Введение 3
Глава 1. Становление публичной дипломатии в России и Великобритании 11
1.1 Формирование понятия «публичная дипломатия» в международных отношениях 11
1.2 Исторические аспекты развития публичной дипломатии Российской Федерации 19
1.3 Теоретические и исторические аспекты формирования публичной дипломатии Великобритании 26
Глава 2. Основные инструменты осуществления публичной дипломатии России и Великобритании 43
2.1 Организации в области публичной дипломатии как инструмент осуществления внешней политики 43
2. 2 Российская и британская цифровая дипломатия как фактор активизации публичной дипломатии 50
2.3 СМИ как инструмент осуществления публичной дипломатии 63
Глава 3. Публичная дипломатия в контексте российско-британских отношений 76
3.1 Современное состояние двусторонних отношений России и Великобритании и возможности публичной дипломатии для налаживания диалога 76
3.2 Сравнительный анализ систем публичной дипломатии России и Великобритании 83
3.3 Проблемы и перспективы британской и российской публичной дипломатии 89
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 102
Актуальность темы исследования. Рассматривая современные международные отношения нельзя не учитывать такое явление как «мягкая сила», которое активно применяется во внешней политике государств последние десятилетия. Одной из основных составляющих данной концепции является публичная дипломатия, направленная на формирование объективного имиджа страны и воздействие на общественное мнение за рубежом с помощью деятельности средств массовой информации, информационно-коммуникационных технологий, неправительственных организаций и сферы культуры.
В последние годы российско-британские двусторонние отношения характеризуются нестабильностью. Политический диалог практически полностью свернут, заморожены многие двусторонние форматы межправительственного сотрудничества, фактически прекращены регулярные консультации по линии внешнеполитических ведомств. Отношения оказались в значительной степени подорваны в связи с позицией Лондона в отношении ситуации в Украине и Крымского вопроса, Сирии, «дела А. Литвиненко» и «дела Скрипалей». Стоит также выделить деятельность британского регулятора Ofcomв отношении российских средств массовой информации, таких как RTи агентства Sputnik по поводу соответствия их деятельности кодексу вещания Великобритании. Немаловажно отметить переход Русской службы BBCв 2011 году на спутниковые и интернет-вещание. Более того, ведущая организация в сфере публичной дипломатии Великобритании – Британский Совет прекратила свою деятельность в марте 2018 года на территории Российской Федерации, а 1 августа 2018 года официально закрылось Консульство Великобритании в Санкт-Петербурге. Одной из единственных положительных характеристик являются двусторонние культурные связи, осуществляемые в последние годы, которые также могут сойти на нет при продолжающемся осуществлении политики конфронтации. Важно оценить возможности публичной дипломатии для дальнейшего развития и нормализации российско-британских отношений. Умелое и активное использование программ публичной дипломатии может обеспечить улучшение двусторонних связей.
Великобритания является одним из наиболее успешных примеров применения публичной дипломатии. «Мягкая сила» – важнейшая составляющая осуществления внешней политики Соединенного Королевства Великобритании. Совместными усилиями Министерства иностранных дел и по делам Содружества, Британского совета и Всемирной службы BBC удалось реформировать Великобританию в глобального лидера мысли с помощью таких составляющих «мягкой силы» как публичная и цифровая дипломатия. Стоит особо отметить ведущую роль английского языка на мировой арене, историческое значение британского Содружества наций, внимание мировых средств массовой информации к королевской семье и престиж национальных университетов.
В свою очередь активизация российской публичной дипломатии вызвала разноречивую реакцию в мире, возросло внимание к российским инструментам публичной дипломатии, таким как: RT, Sputnik,Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Российской ассоциации международного сотрудничества, Российскому совету по международным делам, фонду поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, фонду «Русский мир». Усилия России в этой области продолжают подвергаться критике со стороны отечественных и зарубежных экспертов. Как отмечает американский политолог и автор концепции «мягкой силы» Дж. Най, в России неправильно понимают данный термин, недооценивается роль гражданского общества и преувеличивается роль государства. В докладе влиятельного британского аналитического центра ChathamHouseотмечается, что Россия взяла на вооружение словосочетание «мягкая сила», но полностью исказила его значение.
Таким образом, значимость публичной дипломатии как современного явления международной жизни обуславливает актуальность темы исследования. Проведение сравнительного анализа систем российской и британской публичной дипломатии, выявление особенностей, проблем и перспектив развития имеет большое практическое значение, так как позволяет расширить знания как о публичной дипломатии в целом, так и о возможностях ее применения. Более того, обращение к британскому опыту построения сферы публичной дипломатии может быть полезно с точки зрения его учета в процессе разработки и реализации публичной дипломатии Российской Федерации. Наряду с этим можно отметить недостаточную научную разработанность темы в современной политической науке.
Объект настоящего исследования – публичная дипломатия как составляющая осуществления современной внешней политики государств.
