Средства массовой коммуникации как фактор актуализации политических конфликтов в России
|
Введение 3
Глава 1. Сущность политического конфликта и условия его актуализации 7
1.1. Основные теоретические подходы к изучению политического конфликта 7
2.2. Условия и актуализация политических конфликтов 18
Глава 2. Средства массовой коммуникации как субъект и объект политического конфликта 29
2.1. Место и роль массовой коммуникации в современном политическом процессе 29
2.2. Средства массовой коммуникации как субъект и объект политических конфликтов 36
Глава 3. Средства массовой коммуникации в политическом конфликте в России 44
3.1. Влияние средств массовой коммуникации на динамику политических конфликтов в России 44
3.2. Прикладное исследование по теме: «Оценка уровня влияния средств массовой коммуникации на социокультурные и политические факторы в России» 51
Заключение 66
Список литературы 69
Глава 1. Сущность политического конфликта и условия его актуализации 7
1.1. Основные теоретические подходы к изучению политического конфликта 7
2.2. Условия и актуализация политических конфликтов 18
Глава 2. Средства массовой коммуникации как субъект и объект политического конфликта 29
2.1. Место и роль массовой коммуникации в современном политическом процессе 29
2.2. Средства массовой коммуникации как субъект и объект политических конфликтов 36
Глава 3. Средства массовой коммуникации в политическом конфликте в России 44
3.1. Влияние средств массовой коммуникации на динамику политических конфликтов в России 44
3.2. Прикладное исследование по теме: «Оценка уровня влияния средств массовой коммуникации на социокультурные и политические факторы в России» 51
Заключение 66
Список литературы 69
Актуальность темы исследования. С 20 по 21 век Россия претерпевала структурные изменения государственной системы и общества. Различные политические и общественные процессы привели страну к изменению политический жизни, смене приоритетов, ценностей и традиций. Данные структурные изменения сильно повлияли на качество жизни населения страны, что повлекло за собой массовые политические конфликты, которые возникают и продолжаются и в наше время.
Сфера политики – это область, в которой взаимодействуют различные субъекты политики, которые борются за властные отношения, обладание различными ресурсами и т.д. Постоянная борьба между субъектами политики зачастую приводит к неэффективности системы управления в стране, что и вызывает недовольство со стороны населения, а впоследствии и зарождение политических конфликтов.
Конфликт играет ведущую роль в современном политическом процессе. В связи с этим, изучение политических конфликтов в России, как явление политической жизни, является актуальной проблемой. Правильное и эффективное управление государственными властными структурами прямо зависит от информационного поля. Политические процессы зависят от информации, т.к. информация – это средство формирования массового сознания, а также звено, которое помогает взаимодействовать власти и народу.
В повышение конфликтности сыграли свою роль средства массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации являются не только средством эффективной передачи информации, но и зачастую становятся одним из факторов актуализации политических конфликтов. Субъекты политики в своей борьбе начинают использовать средства массовой коммуникации как средство управления, манипулирования, влияния на общественное сознание, пропаганды, дезинформации жителей страны. Средства массовой коммуникации как зависимые, так и независимые от государственной власти пренебрегают не только своим профессионализмом в освещение тех или иных событий или явлений, но и зачастую игнорируют общепризнанные принципы журналистской деятельности
такие, как: беспристрастность, ответственность, объективность, подача полной и достоверной информации. Именно выше перечисленное дает им право являться основным инструментом власти.
Высокая актуальность темы обусловлена тем, что роль средств массовой коммуникации в актуализации и дезактуализации политического конфликта и требует подробного изучение механизма данной детерминации как в теоретическом обобщении, так и в практическом проявлении этой связи.
Степень научной разработанности темы. Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что раскрытие влияния средств массовой коммуникации на актуализацию политических конфликтов с позиции современной конфликтологии не нашло до сих пор широкое отражение в отечественной научной литературе, отдельные аспекты проблематики связи средств массовой коммуникации и политических конфликтов, безусловно, богато представлены в работах отечественных и зарубежных авторов. Базу источников можно условно разделить на три группы.
В первую группу входят исследования авторов, разрабатывающих проблему политического конфликта, к ним можно отнести Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, А.Рапопорта, К.Шмита,М. Дюверже.
Во вторую группу входят работы, определяющие место и роль средств массовой коммуникации в политическом процессе. Здесь важна монография Нисневича Ю.А. «Информация и власть», описывающая информационную составляющую в осуществлении власти. А также работы Мельникова М.А., в которых он описывает как необходимо вести себя журналисты и как правильно подавать информацию, чтобы она была максимально объективна, достоверна и правдива.
