СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ КАК
ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ 8
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ 8
ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ 11
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ
ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 18
КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ОСНОВНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 18
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ
СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ 27
ГЛАВА 3. О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 39
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ 39
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Актуальность темы исследования. Изучение феномена государства всегда было достаточно противоречивым процессом, поскольку само понятие государства, его содержание, элементы, формы, классификации и иные связанные категории в теоретическом и практическом аспектах довольно неоднозначны, а, учитывая, прямое политическое влияние, усложняются еще и постоянным изменением, навеянным различными экономическими, социальными, культурными и иными событиями. Так, вырабатываемый последние годы курс, к которому стремится Россия как государство, в частности, направленный на укрепление и развитие самобытности, также накладывает определенные смыслы. Проведенная в 2020 году конституционноправовая реформа во многом определила новую правовую реальность, обозначив основные «опоры» российской государственности.
Кроме того, в настоящее время отсутствует четкая и актуальная классификация форм правления, что создает дополнительные варианты ее определения и порождает бесконечные споры.
Форма правления, как и любой другой элемент государства, определяет главным образом то, как будет построена система публичной власти, как будет осуществляться взаимодействие органов государственной власти между собой и народом, как единственным источником их власти. В целом, этот элемент определяет то, каким будет государство.
Ценность данного исследования носит не только теоретический характер несмотря на то, что большая часть работы будет посвящена анализу нормативной характеристики формы правления. От того, насколько форма правления соотносится с имеющимися потребностями государства, зависит дальнейшее развитие России, преодоление различного рода кризисов.
Можно сказать, что изучение формы правления имеет смысл для определения одного из основных правовых принципов государственного механизма - формы взаимодействия различных институтов власти.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, регулирующие организацию верховной власти в современном российском государстве.
Предметом диссертационного исследования являются такие институты (субъекты), как Президент, Федеральное собрание, Правительство, в частности, порядок их образования и прекращения деятельности, полномочия, взаимодействие друг с другом, роль в определении направления деятельности государства, значимость в процессе осуществления государственной власти, взаимодействие с населением, а также практическая реализованность конституционных положений в этой сфере.
Цель исследования. Учитывая вариативность подходов к определению формы правления, в данной работе не преследуется цель с абсолютной точностью определить ее для России, автор скорее стремится выделить основные сущностные характеристики формы правления, а также сформулировать наиболее приемлемые, по своему мнению, способы взаимодействия верховной власти для дальнейшего развития государства.
Задачи исследования:
рассмотреть существующие подходы к определению понятия формы правления, а также ее классификации;
проанализировать конституционные положения, определяющие правовой статус основных органов государственной власти, их взаимодействие;
определить основополагающие черты российского государственного устройства;
соотнести выявленные черты с имеющимися теоретически устойчивыми вариантами форм правления;
выявить, насколько конституционно-закрепленные положения соотносятся друг с другом (внутреннее и общее непротиворечие) и с действительностью;
определить возможные варианты оптимизации государственного устройства в контексте взаимодействия органов государственной власти, оценить возможности видоизменения (эволюции) российской формы правления....
Анализ существующих подходов к определению понятия формы правления позволяет заключить, что «форма правления» является базовым элементом исследования теории государства, наряду с другими его формами — государственным устройством и политическим режимом, рассматривающимися в совокупности.
О формах правления (государства) писали еще во времена первых цивилизаций и что важно, некоторые из представленных тогда концепций воспринимаются до сих пор. С классификациями дело обстоит сложнее - в настоящее время мы становимся участниками живой дискуссии устоявшейся теории и неоднозначной и гибкой практики. Большинство исследователей, как это уже было обозначено ранее, продолжают рассуждать о форме правления в контексте классификаций, «проверенных временем», тем не менее и внутри этих классификаций также продолжаются свои споры - Россия - республика президентская или смешанная?
В данной работе автор предпринял попытку провести анализ каждой из устоявшихся форм правления, перечислив их конкретные отличительные элементы, обозначенные в теоретических трудах и являющиеся наиболее обобщенными. Далее, путем подробного рассмотрения конституционного текста, закрепляющего полномочия органов государственной власти, стоящих во главе системы разделения властей, провел аналогию с теоретическими концепциями и пришел к выводу о том, что российская форма правления является гибридной и уникальной. Охарактеризовать ее в качестве президентской, смешанной или суперпрезидентской, нельзя.