Предметом исследования выступают инструменты публичной дипломатии, влияющие на двусторонние отношения России и Великобритании.
Целью данного исследования является выявление особенностей систем публичной дипломатии России и Великобритании и оценка их перспектив развития.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и эволюцию публичной дипломатии в России и Великобритании;
- проанализировать существующие инструменты публичной дипломатии России и Великобритании;
- выявить общие и отличительные черты в сферах российской и британской публичной дипломатии;
- определить основные проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Великобритания в ходе осуществления публичной дипломатии, а также возможные пути их разрешения;
- оценить современное состояние российско-британских отношений и дальнейшие перспективы развития.
Степень разработанности темы исследования. Феномен публичной дипломатии, как системы прямого взаимодействия государств с обществами зарубежных стран отображается в работах таких отечественных исследователей, как А. В. Долинский, Т. В. Зонова, М. М. Лебедева, А. В. Лукин, А. Ю. Цветков, И. Ш. Шамугия. Основные аспекты публичной дипломатии и ее механизмы практической реализации, исторические и современные процессы деятельности дипломатических представительств, их функции в сфере «мягкой силы» на современном этапе отражены в работе А. Н. Панова и О. В. Лебедевой «Публичная дипломатия зарубежных стран». Особое внимание стоит уделить монографии Т. В. Зоновой «Дипломатия. Модели, формы, методы», в которой рассматривается историческое развитие дипломатических моделей и теорий. Сделан акцент на трансформации дипломатических структур, реформировании дипломатической службы России и зарубежных стран, возрастающей роли публичной, сетевой и многосторонней дипломатии. Отмечается роль активизации неправительственных акторов на мировой арене. Из недавних исследований можно выделить монографию под редакцией М. М. Лебедевой «Публичная дипломатия: теория и практика» , в которой проводится комплексный анализ публичной дипломатии, рассматриваются ее теоретические аспекты, поднимаются вопросы использования публичной дипломатии в конфликтных и кризисных ситуациях.
Становление, развитие, проблемы и перспективы российской публичной дипломатии отражены в работах К. П. Боришполец, Т. С. Колеватовой, О. В. Лебедевой, Д. А. Сорокиной, И. Ш. Шамугии, И. Л. Шершнева. Одним из ярких представителей, занимающийся российской публичной дипломатии, является учредитель и президент организации «Креативная дипломатия» Н. В. Бурлинова, которая является автором первого российского пособия «Курс общественного дипломата» , охватывающий широкий спектр вопросов концепции «мягкой силы» и ее применения в российской практике. Более того является одним из авторов аналитического мониторинга «Российская публичная дипломатия в 2017 году: обзор основных событий и трендов», который носит теоретическо-прикладной характер и дает целостное представление о российской публичной дипломатии в целом, ее основных игроках и ключевых событиях в этой сфере. Также в ходе написания работы использовалась статья Н. В. Бурлиновой «Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления». Особо следует выделить экспертный обзор российской публичной дипломатии за 2018-2019 годы, подготовленный РСМД и «Креативной дипломатией» , в котором проанализирована деятельность основных инструментов российской публичной дипломатии, отражены тенденции и заметные события в данной сфере за последние годы. Более того, эксперты доклада определяют основные болевые точки публичной дипломатии и дают рекомендации по их разрешению.
«Мягкая сила» и публичная дипломатия Великобритании рассматриваются в работах Е. М. Харитоновой, А. В. Шелепова. Среди зарубежных исследователей стоит выделить М. Леонарда и Д. Паммента, автора монографии «British Public Diplomacy and Soft Power. Diplomatic Influence and the Digital Revolution», которая считается первой современной историей публичной дипломатии Великобритании. В работе автор дает полное повествование о становлении публичной дипломатии Великобритании, деятельности ее основных инструментов, реформах проводимых с 1995 по 2015 года во внешнеполитической сфере государства, приведших «мягкую силу» Великобритании к мировому успеху.
Роль информационно-коммуникационных технологий во внешнеполитическом дискурсе и публичной дипломатии в своих работах затрагивают Е. С. Зиновьева, О. И. Шакиров, А. И. Смирнов, который в монографии «Современные информационные технологии в международных отношениях» отмечает роль «мягкой силы 2.0», действующей в сети Интернет, во внешнеполитическом процессе. Выделяет роль социальных сетей в современной мировой политике, технологии манипуляции и цифровых фейков в информационных войнах. Автор расширяет представление об обеспечении международного мира и безопасности, разрешении противоречий в межгосударственных отношениях с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Источниковую базу исследования составляют российские и британские нормативно-правовые акты, концепции внешней политики Российской Федерации, распоряжения и указы Президента Российской Федерации, документы британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества, доклады Британского совета и Би-би-си. Для проведения сравнительного анализа автор обращался к данным международных рейтингов «мягкой силы». Также использованы материалы официальных сайтов организаций в сфере публичной дипломатии, средств массовой информации, таких как RT, Sputnik, BBC, личные интернет-страницы политических деятелей и ведомств.
Методология и методы исследования. Основным методом исследования является сравнительный анализ, применяемый для сопоставления систем российской и британской публичной дипломатии. Кроме того, использован институциональный метод при исследовании инструментов осуществления публичной дипломатии и структурно-функциональный анализ при рассмотрении национальных систем публичной дипломатии.
Более того, автор руководствовался системным подходом, рассматривающим публичную дипломатию как совокупность и комплекс взаимосвязанных инструментов осуществления «мягкой силы».
Положения, выносимые на защиту:
- реформы, проводимые в Великобритании области публичной дипломатии с 1995 по 2015 года, позволили стране стать одним из мировых лидеров использования «мягкой силы» на современном этапе;
-России удалось в короткие сроки создать отдельные эффективные инструменты публичной дипломатии. Однако сегодня присутствует ряд проблем, которые стоят на пути развития российской публичной дипломатии: нет выработанной целостной стратегии действий, четко обозначенных целей, координирующего органа, отсутствует система оценки эффективности и прогнозирования развития. Без комплексного решения имеющихся проблем и долгосрочной работы по улучшению репутации страны, деятельность в сфере публичной дипломатии становится неэффективной;
- публичная дипломатия может стать одной из прочных основ налаживания двусторонних российско-британских отношений.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проведен сравнительный анализ системы инструментов осуществления публичной дипломатии России и Великобритании, выделены культурные и исторические предпосылки их формирования, демонстрируется процесс становления и развития. Выявлены схожие и отличительные черты публичной дипломатии, основные технологии и особенности реализации «мягкой силы» России и Великобритании, получившие наиболее широкое применение в современных международных отношениях. Выделены критерии для проведения сравнительного анализа публичной дипломатии двух стран. В результате проведенного анализа публичной дипломатии автор выявляет существенный ряд проблем в российской системе публичной дипломатии и приходит к выводу о недостаточно эффективной работе акторов публичной дипломатии России. Выдвигается ряд предложений в целях разрешения имеющихся проблем с опорой на британский опыт. Более того, обосновывается роль публичной дипломатии в процессе построения и налаживания двусторонних отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении представлений и раскрытии роли публичной дипломатии во внешнеполитическом процессе России и Великобритании, выявлении проблем и перспектив развития в сфере двусторонних отношений. Анализ национальных систем публичной дипломатии является весомым теоретическим вкладом в развитие концептуальных представлений о природе публичной дипломатии.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и материалы, представленные автором, могут быть использованы при написании исследований в области международных отношений, внешней политики государств и публичной дипломатии, для проведения лекционных и семинарских занятий в высших учебных заведениях.
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, трех глав, которые раскрываются в параграфах, заключения, списка использованной литературы.
В результате исследования были достигнуты поставленные задачи: рассмотрена история становления и эволюция публичной дипломатии в России и Великобритании, проанализированы российские и британские инструменты публичной дипломатии, выявлены общие и отличительные черты в системах публичной дипломатии России и Великобритании, определены основные вызовы и проблемы российской и британской публичной дипломатии, рассмотрено основное состояние двусторонних отношений России и Великобритании и дальнейшие перспективы их развития.
Публичная дипломатия прочно вошла в дипломатический, политический и академический дискурс на современном этапе и рассматривается как один из основных инструментов осуществления внешней политики. Однако до сих пор не существует общепринятого определения публичной дипломатии. В данном исследовании определена следующая трактовка: публичная дипломатия – это совокупность механизмов, направленных на достижение внешнеполитических целей государства, информирование и влияние на зарубежную аудиторию, продвижение имиджа государства с помощью: информационных проектов, культурной дипломатии, цифровой дипломатии, деятельности правительственных и неправительственных организаций в сфере публичной дипломатии.
При рассмотрении истории становления публичной дипломатии в России и Великобритании были выявлены существенные различия в процессе формирования британской и российской систем публичной дипломатии. Британия в процессе своего поэтапного развития следовала определённым концепциям публичной дипломатии, привлекала специалистов, экспертов и научное сообщество к разработке политики в данной сфере. Более того, Великобритания определяла стратегию публичной дипломатии и создавала координационные органы, тем самым уделяя внимание анализу и оценке эффективности публичной дипломатии. Российская публичная дипломатия, в свою очередь, не следовала определённой концепции, а делала акцент на создании и функционировании конкретных инструментов публичной дипломатии, таких как RT, Россотрудничество и цифровое присутствие.