Третья группа исследований посвящена специфики деятельности средств массовой коммуникации в условиях глобализации, развитии информационного
общества исследованы зарубежными учеными: Э. Дэннисом, Г. Лассуэллом, Д. МакКуэйлом, М. Маклюэном, С. Зибертом, П. Тейлором, Ю. Хабермасом, У. Шрамом. В работе Пазарова М.М. описывается, как средства массовой коммуникации влияет на общественные и политические процессы, а также что в современное время средства массовой коммуникации стали инструментом влияния общественным сознанием.
Объектом исследования является средства массовой коммуникации.
Предметом нашего исследования являются средства массовой коммуникации коммуникация как фактор актуализации политических конфликтов в России.
Целью данной работы является изучение влияния средств массовой коммуникации на актуализацию политических конфликтов в России.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. Обобщить научные подходы к анализу политического конфликта;
2. Выявить и проанализировать условия актуализации политических конфликтов.
3. Определить место и роль массовой коммуникации в современном политическом процессе;
4. Провести анализ средств массовой коммуникации как объекта и субъекта политических конфликтов;
5. Выявить специфику участия средств массовой коммуникации в актуализации политических конфликтов в России;
6. Провести прикладное исследование по теме: «Оценка уровня влияния средств массовой коммуникации на социокультурные и политические факторы в России».
Научная новизна заключается в полученных результатах исследования, а именно в выявлении посредством конфликтологического подхода особенности функционирования средств массовой коммуникации как фактора актуализации/деактуализации политических конфликтов в современной России.
В основе теоретико-методологической базы исследования лежит концептуальный подход к анализу политического конфликта Р. Дарендорфа. Другой опорной точкой исследования является кибернетический подход к политической системе в версии Ю.А. Нисневича. Прикладное исследование было выполнено посредством аналитического инструментария пакета SPSS.
Эмпирическая база исследования основывается на источниках, которые можно разделить на несколько групп. Первая группа материалы печатных и электронных средств массовой информации. Вторая группа материалов – это исследования общественного мнения, наряду со вторничными источниками ВЦИОМа, ФОМа, в работе используется база Европейского социального исследования за 2016 год
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав и шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Сфера политики – это область, в которой взаимодействуют различные субъекты политики, которые борются за властные отношения, обладание различными ресурсами и т.д. Постоянная борьба между субъектами политики зачастую приводит к неэффективности системы управления в стране, что и вызывает недовольство со стороны населения, а впоследствии и зарождение политических конфликтов.
Конфликт играет ведущую роль в современном политическом процессе. В связи с этим, изучение политических конфликтов в России, как явление политической жизни, является актуальной проблемой. Правильное и эффективное управление государственными властными структурами прямо зависит от информационного поля. Политические процессы зависят от информации, т.к. информация – это средство формирования массового сознания, а также звено, которое помогает взаимодействовать власти и народу.
В повышение конфликтности сыграли свою роль средства массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации являются не только средством эффективной передачи информации, но и зачастую становятся одним из факторов актуализации политических конфликтов. Субъекты политики в своей борьбе начинают использовать средства массовой коммуникации как средство управления, манипулирования, влияния на общественное сознание, пропаганды, дезинформации жителей страны. Средства массовой коммуникации как зависимые, так и независимые от государственной власти пренебрегают не только своим профессионализмом в освещение тех или иных событий или явлений, но и зачастую игнорируют общепризнанные принципы журналистской деятельности
такие, как: беспристрастность, ответственность, объективность, подача полной и достоверной информации. Именно выше перечисленное дает им право являться основным инструментом власти.
Высокая актуальность темы обусловлена тем, что роль средств массовой коммуникации в актуализации и дезактуализации политического конфликта и требует подробного изучение механизма данной детерминации как в теоретическом обобщении, так и в практическом проявлении этой связи.
Степень научной разработанности темы. Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что раскрытие влияния средств массовой коммуникации на актуализацию политических конфликтов с позиции современной конфликтологии не нашло до сих пор широкое отражение в отечественной научной литературе, отдельные аспекты проблематики связи средств массовой коммуникации и политических конфликтов, безусловно, богато представлены в работах отечественных и зарубежных авторов. Базу источников можно условно разделить на три группы.
В первую группу входят исследования авторов, разрабатывающих проблему политического конфликта, к ним можно отнести Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, А.Рапопорта, К.Шмита,М. Дюверже.
Во вторую группу входят работы, определяющие место и роль средств массовой коммуникации в политическом процессе. Здесь важна монография Нисневича Ю.А. «Информация и власть», описывающая информационную составляющую в осуществлении власти. А также работы Мельникова М.А., в которых он описывает как необходимо вести себя журналисты и как правильно подавать информацию, чтобы она была максимально объективна, достоверна и правдива.
