Психолого-педагогические условия развития самооценки младшего школьника
|
Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития самооценки младших школьников 8
1.1 Понятие и особенности развития самооценки детей младшего
возраста 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития самооценки
младших школьников с учетом особенностей возрастной психологии 15
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по реализации условий развития самооценки младших школьников 24
2.1 Изучение уровня самооценки младших школьников 24
2.2. Реализация условий по развитию самооценки у младших
школьников в МБОУ СОШ №2 с. Толбазы у учеников 2 класса 28
2.3. Контрольный этап исследования 32
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития самооценки младших школьников 8
1.1 Понятие и особенности развития самооценки детей младшего
возраста 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития самооценки
младших школьников с учетом особенностей возрастной психологии 15
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по реализации условий развития самооценки младших школьников 24
2.1 Изучение уровня самооценки младших школьников 24
2.2. Реализация условий по развитию самооценки у младших
школьников в МБОУ СОШ №2 с. Толбазы у учеников 2 класса 28
2.3. Контрольный этап исследования 32
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Самооценка является важным свойством человеческой личности. Формирование самооценки начинается в младшем школьном возрасте. От того, насколько правильно учитель будет помогать, и способствовать адекватной самооценке школьника, зависит и вся самооценка, с которой человек будет идти по жизни. Для успешного формирования самооценки учителю следует воспользоваться рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), который направлен на формирование личностных особенностей ученика. Главным стремлением современного отечественного образования является именно личностное развитие учеников, которые гарантируют образование компетенций, таких как саморазвитие, самосовершенствование, желание и умение учиться, развитие адекватной самооценки.
Ключевой стороной отечественной педагогики является опора на личностно-ориентированный подход к школьникам, исходя из которой, воспитательный и учебный процесс в начальной школе нацелен на самосовершенствование, то есть на самооценку, саморазвитие и воспитание школьника, осуществление его экологического потенциала, содействие в пробуждении и проявлении индивидуальности с самого первого класса.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что самооценка представляет собой нелёгкое по психологической сущности явление. Известно, что психологическая специфика самооценки детей младшего школьного возраста находится на менее исследованном этапе в теории и практике, чем в дошкольном и юношеском возрасте. Таким образом, вопросы возникновения и развития самооценки школьников младшего возраста получили очень значимый смысл.
В отечественной психологии и педагогике серьезно разрабатывали проблему самооценки следующие ученые и психологи: Ананьев Б.Г., Белобрыкина О.А., Божович Л.И., Запорожец А.В., Коменский Я.А., Крупская Н.К., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Макаренко А.С., Спиркина А.Г., Столин В.В., Сухомлинский В.А., Ушинский Н.Д., Чеснокова И.И., Эльконин Д.Б. и другие.
В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Это работы А.Б. Лариной, Е.А. Ральковой, Е.В. Сергеевой, И.Е. Сюсюкиной, А.Т. Фатуллаевой.
К практическим вопросам развития самооценки школьников в образовательном процессе обращаются в своих исследованиях многие психологи и педагоги: Т.Ю. Андрущенко, Е.Н. Васильева, Е.В. Дендеберя,
A. А. Дергунова, М.В. Ермолаева, А.В. Захарова, М.Г. Казакина,
B. Н. Калашникова, Е.А. Поляков, Е.И. Рогов, Б.В. Сергеева, И.Ю. Троицкая, Л.Ю. Фомина, А.А. Шилова и др. Однако в данных исследованиях не присутствует анализ организации психолого-педагогических условий для развития адекватной самооценки в младших школьников, что делает работу востребованной и актуальной.
Противоречие исследования состоит в том, что при большом количестве исследований по теме самооценки младшего школьника и разработке программ по ее коррекции, в теоретических исследованиях и практическом опыте недостает подробного анализа психолого¬педагогических условий, которые бы достоверно и эффективно работали над коррекцией самооценки и развитием адекватной самооценки у младших школьников.
Проблема исследования: психолого-педагогические условия развития самооценки у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития самооценки у младших школьников.
...
Ключевой стороной отечественной педагогики является опора на личностно-ориентированный подход к школьникам, исходя из которой, воспитательный и учебный процесс в начальной школе нацелен на самосовершенствование, то есть на самооценку, саморазвитие и воспитание школьника, осуществление его экологического потенциала, содействие в пробуждении и проявлении индивидуальности с самого первого класса.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что самооценка представляет собой нелёгкое по психологической сущности явление. Известно, что психологическая специфика самооценки детей младшего школьного возраста находится на менее исследованном этапе в теории и практике, чем в дошкольном и юношеском возрасте. Таким образом, вопросы возникновения и развития самооценки школьников младшего возраста получили очень значимый смысл.
В отечественной психологии и педагогике серьезно разрабатывали проблему самооценки следующие ученые и психологи: Ананьев Б.Г., Белобрыкина О.А., Божович Л.И., Запорожец А.В., Коменский Я.А., Крупская Н.К., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Макаренко А.С., Спиркина А.Г., Столин В.В., Сухомлинский В.А., Ушинский Н.Д., Чеснокова И.И., Эльконин Д.Б. и другие.
В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки младших школьников, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Это работы А.Б. Лариной, Е.А. Ральковой, Е.В. Сергеевой, И.Е. Сюсюкиной, А.Т. Фатуллаевой.
К практическим вопросам развития самооценки школьников в образовательном процессе обращаются в своих исследованиях многие психологи и педагоги: Т.Ю. Андрущенко, Е.Н. Васильева, Е.В. Дендеберя,
A. А. Дергунова, М.В. Ермолаева, А.В. Захарова, М.Г. Казакина,
B. Н. Калашникова, Е.А. Поляков, Е.И. Рогов, Б.В. Сергеева, И.Ю. Троицкая, Л.Ю. Фомина, А.А. Шилова и др. Однако в данных исследованиях не присутствует анализ организации психолого-педагогических условий для развития адекватной самооценки в младших школьников, что делает работу востребованной и актуальной.