Проанализировав основные инструменты публичной дипломатии России и Великобритании можно сделать выводы, что Британский совет и BBC являются ключевыми организациями британской публичной дипломатии. Благодаря своей долгой продуктивной деятельности они являются ценным активом «мягкой силы» Великобритании. Российской Федерации также удалось создать ряд эффективных инструментов публичной дипломатии. Информационный канал RT является успешным проектом в противовес BBC. России удалось создать ряд организаций, осуществляющих деятельность в сфере публичной дипломатии: Россотрудничество, фонд «Русский мир», фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, Российский совет по международным делам, что является существенным достижением. Более того, Россия и Великобритания занимают лидирующие положения в области цифровой дипломатии.
Данное исследование определяет общие и отличительные черты инструментов российской и британской публичной дипломатии. Сравнивая деятельность общественных организаций следует отметить, что Британский совет опережает российских конкурентов, что во многом связано с более продолжительной деятельностью организации. В области цифровой дипломатии Россия и Великобритания являются конкурентами, страны добились значительных успехов в информационно-коммуникационной сфере. Однако страницы официальных лиц и ведомств Великобритании опережают российские по числу подписчиков. Более того, российские высокопоставленные официальные лица не ведут своих личных страниц в социальных сетях. Также, можно проследить разницу в ценностях, которые транслируются инструментами публичной дипломатии России и Великобритании. Деятельность RT в определенной степени построена на противоречиях и провокации, что зачастую выражается в негативном отношении к каналу, когда BBC привержен принципу беспристрастности, позиционирует себя как источник новостей, которому можно доверять.
Сопоставив рейтинги «мягкой силы» и положения стран в них прослеживается, что стабильно высокие позиции Великобритании в рейтингах могут свидетельствовать о более эффективном использовании инструментов публичной дипломатии. Движущими критериями «мягкой силы» Великобритании являются культура, наследие, уровень образования, интерес общественности к королевской семье. Более того, деятельность BBC и Британского совета, широкая сеть представительств и репутация данных организаций позволяет Великобритании сохранять лидирующие строчки по показателям «мягкой силы». Россия значительно уступает Великобритании, но несмотря на это сильными сторонами являются ее дипломатическая сеть, российские проекты в цифровой области и СМИ составляют конкуренцию британским, более того, спортивная дипломатия и чемпионат мира по футболу 2018 года поспособствовали повышению имиджа страны.
В исследовании определены основные проблемы публичной дипломатии России и Великобритании. Вызов британской публичной дипломатии заключается в продвижении «глобальной Британии» на фоне выхода страны из Европейского союза. Брексит позволит Великобритании переосмыслить и перестроить публичную дипломатию, укрепить дипломатические связи в одностороннем порядке и вновь стать полностью независимым государством. Великобритания находится в исключительно удачном положении, имея престижную базу «мягкой силы». Несмотря на определенные успехи России в публичной дипломатии, наблюдается ряд проблем, сказывающихся на общей эффективности «мягкой силы» государства. В России отсутствует концепция публичной дипломатии, что способствует понятийной путанице и неопределенности целей и задач в данной области, не в достаточной степени задействован негосударственный сектор в осуществление публичной дипломатии, отсутствует подготовка кадров в сфере публичной дипломатии, наблюдается ряд проблем в финансовой и грантовой деятельности. Проанализировав основные проблемы с которыми сталкивается российская публичная дипломатия и, учитывая британский опыт в данной сфере, автор исследования предлагает ряд рекомендаций для улучшения российской системы публичной дипломатии: следует разработать концептуальную основу публичной дипломатии, комплексную стратегию, определяющую понятие публичной дипломатии, ее цели и задачи, роль основных инструментов в осуществлении публичной дипломатии государства; создать координационный орган; обеспечить межведомственную координацию относительно направлений деятельности в области публичной дипломатии; скорректировать финансирование публичной дипломатии; расширить деятельность в международной образовательной сфере и охват целевой аудитории на англоязычную, продвигать программы и проекты общественных организаций в западных странах; заниматься разработкой систем эффективности инструментов публичной дипломатии.
При анализе современных двусторонних отношений России и Великобритании определено, что наиболее рациональными и эффективными инструментами для налаживания российско-британских отношений являются культурная и цифровая дипломатия. Публичная дипломатия предоставляет ряд возможностей для дальнейшего развития двусторонних отношений и преодоления напряженности между странами.
Таким образом, сравнительный анализ предоставил возможность оценить схожие инструменты публичной дипломатии, используемые разными государствами, позволил сопоставить потенциал России и Великобритании в сфере публичной дипломатии, отметить сильные и слабые стороны, схожие и отличительные черты, рассмотреть возможности публичной дипломатии в налаживании двусторонних отношений.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 года. URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html (дата обращения: 01.05.2020).
2. Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 года. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 01.05.2020).
3. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 года. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 01.05.2020).
4. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 11.05.2020).
5. Приложение № 1 к концепции внешней политики Российской Федерации. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества от 18.12.2010. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 25.05.2020).
6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 59-рп о создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/30576 (дата обращения: 01.05.2020).
7. Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 60-рп о создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова. URL: https://gorchakovfund.ru/upload/files/88f24e8f73034a356f236999e1997195.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ» от 9 декабря 2013 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19805 (дата обращения: 01.05.2020).
9. Указ Президента Российской Федерации «О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» от 05.02.2002 г. №146. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/17819 (дата обращения: 01.05.2020).
10. Указ Президента Российской Федерации «О создании фонда «Русский мир»» от 21 июня 2007 года №796. URL: https://russkiymir.ru/fund/the-decree-of-the-president-of-the-russian-federation-on-creation-of-fund-russian-world.php#1 (дата обращения: 01.05.2020).
1.2 Материалы Министерства иностранных дел и по делам Содружества
11. Departmental Overview 2018. Foreign & Commonwealth Office. URL: https://www.nao.org.uk/wp-content/uploads/2018/11/Departmental-Overview-Foreign-and-Commonwealth-Office.pdf#page=10 (дата обращения 11.05.2020).
12. Select Committee on Foreign Affairs Third Report, 2006. URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm200506/cmselect/cmfaff/903/90302.htm (дата обращения 30.04.2020)
13. FCO Social Media Guidance. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/466987/FCO_Social_Media_Policy.pdf (датаобращения 11.05.2020).
1.3 Материалы национальной разведки Соединенных Штатов Америки
14. «Assessing Russian Activities and Intentions in Recent US Elections» (report). URL: https://www.dni.gov/files/documents/ICA_2017_01.pdf(дата обращения: 16.05.2020).
1.4 Выступления официальных лиц
15. Брифинг официального представителя МИД России М. В. Захаровой, Москва, 28 сентября 2017 года. URL: https://www.mid.ru/home/-/asset_publisher/WNgME5eEYa3x/content/id/2879203 (дата обращения: 16.05.2020).
16. Выступление В. В. Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России, 12 июля 2004 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/22545 (дата обращения: 01.05.2020).
17. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе встречи со студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО, Москва, 03.09.2018. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3336393 (дата обращения: 01.05.2020).
18. Совещание послов и постоянных представителей России. 9 июля 2012 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15902 (дата обращения: 11.05.2020).
19. Совещание послов и постоянных представителей Российской Федерации, 30 июня 2016 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52298 (дата обращения: 11.05.2020).
20. Совместное заявление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Премьер-министра Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Дэвида Кэмерона о сотрудничестве в области культуры. 12 сентября 2011 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/1031 (дата обращения:20.05.2020).
1.5Документы организаций
21. BBC Annual Plan 2019/20. URL: http://downloads.bbc.co.uk/aboutthebbc/reports/annualplan/annualplan_2019-20.pdf (датаобращения: 16.05.2020).
22. BBC Group Annual Report and Accounts 2018/19. URL: http://downloads.bbc.co.uk/aboutthebbc/reports/annualreport/2018-19.pdf (дата обращения: 16.05.2020).
23. British Council. Annual Report and Accounts 2017-18. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/2017-18-annual-report.pdf (датаобращения:20.05.2020).
24. British Council. Annual Report and Accounts 2018-19. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/2018-2019-annual-report-final.pdf (дата обращения 07.05.2020).
25. British Council. Corporate Plan 2019-20. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/corporate-plan-2019-20.pdf (датаобращения 07.05.2020).
26. British Council Narrative. Where we came from. Where we are going. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/2019-01-devane-narrative.pdf (датаобращения 07.05.2020).
27. Sources of soft power. How perceptions determine the success of nations // British Council. 2020. URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/sources-soft-power-report-perceptions-success.pdf (дата обращения: 25.05.2020).
1.6Материалы рейтингов
28. Elcano Global Presence Report. 2018. URL: https://www.globalpresence.realinstitutoelcano.org/en/data/Global_Presence_2018.pdf(датаобращения 27.05.2020).
29. FutureBrandCounry Index 2019. URL: https://www.futurebrand.com/uploads/FCI/FutureBrand-Country-Index-2019.pdf(датаобращения 27.05.2020).
30. Global Soft Power Index 2020. The world’s most comprehensive research study on perceptions of soft power. Brand Finance. URL: https://brandirectory.com/globalsoftpower/download/brand-finance-global-soft-power-index-2020.pdf(датаобращения 27.05.2020).
31. McClory, J. The Soft Power 30. A Global Ranking of Soft Power 2018 / McClory, J - London: Portland, 2018. URL:https://softpower30.com/wp-content/uploads/2018/07/The-Soft-Power-30-Report-2018.pdf (дата обращения 01.05.2020).
32. McClory, J. The Soft Power 30. A Global Ranking of Soft Power 2019 / McClory, J - London: Portland, 2019. URL:https://softpower30.com/wp-content/uploads/2019/10/The-Soft-Power-30-Report-2019-1.pdf (дата обращения 27.05.2020).
