средства массовой коммуникации как субъект и объект политического конфликта 29
2.1. Место и роль массовой коммуникации в современном политическом процессе 29
2.2. Средства массовой коммуникации как субъект и объект политических конфликтов 36
Глава 3. Средства массовой коммуникации в политическом конфликте в России 44
3.1. Влияние средств массовой коммуникации на динамику политических конфликтов в России 44
3.2. Прикладное исследование по теме: «Оценка уровня влияния средств массовой коммуникации на социокультурные и политические факторы в России» 51
Заключение 66
Список литературы 69


Актуальность темы исследования. С 20 по 21 век Россия претерпевала структурные изменения государственной системы и общества. Различные политические и общественные процессы привели страну к изменению политический жизни, смене приоритетов, ценностей и традиций. Данные структурные изменения сильно повлияли на качество жизни населения страны, что повлекло за собой массовые политические конфликты, которые возникают и продолжаются и в наше время.
Сфера политики – это область, в которой взаимодействуют различные субъекты политики, которые борются за властные отношения, обладание различными ресурсами и т.д. Постоянная борьба между субъектами политики зачастую приводит к неэффективности системы управления в стране, что и вызывает недовольство со стороны населения, а впоследствии и зарождение политических конфликтов.
Конфликт играет ведущую роль в современном политическом процессе. В связи с этим, изучение политических конфликтов в России, как явление политической жизни, является актуальной проблемой. Правильное и эффективное управление государственными властными структурами прямо зависит от информационного поля. Политические процессы зависят от информации, т.к. информация – это средство формирования массового сознания, а также звено, которое помогает взаимодействовать власти и народу.
В повышение конфликтности сыграли свою роль средства массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации являются не только средством эффективной передачи информации, но и зачастую становятся одним из факторов актуализации политических конфликтов. Субъекты политики в своей борьбе начинают использовать средства массовой коммуникации как средство управления, манипулирования, влияния на общественное сознание, пропаганды, дезинформации жителей страны. Средства массовой коммуникации как зависимые, так и независимые от государственной власти пренебрегают не только своим профессионализмом в освещение тех или иных событий или явлений, но и зачастую игнорируют общепризнанные принципы журналистской деятельности
такие, как: беспристрастность, ответственность, объективность, подача полной и достоверной информации. Именно выше перечисленное дает им право являться основным инструментом власти.
Высокая актуальность темы обусловлена тем, что роль средств массовой коммуникации в актуализации и дезактуализации политического конфликта и требует подробного изучение механизма данной детерминации как в теоретическом обобщении, так и в практическом проявлении этой связи.
Степень научной разработанности темы. Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что раскрытие влияния средств массовой коммуникации на актуализацию политических конфликтов с позиции современной конфликтологии не нашло до сих пор широкое отражение в отечественной научной литературе, отдельные аспекты проблематики связи средств массовой коммуникации и политических конфликтов, безусловно, богато представлены в работах отечественных и зарубежных авторов. Базу источников можно условно разделить на три группы.
В первую группу входят исследования авторов, разрабатывающих проблему политического конфликта, к ним можно отнести Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, А.Рапопорта, К.Шмита,М. Дюверже.
Во вторую группу входят работы, определяющие место и роль средств массовой коммуникации в политическом процессе. Здесь важна монография Нисневича Ю.А. «Информация и власть», описывающая информационную составляющую в осуществлении власти. А также работы Мельникова М.А., в которых он описывает как необходимо вести себя журналисты и как правильно подавать информацию, чтобы она была максимально объективна, достоверна и правдива.
Третья группа исследований посвящена специфики деятельности средств массовой коммуникации в условиях глобализации, развитии информационного
общества исследованы зарубежными учеными: Э. Дэннисом, Г. Лассуэллом, Д. МакКуэйлом, М. Маклюэном, С. Зибертом, П. Тейлором, Ю. Хабермасом, У. Шрамом. В работе Пазарова М.М. описывается, как средства массовой коммуникации влияет на общественные и политические процессы, а также что в современное время средства массовой коммуникации стали инструментом влияния общественным сознанием.
Объектом исследования является средства массовой коммуникации.
Предметом нашего исследования являются средства массовой коммуникации коммуникация как фактор актуализации политических конфликтов в России.
Целью данной работы является изучение влияния средств массовой коммуникации на актуализацию политических конфликтов в России.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. Обобщить научные подходы к анализу политического конфликта;
2. Выявить и проанализировать условия актуализации политических конфликтов.
