Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет 9
1.2 Роль игровой деятельности в развитии лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности 29
2.1 Выявление уровня развития лексико-грамматической
стороны речи детей 3-4 лет 29
2.2 Содержание и организация работы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности 45
2.3 Динамика уровня развития лексико-грамматической
стороны речи детей 3-4 лет 61
Заключение 73
Список используемой литературы 76
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 79
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 80
Приложение В Картотека дидактических игр, игровых упражнений и игровых ситуаций 81
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 85
Актуальность темы исследования заключается в том, что в отечественной педагогике признано отношение к дошкольному детству, как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие дошкольника.
«Актуальность исследования определяется тем, что своевременное развитие лексико-грамматической стороны речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей» [4].
«Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития личности: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры» [4].
«Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведенные в области речевого развития дошкольников психологами, педагогами, лингвистами (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев,
А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева,
К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин)» [20].
В процессе развития «ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса (лексического строя), формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя)» [20].
«Лексико-грамматический строй речи - это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса, развитие словаря» [12]. Эту систему изучает лингвистика и описывает
академическая грамматика. У детей с недостаточно развитой лексико-грамматической стороной речи словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей 3-4 лет является одной из актуальных проблем.
Вопросы развития «лексико-грамматической стороны речи у дошкольников рассматриваются в работах таких ученых, как Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева» [12].
«Проблемой развития лексико-грамматической стороны речи дошкольников с использованием игровой деятельности занимаются многие известные ученые: Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева,
С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Н.В. Серебрякова, Н.В. Нищева Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская» [12].
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет и недостаточным использованием педагогами возможностей игровой деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему
исследования: каковы потенциальные возможности игровой деятельности в процессе развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие лексико-грамматической стороны речи детей
3-4 лет в процессе игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет.
Предмет исследования: развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности.
...
Актуальность темы исследования заключается в том, что в отечественной педагогике признано отношение к дошкольному детству, как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие дошкольника.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведенные в области речевого развития дошкольников психологами, педагогами, лингвистами (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев,
А.Н. Леонтьев, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин,
Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Теремок» г. Ейска. В исследовании принимали участие 20 детей 3-4 лет.
Целью констатирующего этапа исследования было выявление уровня развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет. За основу были взяты критерии и показатели, выделенные на базе проведенного теоретического исследования работ О.Л. Канонко. Использовались диагностические методики, разработанные О.С. Ушаковой.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, свидетельствует, что низкий уровень развития лексико¬грамматической стороны речи был выявлен у 6 детей (30%), средний уровень был выявлен у 11 детей (55%), высокий уровень был выявлен у 3 детей (15%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходима специально организованная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет. Средством для организации такой работы мы выбрали игровую деятельность.
Целью формирующего эксперимента было: разработать содержание и организовать работу по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности.
Мы предположили, что развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности, возможно если:
- речевой уголок группы оснащен лексико-грамматическими материалами в соответствии с показателями уровня развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет;
- в совместную деятельность детей 3-4 лет и педагога включены дидактические игры, игровые упражнения и игровые ситуации, направленные на развитие у детей лексической и грамматической сторон речи;
- в ходе совместной деятельности педагог придерживается специально обоснованных принципов и положений организации игровой деятельности лексико-грамматической направленности.
На первом этапе формирующего эксперимента мы оснастили речевой уголок в группе лексико-грамматическими материалами. Лексико-грамматические материалы были подобраны в соответствии с показателями уровня развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет.
Отметим, что среди лексико-грамматических материалов речевого уголка была представлена картотека игровых дидактических упражнений, направленных на пополнение, уточнение и активизацию обиходно-бытового, предметного, глагольного словарей детей 3-4 лет, а также на развитие лексико¬грамматической стороны речи у младших дошкольников в соответствии с возрастными требованиями.
На втором этапе формирующего эксперимента мы разработали комплекс дидактических игр, игровых упражнений и игровых ситуаций, направленных на развитие у детей 3-4 лет лексической и грамматической сторон речи.
На третьем этапе формирующего эксперимента разработанные и подобранные нами дидактические игры, игровые упражнения и игровые ситуации были включены в совместную деятельность детей и педагога с целью развития у детей 3-4 лет лексико-грамматической стороны речи.
В результате проведения контрольного этапа была выявлена следующая динамика уровня развития лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет:
- количество детей с низким уровнем лексико-грамматической стороны речи снизилось на 10%;
- количество детей со средним и высоким уровнями лексико-грамматической стороны речи увеличилось на 5% на каждом уровне.
Полученные результаты позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности, выявилось, что произошли следующие качественные изменения по следующим направлениям:
- умение называть слова, обозначающие предметы, выраженные именем существительным;
- умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным;
- умение называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием;
- умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно с педагогом;
- умение составлять рассказ из личного опыта.
Сопоставляя результаты контрольного исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М. : Педагогика, 2008. 144 с.
2. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения : Речь и речевое общение детей. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 128 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook.ru/static/trials/05/81/12/05811252.a4.pdf(дата обращения: 03.01.2023).
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.rU/Books/5/0174/index.shtml (дата обращения: 03.01.2023).
5. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. Просвещение, 2008. 25 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской возрастной психологии
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol 1.pdf (дата обращения: 05.01.2023).
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс, 2007. 471 с.
8. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года [Электронный ресурс]. URL: [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.rU/Books/6/0112/6_0112-25.shtml(дата обращения: 28.12.2022).
9. Запорожец А. В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте
[Электронный ресурс]. URL:
https://fictionbook.ru/static/trials/05/81/12/05811252.a4.pdf(дата обращения: 03.01.2023).
10. Карпова С. Н. Развитие осознания словесного состава речи в дошкольном возрасте. СПб. : Речь, 2007. 144 с.
11. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить [Электронный ресурс].
URL: [Электронный ресурс]. URL:
https://fictionbook.ru/static/trials/05/81/12/05811252.a4.pdf(дата обращения: 03.02.2023).
12. Конина М. М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Дошкольное воспитание. 2008. № 11. 28-31.
13. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. М. : ЛИБРОКОМ, 2020. 158 с.
14. Лаврентьева А. И. Система работы над синтаксической стороной речи младших дошкольников. М. : Академия, 2008. 245 с.
15. Лаврик М. С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников / автореф. дис... канд. педагог, наук. М. Педагогика, 2007. 18 с.
...
29 источников