Сравнительный анализ публичной дипломатии России и Великобритании
|
Введение 3
Глава 1. Становление публичной дипломатии в России и Великобритании 11
1.1 Формирование понятия «публичная дипломатия» в международных отношениях 11
1.2 Исторические аспекты развития публичной дипломатии Российской Федерации 19
1.3 Теоретические и исторические аспекты формирования публичной дипломатии Великобритании 26
Глава 2. Основные инструменты осуществления публичной дипломатии России и Великобритании 43
2.1 Организации в области публичной дипломатии как инструмент осуществления внешней политики 43
2. 2 Российская и британская цифровая дипломатия как фактор активизации публичной дипломатии 50
2.3 СМИ как инструмент осуществления публичной дипломатии 63
Глава 3. Публичная дипломатия в контексте российско-британских отношений 76
3.1 Современное состояние двусторонних отношений России и Великобритании и возможности публичной дипломатии для налаживания диалога 76
3.2 Сравнительный анализ систем публичной дипломатии России и Великобритании 83
3.3 Проблемы и перспективы британской и российской публичной дипломатии 89
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 102
Глава 1. Становление публичной дипломатии в России и Великобритании 11
1.1 Формирование понятия «публичная дипломатия» в международных отношениях 11
1.2 Исторические аспекты развития публичной дипломатии Российской Федерации 19
1.3 Теоретические и исторические аспекты формирования публичной дипломатии Великобритании 26
Глава 2. Основные инструменты осуществления публичной дипломатии России и Великобритании 43
2.1 Организации в области публичной дипломатии как инструмент осуществления внешней политики 43
2. 2 Российская и британская цифровая дипломатия как фактор активизации публичной дипломатии 50
2.3 СМИ как инструмент осуществления публичной дипломатии 63
Глава 3. Публичная дипломатия в контексте российско-британских отношений 76
3.1 Современное состояние двусторонних отношений России и Великобритании и возможности публичной дипломатии для налаживания диалога 76
3.2 Сравнительный анализ систем публичной дипломатии России и Великобритании 83
3.3 Проблемы и перспективы британской и российской публичной дипломатии 89
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 102
Актуальность темы исследования. Рассматривая современные международные отношения нельзя не учитывать такое явление как «мягкая сила», которое активно применяется во внешней политике государств последние десятилетия. Одной из основных составляющих данной концепции является публичная дипломатия, направленная на формирование объективного имиджа страны и воздействие на общественное мнение за рубежом с помощью деятельности средств массовой информации, информационно-коммуникационных технологий, неправительственных организаций и сферы культуры.
В последние годы российско-британские двусторонние отношения характеризуются нестабильностью. Политический диалог практически полностью свернут, заморожены многие двусторонние форматы межправительственного сотрудничества, фактически прекращены регулярные консультации по линии внешнеполитических ведомств. Отношения оказались в значительной степени подорваны в связи с позицией Лондона в отношении ситуации в Украине и Крымского вопроса, Сирии, «дела А. Литвиненко» и «дела Скрипалей». Стоит также выделить деятельность британского регулятора Ofcomв отношении российских средств массовой информации, таких как RTи агентства Sputnik по поводу соответствия их деятельности кодексу вещания Великобритании. Немаловажно отметить переход Русской службы BBCв 2011 году на спутниковые и интернет-вещание. Более того, ведущая организация в сфере публичной дипломатии Великобритании – Британский Совет прекратила свою деятельность в марте 2018 года на территории Российской Федерации, а 1 августа 2018 года официально закрылось Консульство Великобритании в Санкт-Петербурге. Одной из единственных положительных характеристик являются двусторонние культурные связи, осуществляемые в последние годы, которые также могут сойти на нет при продолжающемся осуществлении политики конфронтации. Важно оценить возможности публичной дипломатии для дальнейшего развития и нормализации российско-британских отношений. Умелое и активное использование программ публичной дипломатии может обеспечить улучшение двусторонних связей.
Великобритания является одним из наиболее успешных примеров применения публичной дипломатии. «Мягкая сила» – важнейшая составляющая осуществления внешней политики Соединенного Королевства Великобритании. Совместными усилиями Министерства иностранных дел и по делам Содружества, Британского совета и Всемирной службы BBC удалось реформировать Великобританию в глобального лидера мысли с помощью таких составляющих «мягкой силы» как публичная и цифровая дипломатия. Стоит особо отметить ведущую роль английского языка на мировой арене, историческое значение британского Содружества наций, внимание мировых средств массовой информации к королевской семье и престиж национальных университетов.