33. Twiplomacy Study 2018. URL: https://twiplomacy.com/blog/twiplomacy-study-2018/ (датаобращения: 11.05.2020).
34. World Leaders on Facebook 2019. URL: https://twiplomacy.com/blog/world-leaders-facebook-2019/ (датаобращения: 11.05.2020).
35. World Leaders on Facebook 2020. URL: https://twiplomacy.com/blog/world-leaders-on-facebook-2020/ (датаобращения: 11.05.2020).
2. Литература
36. Боришполец, К. П. Публичная дипломатия на пространстве ЕАЭС: осмысление феномена и тенденций развития / К. П. Боришполец // Вестник МГИМО-Университета. № 5 (44). 2015. – С. 42–55.
37. Бурлинова, Н., Василенко, П., Иванченко, В., Шакиров, О. Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018-2019 гг. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России: доклад 52/2020 / Н. Бурлинова, П. Василенко, В. Иванченко, О. Шакиров // Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2020. – 58 c.
38. Бурлинова, Н., Иванченко, В., Грибкова, Д. Российская публичная дипломатия в 2017 году / Н. Бурлинова, В. Иванченко, Д. Грибкова // - М.: «Центр поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия», 2018. – 36 с.
39. Бурлинова, Н. В. Курс общественного дипломата: учеб. пособие / отв. ред. Н. В. Бурлинова – М.: НП РСМД, 2017. – 76 с.
40. Бурлинова, Н. В. Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления / Н. В. Бурлинова // Вестник Аналитики. – 2014. № 3. – С. 28-35.
41. Дживанян, Д. А. Публичная дипломатия РФ и США в Республике Армения: сравнительный анализ принципов и механизмов реализации: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Д. А. Дживанян – М., 2016. – 144 с.
42. Долинский, А. В. Дискурс о публичной дипломатии / А. В. Долинский // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 1. – С. 63–73.
43. Долинский, А. В. Современные механизмы сотрудничества в рамках публичной дипломатии: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / А. В. Долинский. – М: МГИМО (У), 2011. – 211 с.
44. Долинский, А. В. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России? // РСМД. 12. 09. 2012. URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-takoe-obshchestvennaya-diplomatiya-i-zachem-ona-nuzhna-/ (дата обращения:25.05.2020).
45. Зиновьева, Е. С. Цифровая дипломатия, международная безопасность и возможности для России / Е. С. Зиновьева // Индекс безопасности. – 2013. № 1 (104). – С. 213–229.
46. Зонова, Т. В. Дипломатия. Модели, формы, методы: учебник для вузов / Т. В. Зонова – М.: Аспект Пресс, 2013. – 348 с.
47. Зонова, Т. В. Публичная дипломатия и ее акторы // РСМД. 28.08.2012. URL:http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/publichnaya-diplomatiya-i-ee-aktory/(дата обращения: 25.05.2020).
48. Колеватова, Т. С. Современные средства информации в публичной дипломатии России / Т. С. Колеватова // Власть. Том № 24. № 1. 2016. – С. 51–56.
49. Лебедева, М. М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов / М. М. Лебедева // Международные процессы. 2015. Том 13. № 4 (43). С. 45–56.
50. Лебедева, М. М. Публичная дипломата: теория и практика: научное издание / под ред. М.М. Лебедевой – М.: Аспект Пресс, 2017. – 272 с.
51. Лебедева, О. В. История возникновения института публичной дипломатии в России / О. В. Лебедева // Международная жизнь. – 2016. № 2. – С. 126–135.
52. Лебедева, О. В. Особенности института публичной дипломатии в России / О. В. Лебедева // Международная жизнь. – М., 2015. № 6. – C. 41-55.
53. Лукин, А. В. Публичная дипломатия: государственная пропаганда или гражданская инициатива? / А. В. Лукин // Дипломатический ежегодник. – М.: Весь мир, 2013. С. 57-86.
54. Панов А. Н., Лебедева О.В. Публичная дипломатия зарубежных стран: учеб. пособие / отв. ред. Панов А. Н., Лебедева О. В. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 208 с.
55. Пономарева, Е.Г., Ягья, В. С. Научное сотрудничество – форма и метод публичной дипломатии / Е. Г. Пономарева, В. С. Ягья // Обозреватель. – 2015. № 8. – С. 69-82.
56. Смирнов, А. И. Современные информационные технологии в международных отношениях / А. И. Смирнов // – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 334 с.
57. Сорокина, Д. А. Основные этапы развития публичной дипломатии в России / Д. А. Сорокина // Власть. 2016. № 4. – С. 132–137.
58. Харитонова, Е. М. «Мягкая сила» Великобритании / Харитонова, Е. М. – М.: ИМЭМО РАН, 2018. – 139 с.
59. Харитонова, Е. М. «Мягкая сила» Великобритании: сравнительный анализ механизмов, инструментов и практик / Е.М Харитонова // Сравнительная политика. – 2017. №1. – С. 5-20.
