Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
1.1. Анализ ФГОС Дошкольного образования 6
1.2. Характеристика примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» 15
1.3. Целевые ориентиры определения результатов освоения образовательной
программы «От рождения до школы» 24
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
2.1. Проведение мониторинга состояния образовательного процесса в ДОУ на
констатирующем этапе исследования 31
2.2. Организация образовательного процесса по освоению примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» 40
2.3. Оценка эффективности реализации основной образовательной программы
дошкольного образовательного учреждения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Актуальность исследования. Положения нового Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 2013г. касаются вариативности организационных форм дошкольного образования и примерных программ в образовательной организации. Согласно 28 статье Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе ФГОС ДО с учетом Примерных программ. В Федеральном законе от 17 октября 2013 г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ» одной из них является основная общеобразовательная программа дошкольного образования нового поколения «От рождения до школы» [35].
Следует отметить, что современное дошкольное образование не является делом лишь одной страны, а находится в фокусе внимания всех развитых стран, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
На современном этапе наблюдаются интеграционные процессы, связанные с созданием единой системы оценки, требований, механизмов, тенденций и векторов развития дошкольного образования. Один из актуальных вопросов — разработка инструментов оценки качества дошкольного образования в России и за рубежом (Европа, Америка, Азия). По итогам широкой апробации эти инструменты получат возможность применения и в нашей стране. Фокус инструментов оценки качества образования концентрируется на одном главном вопросе - как понимать ребенка. Ведь он имеет такие же права, как и взрослый. Например, право планирования образовательного процесса, выбора вида деятельности, игровых средств и пр.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных методов и технологий в процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждений разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» в условиях современных требований, предъявляемых к дошкольному образованию.
Цель исследования: заключается в разработке, обосновании и апробации системы работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждений разработанной на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Объект исследования: процесс реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Предмет исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте ФГОС ДО.
Задачи исследования:
1. Проанализировать ФГОС ДО.
2. Дать характеристику примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
3. Теоретически обосновать использование целевых ориентиров дошкольного образования для определения результаты освоения образовательной программы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения разработанной на основе программы «От рождения до школы».
Гипотеза исследования: организация образовательного процесса в ДОУ по программе «От рождения до школы» будет проходить успешно, если:
- будут созданы кадровые условия;
- будет создана развивающая предметно-пространственная среда ДОУ;
- будут реализованы целевые ориентиры и организована предметно¬развивающая среда образовательного учреждения.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы: изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы, нормативно-правовой документации; социально¬педагогический.
Базой исследования стало муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» города Губкина Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы из 36 источников, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретическое изучение примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» дан анализ ФГОС ДО; дана характеристика примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»; целевые ориентиры определения результатов освоения образовательной программы «От рождения до школы».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации основной образовательной программы «От рождения до школы» проведен мониторинг состояния образовательного процесса в ДОУ на констатирующем этапе исследования; организация образовательного процесса по освоению примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»; оценка эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования.
Наиболее значимые положения нового ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 касаются вариативности организационных форм дошкольного образования и примерных программ в образовательной организации. Согласно 28 статье ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе ФГОС ДО с учетом Примерных программ (Федеральный закон от 17 октября 2013 г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ»). Одной из них является основная общеобразовательная программа дошкольного образования нового поколения «От рождения до школы».
На современном этапе наблюдаются интеграционные процессы, связанные с созданием единой системы оценки, требований, механизмов, тенденций и векторов развития дошкольного образования. Один из актуальных вопросов - разработка инструментов оценки качества дошкольного образования в России и за рубежом (Европа, Америка, Азия). По итогам широкой апробации эти инструменты получат возможность применения и в нашей стране. Фокус инструментов оценки качества образования концентрируется на одном главном вопросе - Как понимать ребенка? Ведь он имеет такие же права, как и взрослый.
Программа «От рождения до школы» имеет системное, комплексное, научно обоснованное представление о задачах и требованиях, которые предъявляются дошкольной образовательной организации. Программа строится на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы, разработана с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста и полностью соответствует инновационным требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования - позитивная социализация, индивидуализация развития, развитие детской инициативы, готовность к развитию, поддержка разнообразия детства, «занимательность» дошкольного образования, формирование мотивов и потребностей и др.
Структура программы видоизменена, она имеет комплексный характер, приобрела модульный подход, в чем заключает, её сущностная особенность и полное соответствие требованиям ФГОС ДО. К программе, помимо методических рекомендаций, разработано большое число образных пособий по всем направлениям развития, что обогащает и облегчает труд воспитателя. Они представляют этнопедагогическое, психолого-педагогическое содержание, многие виды народного искусства, которое пронизывает всю жизнь ребенка. Сила искусства выражается в триединстве: добро - мысль - красота, что находит отражение в содержании парциальных программ.
В первом разделе «Теоретическое изучение примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» рассмотрена примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», сущностные и отличительные особенности программы с учетом инновационных установок ФГОС ДО.
Итак, резюмируя вышесказанное, перечислим сущностные отличительные особенности Программы «От рождения до школы»: акцент на развитии личности ребенка; приоритет патриотической направленности и нравственного воспитания, учет семейных ценностей и традиционное тендерное воспитание; укрепление здоровья детей; формирование мотивов к обучению; простота введения вариативной части ООП ДО; включение игры во все образовательные области; выделение главы «Игровая деятельность» с описанием всех видов игр; объединение дошкольного и семейного воспитания посредством технологии работы с родителями; вариативность организационных форм коррекционной работы; полнота и максимальная разработанность УМК; новая структура программы; блочный метод подачи материала; включение новых разделов; издание хрестоматий и разработка электронных пособий; описание условий создания РППС.
