Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Правовые основы договорной консолидации налогоплательщиков
§ 1. Понятие и виды субъектов налогового права.........................................7
§ 2. Общая характеристика правовой модели консолидированной группы налогоплательщиков.................................................................................................21
Глава 2. Особенности исполнения обязанности по уплате налога на прибыль участниками консолидированной группы налогоплательщиков
§ 1. Особенности распределения имущественных обязанностей между участниками консолидированной группы налогоплательщиков.................................................................................................36
§ 2. Особенности распределения организационных обязанностей между участниками консолидированной группы налогоплательщиков.................................................................................................46
Глава 3. Особенности осуществления в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков налогового контроля и установления ответственности за совершение ими налоговых правонарушений
§ 1 Особенности налогового контроля в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков................................................50
§ 2. Особенности ответственности за совершение участниками консолидированной группы налогоплательщиков налоговых правонарушений........................................................................................................57
Заключение.....................................................................................................62
Список использованных источников........................................................65
Конституция Российской Федерации (далее - РФ) в статье 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации указанная обязанность возложена на налогоплательщиков. Федеральным законом от 16 ноября 2011 года №321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" раздел II части первой Налогового кодекса РФ дополнен главой 3.1 "Консолидированная группа налогоплательщиков", тем самым в российском налоговом праве впервые введен одноименный институт - консолидированная группа налогоплательщиков. Вместе с тем, в законодательстве о налогах и сборах РФ не выделяется категория субъекта налогового права, и, соответственно, нет определенности в отнесении тех или иных юридических "фигур" к числу таких субъектов, а также законодательство не содержит норм, позволяющих рассматривать систему таких субъектов (в отличие от доктринального подхода). Все перечисленное свидетельствует о высокой степени актуальности проводимого исследования особенностей статуса консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) и ее месте в системе субъектов налогового права, чему и посвящена наша работа.
По опубликованным данным в Российской Федерации в 2012 г. было создано 11 КГН, объединивших 197 организаций. В 2013 г. к ним присоединились еще 4 группы. Кроме того, произошли изменения в составе КГН: в них вошли новые участники, в том числе за счет реорганизации. В целом количество организаций, входящих в КГН, в 2013 г. достигло 313, т.е. их число увеличилось на 60%. В 2014 г. действовало 16 КГН, объединяющих 398 участников. Расчет ФНС России, сделанный на основании предоставленных участниками КГН данных за 9 мес. 2013 г. показал, что введение данного института привело к росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 29,1 млрд руб. в 72% субъектов РФ (60 регионов) и снижению поступлений налога на прибыль в размере 44,6 млрд руб. в 28% субъектов РФ (23 региона). Приведенные данные свидетельствуют о том, что указанная новация НК РФ, а именно, внедрение института консолидированной группы налогоплательщиков, безусловно, порождает определенный экономический эффект, что подтверждает актуальность проводимого исследования. В ходе анализа рассмотрены, в том числе, преимущества и недостатки возможного применения этой юридической конструкции как для крупных организаций-плательщиков налога на прибыль, так и для государства.
Работа состоит из трех глав. В первой главе идет речь о правовых основах договорной консолидации налогоплательщиков, рассмотрены понятие и виды субъектов налогового права. Дана общая характеристика правовой модели консолидированной группы налогоплательщиков.
Вторая глава посвящена особенностям исполнения обязанности по уплате налога на прибыль участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в частности распределению имущественных и организационных обязанностей между ответственными участником консолидированной группы и иными участниками.
В третьей главе отражены особенности осуществления налоговыми органами в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков мероприятий налогового контроля, а также - особенности установления ответственности за совершение участниками консолидированной группы налоговых правонарушений.