В свою очередь активизация российской публичной дипломатии вызвала разноречивую реакцию в мире, возросло внимание к российским инструментам публичной дипломатии, таким как: RT, Sputnik,Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Российской ассоциации международного сотрудничества, Российскому совету по международным делам, фонду поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, фонду «Русский мир». Усилия России в этой области продолжают подвергаться критике со стороны отечественных и зарубежных экспертов. Как отмечает американский политолог и автор концепции «мягкой силы» Дж. Най, в России неправильно понимают данный термин, недооценивается роль гражданского общества и преувеличивается роль государства. В докладе влиятельного британского аналитического центра ChathamHouseотмечается, что Россия взяла на вооружение словосочетание «мягкая сила», но полностью исказила его значение.
Таким образом, значимость публичной дипломатии как современного явления международной жизни обуславливает актуальность темы исследования. Проведение сравнительного анализа систем российской и британской публичной дипломатии, выявление особенностей, проблем и перспектив развития имеет большое практическое значение, так как позволяет расширить знания как о публичной дипломатии в целом, так и о возможностях ее применения. Более того, обращение к британскому опыту построения сферы публичной дипломатии может быть полезно с точки зрения его учета в процессе разработки и реализации публичной дипломатии Российской Федерации. Наряду с этим можно отметить недостаточную научную разработанность темы в современной политической науке.
Объект настоящего исследования – публичная дипломатия как составляющая осуществления современной внешней политики государств.
Предметом исследования выступают инструменты публичной дипломатии, влияющие на двусторонние отношения России и Великобритании.
Целью данного исследования является выявление особенностей систем публичной дипломатии России и Великобритании и оценка их перспектив развития.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и эволюцию публичной дипломатии в России и Великобритании;
- проанализировать существующие инструменты публичной дипломатии России и Великобритании;
- выявить общие и отличительные черты в сферах российской и британской публичной дипломатии;
- определить основные проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Великобритания в ходе осуществления публичной дипломатии, а также возможные пути их разрешения;
- оценить современное состояние российско-британских отношений и дальнейшие перспективы развития.
Степень разработанности темы исследования. Феномен публичной дипломатии, как системы прямого взаимодействия государств с обществами зарубежных стран отображается в работах таких отечественных исследователей, как А. В. Долинский, Т. В. Зонова, М. М. Лебедева, А. В. Лукин, А. Ю. Цветков, И. Ш. Шамугия. Основные аспекты публичной дипломатии и ее механизмы практической реализации, исторические и современные процессы деятельности дипломатических представительств, их функции в сфере «мягкой силы» на современном этапе отражены в работе А. Н. Панова и О. В. Лебедевой «Публичная дипломатия зарубежных стран». Особое внимание стоит уделить монографии Т. В. Зоновой «Дипломатия. Модели, формы, методы», в которой рассматривается историческое развитие дипломатических моделей и теорий. Сделан акцент на трансформации дипломатических структур, реформировании дипломатической службы России и зарубежных стран, возрастающей роли публичной, сетевой и многосторонней дипломатии. Отмечается роль активизации неправительственных акторов на мировой арене. Из недавних исследований можно выделить монографию под редакцией М. М. Лебедевой «Публичная дипломатия: теория и практика» , в которой проводится комплексный анализ публичной дипломатии, рассматриваются ее теоретические аспекты, поднимаются вопросы использования публичной дипломатии в конфликтных и кризисных ситуациях.
Становление, развитие, проблемы и перспективы российской публичной дипломатии отражены в работах К. П. Боришполец, Т. С. Колеватовой, О. В. Лебедевой, Д. А. Сорокиной, И. Ш. Шамугии, И. Л. Шершнева. Одним из ярких представителей, занимающийся российской публичной дипломатии, является учредитель и президент организации «Креативная дипломатия» Н. В. Бурлинова, которая является автором первого российского пособия «Курс общественного дипломата» , охватывающий широкий спектр вопросов концепции «мягкой силы» и ее применения в российской практике. Более того является одним из авторов аналитического мониторинга «Российская публичная дипломатия в 2017 году: обзор основных событий и трендов», который носит теоретическо-прикладной характер и дает целостное представление о российской публичной дипломатии в целом, ее основных игроках и ключевых событиях в этой сфере. Также в ходе написания работы использовалась статья Н. В. Бурлиновой «Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления». Особо следует выделить экспертный обзор российской публичной дипломатии за 2018-2019 годы, подготовленный РСМД и «Креативной дипломатией» , в котором проанализирована деятельность основных инструментов российской публичной дипломатии, отражены тенденции и заметные события в данной сфере за последние годы. Более того, эксперты доклада определяют основные болевые точки публичной дипломатии и дают рекомендации по их разрешению.
«Мягкая сила» и публичная дипломатия Великобритании рассматриваются в работах Е. М. Харитоновой, А. В. Шелепова. Среди зарубежных исследователей стоит выделить М. Леонарда и Д. Паммента, автора монографии «British Public Diplomacy and Soft Power. Diplomatic Influence and the Digital Revolution», которая считается первой современной историей публичной дипломатии Великобритании. В работе автор дает полное повествование о становлении публичной дипломатии Великобритании, деятельности ее основных инструментов, реформах проводимых с 1995 по 2015 года во внешнеполитической сфере государства, приведших «мягкую силу» Великобритании к мировому успеху.
Роль информационно-коммуникационных технологий во внешнеполитическом дискурсе и публичной дипломатии в своих работах затрагивают Е. С. Зиновьева, О. И. Шакиров, А. И. Смирнов, который в монографии «Современные информационные технологии в международных отношениях» отмечает роль «мягкой силы 2.0», действующей в сети Интернет, во внешнеполитическом процессе. Выделяет роль социальных сетей в современной мировой политике, технологии манипуляции и цифровых фейков в информационных войнах. Автор расширяет представление об обеспечении международного мира и безопасности, разрешении противоречий в межгосударственных отношениях с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Источниковую базу исследования составляют российские и британские нормативно-правовые акты, концепции внешней политики Российской Федерации, распоряжения и указы Президента Российской Федерации, документы британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества, доклады Британского совета и Би-би-си. Для проведения сравнительного анализа автор обращался к данным международных рейтингов «мягкой силы». Также использованы материалы официальных сайтов организаций в сфере публичной дипломатии, средств массовой информации, таких как RT, Sputnik, BBC, личные интернет-страницы политических деятелей и ведомств.
Методология и методы исследования. Основным методом исследования является сравнительный анализ, применяемый для сопоставления систем российской и британской публичной дипломатии. Кроме того, использован институциональный метод при исследовании инструментов осуществления публичной дипломатии и структурно-функциональный анализ при рассмотрении национальных систем публичной дипломатии.
Более того, автор руководствовался системным подходом, рассматривающим публичную дипломатию как совокупность и комплекс взаимосвязанных инструментов осуществления «мягкой силы».
Положения, выносимые на защиту:
- реформы, проводимые в Великобритании области публичной дипломатии с 1995 по 2015 года, позволили стране стать одним из мировых лидеров использования «мягкой силы» на современном этапе;
-России удалось в короткие сроки создать отдельные эффективные инструменты публичной дипломатии. Однако сегодня присутствует ряд проблем, которые стоят на пути развития российской публичной дипломатии: нет выработанной целостной стратегии действий, четко обозначенных целей, координирующего органа, отсутствует система оценки эффективности и прогнозирования развития. Без комплексного решения имеющихся проблем и долгосрочной работы по улучшению репутации страны, деятельность в сфере публичной дипломатии становится неэффективной;
- публичная дипломатия может стать одной из прочных основ налаживания двусторонних российско-британских отношений.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проведен сравнительный анализ системы инструментов осуществления публичной дипломатии России и Великобритании, выделены культурные и исторические предпосылки их формирования, демонстрируется процесс становления и развития. Выявлены схожие и отличительные черты публичной дипломатии, основные технологии и особенности реализации «мягкой силы» России и Великобритании, получившие наиболее широкое применение в современных международных отношениях. Выделены критерии для проведения сравнительного анализа публичной дипломатии двух стран. В результате проведенного анализа публичной дипломатии автор выявляет существенный ряд проблем в российской системе публичной дипломатии и приходит к выводу о недостаточно эффективной работе акторов публичной дипломатии России. Выдвигается ряд предложений в целях разрешения имеющихся проблем с опорой на британский опыт. Более того, обосновывается роль публичной дипломатии в процессе построения и налаживания двусторонних отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении представлений и раскрытии роли публичной дипломатии во внешнеполитическом процессе России и Великобритании, выявлении проблем и перспектив развития в сфере двусторонних отношений. Анализ национальных систем публичной дипломатии является весомым теоретическим вкладом в развитие концептуальных представлений о природе публичной дипломатии.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и материалы, представленные автором, могут быть использованы при написании исследований в области международных отношений, внешней политики государств и публичной дипломатии, для проведения лекционных и семинарских занятий в высших учебных заведениях.
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, трех глав, которые раскрываются в параграфах, заключения, списка использованной литературы.