3. Определить место и роль массовой коммуникации в современном политическом процессе;
4. Провести анализ средств массовой коммуникации как объекта и субъекта политических конфликтов;
5. Выявить специфику участия средств массовой коммуникации в актуализации политических конфликтов в России;
6. Провести прикладное исследование по теме: «Оценка уровня влияния средств массовой коммуникации на социокультурные и политические факторы в России».
Научная новизна заключается в полученных результатах исследования, а именно в выявлении посредством конфликтологического подхода особенности функционирования средств массовой коммуникации как фактора актуализации/деактуализации политических конфликтов в современной России.
В основе теоретико-методологической базы исследования лежит концептуальный подход к анализу политического конфликта Р. Дарендорфа. Другой опорной точкой исследования является кибернетический подход к политической системе в версии Ю.А. Нисневича. Прикладное исследование было выполнено посредством аналитического инструментария пакета SPSS.
Эмпирическая база исследования основывается на источниках, которые можно разделить на несколько групп. Первая группа материалы печатных и электронных средств массовой информации. Вторая группа материалов – это исследования общественного мнения, наряду со вторничными источниками ВЦИОМа, ФОМа, в работе используется база Европейского социального исследования за 2016 год
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав и шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Политический конфликт – есть соединение социального конфликта и властных отношений. Социальный конфликт, которые происходит в обществе между различными социальными группами, приводит к тому, что интересы, которые отстаиваются в этих социальных группах, выходят за их рамки. Данные противоречивые интересы начинают затрагивать социальные группы по всей стране, как только участники других социальных групп осознают это. Социальный конфликт становится публичным, начинается подключение государственных структур, а как только подключаются государственные структуры, здесь уже начинают играть свою роль средства массовой коммуникации. В соответствии с этим средства массовой коммуникации подключают все больше заинтересованных данной проблемой сторон, что увеличивает политическую и социальную напряженность. Политическая и социальная напряженность введет к эскалации конфликта, что впоследствии перерастает в открытый политический конфликт между социальными группами, которые осознали, что их права ущемляются, а требования не выполняются. Это один из вариантов развития событий, когда средства массовой коммуникации выступают участником политического конфликта, которые заинтересованы передать информацию так, чтобы задеть как можно большую аудиторию, побудить их к активным действиям.
В современном обществе информация и коммуникация играют огромную роль и выступают средством взаимодействия людей в обществе. В данной работе рассмотрено, что средства массовой коммуникации отклоняются от своих прямых функций передачи информации и становятся либо субъектами политических конфликтов, либо объектами. Властными структурами коммуникация и информация используется в качестве объекта, т.е. с помощью них власти способны манипулировать, управлять, контролировать население страны. При помощи средств массовой коммуникации передается такая информация, которая позволяет изменить общественное мнение так, как необходимо государственным структурам. Субъекты политики используют средства массовой информации как инструмент воздействия на оппонентов и населения. Как объект, средства массовой коммуникации занимаются больше всего продвижением интересов власти, но не общества.
Однако средства массовой коммуникации могут сами быть субъектами политического процесса в информационном поле. Действия средств массовой коммуникации могут привести к политизации социального конфликта, эскалации политических конфликтов, росту социальной и политической напряженности. Чаще всего средства массовой коммуникации заинтересованы спровоцировать эскалацию политического конфликта для того, чтобы снизить влияние политического соперника, либо вытеснить конкурентов с информационного поля, т.е. привлечь к себе большее число аудитории.
Средства массовой коммуникации намерено искажают информацию, подают ее неполной, необъективной и недостоверной, тем самым желая скрыть какие-то факты, которые оправдывают ту или иную ситуацию. В связи с этим средства массовой коммуникации прибегают к приемам агитации и пропаганды. Средства массовой коммуникации, передавая любую информацию населению, не считают своей истинной целью их проинформировать, а наоборот целью этой информации является побуждение поддержать конкретные идеи или суждения, побудить к активным действиям.
Таким образом, средства массовой коммуникации выступает фактором актуализации политических конфликтов. В данной работе были приведены примеры прошлых лет, в которых показано разное воздействие средств массовой коммуникации. Также в работе было проведено прикладное исследование на основе анализа статистических данных при помощи программы SPSS. Исходя из результатов исследования можно проследить, что средства массовой коммуникации действительно оказывают свое влияние на население страны, уровень доверия к средствам массовой коммуникации и уровень недоверие к органам государственной власти сильно отличается. Часть населения, которая недовольна уровнем своей жизни чаще всего подвержены влиянию информации, которая передается при помощи средств массовой коммуникации, что впоследствии сказывается на нарастание политической напряженности, а в дальнейшем на зарождение политического конфликта.



1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е.С. Ивашкина, В.Г. Деткова. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 336 с.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. – М., 1990. – 238 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1992. – 212 с.
4. Аристотель. Политика. Сочинения. - Т. 4. – М., 1983. – 468 с.
5. Бабосов Е.М. Основы конфликтологии / Е.М. Бабосов. – Минск, 1997. –
342 с.
6. Бабосов Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Минск, 2001. –
264 с.
7. Бадмаева Л.М. Региональные средства массовой информации и
аудитория: особенности функционирования в период трансформации
российского обществ / И.М, Бадмаева. – Улан-Удэ, 2004. – 29 с.
8. Бажин И. И., Арсеньева Т.И. Принципы взаимодействия информационных образов и событийных пространств. Нижний Новгород, 2001. – 50 с.
9. Беляев С. Радиостанции России. Государственно и независимо
вещание / С. Беляев, В. Коробицын. – М., 1995. – 288 с.
10. Бенетон Ф. Введение в политическую науку / Ф. Бенетон. – М., 2002. –
386 с.
11. Бодрунова С.С. Медиаполитическое взаимодействие или политическая коммуникация? К вопросу о развитии медиаполитологии в Pоссии. //Медиаскоп. 2014. Вып. 4. – [Электронный ресурс]. – URL:http://www.mediascope.ru/node/1653 (Дата обращения: 28.03.2019)
12. Бурдье П. Социология политики / П. Бурдье. – М., 1993. – 336 с.
13. Василик М.А., доц. Вершинин М.С.. Политология: хрестоматия. М., 2000. – 843 с.
14. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / Под ред. Ю.Н.Давыдова. – М., 1990. – 646 с.
15. Верховский A.M.. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М., 2002. – 200 с.
16. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном
обществе / М.С. Вершинин. – СПб., 2001. – 240 с.
17. Волковский П.Л. Журналистика в информационных войнах:
исторические истоик и современные тенденции / Н.Л. Волковский. – СПб.,
2003. – 640 с.
18. Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор
формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия / A.M. Воробьев. – Екатеринбург, 1998. – 182 с.
19. Воробьев A.M. Ука соч.; Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. – М., 2000. – 156с.
20. Волковский П.Л. Журналистика в информационных войнах: исторические истоки и современные тенденции / Н.Л. Волковский. – СПб., 2003. –640 с.
21. Ганеев А., Тронова Л. Конфликтология. Практикум. – Казань, 1996. – 56 с.
22. Глухова А.В. Типология политических конфликтов / А.В. Глухова. –
Воронеж, 1997. – 234 с.
23. Горшков М.К. Общественное мнение / М.К. Горшков. – М., 1988. – 440 с.
24. Грушин Б.А. Массовое сознание / Б.А. Грушин. – М., 1987. – 480 с.
25. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев СВ. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993. – 306 с.
26. Дорогонько Е.В. Обработка и анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Учебно-методическое пособие. — Сургут Издательский центр СурГУ, 2010. – 60 с.
27. Дегтярев А.А. Основы политической теории / А.А. Дегтярев. – М., 1998.
– 308 с.
28. Дэннис Э. Беседы о масс-медиа : / Эверетт Дэннис, Джон Мэррилл. – М. : Рос.-амер. информ. пресс-центр : Вагриус, 1997. – 205 с.
29. Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество /
И.М. Дзялошинский. – М., 2002. – 54 с.
30. Дюверже М. Политические партии. М., 2000. – 538 с.
31. Жилавская И.В. Проблемы информационной безопасности через призму нового закона. Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты: материалы международной научно-практической конференции 15-16 января 2011 года. Пенза – Прага, 2001. – 140 с.
32. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ). – Ростов на-Дону, 1992. – 265 с.
33. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. –М., 2000. – 606 с.
34. Коваленко Б.В., Пирогов А.И., Рыжков О.А. Политическая конфликтология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Ижица, 2002. – 400 с.
35. Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М., 1997. – 304 с.
36. Лапицкий В.Ф. Политический риск в управлении социальным конфликтом: автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 1992. – 235 с.
37. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. – 384 с.
38. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1999. –702 с.
39. Мельников М. Прикладная конфликтология для журналистов. М., 2006. –158 с.
40. Мельников М.А. СМИ как фактор урегулирования социально-политических конфликтов / М.А. Мельников. – М., 1992. – 156 с.
41. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. – М., 1999. – 315 с.
42. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005. – 288 с.
43. Нисневич Ю.А. Информация и власть. М., 2000. – 175 с.
44. Пазаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире:
методология, анализ и практика исследования / М.М. Пазаров. – М., 2002. – 334 с.
45. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998. – 269с
46. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. – М., 2001. – 116 с.
47. Попов В.Д. Концептуальные принципы формирования информационной политики / В.Д. Попов // Информационная политика / под общей ред. В.Д. Попова. – М., 2003. – 68 с.
48. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия / Е.П. Прохоров. – М., 2001. – 360 с.
49. Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Дж. Рубин, Д. Пруитт, С. Ким. – СПб., 2001. – 255с.
50. Рыжов О.А. Политические конфликты современности. Дис. д-ра филос.наук. Москва, 2000. – 364 c.
51. Савина Е. Герои будут голодать до победного конца // Коммерсант. – 2005. – N 194
52. Секигучи М. Управление и политика / М. Секигучи, Н. Оканавар // Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии. - 3 т. - Т. 1. – М., 2004. – 877 с.
53. Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации /
В.А. Сидоров. – М., 1995. – 248 с.
54. Смирнова О.М. Социально-философский аспект манипулирования общественным сознанием с помощью PR-технологии / О.М. Смирнова // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. - В 3 т. - Т. 2. – М., 2003. – 237 с.
55. Соловьёв А.В. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов выш. учеб. заведений. –2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 559с.
56. Стровский Д.Л. Социальная значимость информации как фактор доверия к журналистике / Д.Л. Стровский //Извести Урал, ун-та. Серия 1. Проблема образования, науки и культуры. Выпуск 19. - 2006. - № 40. – 85 с.
57. Фельдман Д. Политология конфликта / Д. Фельдман. – М., 1998. – 304 с.
58. Шарков Ф.Ю. Социология массовой коммуникации / Ф.Ю. Шарков,
А.А. Родионов. – М., 2002. – 271 с.
59. Шмитт К. Понятие политического; пер. с нем. под ред. А. Ф. Филиппова. – СПб. : Наука, 2016. – 309 c.
60. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society / R. Dahrendorf. - London, 1972. – 387 p.
61. Habermas, J. The Structural Transformation of the Public Sphere. Cambridge, MA: MIT Press. 1989. – 156 p.
62. Kenneth E. Boulding Conflict and Defense: A General Theory (1962), – 366 р.
63. Krisberg L., Sociology of Social Conflict. N.Y., 1973. XIV. – 305 р.
64. Lasswell, H. The structure and function of communication in society. in L. Bryson (ed.), The Communication of Ideas, 1948. – 345 p.
65. McQuail’s. Mass Communication Theory. - Great Britain by TJ International Ltd, Padstow, Cornwall, - 2010. McLuhan, M. Understanding Media. London: Routledge and Kegan Paul, 1964. – 322 p.
66. Rapoport A. N-Person game theory: Concepts and applications/ A. Rapoport. – The university of Mighigan, 1970. – 330p.
67. Schramm, W. Information theory and mass communication, Journalism Quarterly, 1955. – 456 p.
68. Siebert, F., Peterson, T. and Schramm, W. Four Theories of the Press. Urbana, IL: University of Illinois Press, 1956. – 234 p.
69. Taylor, P. War and the Media. Manchester: Manchester University Press, 1992. – 345 p.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
70. Закон РФ «О рекламе». – М., 2004. – 4с.
Перечень периодических печатных, электронных изданий, теле и радиокомпапий, использованных в качестве основного эмпирического материала
71. Журнал «Коммерсант-власть», частная форма учредительства.
72. Газета «Омская правда» (Омска область), государственная форма
учредительства
73. Газета «Омский вестник» (Омска область), государственная форма учредительства, «Не все омичи собору рады» // - 2006. - № 7
74. Интернет-газета «Lenta.ru», частная форма учредительства.
75. Электронное периодическое издание «Самарский информационный портал Samara.ru» (Самарская область), частная форма учредительства.
76. Телекомпания «Первый канал», смешанная форма учредительства.
77. Телекомпания НТВ, смешанная форма учредительства.
78. Государственная телерадиокомпания «Омск» (Омска область), государственная форма учредительства.
79. Телекомпания «ТелеОмск-АКМЭ» (Омска область), смешанна форма учредительства.
80. Телекомпания «Антенна-7» (Омска область), частная форм учредительства.
81. Радиостанция «Эх Москвы», смешанная форма учредительства.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