ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ .... 10
1.1. СУБЪЕКТЫ ГРУППЫ РИСКА 10
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, СОЗДАЮЩИЕ РИСК ДОРОЖНО
ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ 27
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ 34
ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМЫ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 34
ОЦЕНКА ИСПОЛНИМОСТИ (СОБЛЮДЕНИЯ) ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ 63
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ 72
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 72
3.1 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЕЙШИХ КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ 72
ЗАРУБЕЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 80
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
Актуальность исследования определяется тем, что безопасность дорожного движения выступает одним из социально-значимых факторов обеспечения национальной безопасности. В этой связи уделяется значительное внимание регулярному проведению мониторинга динамики и причин ДТП, их разновидностей и особенностей.
Несмотря на сокращение аварийности как по Тюменской области, так и по стране в целом, должностные лица, от действий которых зависит безопасность дорожного движения, не должны пребывать в состоянии расслабленности относительно задач своей работы [Тимоховец, Чичиланова, с. 3-8]. Во-первых, отдельные регионы всё же демонстрируют рост и общего количества, и тяжести ДТП, во-вторых, даже 5 смертельных исходов на 100 происшествий- негативный результат. Недостатком абсолютных показателей является невозможность их применения для сравнения уровней безопасности дорожного движения на территориях с различной численностью населения и уровнем автомобилизации [Майборода, с. 41].
Особое значение для достижения целей национального проекта «Безопасные качественные дороги» приобретает разработка эффективных путей противодействия нарушению Правил дорожного движения. В совокупности таких факторов, как улучшение дорожного покрытия по территории страны, применение новейших технологий и контроль за исполнением Правил, по мнению автора, приведут к сокращению нарушений водителями, и соответственно снижению уровня аварийности на дороге.
В рамках настоящего исследования была проведена работа по изысканию различных причин, по которым совершаются правонарушения и преступления в области безопасности дорожного движения. Выделены особо значимые аспекты, такие как употребление алкоголя, а также безответственность при вождении, при котором следует проявлять максимальную осторожность.
Исследована ответственность за виновность в аварии. Автор не занимается вопросом устрашения наказания и созданием новых законов. Наоборот, современное законодательство сравнивается с редакциями прошлых лет для понимания того, что все полезное достаточно емко придумали ещё в прошлом столетии.
Разумеется, что виновность повлечет за собой ответственность по главе 12 Кодекса об административных правонарушениях. Помимо административной ответственности охватывается и уголовная, поскольку не редки случаи совершения преступлений, предусмотренных главой 27 УК РФ. Как субъекты - виновники совершения ДТП в исследовании рассматриваются не только водители, но и пешеходы, пассажиры, иные лица, которые автор объединил в «группу риска». Должностные лица и подчиненные им организации также рассматриваются как формально ответственные за отдельные случаи дорожных происшествий.
Скоординированные и грамотные действия субъектов государства призваны уменьшить тяжесть последствий дорожно -транспортных происшествий. Поэтому определение направлений и принципов эффективного управления безопасностью дорожного движения выступает одним из важнейших элементов государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности. Рассматривая вопросы безопасности дорожного движения и комментируя работу ответственных органов, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации отметил еще в марте 2015 года, что эта проблема продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере обеспечения национальной безопасности.
Согласно растущему уровню автоматизации жизни общества, увеличению темпов жизни и числа автомобилей на дорогах страны, понятно, что значение автомобильного транспорта в жизни россиян будет только расти, а поиск путей повышения безопасности участников дорожного движения становится все более актуальной проблемой. Тяжелые последствия дорожно-транспортных происшествий негативным образом сказываются и на экономике страны в соответствии с гибелью и ранением людей, утратой ими трудоспособности, а также повреждением и потерей материальных ценностей.....
Современное общество активно преобразовывается под влиянием социальных, экономических и технологических прорвывов. При реализации проектов, направленных на повышение безопасности и уровня жизни, внедряются новейшие разработки в отрасли дорожной инфраструктуры.
В результате мы получаем продукт разработок транспортноинтеллектуальной системы и последнего слова технологий в совокупности. От обеспечения надлежащего уровня качества их функций зависит в первую очередь благополучие людей, их здравствие, а уже только потом комфорт.