В последние годы российско-британские двусторонние отношения характеризуются нестабильностью. Политический диалог практически полностью свернут, заморожены многие двусторонние форматы межправительственного сотрудничества, фактически прекращены регулярные консультации по линии внешнеполитических ведомств. Отношения оказались в значительной степени подорваны в связи с позицией Лондона в отношении ситуации в Украине и Крымского вопроса, Сирии, «дела А. Литвиненко» и «дела Скрипалей». Стоит также выделить деятельность британского регулятора Ofcomв отношении российских средств массовой информации, таких как RTи агентства Sputnik по поводу соответствия их деятельности кодексу вещания Великобритании. Немаловажно отметить переход Русской службы BBCв 2011 году на спутниковые и интернет-вещание. Более того, ведущая организация в сфере публичной дипломатии Великобритании – Британский Совет прекратила свою деятельность в марте 2018 года на территории Российской Федерации, а 1 августа 2018 года официально закрылось Консульство Великобритании в Санкт-Петербурге. Одной из единственных положительных характеристик являются двусторонние культурные связи, осуществляемые в последние годы, которые также могут сойти на нет при продолжающемся осуществлении политики конфронтации. Важно оценить возможности публичной дипломатии для дальнейшего развития и нормализации российско-британских отношений. Умелое и активное использование программ публичной дипломатии может обеспечить улучшение двусторонних связей.
Великобритания является одним из наиболее успешных примеров применения публичной дипломатии. «Мягкая сила» – важнейшая составляющая осуществления внешней политики Соединенного Королевства Великобритании. Совместными усилиями Министерства иностранных дел и по делам Содружества, Британского совета и Всемирной службы BBC удалось реформировать Великобританию в глобального лидера мысли с помощью таких составляющих «мягкой силы» как публичная и цифровая дипломатия. Стоит особо отметить ведущую роль английского языка на мировой арене, историческое значение британского Содружества наций, внимание мировых средств массовой информации к королевской семье и престиж национальных университетов.
В свою очередь активизация российской публичной дипломатии вызвала разноречивую реакцию в мире, возросло внимание к российским инструментам публичной дипломатии, таким как: RT, Sputnik,Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Российской ассоциации международного сотрудничества, Российскому совету по международным делам, фонду поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, фонду «Русский мир». Усилия России в этой области продолжают подвергаться критике со стороны отечественных и зарубежных экспертов. Как отмечает американский политолог и автор концепции «мягкой силы» Дж. Най, в России неправильно понимают данный термин, недооценивается роль гражданского общества и преувеличивается роль государства. В докладе влиятельного британского аналитического центра ChathamHouseотмечается, что Россия взяла на вооружение словосочетание «мягкая сила», но полностью исказила его значение.
Таким образом, значимость публичной дипломатии как современного явления международной жизни обуславливает актуальность темы исследования. Проведение сравнительного анализа систем российской и британской публичной дипломатии, выявление особенностей, проблем и перспектив развития имеет большое практическое значение, так как позволяет расширить знания как о публичной дипломатии в целом, так и о возможностях ее применения. Более того, обращение к британскому опыту построения сферы публичной дипломатии может быть полезно с точки зрения его учета в процессе разработки и реализации публичной дипломатии Российской Федерации. Наряду с этим можно отметить недостаточную научную разработанность темы в современной политической науке.
Объект настоящего исследования – публичная дипломатия как составляющая осуществления современной внешней политики государств.
Предметом исследования выступают инструменты публичной дипломатии, влияющие на двусторонние отношения России и Великобритании.
Целью данного исследования является выявление особенностей систем публичной дипломатии России и Великобритании и оценка их перспектив развития.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и эволюцию публичной дипломатии в России и Великобритании;
- проанализировать существующие инструменты публичной дипломатии России и Великобритании;
- выявить общие и отличительные черты в сферах российской и британской публичной дипломатии;
- определить основные проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Великобритания в ходе осуществления публичной дипломатии, а также возможные пути их разрешения;
- оценить современное состояние российско-британских отношений и дальнейшие перспективы развития.
Степень разработанности темы исследования. Феномен публичной дипломатии, как системы прямого взаимодействия государств с обществами зарубежных стран отображается в работах таких отечественных исследователей, как А. В. Долинский, Т. В. Зонова, М. М. Лебедева, А. В. Лукин, А. Ю. Цветков, И. Ш. Шамугия. Основные аспекты публичной дипломатии и ее механизмы практической реализации, исторические и современные процессы деятельности дипломатических представительств, их функции в сфере «мягкой силы» на современном этапе отражены в работе А. Н. Панова и О. В. Лебедевой «Публичная дипломатия зарубежных стран». Особое внимание стоит уделить монографии Т. В. Зоновой «Дипломатия. Модели, формы, методы», в которой рассматривается историческое развитие дипломатических моделей и теорий. Сделан акцент на трансформации дипломатических структур, реформировании дипломатической службы России и зарубежных стран, возрастающей роли публичной, сетевой и многосторонней дипломатии. Отмечается роль активизации неправительственных акторов на мировой арене. Из недавних исследований можно выделить монографию под редакцией М. М. Лебедевой «Публичная дипломатия: теория и практика» , в которой проводится комплексный анализ публичной дипломатии, рассматриваются ее теоретические аспекты, поднимаются вопросы использования публичной дипломатии в конфликтных и кризисных ситуациях.