Мы придерживаемся мнения об атипичности большинства современных форм правления, в том числе и российской. К примеру, Варнавский А.Г. отмечает, что границы между «классическими» разновидностями республиканских форм правления начали размываться еще в последние десятилетия XX века. В настоящее время возникают новые формы, иногда имеющие мало общего с твердо определенными ранее формами, с точки зрения чистоты их признаков [Варнавский, с. 104]. Отметим, что именно на чистоту этих признаков и делался упор при проведении данного исследования.
Таким образом, форма правления в России не статична и подвергалась кардинальным изменениям на всем своем историческом пути. Переход от монархии к республике - явление далеко не исключительно российское, тем не менее, у нас этот этап также проходил своеобразно. В конечном счете к 2023 году Россия является государством, система власти в котором почти полностью подчинена Президенту и его воле, признаки парламентаризма выражены крайне слабо или отсутствуют вовсе, исполнительная власть приобретает все большее значение (существенную роль играет и Администрация Президента).
Стоит еще раз отдельно обозначить, что и основной закон государства также является довольно гибким и удобным в руках существующей власти, переход от одной разновидности формы правления к другой может произойти путем внесения нескольких поправок, определяющих полномочия Президента и Государственной Думы. Однако, по нашему мнению, существенных сдвигов в балансе полномочий этих двух субъектов в ближайшее время не планируется, по крайней мере не в сторону усиления парламентских полномочий. Вместе с тем, в Российской Федерации сохраняются проблемы с пониманием и воплощением системы сдержек и противовесов, разделение властей уступает место единой системе публичной власти, во главе которой опять же находится Президент.
Многие авторы склонны находить положительные черты в сложившемся российском авторитаризме - они действительно есть и были обозначены ранее, главные из них - стабильность и в некотором роде обуславливающий существование этой системы социальный заказ. С первым утверждением автор не совсем согласился в последней главе, а насчет социального заказа (запроса) можно отметить следующее - хочется надеяться на то, что общественном сознании произойдет некоторый сдвиг в сторону ответственности каждого человека (гражданина) за свою судьбу, потому как сосредоточение большинства властных полномочий в руках одного человека (органа) опасно и непредсказуемо. В Российской Федерации должны быть созданы и развиты институты, позволяющиеся повысить вовлеченность населения в политическую и правовую повестки....
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с изменениями на 14 марта 2020 года) // Российская газета. 1993. № 237.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1- ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
Федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 года № 4- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. № 45. Ст. 7061.
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5- ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 года) // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2021 года) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ«О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями на 5 апреля 2021 года) // СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 171.
Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. № 52 (ч.1). Ст. 8585.
Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями на 4 июня 2021 года) // СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
Федеральный закон от 08 мая 1994 года № З-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями на 21 декабря 2021 года)//СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74.
Федеральный закон от 08 декабря 2020 года № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 50 (ч.Ш). Ст. 8039.
Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 2021. №0001202112210031. URL: http://pLiblication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202112210031 (дата обращения: 04.02.2022).
Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями на 21 декабря 2021 года) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2021 года)» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 3.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 года № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ.
Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года № 1-П «По делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 года № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Российская газета. 1998.
Устав Тюменской области (с изменениями на 30 мая 2022 года). Вестник Тюменской областной Думы. 1995. № 7.
Информация по субъектам права законодательной инициативы о прохождении законопроектов и законов в Государственной Думе текущего созыва (данные СОЗД на 15.05.2023 16:42:07 по последнему событию прохождения). URL: https://sozd.duma.gov.ru/stat/spzigd7ysclid4howoakre 126033218 (дата обращения: 15.05.2023).
Монографии, тематические сборники, учебные и справочные издания
Авдеев Д.А. Российское конституционное право: учебное пособие. Тюмень, 2021. 276 с.
Арутюнян А.Ш. Институт Президента Республики Армения. Сравнительно-правовой анализ. Ереван: Мхитар Гош, 1996. 312 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. 344 с.
Бочурко Т.В. Проблемы реализации права законодательной инициативы Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Студенческая наука и XXI век, 2020. Т. 17. № 2-2(20). 336 с.
Бошно С.В. Теория права. Москва: ЛитРес [поставщик], 2011.489 с.
Бялт В.С. Теория государства и права в схемах: учеб, пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022. 447 с.
Винниченко 0.10. Российская государственность в контексте цивилизационного развития: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унта, 2007.- 171 с.
Гессен В.М. Основы конституционного права. Петроград: Юрид. кн. скл. «Право», 1917. VIII, 439 с.
Ильин И.А. О грядущей России. Ред.-изд. центр «Лиана» Б, 1993. 367 с.
Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Москва: Русская книга.....4.5