Основной целью исследования является комплексная оценка существующего правового регулирования налоговых правоотношений при участии КГН. Необходимо осмыслить содержание правовой модели консолидированной группы налогоплательщиков. Стоит задача выявления признаков КГН как субъекта налогового права, определения подходов к формированию системы субъектов налогового права, включающей КГН, рассмотрения отличительных черт в реализации прав и обязанностей, возникающих в рамках отношений внутри КГН по исчислению и уплате налога на прибыль, а также особенностей проведения в отношении КГН налогового контроля, привлечения к ответственности в случае неуплаты налога.
Конституционный Суд РФ в Определении от 30 сентября 2010 г. N 1258-О-О указал на то, что налоговое регулирование предполагает установление такого порядка налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ). Тем не менее, в публикациях отмечено, что ФЗ о КГН содержит положения, которые на практике могут иметь различную трактовку и потребуют разъяснений со стороны финансовых и налоговых ведомств либо самостоятельной проработки участниками КГН.
Решение задач исследования усложняет отсутствие доступной правоприменительной практики, как возможных материалов для анализа. Вместе с тем, при выявлении проблемы и для ее решения можно опираться на разъяснения разработанные Министерством финансов России и Федеральной налоговой службы России с учетом опыта их деятельности.
Научная новизна исследования проявляется в комплексном подходе к исследованию рассматриваемого субъекта, его правовой природы и отличительных признаков, особенностей обязанностей и ответственности, выявлении проблем в правовом регулировании.
В работе использован исторический подход, сравнительно-правовой анализ, проведено выявление и сопоставление различных мнений, отраженных в опубликованной научной литературе, периодических изданиях. В качестве материалов, отражающих практику налоговых органов, использованы разъяснения Минфина России и ФНС.
Сейчас в РФ зарегистрировано, по разным данным, от 12 до 16 консолидированных групп налогоплательщиков. Консолидированные группы налогоплательщиков создаются крупными компаниями для того, чтобы избежать контроля за ценами внутри группы, чтобы объединить прибыли и убытки и уплачивать налоги с консолидированного финансового результата, а также, чтобы использовать иные преимущества данного института. На данный момент (с начала 2015 года) действует мораторий на создание новых КГН. Государственной думой РФ было принято решение о продлении моратория до 2018 года, включительно. Договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2014 - 2015 г.г. признаются незаключенными. Те КГН, которые успели начать свою деятельность до 2014 года функционируют полноценно. Временный запрет на создание КГН был введен для устранения выявленных недостатков введенной системы, поскольку, в частности, создание КГН привело к перераспределению доходов между бюджетами регионов.
Объединение крупных организаций в КГН фактически приводит к уменьшению собираемости налога. Институт КГН вводился государством, в том числе, для того, чтобы распределение налога было более справедливым (в те регионы, где прибыль создается), однако налоговая база часто перераспределяется в регионы, в которых действуют льготные ставки налога на прибыль. В итоге, действие КГН, позволяя снизить общую налоговую нагрузку группы, приводит к законной, но весьма невыгодной для бюджета субъектов оптимизации. Введение и действие моратория позволяет говорить о признаваемой государством необходимости совершенствования правового регулирования налоговых отношений с участием КГН, с целью выровнять размер доходов субъектов.
Подводя итоги, можно сформулировать ряд основных выводов, которыми не исчерпываются результаты исследования.
1. Консолидированная группа налогоплательщиков может быть, с определенной долей условности, представлена как особый сложный коллективный субъект налогового права. Особым субъектом КГН может быть названа в силу своей специфической природы, как добровольного объединения действующих отдельных плательщиков налога на прибыль, объединившихся, путем заключения договора (договорной природы) в единый субъект – консолидированную группу налогоплательщиков.
2. Рассмотрение отличительных черт в реализации прав и обязанностей, возникающих в рамках отношений внутри КГН по исчислению и уплате налога на прибыль, в частности, взаимодействия между ответственным участником КГН и иными участниками группы, особенностей исполнения обязанности по уплате налога на прибыль группой, которая обеспечивается исполнением имущественных и организационных обязанностей ее участниками, также позволяет говорить о статусе консолидированной группы налогоплательщиков, как особого сложного коллективного субъекта налогового права.