Становление, развитие, проблемы и перспективы российской публичной дипломатии отражены в работах К. П. Боришполец, Т. С. Колеватовой, О. В. Лебедевой, Д. А. Сорокиной, И. Ш. Шамугии, И. Л. Шершнева. Одним из ярких представителей, занимающийся российской публичной дипломатии, является учредитель и президент организации «Креативная дипломатия» Н. В. Бурлинова, которая является автором первого российского пособия «Курс общественного дипломата» , охватывающий широкий спектр вопросов концепции «мягкой силы» и ее применения в российской практике. Более того является одним из авторов аналитического мониторинга «Российская публичная дипломатия в 2017 году: обзор основных событий и трендов», который носит теоретическо-прикладной характер и дает целостное представление о российской публичной дипломатии в целом, ее основных игроках и ключевых событиях в этой сфере. Также в ходе написания работы использовалась статья Н. В. Бурлиновой «Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления». Особо следует выделить экспертный обзор российской публичной дипломатии за 2018-2019 годы, подготовленный РСМД и «Креативной дипломатией» , в котором проанализирована деятельность основных инструментов российской публичной дипломатии, отражены тенденции и заметные события в данной сфере за последние годы. Более того, эксперты доклада определяют основные болевые точки публичной дипломатии и дают рекомендации по их разрешению.
«Мягкая сила» и публичная дипломатия Великобритании рассматриваются в работах Е. М. Харитоновой, А. В. Шелепова. Среди зарубежных исследователей стоит выделить М. Леонарда и Д. Паммента, автора монографии «British Public Diplomacy and Soft Power. Diplomatic Influence and the Digital Revolution», которая считается первой современной историей публичной дипломатии Великобритании. В работе автор дает полное повествование о становлении публичной дипломатии Великобритании, деятельности ее основных инструментов, реформах проводимых с 1995 по 2015 года во внешнеполитической сфере государства, приведших «мягкую силу» Великобритании к мировому успеху.
Роль информационно-коммуникационных технологий во внешнеполитическом дискурсе и публичной дипломатии в своих работах затрагивают Е. С. Зиновьева, О. И. Шакиров, А. И. Смирнов, который в монографии «Современные информационные технологии в международных отношениях» отмечает роль «мягкой силы 2.0», действующей в сети Интернет, во внешнеполитическом процессе. Выделяет роль социальных сетей в современной мировой политике, технологии манипуляции и цифровых фейков в информационных войнах. Автор расширяет представление об обеспечении международного мира и безопасности, разрешении противоречий в межгосударственных отношениях с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Источниковую базу исследования составляют российские и британские нормативно-правовые акты, концепции внешней политики Российской Федерации, распоряжения и указы Президента Российской Федерации, документы британского Министерства иностранных дел и по делам Содружества, доклады Британского совета и Би-би-си. Для проведения сравнительного анализа автор обращался к данным международных рейтингов «мягкой силы». Также использованы материалы официальных сайтов организаций в сфере публичной дипломатии, средств массовой информации, таких как RT, Sputnik, BBC, личные интернет-страницы политических деятелей и ведомств.
Методология и методы исследования. Основным методом исследования является сравнительный анализ, применяемый для сопоставления систем российской и британской публичной дипломатии. Кроме того, использован институциональный метод при исследовании инструментов осуществления публичной дипломатии и структурно-функциональный анализ при рассмотрении национальных систем публичной дипломатии.
Более того, автор руководствовался системным подходом, рассматривающим публичную дипломатию как совокупность и комплекс взаимосвязанных инструментов осуществления «мягкой силы».
