Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств посредством сказкотерапии

Работа №141091

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств посредством сказкотерапии 8
1.1 Сущностная характеристика понятия «интеллектуальные
чувства» у детей 5-6 лет 8
1.2 Сказкотерапия как средство развития у детей 5-6 лет
интеллектуальных чувств 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств посредством сказкотерапии 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет
интеллектуальных чувств 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей
5-6 лет интеллектуальных чувств посредством сказкотерапии.. 41
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет
интеллектуальных чувств 55
Заключение 65
Список используемой литературы 66
Приложение А Характеристика выборки исследования 69
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 70
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 71
Приложение Г Тематический план сказкотерапии 72
Приложение Д Памятки для родителей по развитию интеллектуальных чувств посредством сказкотерапии 74
Приложение Е Стимульный материал к методам диагностики 76


Многие годы, система дошкольного воспитания и обучения, ориентирована на интеллектуальное развитие ребенка, что совершенно не раскрывает весь спектр интеллектуальных чувств. Интеллектуальные чувства представляют собой достаточно сложные процессы, которые в своем совершенстве развиты не у каждого ребенка. Радость, грусть, удивление, юмор - все перечисленное можно развить при помощи правильно подобранной сказки. Проблема становления эмоциональной сферы дошкольников является в психологии одной из самых сложных.
В последнее время, специалистами отмечен довольно высокий рост детских эмоциональных проблем, что нашло отражение в работах таких российских психологов как (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская). Данная проблема вызывает, несомненно, большой интерес среди ученых теоретиков и практиков, но в силу того, что данные по изучению проблемы разнятся, то в научной литературе большой пробел. С трудностями сталкиваются многие при исследовании развития интеллектуальных чувств у детей 5-6 лет посредством сказкотерапией. Изучению сказкотерапиии, ее влиянию на внутренний мир детей посвятили свои работы отечественные и зарубежные ученые (Б. Беттельхейм, И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов, Д.Ю. Соколов), зарубежные психотерапевты (Р. Гарднер, А. Менечетти, Э. Фромм).
Несмотря на то, что метод сказкотерапии имеет широкий спектр исследований, теоретических обоснований в области применения и многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания, еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере.
Обобщив все вышесказанное, нами было выявлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии для реализации данного процесса.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: возможности сказкотерапии в развитии у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств
посредством сказкотерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств посредством сказкотерапии.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет
интеллектуальных чувств.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство развития у детей 5¬6 лет интеллектуальных чувств.
Гипотеза исследования: процесс развития у детей 5-6 лет
интеллектуальных чувств посредством сказкотерапии будет возможным, если:
- подобраны сказки, содержащие проблемные ситуации, активизирующие желание и интерес детей помочь главным героям, решить их;
- подобраны приемы работы со сказками в соответствии с показателями развития интеллектуальных чувств;
- реализована совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты с применением сказкотерапии в соответствии с особенностями развития интеллектуальных чувств у детей 5-6 лет.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей
5-6 лет интеллектуальных чувств посредством сказкотерапии.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Детский сад № 25 «Теремок» города Вольска Саратовской области. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте 5-6 лет.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
- теоретические исследования в области развития эмоций и чувств (П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р. Линер Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов);
- положения исследований об особенностях развития
интеллектуальных чувств у детей старшего дошкольного возраста (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская);
- результаты исследований о возможностях сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы детей (И.К. Зимина, Т.В. Зинкевич-Евстигнеева, Р.М. Ткач, И.Н. Тришина).
Новизна исследования заключается в том, что подобраны приемы работы со сказками в соответствии с показателями развития интеллектуальных чувств.
Теоретическая значимость заключается в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития у детей 5-6 лет интеллектуальных чувств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, комплекс методов диагностики интеллектуальных чувств у детей 5-6 лет и содержание работы с применением сказкотерапии могут использоваться педагогами-психологами, педагогами дошкольных образовательных организаций в практической деятельности.
Структура бакалаврской работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (41 наименование). Текст работы проиллюстрирован 3 таблицами, 13 рисунками и 6 приложениями. Объем бакалаврской работы - 68 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоции человека предназначены для того, чтобы сигнализировать о значении для человека той или иной ситуации.
Под интеллектуальными чувствами в психологии понимают склонность человека переживать эмоциональное состояние, проявляющее в чувствах любознательности, удивления, юмора. Развиваются данные чувства у детей в процессе познавательной деятельности. Сказкотерапия является одним из доступных методов мягкого воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка. При помощи ненавязчивых детям сказочных образов обсуждаются варианты выхода из разных сложных ситуаций, сказочных решений различных задач, при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.
О.Н. Капшук утверждает: «использование сказкотерапевтических
технологий дает психологу возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, способствовать интеллектуальному развитию чувственной сферы» [17, с. 83].
Подведя итог проделанной работы и проанализировав полученные результаты проведенного эксперимента с использованием методик, мы исследовали возможность развития интеллектуальных чувств у детей 5-6 лет посредством сказкотерапией. В экспериментальной группе дети активнее отвечают на вопроссы, сами научились задавать вопросы к предлагаемому для рассмотрения материала. Суждения стали логичными, рассказы содержательнее. Мы можем утверждать, что возможности сказкотерапии в развитии интеллектуальных чувств у детей 5-6 лет эффективны. Метод сказкотерапии апробирован и рекомендован в работу психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Поставленная нами цель достигнута. Задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Агафонова И. Н., Листраткина В. Г. Воспитание жизненно важных чувств и качеств личности дошкольника // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. ЗАО МЦФЭР. 2009, № 3. 80 с.
2. Андреева И. А. Азбука эмоционального интеллекта. СПб. : БХВ- Петербург, 2012. 288 с.
3. Артемьева Т. В. Диагностика юмора у детей: учеб.пособие. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2018. 52 с.
4. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб. : Речь, 2005. 128 с.
5. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и
школьников. Санкт-Петербург : Речь, 2006. 121 с.
6. Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие / Сост. Л. Н. Вахрушева. М. : ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
7. Вачков И. В. Волшебство происходит во время, или как использовать сказку в детском саду и в семье М. : РОКС, 2015. 256 с.
8. Гончарова Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 4 (14). С. 18-20.
9. Данилина Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практ. работников ДОУ. М. : Айрис-Пресс. 2004. 146 с.
10. Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддъяков Н. Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2017. 128 с.
11. Захарова И. Г. Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. СПб : Свое издательство, 2015. С. 62-65.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т. В. Практикум по сказкотерапии СПб. : Речь, 2018. 320 с.
13. Зеньковский В. В. Психология детства: учеб.пособие для вузов. Екатеринбург : Деловая кн., 1995. 346 с.
14. Иванова Е. М. Чувство юмора как маркер одаренности // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 144-152.
15. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2012. 464 с.
...
41 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