Третья группа исследований посвящена специфики деятельности средств массовой коммуникации в условиях глобализации, развитии информационного
общества исследованы зарубежными учеными: Э. Дэннисом, Г. Лассуэллом, Д. МакКуэйлом, М. Маклюэном, С. Зибертом, П. Тейлором, Ю. Хабермасом, У. Шрамом. В работе Пазарова М.М. описывается, как средства массовой коммуникации влияет на общественные и политические процессы, а также что в современное время средства массовой коммуникации стали инструментом влияния общественным сознанием.
Объектом исследования является средства массовой коммуникации.
Предметом нашего исследования являются средства массовой коммуникации коммуникация как фактор актуализации политических конфликтов в России.
Целью данной работы является изучение влияния средств массовой коммуникации на актуализацию политических конфликтов в России.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. Обобщить научные подходы к анализу политического конфликта;
2. Выявить и проанализировать условия актуализации политических конфликтов.
3. Определить место и роль массовой коммуникации в современном политическом процессе;
4. Провести анализ средств массовой коммуникации как объекта и субъекта политических конфликтов;
5. Выявить специфику участия средств массовой коммуникации в актуализации политических конфликтов в России;
6. Провести прикладное исследование по теме: «Оценка уровня влияния средств массовой коммуникации на социокультурные и политические факторы в России».
Научная новизна заключается в полученных результатах исследования, а именно в выявлении посредством конфликтологического подхода особенности функционирования средств массовой коммуникации как фактора актуализации/деактуализации политических конфликтов в современной России.
В основе теоретико-методологической базы исследования лежит концептуальный подход к анализу политического конфликта Р. Дарендорфа. Другой опорной точкой исследования является кибернетический подход к политической системе в версии Ю.А. Нисневича. Прикладное исследование было выполнено посредством аналитического инструментария пакета SPSS.
Эмпирическая база исследования основывается на источниках, которые можно разделить на несколько групп. Первая группа материалы печатных и электронных средств массовой информации. Вторая группа материалов – это исследования общественного мнения, наряду со вторничными источниками ВЦИОМа, ФОМа, в работе используется база Европейского социального исследования за 2016 год
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав и шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Политический конфликт – есть соединение социального конфликта и властных отношений. Социальный конфликт, которые происходит в обществе между различными социальными группами, приводит к тому, что интересы, которые отстаиваются в этих социальных группах, выходят за их рамки. Данные противоречивые интересы начинают затрагивать социальные группы по всей стране, как только участники других социальных групп осознают это. Социальный конфликт становится публичным, начинается подключение государственных структур, а как только подключаются государственные структуры, здесь уже начинают играть свою роль средства массовой коммуникации. В соответствии с этим средства массовой коммуникации подключают все больше заинтересованных данной проблемой сторон, что увеличивает политическую и социальную напряженность. Политическая и социальная напряженность введет к эскалации конфликта, что впоследствии перерастает в открытый политический конфликт между социальными группами, которые осознали, что их права ущемляются, а требования не выполняются. Это один из вариантов развития событий, когда средства массовой коммуникации выступают участником политического конфликта, которые заинтересованы передать информацию так, чтобы задеть как можно большую аудиторию, побудить их к активным действиям.
В современном обществе информация и коммуникация играют огромную роль и выступают средством взаимодействия людей в обществе. В данной работе рассмотрено, что средства массовой коммуникации отклоняются от своих прямых функций передачи информации и становятся либо субъектами политических конфликтов, либо объектами. Властными структурами коммуникация и информация используется в качестве объекта, т.е. с помощью них власти способны манипулировать, управлять, контролировать население страны. При помощи средств массовой коммуникации передается такая информация, которая позволяет изменить общественное мнение так, как необходимо государственным структурам. Субъекты политики используют средства массовой информации как инструмент воздействия на оппонентов и населения. Как объект, средства массовой коммуникации занимаются больше всего продвижением интересов власти, но не общества.
Однако средства массовой коммуникации могут сами быть субъектами политического процесса в информационном поле. Действия средств массовой коммуникации могут привести к политизации социального конфликта, эскалации политических конфликтов, росту социальной и политической напряженности. Чаще всего средства массовой коммуникации заинтересованы спровоцировать эскалацию политического конфликта для того, чтобы снизить влияние политического соперника, либо вытеснить конкурентов с информационного поля, т.е. привлечь к себе большее число аудитории.
Средства массовой коммуникации намерено искажают информацию, подают ее неполной, необъективной и недостоверной, тем самым желая скрыть какие-то факты, которые оправдывают ту или иную ситуацию. В связи с этим средства массовой коммуникации прибегают к приемам агитации и пропаганды. Средства массовой коммуникации, передавая любую информацию населению, не считают своей истинной целью их проинформировать, а наоборот целью этой информации является побуждение поддержать конкретные идеи или суждения, побудить к активным действиям.