Противоречие исследования состоит в том, что при большом количестве исследований по теме самооценки младшего школьника и разработке программ по ее коррекции, в теоретических исследованиях и практическом опыте недостает подробного анализа психолого¬педагогических условий, которые бы достоверно и эффективно работали над коррекцией самооценки и развитием адекватной самооценки у младших школьников.
Проблема исследования: психолого-педагогические условия развития самооценки у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития самооценки у младших школьников.
...
В ходе работы мы пришли к следующим выводам.
Определенной дефиниции самооценки в исследованиях нет, но мы под самооценкой будем понимать отражение знаний о себе, меру удовлетворенности собственной личностью. довольства собой. Самооценка имеет свои особенности, взаимодействует с мышлением, познавательной активностью, мотивационной и нравственной сферами. Самооценка зависит от общественного окружения ребенка, в котором он растет и развивается, в младшей школе наиболее значимыми факторами формирования самооценки являются школьные оценки, мнения педагога и сверстников.
Формирование самооценки у младших школьников требует особых условий: отделить оценку личности от оценки деятельности ребенка, отмечать и успехи, и недостатки, чтобы самооценка формировалась реалистичной, создавать ситуации успеха, чтобы ребенок почувствовал стремление достигать результаты, корректировать отношения детей между собой, создавать психологически комфортную для учебы обстановку и среду.
В младшем школьном возрасте самооценка еще неустойчива, но она уже имеет в своей основе не копирование или подражание, не оценивание других, а опору на личностное восприятие. Для младшего школьника важна ситуация успеха как основа оценивания себя, укрепления самооценки, и педагог может гибко управлять развитием самооценки у детей своего класса.
Наше исследование проводилось в МБОУ СОШ №2 с. Толбазы в эксперименте принимали участие 22 ребенка в возрасте 6-7 лет.
Мы провели исследование 22 детей по методикам «Лесенка», «Три вопроса» и методике Дембо-Рубинштейн, и выявили 5 детей с завышенной самооценкой и 2 неуверенных детей. Мы спроектировали и провели цикл занятий по программе социально-педагогической поддержки и коррекции ребенка на основе программы С.В. Крюковой и Н.П. Слободняк «Я учусь владеть собой».
После коррекционных занятий неуверенность в себе полностью ушла, а у детей с завышенной самооценкой она пришла к норме у трех человек, что доказывает эффективность предложенной системы занятий. В процессе исследования был проведен анализ теоретической психолого¬педагогической, учебно-методической и вспомогательной литературы по проблеме формирования самооценки младших школьников и определены психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно
корректировать развитие самооценки младшего школьника в образовательном процессе начальной школы. К этим условиям отнесено использование позитивной общественной оценку деятельности
нерешительных учащихся; предоставление каждому ученику оценивания результатов его деятельности; привлечение учащихся к взаимной оценке деятельности и самооценке. Таким образом цель и задачи исследования выполнены.
Определенной дефиниции самооценки в исследованиях нет, но мы под самооценкой будем понимать отражение знаний о себе, меру удовлетворенности собственной личностью. довольства собой. Самооценка имеет свои особенности, взаимодействует с мышлением, познавательной активностью, мотивационной и нравственной сферами. Самооценка зависит от общественного окружения ребенка, в котором он растет и развивается, в младшей школе наиболее значимыми факторами формирования самооценки являются школьные оценки, мнения педагога и сверстников.
Формирование самооценки у младших школьников требует особых условий: отделить оценку личности от оценки деятельности ребенка, отмечать и успехи, и недостатки, чтобы самооценка формировалась реалистичной, создавать ситуации успеха, чтобы ребенок почувствовал стремление достигать результаты, корректировать отношения детей между собой, создавать психологически комфортную для учебы обстановку и среду.
В младшем школьном возрасте самооценка еще неустойчива, но она уже имеет в своей основе не копирование или подражание, не оценивание других, а опору на личностное восприятие. Для младшего школьника важна ситуация успеха как основа оценивания себя, укрепления самооценки, и педагог может гибко управлять развитием самооценки у детей своего класса.
Наше исследование проводилось в МБОУ СОШ №2 с. Толбазы в эксперименте принимали участие 22 ребенка в возрасте 6-7 лет.
Мы провели исследование 22 детей по методикам «Лесенка», «Три вопроса» и методике Дембо-Рубинштейн, и выявили 5 детей с завышенной самооценкой и 2 неуверенных детей. Мы спроектировали и провели цикл занятий по программе социально-педагогической поддержки и коррекции ребенка на основе программы С.В. Крюковой и Н.П. Слободняк «Я учусь владеть собой».
После коррекционных занятий неуверенность в себе полностью ушла, а у детей с завышенной самооценкой она пришла к норме у трех человек, что доказывает эффективность предложенной системы занятий. В процессе исследования был проведен анализ теоретической психолого¬педагогической, учебно-методической и вспомогательной литературы по проблеме формирования самооценки младших школьников и определены психолого-педагогические условия, позволяющие эффективно
корректировать развитие самооценки младшего школьника в образовательном процессе начальной школы. К этим условиям отнесено использование позитивной общественной оценку деятельности
нерешительных учащихся; предоставление каждому ученику оценивания результатов его деятельности; привлечение учащихся к взаимной оценке деятельности и самооценке. Таким образом цель и задачи исследования выполнены.
Подобные работы
- Развитие самостоятельности младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Развитие навыков сотрудничества у младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Формирование психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия коррекции тревожности младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия развития учебного самоконтроля
у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности самооценки младшего школьника
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020