Положения, выносимые на защиту:
- реформы, проводимые в Великобритании области публичной дипломатии с 1995 по 2015 года, позволили стране стать одним из мировых лидеров использования «мягкой силы» на современном этапе;
-России удалось в короткие сроки создать отдельные эффективные инструменты публичной дипломатии. Однако сегодня присутствует ряд проблем, которые стоят на пути развития российской публичной дипломатии: нет выработанной целостной стратегии действий, четко обозначенных целей, координирующего органа, отсутствует система оценки эффективности и прогнозирования развития. Без комплексного решения имеющихся проблем и долгосрочной работы по улучшению репутации страны, деятельность в сфере публичной дипломатии становится неэффективной;
- публичная дипломатия может стать одной из прочных основ налаживания двусторонних российско-британских отношений.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе проведен сравнительный анализ системы инструментов осуществления публичной дипломатии России и Великобритании, выделены культурные и исторические предпосылки их формирования, демонстрируется процесс становления и развития. Выявлены схожие и отличительные черты публичной дипломатии, основные технологии и особенности реализации «мягкой силы» России и Великобритании, получившие наиболее широкое применение в современных международных отношениях. Выделены критерии для проведения сравнительного анализа публичной дипломатии двух стран. В результате проведенного анализа публичной дипломатии автор выявляет существенный ряд проблем в российской системе публичной дипломатии и приходит к выводу о недостаточно эффективной работе акторов публичной дипломатии России. Выдвигается ряд предложений в целях разрешения имеющихся проблем с опорой на британский опыт. Более того, обосновывается роль публичной дипломатии в процессе построения и налаживания двусторонних отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении представлений и раскрытии роли публичной дипломатии во внешнеполитическом процессе России и Великобритании, выявлении проблем и перспектив развития в сфере двусторонних отношений. Анализ национальных систем публичной дипломатии является весомым теоретическим вкладом в развитие концептуальных представлений о природе публичной дипломатии.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и материалы, представленные автором, могут быть использованы при написании исследований в области международных отношений, внешней политики государств и публичной дипломатии, для проведения лекционных и семинарских занятий в высших учебных заведениях.
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, трех глав, которые раскрываются в параграфах, заключения, списка использованной литературы.
В результате исследования были достигнуты поставленные задачи: рассмотрена история становления и эволюция публичной дипломатии в России и Великобритании, проанализированы российские и британские инструменты публичной дипломатии, выявлены общие и отличительные черты в системах публичной дипломатии России и Великобритании, определены основные вызовы и проблемы российской и британской публичной дипломатии, рассмотрено основное состояние двусторонних отношений России и Великобритании и дальнейшие перспективы их развития.
Публичная дипломатия прочно вошла в дипломатический, политический и академический дискурс на современном этапе и рассматривается как один из основных инструментов осуществления внешней политики. Однако до сих пор не существует общепринятого определения публичной дипломатии. В данном исследовании определена следующая трактовка: публичная дипломатия – это совокупность механизмов, направленных на достижение внешнеполитических целей государства, информирование и влияние на зарубежную аудиторию, продвижение имиджа государства с помощью: информационных проектов, культурной дипломатии, цифровой дипломатии, деятельности правительственных и неправительственных организаций в сфере публичной дипломатии.
При рассмотрении истории становления публичной дипломатии в России и Великобритании были выявлены существенные различия в процессе формирования британской и российской систем публичной дипломатии. Британия в процессе своего поэтапного развития следовала определённым концепциям публичной дипломатии, привлекала специалистов, экспертов и научное сообщество к разработке политики в данной сфере. Более того, Великобритания определяла стратегию публичной дипломатии и создавала координационные органы, тем самым уделяя внимание анализу и оценке эффективности публичной дипломатии. Российская публичная дипломатия, в свою очередь, не следовала определённой концепции, а делала акцент на создании и функционировании конкретных инструментов публичной дипломатии, таких как RT, Россотрудничество и цифровое присутствие.
Проанализировав основные инструменты публичной дипломатии России и Великобритании можно сделать выводы, что Британский совет и BBC являются ключевыми организациями британской публичной дипломатии. Благодаря своей долгой продуктивной деятельности они являются ценным активом «мягкой силы» Великобритании. Российской Федерации также удалось создать ряд эффективных инструментов публичной дипломатии. Информационный канал RT является успешным проектом в противовес BBC. России удалось создать ряд организаций, осуществляющих деятельность в сфере публичной дипломатии: Россотрудничество, фонд «Русский мир», фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, Российский совет по международным делам, что является существенным достижением. Более того, Россия и Великобритания занимают лидирующие положения в области цифровой дипломатии.
Данное исследование определяет общие и отличительные черты инструментов российской и британской публичной дипломатии. Сравнивая деятельность общественных организаций следует отметить, что Британский совет опережает российских конкурентов, что во многом связано с более продолжительной деятельностью организации. В области цифровой дипломатии Россия и Великобритания являются конкурентами, страны добились значительных успехов в информационно-коммуникационной сфере. Однако страницы официальных лиц и ведомств Великобритании опережают российские по числу подписчиков. Более того, российские высокопоставленные официальные лица не ведут своих личных страниц в социальных сетях. Также, можно проследить разницу в ценностях, которые транслируются инструментами публичной дипломатии России и Великобритании. Деятельность RT в определенной степени построена на противоречиях и провокации, что зачастую выражается в негативном отношении к каналу, когда BBC привержен принципу беспристрастности, позиционирует себя как источник новостей, которому можно доверять.