Таким образом, средства массовой коммуникации выступает фактором актуализации политических конфликтов. В данной работе были приведены примеры прошлых лет, в которых показано разное воздействие средств массовой коммуникации. Также в работе было проведено прикладное исследование на основе анализа статистических данных при помощи программы SPSS. Исходя из результатов исследования можно проследить, что средства массовой коммуникации действительно оказывают свое влияние на население страны, уровень доверия к средствам массовой коммуникации и уровень недоверие к органам государственной власти сильно отличается. Часть населения, которая недовольна уровнем своей жизни чаще всего подвержены влиянию информации, которая передается при помощи средств массовой коммуникации, что впоследствии сказывается на нарастание политической напряженности, а в дальнейшем на зарождение политического конфликта.
Политический конфликт – есть соединение социального конфликта и властных отношений. Социальный конфликт, которые происходит в обществе между различными социальными группами, приводит к тому, что интересы, которые отстаиваются в этих социальных группах, выходят за их рамки. Данные противоречивые интересы начинают затрагивать социальные группы по всей стране, как только участники других социальных групп осознают это. Социальный конфликт становится публичным, начинается подключение государственных структур, а как только подключаются государственные структуры, здесь уже начинают играть свою роль средства массовой коммуникации. В соответствии с этим средства массовой коммуникации подключают все больше заинтересованных данной проблемой сторон, что увеличивает политическую и социальную напряженность. Политическая и социальная напряженность введет к эскалации конфликта, что впоследствии перерастает в открытый политический конфликт между социальными группами, которые осознали, что их права ущемляются, а требования не выполняются. Это один из вариантов развития событий, когда средства массовой коммуникации выступают участником политического конфликта, которые заинтересованы передать информацию так, чтобы задеть как можно большую аудиторию, побудить их к активным действиям.
В современном обществе информация и коммуникация играют огромную роль и выступают средством взаимодействия людей в обществе. В данной работе рассмотрено, что средства массовой коммуникации отклоняются от своих прямых функций передачи информации и становятся либо субъектами политических конфликтов, либо объектами. Властными структурами коммуникация и информация используется в качестве объекта, т.е. с помощью них власти способны манипулировать, управлять, контролировать население страны. При помощи средств массовой коммуникации передается такая информация, которая позволяет изменить общественное мнение так, как необходимо государственным структурам. Субъекты политики используют средства массовой информации как инструмент воздействия на оппонентов и населения. Как объект, средства массовой коммуникации занимаются больше всего продвижением интересов власти, но не общества.
Однако средства массовой коммуникации могут сами быть субъектами политического процесса в информационном поле. Действия средств массовой коммуникации могут привести к политизации социального конфликта, эскалации политических конфликтов, росту социальной и политической напряженности. Чаще всего средства массовой коммуникации заинтересованы спровоцировать эскалацию политического конфликта для того, чтобы снизить влияние политического соперника, либо вытеснить конкурентов с информационного поля, т.е. привлечь к себе большее число аудитории.
Средства массовой коммуникации намерено искажают информацию, подают ее неполной, необъективной и недостоверной, тем самым желая скрыть какие-то факты, которые оправдывают ту или иную ситуацию. В связи с этим средства массовой коммуникации прибегают к приемам агитации и пропаганды. Средства массовой коммуникации, передавая любую информацию населению, не считают своей истинной целью их проинформировать, а наоборот целью этой информации является побуждение поддержать конкретные идеи или суждения, побудить к активным действиям.
Таким образом, средства массовой коммуникации выступает фактором актуализации политических конфликтов. В данной работе были приведены примеры прошлых лет, в которых показано разное воздействие средств массовой коммуникации. Также в работе было проведено прикладное исследование на основе анализа статистических данных при помощи программы SPSS. Исходя из результатов исследования можно проследить, что средства массовой коммуникации действительно оказывают свое влияние на население страны, уровень доверия к средствам массовой коммуникации и уровень недоверие к органам государственной власти сильно отличается. Часть населения, которая недовольна уровнем своей жизни чаще всего подвержены влиянию информации, которая передается при помощи средств массовой коммуникации, что впоследствии сказывается на нарастание политической напряженности, а в дальнейшем на зарождение политического конфликта.
Подобные работы
- Информационные факторы формирования конфликтогенных этнических стереотипов в России и на постсоветском пространстве
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В РЕЖИМЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Государственное регулирование средств массовой информации
Российской Федерации: региональный аспект
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И НОВЫХ МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Медиаобраз России в периодической печати Китая
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИМИДЖ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ В МЕСТНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - РЕЧЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА МЕДИАТЕКСТОВ О РОССИИ И СИБИРИ В БРИТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