В совокупности таких факторов, как улучшение дорожного покрытия по территории страны, применение новейших технологий и контроль за исполнением Правил, по мнению автора, приведут к сокращению нарушений водителями, и соответственно снижению уровня аварийности на дороге.
По результатам работы автором опровергнута идея о прямо пропорциональности жесткости правил дорожного движения их соблюдению.
В первой главе рассмотрены субъективные и объективные факторы, влияющие на количество совершения дорожно-транспортных происшествий, определили группу риска, рассмотрели органы, наделенные полномочиями по обеспечению безопасности на дорогах, их подведомственные организации, затронули Положения о полномочиях этих органов.
Рассмотрена роль трасологической экспертизы при идентификации лиц, сокрывшихся с места ДТП. Очевидно приносится польза не только для расследования уголовных и административных дел, но и для осуществления объективного рассмотрения дела в суде, не основанное только на показаниях свидетелей и очевидцев. Это обеспечивает ясность процесса помогает сопоставить очевидные детали с едва заметными, обнаружить следы, по которым возможно достоверно определить виновника, что поспособствует достижению истины.
В результате исследования причин дорожно-транспортных происшествий можно отметить, что в Тюменской области объективная составляющая факторов дорожно-транспортных происшествий мала, что не может не радовать. В нашем регионе качественные дороги, техника и условия для безопасного вождения. Внешние условия на дорогах в Тюменской области позволяют вести автомобиль безопасно и осмотрительно.
Во второй главе проанализировано современное административное и уголовное законодательство, касающееся нарушений Правил дорожного движения. Сравнены отдельные положения, претерпевшие значительные изменения. При анализе сравнений, можно заметить тенденцию государства к снижению размера наказания за определенные преступления, к чему автор относится положительно. Не всегда законодатель стремится устрашить наказание во исполнение. Это и подтверждает главная мысль исследования - не большие штрафы и сроки лишения прав и свобод должны предотвращать происшествия на дорогах. Это один из инструментов воздействия на участников дорожного движения, но он не должен быть единственным.
Проведен сбор данных по вопросу «Соблюдение Правил дорожного движения жителями города Тюмени» аналитическим и анкетированным методом. Полученные результаты зафиксированы в выводе параграфа 2.2.
В целом, можно сделать вывод, что уровень соблюдения Правил среди опрошенных лиц достаточно высок, за исключением моментов, где водители ошибочно без остатка полагаются на избежание негативных последствий, либо относятся к их наступлению безразлично.
Увеличение размеров штрафа, ограничения или лишения свободы в мышлении лиц не тождественны с совершаемыми ими нарушениями. Надежда на избежание ответственности как ввиду отсутствия фиксации совершения нарушения, так и самонадеянность на собственную личность, русское «авось пронесёт», «не поймают», привлечение к ответственности не сразу после совершения вследствие загруженности следственных органов и, к сожалению, волокиты - всё это рано или поздно формирует мышление о безнаказанности.
Для снижения уровня административных правонарушений, и, как следствие, дорожно-транспортных происшествий, законодателю надо действовать исходя из этого мышления, искоренять его, а заодно и предпринимать достаточные меры для предотвращения заранее, с физической точки зрения.....
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 01.07.2020 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»: от 30 декабря 2001 №195-ФЗ: по сост. на 17.05.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 26 января 1996 №14-ФЗ: по сост. на 01.01.2022 // Консультант Плюс: справочноправовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от
18 декабря 2001 №174-ФЗ: по сост. на 28.04.2023 // «Консультант Плюс:
справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 №63-ФЗ: по сост. на 28.04.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Уголовный Кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 № 63- ФЗ: в редакции №1 от 01.01.1997 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: федеральный закон от 08 ноября 2007 №259-ФЗ: по сост. на 21.11.2022 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 №3-ФЗ: по сост. на 29.12.2022 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федеральный закон от 22 ноября 1995 №171-ФЗ: по сост. на 28.04.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»: федеральный закон от 23 июля 2013 №196- ФЗ: по сост. на 31.12.2014 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 №44-ФЗ: по сост. на 29.05.2023 // Консультант Плюс: справочноправовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ: по сост. на 29.05.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2017 №443-ФЗ: по сост. на 28.04.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 17 июня 2019 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. №25, Ст. 3166.
Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 08 ноября 2007 №257-ФЗ: по сост. на 28.04.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.....38