60. Цветков, А. Ю. Публичная дипломатия как ресурс внешней политики: проблема эффективности / А. Ю. Цветков // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2010. Вып. 3. – С. 110–116.
61. Цветкова, Н. А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914-2014 гг.: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.15 / Н. А. Цветкова. – СПб., 2015. – 552 с.
62. Циденков, К. М. Британо-российских отношения на современном этапе / К. М. Циденков // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2015. № 5. – С. 167-173.
63. Шамугия, И. Ш. Понятие «публичная дипломатия» в теории международных отношений / И. Ш. Шамугия // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017. № 10. – С. 136–142.
64. Шамугия, И. Ш. Публичная дипломатия России: становление и развитие // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2016. № 7. – С. 115–122.
65. Шелепов А. В. Факторы успеха политики «Мягкой силы» Великобритании / А. В. Шелепов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2014. №2. – С. 10-27.
66. Шершнев, И. Л. Роль неправительственных организаций в институализации российской общественной дипломатии / И. Л. Шершнев // Знание. Понимание. Умение. – 2012. № 1. – С. 52-58.
67. Leonard, M., Small A., Rose, M. British Public Diplomacy in the Age of Schisms / Leonard, M., Small A., Rose, M. – London: Foreign Policy Centre, 2005. – 53 p.
68. Leonard M., Stead C., Smewing C. Public Diplomacy / Leonard M., Stead C., Smewing C. – London: The Foreign Policy Centre. 2002. – 183 p.
69. Nye J. Public Diplomacy and Soft Power // Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 616. 2008. – 109 p.
70. Nye, J. Soft power. The means to success in world politics / J. Nye. – New York, 2004. – 191 p.
71. Pamment, J. British Public Diplomacy and Soft Power / Pamment, J – Cham: Palgrave Macmillan, 2016. – 247 p.
72. Tsvetkova, N. Russian Digital Diplomacy: A Rising Cyber Soft Power? Chapter 6. // A. Velikaya& G. Simons (Eds.), Russia’s Public Diplomacy: Evolution and Practice. London, NewYork: PalgraveMacmillan, 2019. P. 107.
3. Информационно-новостные ресурсы
73. Алексей Николов, генеральный директор канала RT: «Новости информационщик должен воспринимать, как любимого человека». URL: https://mediajobs.ru/career/aleksej-nikolov-novosti-informacionschik-dolzhen-vospri(дата обращения: 16.05.2020).
74. Альперина, С.Мастер – Маргарита. RussiaToday исполняется 10 лет // Российская газета. Федеральный выпуск № 6849 (278), 08.12.2015.URL: https://rg.ru/2015/12/09/master.html(дата обращения: 16.05.2020).
75. Архив Года языка и литературы Великобритании и России 2016. URL: https://www.britishcouncil.ru/programmes/uk-russia-language-literature (дата обращения 07.05.2020).
76. Британия высылает российских дипломатов // РИА Новости. 14.03.2018 URL: https://ria.ru/20180314/1516352776.html (дата обращения:20.05.2020).
77. Британский медиарегулятор Ofcom открыл семь новых расследований против RT // RT. 18.04.2018 URL: https://russian.rt.com/world/news/504591-ofcom-rassledovanie-rt(дата обращения: 16.05.2020).
78. Бюджет Россотрудничества вырастет почти до 10 миллиардов рублей // Информационный портал фонда «Русский мир». 05.06.2013. URL: https://russkiymir.ru/news/50417/ (дата обращения: 27.05.20).
79. В Британии объяснили отказ в аккредитации RT на конференцию по свободе прессы // RT. 09.07.2019. URL: https://russian.rt.com/world/news/648403-velikobritaniya-konferenciya-rt-svoboda-pressy (дата обращения:20.05.2020).
80. Визит Кэмерона в РФ: акцент на экономическом сотрудничестве // РИА Новости. 12.09.2011. URL: https://ria.ru/20110912/436092812.html (дата обращения:20.05.2020).
81. В ООН раскритиковали ограничения против RT и Sputnik // РИА Новости. 22.12.2017. URL: https://ria.ru/mediawars/20171222/1511484466.html (дата обращения: 16.05.2020).
82. Вопреки обещаниям Госдепа: журналистов RT лишили аккредитации в конгрессе США // RT. 30.11.2017. URL: https://russian.rt.com/world/article/454567-rt-akkreditacia-kongress-ssha (дата обращения: 16.05.2020).
83. Встреча с Премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. 2 августа 2012 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/16130 (дата обращения:20.05.2020).
84. Встреча с Премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. 10 мая 2013 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/18093 (дата обращения:20.05.2020).
85. Госдума приняла закон о зарубежных СМИ-иноагентах // Интерфакс. 15.11.2017. URL: https://www.interfax.ru/russia/587448 (дата обращения: 16.05.2020).