3. Особенности ответственности в отношении рассматриваемого субъекта возникают в связи с наличием единой имущественной обязанности всей КГН, как особого сложного коллективного субъекта, а также с распределением обязанностей между ответственным участником и иными участниками КГН.
4. Особенность правового статуса КГН как особого сложного коллективного субъекта - в том, что все участники солидарно несут субсидиарную ответственность по исполнению обязанностей по уплате налога на прибыль организаций (авансовых платежей), соответствующих пеней и штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения таких обязанностей ответственным участником группы.
5. С учетом результатов рассмотрения преимуществ и недостатков возможного создания КГН как для крупных организаций-плательщиков налога на прибыль, так и для государства, а также в ходе проведения комплексной оценки существующего на данный момент регулирования налоговых правоотношений при участии КГН налоговым законодательством, можно говорить о том, что, являясь новым институтом, как в российской экономике, так и в системе российского законодательства о налогах и сборах, консолидированные группы требуют особого подхода к рассмотрению их положения, к осуществлению налогового администрирования, поскольку, несомненно, оказывают определенное влияние на экономику. Несмотря на сравнительно небольшое число созданных КГН, размер налога на прибыль, уплачиваемого КГН, составляет значительную часть от всех поступлений в бюджеты по налогу на прибыль, тем самым оказывая влияние на финансовую обеспеченность субъектов и страны, в целом. Подобный важный для экономики страны институт требует пристального внимания со стороны государства, в том числе, в части регулирования и совершенствования его правового положения.
6. Поскольку зарегистрированные в настоящий момент КГН насчитывают по несколько десятков участников, анализ особенностей проведения налоговыми органами в отношении КГН налогового контроля, осуществления налогового администрирования, а также привлечения к ответственности в случае неуплаты налога, позволяет говорить о большом объеме работы, которую проводят налоговые органы в рамках взаимодействия с КГН, тем самым накапливается практический опыт взаимодействия с подобным особым сложным коллективным субъектом, что также может способствовать дальнейшему развитию института налоговой консолидации в России.
I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1. Федеральные конституционные законы и федеральные законы:
1) Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ. СПС «КонсультантПлюс»;
2) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 года №146-ФЗ. СПС «КонсультантПлюс»;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ. СПС «КонсультантПлюс»;
4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1)" от 30 ноября 1994 №51-ФЗ. СПС «КонсультантПлюс»;
5) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 года №14-ФЗ. СПС «КонсультантПлюс»;
6) Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". СПС «КонсультантПлюс»;
7) Федеральный закон от 28.11.2015 N 325-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". СПС «КонсультантПлюс»;
2. Законы субъектов Российской Федерации:
8) Областной закон Ленинградской области от 01.12.2004 N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" (принят ЗС ЛО 18.11.2004), СПС «КонсультантПлюс»;
9) Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 701-41-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 26.06.2013), СПС «КонсультантПлюс»;
3. Иные официальные документы органов государственной власти
Российской Федерации:
10) Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах". СПС «КонсультантПлюс»;
11) Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах» . СПС «КонсультантПлюс»;
12) "Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (одобрено Правительством РФ 25.05.2009) . СПС «КонсультантПлюс»;
13) "Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) . СПС «КонсультантПлюс»;
14) "Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (одобрены Правительством РФ 01.07.2014) . СПС «КонсультантПлюс»;
15) Пояснительная записка «К проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» . СПС «КонсультантПлюс»;
16) Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н «Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков». СПС «КонсультантПлюс»;
17) Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02". СПС «КонсультантПлюс»;
18) Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-03-10/118 «По вопросу создания консолидированной группы налогоплательщиков». СПС «КонсультантПлюс»;
19) Письмо Минфина России от 13.02.2008 N 03-02-07/1-58. СПС «КонсультантПлюс»;
... Всего источников – 92