Сопоставив рейтинги «мягкой силы» и положения стран в них прослеживается, что стабильно высокие позиции Великобритании в рейтингах могут свидетельствовать о более эффективном использовании инструментов публичной дипломатии. Движущими критериями «мягкой силы» Великобритании являются культура, наследие, уровень образования, интерес общественности к королевской семье. Более того, деятельность BBC и Британского совета, широкая сеть представительств и репутация данных организаций позволяет Великобритании сохранять лидирующие строчки по показателям «мягкой силы». Россия значительно уступает Великобритании, но несмотря на это сильными сторонами являются ее дипломатическая сеть, российские проекты в цифровой области и СМИ составляют конкуренцию британским, более того, спортивная дипломатия и чемпионат мира по футболу 2018 года поспособствовали повышению имиджа страны.
В исследовании определены основные проблемы публичной дипломатии России и Великобритании. Вызов британской публичной дипломатии заключается в продвижении «глобальной Британии» на фоне выхода страны из Европейского союза. Брексит позволит Великобритании переосмыслить и перестроить публичную дипломатию, укрепить дипломатические связи в одностороннем порядке и вновь стать полностью независимым государством. Великобритания находится в исключительно удачном положении, имея престижную базу «мягкой силы». Несмотря на определенные успехи России в публичной дипломатии, наблюдается ряд проблем, сказывающихся на общей эффективности «мягкой силы» государства. В России отсутствует концепция публичной дипломатии, что способствует понятийной путанице и неопределенности целей и задач в данной области, не в достаточной степени задействован негосударственный сектор в осуществление публичной дипломатии, отсутствует подготовка кадров в сфере публичной дипломатии, наблюдается ряд проблем в финансовой и грантовой деятельности. Проанализировав основные проблемы с которыми сталкивается российская публичная дипломатия и, учитывая британский опыт в данной сфере, автор исследования предлагает ряд рекомендаций для улучшения российской системы публичной дипломатии: следует разработать концептуальную основу публичной дипломатии, комплексную стратегию, определяющую понятие публичной дипломатии, ее цели и задачи, роль основных инструментов в осуществлении публичной дипломатии государства; создать координационный орган; обеспечить межведомственную координацию относительно направлений деятельности в области публичной дипломатии; скорректировать финансирование публичной дипломатии; расширить деятельность в международной образовательной сфере и охват целевой аудитории на англоязычную, продвигать программы и проекты общественных организаций в западных странах; заниматься разработкой систем эффективности инструментов публичной дипломатии.
При анализе современных двусторонних отношений России и Великобритании определено, что наиболее рациональными и эффективными инструментами для налаживания российско-британских отношений являются культурная и цифровая дипломатия. Публичная дипломатия предоставляет ряд возможностей для дальнейшего развития двусторонних отношений и преодоления напряженности между странами.
Таким образом, сравнительный анализ предоставил возможность оценить схожие инструменты публичной дипломатии, используемые разными государствами, позволил сопоставить потенциал России и Великобритании в сфере публичной дипломатии, отметить сильные и слабые стороны, схожие и отличительные черты, рассмотреть возможности публичной дипломатии в налаживании двусторонних отношений.
Публичная дипломатия прочно вошла в дипломатический, политический и академический дискурс на современном этапе и рассматривается как один из основных инструментов осуществления внешней политики. Однако до сих пор не существует общепринятого определения публичной дипломатии. В данном исследовании определена следующая трактовка: публичная дипломатия – это совокупность механизмов, направленных на достижение внешнеполитических целей государства, информирование и влияние на зарубежную аудиторию, продвижение имиджа государства с помощью: информационных проектов, культурной дипломатии, цифровой дипломатии, деятельности правительственных и неправительственных организаций в сфере публичной дипломатии.
При рассмотрении истории становления публичной дипломатии в России и Великобритании были выявлены существенные различия в процессе формирования британской и российской систем публичной дипломатии. Британия в процессе своего поэтапного развития следовала определённым концепциям публичной дипломатии, привлекала специалистов, экспертов и научное сообщество к разработке политики в данной сфере. Более того, Великобритания определяла стратегию публичной дипломатии и создавала координационные органы, тем самым уделяя внимание анализу и оценке эффективности публичной дипломатии. Российская публичная дипломатия, в свою очередь, не следовала определённой концепции, а делала акцент на создании и функционировании конкретных инструментов публичной дипломатии, таких как RT, Россотрудничество и цифровое присутствие.
Проанализировав основные инструменты публичной дипломатии России и Великобритании можно сделать выводы, что Британский совет и BBC являются ключевыми организациями британской публичной дипломатии. Благодаря своей долгой продуктивной деятельности они являются ценным активом «мягкой силы» Великобритании. Российской Федерации также удалось создать ряд эффективных инструментов публичной дипломатии. Информационный канал RT является успешным проектом в противовес BBC. России удалось создать ряд организаций, осуществляющих деятельность в сфере публичной дипломатии: Россотрудничество, фонд «Русский мир», фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, Российский совет по международным делам, что является существенным достижением. Более того, Россия и Великобритания занимают лидирующие положения в области цифровой дипломатии.