86. Государственный визит в Великобританию. 10-26 июня 2003 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/trips/45489 (дата обращения:20.05.2020).
87. Государственный визит королевы Елизаветы II в Россию. URL: https://um.mos.ru/contests/umevents/works/89047/ (дата обращения:20.05.2020).
88. Джонсон – Путину: нормальных отношений не будет, пока не прекратится дестабилизация // BBC. 19.01.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-51170236 (дата обращения 20.05.2020).
89. Дмитрий Медведев (@damedvedev) – Instagram. URL: https://www.instagram.com/damedvedev/?hl=ru(дата обращения: 11.05.2020).
90. Дмитрий Медведев (@MedvedevRussia) – Twitter. URL: https://twitter.com/medvedevrussia?lang=ru(дата обращения: 11.05.2020).
91. «Дорогие ЦРУ! Тема не раскрыта» // РИА Новости. 07.01.2017. URL: https://ria.ru/analytics/20170107/1485231377.html(дата обращения: 16.05.2020).
92. Еженедельная телеаудитория RT выросла более чем на треть и равна 100 млн // RT. 03.04.2018. URL: https://russian.rt.com/press_releases/article/499335-teleauditoriya-rt-ipsos (дата обращения: 16.05.2020).
93. Западные СМИ оценили «троллинг» российского посольства в адрес Обамы // РИА Новости. 30.12.2016. URL: https://ria.ru/20161230/1484964550.html (дата обращения: 11.05.2020).
94. Иск RT к британскому регулятору Ofcom отклонен // BBC. 27.03.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-52068600 (дата обращения: 16.05.2020).
95. История Русской службы Би-би-си // BBC. 03.10.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/institutional/2011/02/000000_g_rs_history (дата обращения: 16.05.2020).
96. Маргарита Симоньян: RT – часть «мягкой силы» российского народа // RT. 10.12.2015. URL: https://russian.rt.com/article/135844 (дата обращения: 16.05.2020).
97. Медведева, К. Алексей Николов, директор RussiaToday, о СМИ, ТВ и Интернете // Новый репортер, 11.10.2012.URL: http://newreporter.org/2012/10/11/aleksej-nikolov-direktor-russia-today-o-smi-tv-i-internete/ (дата обращения: 16.05.2020).
98. Межгосударственные отношения России и Великобритании // РИА Новости. 28.06.2019. URL: https://ria.ru/20190628/1555970594.html (дата обращения:20.05.2020).
99. Между журналистикой и пропагандой // BRICSBusinessMagazine. URL: https://bricsmagazine.com/ru/articles/mezhdu-zhurnalistikoy-i-propagandoy (дата обращения: 01.05.2020).
100. МИА «Россия сегодня» запустило международный мультимедийный бренд Sputnik // RT. 10.11.2014 URL: https://russian.rt.com/article/58824 (дата обращения: 01.05.2020).
101. МИД России назвал Ofcom карательным инструментом Британии против СМИ // RT. 18.02.2020. URL: https://russian.rt.com/world/news/719850-mid-rossiya-britaniya-ofcom (дата обращения:20.05.2020).
102. МИДРоссии/ Russia’s MFA (@mid.rus) – Instagram. URL: https://www.instagram.com/mid.rus/?hl=ru (дата обращения: 11.05.2020).
103. Неделя российского кино откроется в ноябре в кинотеатрах Великобритании // Информационный портал фонда «Русский мир». 10.09.2019. URL: https://russkiymir.ru/news/261927/ (дата обращения 20.05.2020).
104. О заседании коллегии МИД России от 24.10.16. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2505051 (дата обращения: 11.05.2020).
105. О канале – RTNews. URL: https://russian.rt.com/about (дата обращения: 16.05.2020).
106. О нас. BritishCouncil – Британский Совет. URL: https://www.britishcouncil.ru/about (дата обращения: 20.05.2020).
107. Официальный аккаунт Министерства иностранных дел Российской Федерации (@MID_RF) – Twitter. URL: https://twitter.com/mid_rf?lang=ru (дата обращения: 11.05.2020).
108. Портал «Русский век». URL: http://www.ruvek.ru/ (дата обращения: 11.05.2020).
109. Посольство РФ: британское частное образование теряет привлекательность для россиян // ТАСС. 27.04.2018. URL: https://tass.ru/obschestvo/5165832 (дата обращения 20.05.2020).
110. Посольство США отреагировало на заявление Белого дома о победе над нацизмом // Lenta.ru. 10.05.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/05/10/usa/ (дата обращения: 11.05.2020).
111. Представительство Россотрудничества в Великобритании. URL: http://gbr.rs.gov.ru/ru/about (дата обращения 20.05.2020).
112. Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 11.05.2020).
113. Президент России (@KremlinRussia) – Twitter. URL: https://twitter.com/KremlinRussia (дата обращения: 11.05.2020).