ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМЫ 8
1.1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 8
1.1.2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НАРУШЕНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 11
1.1.3. ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
1.2. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 15
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦВЕТОТЕРАПИИ 21
1.3.1. ЦВЕТОТЕРАПИЯ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА .. 21
1.3.2. ВЛИЯНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦВЕТОВ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА 27
1.4. ВОЗМОЖНОСТИ ЦВЕТОТЕРАПИИ В ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 32
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.2. АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП 41
2.3. ПРОГРАММА ЦВЕТОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 51
2.4. АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДО И ПОСЛЕ КУРСА ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ 56
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
На современном этапе развития психологии и педагогики такой предмет для научного обсуждения как эмоциональное состояние личности является наиболее сложным. Значимость рассмотрения эмоциональной сферы предопределена поиском закономерностей в онтогенезе человеческой психики, определением существующих внутренних связей, степени их зависимости и влияния на другие области жизнедеятельности человека. Другими словами, можно сказать, что исследование эмоциональной сферы личности является важным не только в теоретическом аспекте, но и обладает практической ценностью [Черная, Волкова].
Опираясь на результаты опубликованных специалистами исследований, можно констатировать, что сегодня проблема эмоционального неблагополучия детей не только не теряет своей актуальности, но и обостряется поскольку имеет выраженную тенденцию роста случаев нарушений в эмоционально¬волевой сфере.
На данный факт указывают многие авторы, в том числе Е.С. Саунина, согласно которой в последние годы стремительно увеличивается количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в виде повышенной тревожности, увеличенного количества страхов, агрессивности поведения, гиперактивности, неадекватности самооценки [Саунина].
Ю.Г. Вашурина к указанному выше списку добавляет эмоциональную неустойчивость и враждебность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими [Вашурина].
Подобные характеристики личности ребенка ведут к трудностям в становлении межличностного общения детей, которые, по мнению А.В. Литовкиной, О.Н. Ереминой и А.В. Хайминовой, обусловлены дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других [Литовкина, Еремина, Хайминова].
В тоже время оптимальное формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. В связи с этим, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы детей имеет большое значение для успешного будущего подрастающего поколения.
Коррекция эмоционально-волевой сферы - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности ребенка, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями [Акатьева, Киселева].
На сегодняшний день цветотерапия незаслуженно редко используется в профилактической и коррекционной деятельности педагогов-психологов.
Интересуясь данным методом более 3 лет и тесно взаимодействуя в процессе работы с другими психологами, можем отметить, что крайне мало специалистов практикуют применение метода цветотерапии в ходе профессиональной деятельности.
Данный факт накладывает отпечаток на недостаточный объем научных исследований по привлечению метода цветотерапии в практику педагогов- психологов, невысокий уровень методических знаний специалистов о возможностях применения цветотерапии.
Чаще всего цветотерапия используется в качестве вспомогательного метода в арт-терапии, музыкотерапии, что не в полной мере отражает ее психолого-педагогический потенциал.
Таким образом, возникает противоречие между возможностью реального практического использования изобразительной деятельности как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей и недостаточно широким использованием метода цветотерапии в реабилитационной практике...
Данная работа заключалась в оценке влияния цветотерапии на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Важнейшим моментом настоящего исследования явилась разработка и последующая реализация программы по коррекции эмоционально-волевой сферы детей.
Согласно результатам повторной диагностики метод цветотерапии продемонстрировал свою эффективность. Так, первая гипотеза исследования о том, что процесс оптимизации эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективным, если в качестве основного метода применить цветотерапию, подтвердилась. Вторая гипотеза исследования, предполагающая, что цветотерапия как метод воздействия на эмоционально волевую сферу позволяет скорректировать уровень самооценки детей, уменьшить количество страхов у детей, снизить уровень тревожности у детей, нивелировать агрессивность у детей также нашла свое подтверждение.
Разработанный и апробированный нами цикл занятий, основанных на методе цветотерапии, может быть использован специалистами реабилитационных центров и образовательных учреждений в работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.
Перспективным направлением настоящего исследования видится включение в выборку испытуемых детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, расширение возрастного диапазона респондентов и увеличение численности исследуемых параметров. Например, наряду с изученными нами параметрами эмоционально-волевой сферы возможно также добавить собственно эмоции, настроение, чувства, ряд волевых качеств человека (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность).
1. Акатьева К.А., Киселева М.М. Система комплексной помощи детям с ДЦП в Курганской области // Современные образовательные технологии вподготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции. 2017. С. 518-521.
2. Бектаева А.Э. Цветотерапия: психология цвета // Проблемысовременной науки и образования. 2020. № 2 (147). С. 84-92.
3. Белова Е.А. Изотерапия и цветотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // Социальная сфера, экономика и управление: вопросы теории и практики: сборник статей. Йошкар- Ола, 2017. С. 132-135.
4. Бильданова В.Р. Приемы психологической саморегуляции в деятельности учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
2013. Спецвыпуск № 01. С. 1-8. URL: https://e-koncept.ru/2013/13501.htm(дата обращения: 09.12.2021).
5. Бичерова Е.Н. Особенности эмоциональных состояний младших школьников с разной успеваемостью // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 40-46.
6. Браэм Г. Психология цвета / Гаральд Браэм; пер. с нем. М.В. Крапивкиной. М.: ACT: Астрель, 2009. 158 с.
7. Буренкова О.А. Роль цвета в развитии эмоционально-чувственной сферы личности // Международный журнал экспериментального образования.
2014. № 7-1. С 81.
8. Вашурина Ю.Г. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью психогимнастики / Ю.Г. Вашурина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 173-176.
9. Веснина Н.Н. «Капельки дождя»: программа по оказанию коррекционно-развивающей помощи семьям с детьми с РАС. Пыть-Ях, 2015. 96 с.
10. Волкова К.Э., Бартенева Ю.В. Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 1 (22). С. 13-16.
11. Гимаева Р.М., Колесникова Т.А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 07 (июль). URL: https://e-koncept.ru/2015/15248.htm(дата обращения: 15.03.2022).
12. Гиматова Р.А. Специфика коррекционной работы с детьми в
эмоционально-волевой сфере // Студенческий научный форум-2014: мат-лы VI Международной студенческой научной конференции. URL:
https://scienceforum.ru/2014/article/2014002116 (дата обращения: 02.10.2021).
13. Данилова М.В., Трофимова В.В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 901-904.
14. Джиоева Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 89-92.
15. Журавлева А.Ю. Влияние цветовой терапии на купирование болевого синдрома у пациентов с головными болями на фоне остеохондроза: дисс.канд.псих.наук: 14.03.11. М.: Рос. науч. центр мед. реабилитации и курортологии, 2017. 112 с....(55)