Данное исследование определяет общие и отличительные черты инструментов российской и британской публичной дипломатии. Сравнивая деятельность общественных организаций следует отметить, что Британский совет опережает российских конкурентов, что во многом связано с более продолжительной деятельностью организации. В области цифровой дипломатии Россия и Великобритания являются конкурентами, страны добились значительных успехов в информационно-коммуникационной сфере. Однако страницы официальных лиц и ведомств Великобритании опережают российские по числу подписчиков. Более того, российские высокопоставленные официальные лица не ведут своих личных страниц в социальных сетях. Также, можно проследить разницу в ценностях, которые транслируются инструментами публичной дипломатии России и Великобритании. Деятельность RT в определенной степени построена на противоречиях и провокации, что зачастую выражается в негативном отношении к каналу, когда BBC привержен принципу беспристрастности, позиционирует себя как источник новостей, которому можно доверять.
Сопоставив рейтинги «мягкой силы» и положения стран в них прослеживается, что стабильно высокие позиции Великобритании в рейтингах могут свидетельствовать о более эффективном использовании инструментов публичной дипломатии. Движущими критериями «мягкой силы» Великобритании являются культура, наследие, уровень образования, интерес общественности к королевской семье. Более того, деятельность BBC и Британского совета, широкая сеть представительств и репутация данных организаций позволяет Великобритании сохранять лидирующие строчки по показателям «мягкой силы». Россия значительно уступает Великобритании, но несмотря на это сильными сторонами являются ее дипломатическая сеть, российские проекты в цифровой области и СМИ составляют конкуренцию британским, более того, спортивная дипломатия и чемпионат мира по футболу 2018 года поспособствовали повышению имиджа страны.
В исследовании определены основные проблемы публичной дипломатии России и Великобритании. Вызов британской публичной дипломатии заключается в продвижении «глобальной Британии» на фоне выхода страны из Европейского союза. Брексит позволит Великобритании переосмыслить и перестроить публичную дипломатию, укрепить дипломатические связи в одностороннем порядке и вновь стать полностью независимым государством. Великобритания находится в исключительно удачном положении, имея престижную базу «мягкой силы». Несмотря на определенные успехи России в публичной дипломатии, наблюдается ряд проблем, сказывающихся на общей эффективности «мягкой силы» государства. В России отсутствует концепция публичной дипломатии, что способствует понятийной путанице и неопределенности целей и задач в данной области, не в достаточной степени задействован негосударственный сектор в осуществление публичной дипломатии, отсутствует подготовка кадров в сфере публичной дипломатии, наблюдается ряд проблем в финансовой и грантовой деятельности. Проанализировав основные проблемы с которыми сталкивается российская публичная дипломатия и, учитывая британский опыт в данной сфере, автор исследования предлагает ряд рекомендаций для улучшения российской системы публичной дипломатии: следует разработать концептуальную основу публичной дипломатии, комплексную стратегию, определяющую понятие публичной дипломатии, ее цели и задачи, роль основных инструментов в осуществлении публичной дипломатии государства; создать координационный орган; обеспечить межведомственную координацию относительно направлений деятельности в области публичной дипломатии; скорректировать финансирование публичной дипломатии; расширить деятельность в международной образовательной сфере и охват целевой аудитории на англоязычную, продвигать программы и проекты общественных организаций в западных странах; заниматься разработкой систем эффективности инструментов публичной дипломатии.
При анализе современных двусторонних отношений России и Великобритании определено, что наиболее рациональными и эффективными инструментами для налаживания российско-британских отношений являются культурная и цифровая дипломатия. Публичная дипломатия предоставляет ряд возможностей для дальнейшего развития двусторонних отношений и преодоления напряженности между странами.
Таким образом, сравнительный анализ предоставил возможность оценить схожие инструменты публичной дипломатии, используемые разными государствами, позволил сопоставить потенциал России и Великобритании в сфере публичной дипломатии, отметить сильные и слабые стороны, схожие и отличительные черты, рассмотреть возможности публичной дипломатии в налаживании двусторонних отношений.
Подобные работы
- Использование «мягкой силы» в странах Восточной Европы: анализ коммуникативных стратегий России и США
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ КИТАЯ, РОССИИ И США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Цифровая публичная дипломатия США и Канады: сравнительный анализ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Роль Британского совета во внешней политике Великобритании на современном этапе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - МУЗЕЙНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Американская массовая культура как инструмент «холодной войны» второй половины ХХ века (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - Жанровые характеристики дискурса цифровой дипломатии (на материале современного немецкого языка)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В СМИ США (1991-2020 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