Во втором разделе изучив опытно-экспериментальную работу по реализации примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка», установили что важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
При подготовке и проведении организационной образовательной деятельности в рамках реализации примерной программы «От рождения до школы», педагогический процесс в МАДОУ №21 «Ивушка» представляет собой целостную систему, составленную с учетом специфики контингента детей и особенностей региона, обеспечивающего полноценное, всестороннее развитие ребенка по всем направлениям. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Исходя с выше сказанного, программа должна опираться на ту методологию, те основные теоретические базовые принципы, которые содержатся в стандарте, соответствовать единым целевым ориентирам. Раскрытие функций или назначения программ позволяет понять, что следует считать программой, соответствующей требованиям ФГОС. Программа дошкольного образования - это теоретически и эмпирически обоснованная модель, содержащая описание поддерживаемой педагогами, ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности детей; содержания, форм, технологий, методов и приемов поддерживающей это развитие деятельности взрослых (педагогов и родителей) с указанием целесообразных вариантов организации их коллективно-распределенной деятельности и ее интеграции во времени (в течение дня, недели, месяца, года) в предметно¬пространственной среде детского сада и окружающего его социума; а также возможных образовательных результатов этой деятельности, служащих целевыми ориентирами реализации программы.
Таким образом, поставленные нами задачи выполнены, гипотеза подтверждена, цель достигнута. Мы не претендуем на полноту исследования, которая может быть продолжена в других аспектах.
1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. //Сборник. - М., 2014.- 135 с.
2. Ашиков, В.И. Ашикова, С.Г. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7 - С. 2-5; - № 11 - С. 51-54.
3. Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.3. Перевод, - М.: Мысль, 2014. - 613 с.
4. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.// - М.: Наука, 2014. - с.5.
5. Белкин, А.С., Жукова Н.К. Педагогический мониторинг образовательного процесса (учебно-методические материалы). Екатеринбург,2009. - 75 с.
6. Васильева, М.Л. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.Л. Васильева. -М.: МозаикаСинтез, 2008. -152 с.
7. Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество./ В.А. Василенко - М.: Педагогика, 2004. - 375 с.
8. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики./ З.П. Васильцова - М.: Педагогика, 2012. - 345 с.
9. Вераксы, Н.Е, Комарова Т.С.: Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» /Н.Е Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н.В.Лободина, Волгоград «Учитель», 2012. - 357 с.
10. Вераксы, Н.Е, Комарова Т.С.:Рабочая программа: Ежедневное планирование по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. Автор - составитель Н.Н.Гладышева И др. Волгоград « Учитель», 2013. - 236 с.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 - 240 с.
12. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. / А.Г. Волостникова. -М. : Просвещение, 2008. -134 с.
13. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./ Л.С. Выготский. - М.: Госиздат РСФСР, 2010. - 426 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. -288 с.
15. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. //- М.: ВНМЦ, 2009.- 69 с.
16. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей грппе детского сада.Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009. - 64 с.
17. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С.3-10.
18. Зенина,Т . Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7 - С. 31-34
19. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/. - М.: Просвещение, 2003. - 128 с.
20. Кеспиков, В.Н., Солодкова, М.И., Ильясов, Д.Ф. Особенности построения мониторинга качества общего образования на региональном уровне /В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф.Ильясов //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал 4(13)2012 - с.6-25.
21. Комплексные занятия по программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. вторая младшая группа/авт.- сост.Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, У.В. Павлова-Волгоград: Учитель, 2012.- 262 с.
22. Комплексные занятия. Первая младшая группа. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград: Учитель, 2012. - 268 с.
23. Комплексные занятия по программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. вторая младшая группа/авт.-сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, У.В. Павлова-Волгоград: Учитель, 2012.-262 с.
24. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2009. - 98 с.
25. Линькова, Н.П. Игры, праздники и воспитание способностей./ Н.П. Линькова - М., 2002.- 165 с.
26. Локтионова, З.А., Варыгина, В.В., Поисково-позновательная работа в детском саду. / З.А. Локтионова, В.В. Варыгина. М.: Просвещение. 2008. -160 с.
27. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
28. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. вторая младшая группа/авт.-сост.Н.А. Атарщикова, И.А Осина, Е.В. Горюнова.-Волгоград:Учитель,2012.-114 с.
29. Перспективно планирование воспитательно-образовательного процесса по программе"От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. вторая младшая группа/авт. -сост. Н.А. Атарщикова, И.А Осина, Е.В. Горюнова. -Волгоград :Учитель,20 1 2 . - 114.с.
30. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций /авторы: М.И. Солодкова, А.В. Коптелов, под ред. В.Н. Кеспикова - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 80 с.
31. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
32. Развернутое перспективное планирование по программе"Детство" Вторая младшая группа /авт.-сост. Т.Г. Кобзева(и др.).-Волгоград: Учитель2010. -131с.
33. Репкин В.В. О системе психолого-педагогического мониторинга // Вопросы психологии, 2013 № 1. С. 13-24.
34. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.- 80 с.
35. Федеральный Закон 273 - ФЗ «Об образовании в РФ», 2015. - 29 с.
36. ФГОС. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва