СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1. Сущность и основные аспекты стратегического управления 6
1.2. Структура стратегического управления на предприятии 14
1.3. Особенности стратегического управления на предприятии пищевой промышленности 20
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХЛЕБО-, ХЛАДОКОМБИНАТ» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат» 27
2.2. SWOT - анализ предприятия ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат» 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХЛЕБО-,ХЛАДОКОМБИНАТ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 6
1.1. Сущность и основные аспекты стратегического управления 6
1.2. Структура стратегического управления на предприятии 14
1.3. Особенности стратегического управления на предприятии пищевой промышленности 20
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХЛЕБО-, ХЛАДОКОМБИНАТ» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат» 27
2.2. SWOT - анализ предприятия ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат» 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ХЛЕБО-,ХЛАДОКОМБИНАТ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Стратегическое управление стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Актуальность данной темы, рассматриваемой на примере одного из предприятий пищевой промышленности, обусловлена тем, что в настоящее время в России наблюдается отрицательная динамика развития хлебопекарной промышленности. В основном это связано с реорганизацией или ликвидацией крупных хлебозаводов в регионах, связанных с низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. В настоящее время, например, функционирует более 50 тыс. хлебопекарных предприятий, среди которых белее 70% представляют собой малые и средние пекарни. Крупные хлебозаводы почти во всех регионах в состоянии удовлетворить потребности населения в хлебопекарной продукции, однако их мощности задействованы не полностью.
Конкурентоспособность предприятия в значительной мере зависит от правильности выбранной стратегии, ее реализации, следовательно, от эффективной работы менеджеров в области стратегического управления. Поэтому в современных условиях развития российской экономики одной из актуальных проблем прикладного характера на предприятиях пищевой промышленности становится разработка методологических и методических основ стратегического управления.
Кризис российской экономики в 2014-2016 гг. заставил руководство предприятий по-новому взглянуть на роль стратегического управления.
Правильно подстроится под платежеспособный спрос и успешно конкурировать на рынке - основная задача деятельности предприятия, ориентированного на рынок, что достигается по средствам формирования и реализации стратегии. Проблема стратегического управления особенно актуальна для предприятий пищевой промышленности как основы обеспечения продовольственной безопасности России. В настоящий момент в целом отрасль пищевой промышленности занимает одно из лидирующих положений в российской экономике по темпам роста, валовому объему и номенклатуре продукции, а также уровню требований, предъявляемых к организации производственного процесса и качеству выпускаемых продуктов. Наряду с этим продовольственный комплекс признан социально значимым сектором экономики, от успешного функционирования которого зависит уровень жизни населения.
Объектом данного исследования является ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат» - одно из крупнейших предприятий хлебопекарной отрасли Белгородской области, поставляющее на региональный рынок более 52 наименований хлебопекарной продукции.
Предметом исследования выступает система стратегического управления промышленного предприятия пищевой промышленности, направленная на повышение эффективности и результативности деятельности хозяйствующего субъекта.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического управления на ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат».
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи исследования:
— изучить теоретические основы стратегического управления и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
— провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат»;
— всесторонне изучить организацию стратегического управления на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического управления;
— проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
— разработать мероприятия по совершенствованию стратегического управления на предприятии.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Стратегическое управление стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Актуальность данной темы, рассматриваемой на примере одного из предприятий пищевой промышленности, обусловлена тем, что в настоящее время в России наблюдается отрицательная динамика развития хлебопекарной промышленности. В основном это связано с реорганизацией или ликвидацией крупных хлебозаводов в регионах, связанных с низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. В настоящее время, например, функционирует более 50 тыс. хлебопекарных предприятий, среди которых белее 70% представляют собой малые и средние пекарни. Крупные хлебозаводы почти во всех регионах в состоянии удовлетворить потребности населения в хлебопекарной продукции, однако их мощности задействованы не полностью.
Конкурентоспособность предприятия в значительной мере зависит от правильности выбранной стратегии, ее реализации, следовательно, от эффективной работы менеджеров в области стратегического управления. Поэтому в современных условиях развития российской экономики одной из актуальных проблем прикладного характера на предприятиях пищевой промышленности становится разработка методологических и методических основ стратегического управления.
Кризис российской экономики в 2014-2016 гг. заставил руководство предприятий по-новому взглянуть на роль стратегического управления.
Правильно подстроится под платежеспособный спрос и успешно конкурировать на рынке - основная задача деятельности предприятия, ориентированного на рынок, что достигается по средствам формирования и реализации стратегии. Проблема стратегического управления особенно актуальна для предприятий пищевой промышленности как основы обеспечения продовольственной безопасности России. В настоящий момент в целом отрасль пищевой промышленности занимает одно из лидирующих положений в российской экономике по темпам роста, валовому объему и номенклатуре продукции, а также уровню требований, предъявляемых к организации производственного процесса и качеству выпускаемых продуктов. Наряду с этим продовольственный комплекс признан социально значимым сектором экономики, от успешного функционирования которого зависит уровень жизни населения.
Объектом данного исследования является ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат» - одно из крупнейших предприятий хлебопекарной отрасли Белгородской области, поставляющее на региональный рынок более 52 наименований хлебопекарной продукции.
Предметом исследования выступает система стратегического управления промышленного предприятия пищевой промышленности, направленная на повышение эффективности и результативности деятельности хозяйствующего субъекта.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического управления на ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат».
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи исследования:
— изучить теоретические основы стратегического управления и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
— провести комплексный анализ деятельности предприятия, оценить основные показатели его деятельности, выявить значимые тенденции развития ООО «Старооскольский хлебо-, хладокомбинат»;
— всесторонне изучить организацию стратегического управления на исследуемом предприятии, выявить недостатки в организации стратегического управления;
— проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
— разработать мероприятия по совершенствованию стратегического управления на предприятии.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Определение и реализация стратегии относятся к числу сложных и трудоёмких работ, которые на отечественных предприятиях пищевой промышленности никогда не выполнялись на должном уровне. Отсутствие четко разработанной стратегии развития создает потенциальные проблемы с привлечением инвестиций, так как наличие обоснованной и достаточно глубоко проработанной стратегии развития предприятия является обязательным условием, выдвигаемым инвесторами и партнерами. Определение стратегических направлений развития предусматривает формулирование так называемого стратегического видения (или образа будущего предприятия), в котором устанавливается предназначение предприятия, его нацеленность на удовлетворение определенных рыночных потребностей. Недооценка роли стратегического управления является основной причиной того, что у предприятия нет средне- и долгосрочных взаимоувязанных функциональных стратегий. Именно поэтому в настоящее время эта проблема столь актуальна.
Теоретические основы стратегического управления широко изучены отечественными и зарубежными учёными но, к сожалению, не реализуется российскими предприятиями.
В данном исследовании стратегия предприятия пищевой промышленности рассматривалась на базе предприятия ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат». ООО «Старооскольский хлебо- ,хладокомбинат» занимает лидирующие позиции на рынке области. Финансовое состояние предприятия за анализируемый период можно назвать удовлетворительным. ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» за 2014¬2016 гг. стал более финансово устойчивым предприятием, но стало более зависимым от финансирования оборотных средств за счет заемных источников, однако в свою очередь можно также говорить о том, что предприятие в состоянии рассчитаться со своими обязательствами.
Нами была проанализирована стратегия ООО «Старооскольский хлебо- ,хладокомбинат» в разрезе следующих функциональных стратегий: стратегии маркетинга, производства, НИОКР и управления персоналом.
Маркетинговая стратегия ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» состоит в ориентации своей продукции на широкий круг потребителей. Для более обеспеченного потребителя предприятие выпускает дорогостоящие высококачественные кондитерские изделия. Для низших слоёв населения ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» производит хлебобулочные изделия по более низким ценам. Производственная стратегия ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» заключается в производстве продукции, удовлетворяющей спросу потребителей, необходимого ассортимента и качества. Производственная стратегия опирается на стратегию маркетинга и тесно с ней взаимодействует. Стратегия НИОКР базируется на научно¬технических прогнозах и формируется с учетом возможных технологических прорывов и открытий в различных областях в тот период, на который разрабатывается стратегия. ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» не реализует стратегию НИОКР. Стратегия управления персоналом на ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» опирается на человеческий потенциал, как на основу организации.
Несмотря на разработанные стратегии по этим направлениям, чётко выраженной стратегии развития у ООО «Старооскольский хлебо- ,хладокомбинат» нет.
Во втором разделе был проведён SWOT-анализ, давший возможность получить обзорную оценку стратегического состояния предприятия. Предприятие использует свои сильные стороны и возможности внешней среды для повышения конкурентоспособности, свои сильные стороны на устранение угроз внешней среды, а возможности внешней среды на устранение слабых сторон предприятия.
В качестве миссии была предложена следующая формулировка: «Наша цель - наиболее полное удовлетворение потребностей людей в высококачественных хлебобулочных, кондитерских, изделиях, натуральном мороженном в широком ассортименте, лучше, качественнее, быстрее и эффективнее наших конкурентов, за счёт высококвалифицированного персонала, прогрессивного оборудования и современных технологий».
Стратегическое управление должно обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегическое управление придает предприятию определенность, индивидуальность, которые позволяют ему привлекать определенные типы работников и помогают успешно производить и продавать изделия или услуги.
Теоретические основы стратегического управления широко изучены отечественными и зарубежными учёными но, к сожалению, не реализуется российскими предприятиями.
В данном исследовании стратегия предприятия пищевой промышленности рассматривалась на базе предприятия ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат». ООО «Старооскольский хлебо- ,хладокомбинат» занимает лидирующие позиции на рынке области. Финансовое состояние предприятия за анализируемый период можно назвать удовлетворительным. ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» за 2014¬2016 гг. стал более финансово устойчивым предприятием, но стало более зависимым от финансирования оборотных средств за счет заемных источников, однако в свою очередь можно также говорить о том, что предприятие в состоянии рассчитаться со своими обязательствами.
Нами была проанализирована стратегия ООО «Старооскольский хлебо- ,хладокомбинат» в разрезе следующих функциональных стратегий: стратегии маркетинга, производства, НИОКР и управления персоналом.
Маркетинговая стратегия ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» состоит в ориентации своей продукции на широкий круг потребителей. Для более обеспеченного потребителя предприятие выпускает дорогостоящие высококачественные кондитерские изделия. Для низших слоёв населения ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» производит хлебобулочные изделия по более низким ценам. Производственная стратегия ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» заключается в производстве продукции, удовлетворяющей спросу потребителей, необходимого ассортимента и качества. Производственная стратегия опирается на стратегию маркетинга и тесно с ней взаимодействует. Стратегия НИОКР базируется на научно¬технических прогнозах и формируется с учетом возможных технологических прорывов и открытий в различных областях в тот период, на который разрабатывается стратегия. ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» не реализует стратегию НИОКР. Стратегия управления персоналом на ООО «Старооскольский хлебо-,хладокомбинат» опирается на человеческий потенциал, как на основу организации.
Несмотря на разработанные стратегии по этим направлениям, чётко выраженной стратегии развития у ООО «Старооскольский хлебо- ,хладокомбинат» нет.
Во втором разделе был проведён SWOT-анализ, давший возможность получить обзорную оценку стратегического состояния предприятия. Предприятие использует свои сильные стороны и возможности внешней среды для повышения конкурентоспособности, свои сильные стороны на устранение угроз внешней среды, а возможности внешней среды на устранение слабых сторон предприятия.
В качестве миссии была предложена следующая формулировка: «Наша цель - наиболее полное удовлетворение потребностей людей в высококачественных хлебобулочных, кондитерских, изделиях, натуральном мороженном в широком ассортименте, лучше, качественнее, быстрее и эффективнее наших конкурентов, за счёт высококвалифицированного персонала, прогрессивного оборудования и современных технологий».
Стратегическое управление должно обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегическое управление придает предприятию определенность, индивидуальность, которые позволяют ему привлекать определенные типы работников и помогают успешно производить и продавать изделия или услуги.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Оценка уровня конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Стратегическое планирование на предприятии (Алтайский Государственный Технический Университет)
Курсовые работы, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация логистического сервиса в управлении закупочной деятельностью пищевого предприятия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование современной системы управления на предприятии
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы менеджмента на примере АО «Виртекс»
Бакалаврская работа, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



